РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ. 09 Физика профиль обучения: общеобразовательный цикл для специальности 31.02.01 Лечебное дело среднего профессионального образования базовой подготовки
рабочая программа по физике (11 класс)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности, 31.02.01 Лечебное дело утвержденного приказом Минпросвещения РФ от 4 июля 2022 г. № 526, положениями федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023г. № 371.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ. 09 Физика
профиль обучения: общеобразовательный цикл
для специальности 31.02.01 Лечебное дело
среднего профессионального образования
базовой подготовки
2023
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности, 31.02.01 Лечебное дело утвержденного приказом Минпросвещения РФ от 4 июля 2022 г. № 526, положениями федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023г. № 371.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Златоустовский медицинский техникум»
Составитель: Баранов И.В, преподаватель ГБПОУ «ЗМТ».
Рабочая программа рекомендована цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин.
Утверждена: протокол № 1 от «4» сентября 2023года.
Председатель ЦМК: _______________ /Клименко Е.В/
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ | СТР. | |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ. 09 Физика
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Учебная дисциплина ОУДБ. 09 Физика является предметом общеобразовательного цикла.
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина ОУДБ. 09 Физика входит в состав базовых общеобразовательных учебных дисциплин общеобразовательного цикла, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий соответствующего профиля СПО.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целями изучения учебной дисциплины ОУДБ. 09 Физика
на базовом уровне по программе среднего общего образования являются:
- формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
- формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
- формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и научных доказательств;
- формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУДБ. 09 Физика
обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
Коды ЛР, МР, ПРб; ПРу | Планируемые результаты освоения дисциплины |
ЛР 06 | Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации |
МР01 | умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; |
МР 02 | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; |
МР 03 | владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; |
МР 04 | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
МР 05 | умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
МР 07 | умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; |
МР 08 | владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; |
МР 09 | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
ПРб1 | Сформированность представлений о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых- физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; |
ПРб2 | Сформированность умений распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов; |
ПРб3 | Владение основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы; владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной; |
ПРб4 | Владение закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов; |
ПРб5 | Умение учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач; |
ПРб6 | Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно- исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний; |
ПРб7 | Сформированность умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; |
ПРб8 | Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; |
ПРб9 | Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников, умений использовать цифровые технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно- популярной информации; развитие умений критического анализа получаемой информации; |
ПРб10 | Овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы; |
В ходе изучения общеобразовательной учебной дисциплины создаются условия для формирования общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО:
Коды ОК | Планируемые результаты освоения дисциплины |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 04 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
Результаты освоения адаптированной образовательной программы*:
Личностные результаты обучения:
1. Для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3. Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
- знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты обучения:
1. Для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2. Для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:
- способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
- овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
- овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
- способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
- способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты обучения:
не предусмотрено.
*Данные результаты освоения образовательной программы предусмотрены для студентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ (при наличии).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в т. ч. в форме практической подготовки | 14 |
в т.ч.: | |
Теоретическое обучение | 56 |
Самостоятельная работа | - |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч | Коды общих компетенций, личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение. Физика и методы научного познания. | Содержание учебного материала: | ОК 05, ЛР 06, МР01 | |||
Практическая подготовка (профессионально-ориентированное содержание) Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин | |||||
Лекционное занятие | 2 | ||||
Раздел 1. Механика | 12 | ОК 01, ОК 04, ОК 05, ЛР 06, МР02, МР03, МР04, МР05, МР07, МР08, МР09, ПРб1, ПРб5, ПРб6, | |||
Тема 1.1 Основы кинематики. | Содержание учебного материала: | ||||
Практическая подготовка (профессионально-ориентированное содержание) Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела | |||||
Лекционное занятие | 4 | ||||
Тема 1.2 Основы динамики | Содержание учебного материала: | ||||
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения | |||||
Лекционное занятие | 4 | ||||
Тема 1.3 Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала: | МР07, МР08, МР09, ПРб2, | |||
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики | |||||
Лекционное занятие | 4 | ||||
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика | 8 | ОК 01, ОК04, ОК 05, МР05, МР07, МР08, МР09, ПРб2, ПРб3, ПРб4, ПРб5 | |||
Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории | Содержание учебного материала: | ||||
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы | |||||
Лекционное занятие | 4 | ||||
Тема 2.2 Основы термодинамики | Содержание учебного материала: | ||||
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Охрана природы | |||||
Лекционное занятие | 2 | ||||
Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы | Содержание учебного материала: | ||||
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Характеристика жидкого состояния вещества. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела | |||||
Лекционное занятие | 2 | ||||
Раздел 3. Электродинамика | 20 | ОК 01, ОК 04, ОК 05, ЛР 06, ПРб7, ПРб8, ПРб9, ПРб10, | |||
Тема 3.1 Электрическое поле | Содержание учебного материала: | ||||
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов | |||||
Лекционное занятие | 6 | ||||
Тема 3.2 Законы постоянного тока. | Содержание учебного материала: | ||||
Практическая подготовка (профессионально-ориентированное содержание) Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи | |||||
Лекционное занятие | 4 | ||||
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах | Содержание учебного материала: | ||||
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Полупроводниковые приборы. Применение полупроводников | |||||
Лекционное занятие | 4 | ||||
Тема 3.4 Магнитное поле | Содержание учебного материала: | ||||
Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури | |||||
Лекционное занятие | 4 | ||||
Тема 3.5 Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала: | ||||
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле | |||||
Лекционное занятие | 2 | ||||
Раздел 4. Колебания и волны | 6 | ОК 01, ОК 04, ОК 05, ЛР 06, МР02, МР03, МР04, МР05, МР07, | |||
Тема 4.1 Механические колебания и волны | Содержание учебного материала: | ||||
Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение | |||||
Лекционное занятие | 4 | ||||
Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны | Содержание учебного материала: | ||||
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного тока. Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Открытый колебательный контур. Опыты Г. Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн | |||||
Лекционное занятие | 2 | ||||
Раздел 5. Оптика | 10 | ОК 01, ОК 04, ОК 05, МР08, МР09, ПРб4, ПРб5, ПРб6,
| |||
Тема 5.1 Природа света | Содержание учебного материала: | ||||
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы | |||||
Лекционное занятие | 4 | ||||
Тема 5.2 Волновые свойства света. | Содержание учебного материала: | ||||
Практическая подготовка (профессионально-ориентированное содержание) Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений | |||||
Лекционное занятие | 4 | ||||
Тема 5.3 Специальная теория относительности | Содержание учебного материала: | ||||
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики | |||||
Лекционное занятие | 2 | ||||
Раздел 6. Квантовая физика | 8 | ОК 01, ОК 04, ОК 05, ЛР 06, МР02, МР03, ПРб3, ПРб4, ПРб5, ПРб6, ПРб7, | |||
Тема 6.1 Квантовая оптика | Содержание учебного материала: | ||||
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта | |||||
Лекционное занятие | 4 | ||||
Тема 6.2 Физика атома и атомного ядра | Содержание учебного материала: | ||||
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы | |||||
Лекционное занятие | 4 | ||||
Раздел 7. Строение Вселенной | 6 | ОК 01, ОК 04, ОК 05, ЛР 06, МР02, МР03, ПРб8, ПРб9, ПРб10, | |||
Тема 7.1 Строение Солнечной системы | Содержание учебного материала: | 2 | |||
Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна | |||||
Лекционное занятие | 2 | ||||
Тема 7.2 Эволюция Вселенной | Содержание учебного материала: | ||||
Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии. Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной | |||||
Лекционное занятие | 2 | ||||
Промежуточная аттестация в форме Дифференцированный зачет | 2 | ||||
Всего: | 72 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины Физика
предполагает наличие учебного кабинета/лаборатории.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
1. Учебная доска
2. Столы ученические
3. Стулья
Технические средства обучения:
1. Компьютер с лицензионным программным обеспечением
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания:
- Физика. 10 класс. Базовый и углубленный уровень. ЭФУ / Касьянов В.А. - Москва : Просвещение, 2021.
- Физика. 11 класс. Базовый и углубленный уровень. ЭФУ / Касьянов В.А. - Москва : Просвещение, 2021.
3.2.2. Основные электронные издания:
1.«Электронная библиотека Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru
2. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru;
3.2.3. Дополнительные источники:
1. Мякишев, Геннадий Яковлевич. Физика 10 класс. Базовый и углубленный уровни : учебник для общеобразовательных организаций / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский ; под редакцией Н. А. Парфентьевой ; Министерство просвещения РФ. - 7-е изд. - Москва : Просвещение, 2020. - 432 с.
2. Мякишев, Геннадий Яковлевич. Физика 11 класс. Базовый и углубленный уровни :учебник для общеобразовательных организаций / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин ; под редакцией Н. А. Парфентьевой ; Министерство просвещения РФ. - 8-е изд. - Москва : Просвещение, 2020. - 432 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Оценивание личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно - образовательной деятельности образовательной организации.
Код ЛР | Личностные результаты освоения дисциплины | Формы и методы контроля и оценки |
ЛР 06 | Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации | Педагогическое наблюдение в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, в т.ч.: внеклассных мероприятий, предметной недели, экскурсий, выполнения общественных поручений и т.д |
4.2 Оценивание метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения рабочей программы, которые представлены тремя группами универсальных учебных действий
Код МР | Метапредметные результаты освоения дисциплины | Формы и методы контроля и оценки |
МР01 | умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | Презентация индивидуальных проектов. |
МР02 | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | |
МР03 | владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | |
МР04 | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | Оценка работы над индивидуальным проектом Оценка результатов выполнения учебно- практических задач Оценка обучающихся при выполнении заданий |
МР05 | умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | |
МР07 | умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | Оценка |
МР08 | владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; | Оценка защиты индивидуального проекта Оценка устных и письменных ответов обучающихся |
МР09 | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
4.3 Оценивание предметных результатов
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета
Код ПР | Предметные результаты освоения дисциплины | Формы и методы контроля и оценки |
ПРб1 | Сформированность представлений о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых- физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; | Оценка деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, практических работ, устных ответов, решения задач ( в том числе профессионально ориентированных),заданий, дифзачёта. |
ПРб2 | Сформированность умений распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов; | Оценка деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, практических работ, устных ответов, решения задач ( в том числе профессионально ориентированных),заданий, дифзачёта. |
ПРб3 | Владение основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы; владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной; | |
ПРб4 | Владение закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов; | Оценка деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, практических работ, устных ответов, решения задач ( в том числе профессионально ориентированных),заданий, дифзачёта. |
ПРб5 | Умение учитывать границы применения изученных физических моделей:материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач; | Оценка деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, практических работ, устных ответов, решения задач ( в том числе профессионально ориентированных),заданий, дифзачёта. |
ПРб6 | Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно- исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний; | Оценка деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, практических работ, устных ответов, решения задач ( в том числе профессионально ориентированных),заданий, дифзачёта. |
ПРб7 | Сформированность умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; | Оценка деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, практических работ, устных ответов, решения задач ( в том числе профессионально ориентированных),заданий, дифзачёта. |
ПРб8 | Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; | Оценка деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, практических работ, устных ответов, решения задач ( в том числе профессионально ориентированных),заданий, дифзачёта. |
ПРб9 | Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников, умений использовать цифровые технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно- популярной информации; развитие умений критического анализа получаемой информации; | Оценка деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, практических работ, устных ответов, решения задач ( в том числе профессионально ориентированных),заданий, дифзачёта. |
ПРб10 | Овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы; | Оценка деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, практических работ, устных ответов, решения задач ( в том числе профессионально ориентированных),заданий, дифзачёта. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся подготовку к формированию общих компетенций.
Общие компетенции | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | - устный опрос;
|
ОК 04 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для начально-профессионального образования базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины “Английский язык” предназначена для изучения курса английского языка в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ для специальности технического профиля среднего профессионального образования базовой подготовки
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности для всех специальностей среднего профессионального образования базовой/углубленной подготовки
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

Рабочая программаучебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины В.ч.ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) колледжа и предназначена для реализации требований ФГОС по специальнос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 31.02.01 Лечебное дело
Рабочас программа для медицинских колледжей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ. 09 Физика профиль обучения: общеобразовательный цикл для специальности 31.02.02 Акушерское дело среднего профессионального образования базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства...