Физика 9 класс
презентация к уроку по физике (9 класс)

Зарецкий Алексей Александрович

Презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_-_9kl.pptx813.7 КБ
Файл urok2-9kl_1.pptx721.9 КБ
Файл 03_opred_koord.pptx626.18 КБ
Файл 04_per_prjam_ravn.pptx870.44 КБ
Файл 05_raqvnouskor_uskorenie.pptx446.03 КБ
Файл 06_skor_prjam_grafik.pptx232.7 КБ
Файл 07_peremesh.pptx260.72 КБ
Файл 08_per_bez_nach.pptx1006.5 КБ
Файл 11_inerc_1_zn.pptx519.42 КБ
Файл 12_2_zn_newtona.pptx377.29 КБ
Файл 13_3_zn_newtona.pptx334.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕРИАЛЬНАЯ ТОЧКА. СИСТЕМА ОТСЧЕТА. Домашнее задание - §1; упр.1 (1-3);

Слайд 2

Цель нашего урока Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Поступательное движение. Система отсчета. ВЫ УЗНАЕТЕ: В окружающем нас мире всё находится в непрерывном движении. Под движением в общем смысле этого слова подразумевают любые изменения, происходящие в природе.

Слайд 3

Подумай… Если бы этот древний документ, относящийся к началу нашей эры, попал в Ваши руки, смогли бы найти клад? «Стань у восточной стены крайнего дома лицом на север, и, пройдя 120 шагов, повернись лицом на восток. Затем, пройдя 200 шагов, вырой яму в 10 локтей и найдешь 100 золотых монет».

Слайд 4

Механическое движение Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел, происходящее с течением времени. При решении различных научных и практических задач, связанных с механическим движением тел, нужно уметь описывать это движение, т. е. определять траекторию, скорость, пройденный путь, положение тела и некоторые другие характеристики движения для любого момента времени. Механическое движение воздушного шара видео

Слайд 5

Положение точки Положение точки можно задать с помощью координатной прямой или прямоугольной системы координат Как задать положение тела, имеющего размеры? Ведь каждая точка этого тела будет иметь свою собственную координату.

Слайд 6

Материальная точка Во многих случаях вместо движения реального тела можно рассматривать движение так называемой материальной точки, т. е. точки, обладающей массой этого тела. Для материальной точки можно однозначно определить координату, скорость и другие физические величины, так как она не имеет размеров и не может вращаться вокруг собственной оси.

Слайд 7

Материальная точка Тело можно считать материальной точкой в тех случаях, когда его размерами (а значит, и формой, и вращением) можно пренебречь, поскольку они несущественны в условиях решаемой задачи. Материальная точка — это понятие, вводимое в механике для обозначения тела, которое рассматривается как точка, имеющая массу. Материальными точками считают планеты при изучении их движения вокруг Солнца

Слайд 8

Материальная точка При решении задач, связанных с суточным вращением планет (например, при определении времени восхода солнца в разных местах поверхности земного шара), считать планету материальной точкой бессмысленно, так как результат задачи зависит от размеров этой планеты и скорости движения точек её поверхности. Часовые зоны России

Слайд 9

Поступательное движение Тело, движущееся поступательно, можно принимать за материальную точку даже в том случае, если его размеры соизмеримы с проходимыми им расстояниями. Часовые зоны России

Слайд 10

Система отсчета Для определения положения движущегося тела в любой момент времени, вида движения, скорости тела и некоторых других характеристик движения необходимы тело отсчёта, связанная с ним система координат (или одна координатная ось, если тело движется вдоль прямой) и прибор для измерения времени. система отсчета: тело отсчёта — здание речного вокзала; прямоугольная система координат х, у; часы видео

Слайд 11

Система отсчета Система координат, тело отсчёта, с которым она связана, и прибор для измерения времени образуют систему отсчёта, относительно которой рассматривается движение тела. Знание законов физики позволяет определить координаты тел, движущихся в различных системах отсчёта, в частности в системе отсчёта, связанной с Землёй.

Слайд 12

Система отсчета

Слайд 13

Задача-исследование

Слайд 14

Выполняем тест ?

Слайд 15

Выполняем тест ?

Слайд 16

Выполняем тест ?

Слайд 17

Выполняем тест ?

Слайд 18

Выполняем тест ?

Слайд 19

Итоги урока ? Вопросы Что называется материальной точкой? С какой целью используется понятие «материальная точка»? В каких случаях движущееся тело обычно рассматривают как материальную точку? Приведите пример, показывающий, что одно и то же тело в одной ситуации можно считать материальной точкой, а в другой — нет. В каком случае положение движущегося тела можно задать с помощью одной координатной оси? Что такое система отсчёта?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ. Домашнее задание - § 2; упр. 2;

Слайд 2

Цель нашего урока Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различие между понятиями «путь» и «перемещение». ВЫ УЗНАЕТЕ: Для решения различных практических задач в разных сферах деятельности (например, в диспетчерской службе наземного и воздушного транспорта, в космонавтике, астрономии и др.) необходимо уметь рассчитывать, где будет находиться движущееся тело в заданный момент времени.

Слайд 3

Что сделано дома Упражнение 1

Слайд 4

Что сделано дома а) нет; б) да; в) нет.

Слайд 5

Что сделано дома Что называется материальной точкой? С какой целью используется понятие «материальная точка»? В каких случаях движущееся тело обычно рассматривают как материальную точку? Приведите пример, показывающий, что одно и то же тело в одной ситуации можно считать материальной точкой, а в другой — нет. В каком случае положение движущегося тела можно задать с помощью одной координатной оси? Что такое система отсчёта?

Слайд 6

1 км = 22 км = 0,68 км = 510 м = 3600 м = 5 км = 0,5 км = 1,8 км = 1800 м = 970 м = 72 дм = 8,6 см = 36 дм = 9,7 см = м м м км км м дм м м м км км м дм

Слайд 7

Путь До сих пор при решении многих задач, связанных с движением различных тел, мы пользовались физической величиной, называемой «путь». Под длиной пути подразумевалась сумма длин всех участков траектории, пройденных телом за рассматриваемый промежуток времени. Путь — скалярная величина (т. е. величина, не имеющая направления).

Слайд 8

Перемещение Некоторое тело (которое можно принять за материальную точку) начинает двигаться из точки О и за 1 ч проходит путь, равный 20 км. Где будет находиться это тело спустя 1 ч после его выхода из точки О? Знание пройденного телом пути не является достаточным для определения конечного положения тела

Слайд 9

Перемещение Чтобы избежать неопределённости, для нахождения положения тела в пространстве в заданный момент времени была введена физическая величина, называемая перемещением . Перемещением тела (материальной точки) называется вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

Слайд 10

Перемещение Перемещение — векторная величина (т. е. величина, имеющая направление). Оно обозначается s , т. е. той же буквой, что и путь, только со стрелкой над ней. Как и путь, в СИ перемещение измеряется в метрах. Для измерения перемещения используются и другие единицы .

Слайд 11

Выводы Траектория - воображаемая линия, по которой движется тело. Путь - длина траектории. Перемещение - направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положения тела. Путь и перемещение - это разные вещи!

Слайд 12

Путь и перемещение Путь и перемещение кончика секундной стрелки через определенные промежутки времени 15 с 30 с 45 с 60 с

Слайд 13

Путь и перемещение Путь и перемещение тележки через определенные промежутки времени 0 с 20 с 40 с 60 с старт l S Когда пройденный путь и длина вектора перемещения равны?

Слайд 14

Перемещение На чертеже, где перемещение изображается стрелочкой определённой длины и направления, можно найти конечное положение тела, отложив от его начального положения вектор перемещения.

Слайд 15

Подумай

Слайд 16

Подумай В походе по равнине турист прошёл на север 3 км, затем повернул на восток и прошел ещё 4 км. На каком расстоянии от начальной точки маршрута он оказался? Начертите его перемещение. Предложи не меньше 2 способов решения!

Слайд 17

Наши задачи СВЗ № 1390 СВЗ № 1391 ? Не равны; равны ? Относительно земли равны; Относительно точки обода колеса не равны;

Слайд 18

Итоги урока ? Вопросы Всегда ли можно определить положение тела в заданный момент времени t, зная начальное положение этого тела (при t 0 = 0) и путь, пройденный им за промежуток времени t ? Ответ подтвердите примерами. Что называют перемещением тела (материальной точки)? Можно ли однозначно определить положение тела в заданный момент времени t, зная начальное положение этого тела и вектор перемещения, совершённого телом за промежуток времени t? Ответ подтвердите примерами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТЫ ДВИЖУЩЕГОСЯ ТЕЛА. Домашнее задание - § 3. Вопросы после § 3 (устно). Упражнение 3 (1).

Слайд 2

Что сделано дома Упражнение 2

Слайд 3

Вопрос – ответ… Вспомните, что называется траекторией движения. Что такое пройденный путь? Назовите единицы пройденного пути. Что такое перемещение? При каком движении пройденный путь и модуль вектора перемещения равны? Приведите примеры, когда пройденный путь и модуль вектора перемещения равны и не равны друг другу.

Слайд 4

Что сделано дома Задачник № 1393 ? L=33 м; S = 3 м.

Слайд 5

Цель нашего урока Характеристики механического движения; Координатный способ описания механического движения; Как находить длину пройденного пути и модуль вектора перемещения, проекции вектора перемещения на координатные оси; ВЫ УЗНАЕТЕ: Мы знаем, что положение тела, совершившего некоторое перемещение, можно найти графически, отложив вектор перемещения от начального положения этого тела. Но в большинстве случаев необходимо вычислить положение тела, т. е. определить его координаты.

Слайд 6

Вектор, модуль, проекция Для определения координаты вычисления производят не с векторами, а с соответствующими им скалярными величинами: с проекциями векторов на координатные оси и с модулями векторов или их проекций (т. е. с величинами, представляющими собой положительные или отрицательные числа, но не имеющими направления).

Слайд 7

Вектор, модуль, проекция Находим проекции векторов на ось ОХ Как должен быть расположен вектор по отношению к оси, чтобы модуль его проекции на эту ось был: а) равен нулю; б) равен модулю этого вектора; в) меньше модуля этого вектора? Может ли модуль проекции вектора быть больше модуля этого вектора?

Слайд 8

Координаты тела Как определить координату движущегося тела, зная координату его начального положения и вектор перемещения? Два катера идут по реке в противоположных направлениях и встречаются в 100 км к востоку от пристани П. Продолжая движение, за некоторый промежуток времени t первый катер переместился от места встречи на 60 км к востоку, а второй — на 50 км к западу. Определите координаты каждого катера относительно пристани и расстояние между катерами через промежуток времени t после их встречи.

Слайд 9

Координаты тела

Слайд 10

Самостоятельная работа

Слайд 11

Наши задачи СВЗ № 1395 ? Тело переместилось из точки с координатами х 1 = -2 м, у 1 = 3 м в точку с координатами х 2 = 2 м, у 2 = 6 м. Сделайте чертёж, найдите модуль перемещения и его проекции на оси координат. S x = 4 м; S y = 3 м; S = 5 м.

Слайд 12

Работаем с текстом Рабочая тетрадь с.10 № 1 ? координаты ? проекцию

Слайд 13

Выбери правильный ответ Рабочая тетрадь с.10 № 2 ? _______________ ? _____________ ? _____________

Слайд 14

Решите задачу Рабочая тетрадь с.10 № 3(2)

Слайд 15

Выполните упражнение 3 Рабочая тетрадь с.10 № 4

Слайд 16

Итоги… ? Вопросы С какими величинами производят вычисления — с векторными или скалярными? При каком условии проекция вектора на ось будет положительной, а при каком — отрицательной? Запишите уравнение, с помощью которого можно определить координату тела, зная координату его начального положения и вектор перемещения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРИ ПРЯМОЛИНЕЙНОМ РАВНОМЕРНОМ ДВИЖЕНИИ. Домашнее задание: § 4. Упражнение 4.

Слайд 2

Цель нашего урока Прямолинейное равномерное движение и его характеристики; Понятие «закон движения» или «уравнение движения»; Уравнение прямолинейного равномерного движения. ВЫ УЗНАЕТЕ: Как найти вектор перемещения, если он не задан? Проще всего получить формулу для определения вектора перемещения для тела, движущегося прямолинейно и равномерно (т. е. движущегося по прямолинейной траектории и проходящего за любые равные промежутки времени одинаковые пути).

Слайд 3

х м = 16 км; х в = 8 км; l = 8 км. Что сделано дома Упражнение 3(1) ?

Слайд 4

Вопрос – ответ… Чем отличаются векторные величины от скалярных? Какие векторные физические величины вы знаете? Как найти проекцию вектора на ось? Вспомните, что характеризует скорость движения. Что называется графиком пути, графиком скорости?

Слайд 5

Определение вектора скорости Прямолинейное равномерное движение – движение по прямолинейной траектории, когда за любые равные промежутки времени проходятся одинаковые пути. Скорость равномерного прямолинейного движения — это постоянная векторная величина, равная отношению перемещения тела за любой промежуток времени к значению этого промежутка.

Слайд 6

Нахождение проекции и модуля перемещения Для расчета перемещения применяют формулу, в которую входят проекции векторов на ось Если для решения задач нас не интересует направление векторов перемещения и скорости, то используем формулу, в которую входят их модули S = ϑ * t

Слайд 7

Графический способ Два катера идут по реке в противоположных направлениях и встречаются в 100 км к востоку от пристани. Продолжая движение, за 2 часа первый катер переместился от места встречи на 60 км к востоку, а второй — на 50 км к западу. Такт как проекции векторов скорости и перемещения первого катера положительны, а второго – отрицательный то смотрим на график.

Слайд 8

Решаем задачи

Слайд 9

Решаем задачи

Слайд 10

Решите задачу 1402. Велосипедист едет равномерно со скоростью 24 км/ч, его обгоняет мотоциклист, движущийся со скоростью 20 м/с. Постройте графики зависимости модуля скоростей движения велосипедиста и мотоциклиста от времени ? l = 700 км; S = 500 км.

Слайд 11

Итоги… ? Вопросы Что называется скоростью равномерного прямолинейного движения? Как найти проекцию вектора перемещения тела, движущегося прямолинейно и равномерно, если известны проекция вектора скорости и время движения? При каком условии модуль вектора перемещения, совершённого телом за некоторый промежуток времени, равен пути, пройденному телом за тот же промежуток времени? Какую информацию о движении двух тел можно получить по графикам, изображённым на рисунке 7?

Слайд 12

Самоконтроль

Слайд 13

Самоконтроль

Слайд 14

Самоконтроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАВНОУСКОРЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ. УСКОРЕНИЕ. Домашнее задание § 5. Упр. 5(2,3).

Слайд 2

Цель нашего урока Что называют прямолинейным равноускоренным движением и его характеристики; Понятия «мгновенная скорость», «ускорение»; Как решать задачи на расчет ускорения, времени движения, начальной и конечной скоростей движения. ВЫ УЗНАЕТЕ: В 7 классе вы изучали механическое движение тел, происходящее с постоянной скоростью, т. е. равномерное движение. Теперь мы переходим к рассмотрению неравномерного движения. Из всех видов неравномерного движения мы будем изучать самое простое — прямолинейное равноускоренное .

Слайд 3

Вопрос – ответ… Какое движение называют равномерным? Что называется скоростью равномерного движения? В каких единицах она выражается? В каких случаях проекция скорости равномерного движения на ось положительна, в каких отрицательна? Как находится проекция перемещения, если известна проекция скорости? Как найти координату тела в любой момент времени, если известна начальная координата, проекция скорости и время? Как скорость, выраженную в метрах в секунду, выразить в километрах в час и наоборот? Выразите в м/с скорость 72 км/ч. Какая скорость больше: 5 м/с или 36 км/ч?

Слайд 4

Равноускоренное движение Скорость движущегося по взлётной полосе самолёта за любые 10 с увеличивается на 15 м/с, за любые 5 с — на 7,5 м/с, в каждую секунду — на 1,5 м/с и т. д. Самолёт движется равноускоренно . Под скоростью движения самолёта подразумевается его так называемая мгновенная скорость , т. е. скорость в каждой конкретной точке траектории в соответствующий момент времени

Слайд 5

Равноускоренное движение

Слайд 6

Равноускоренное движение Ускорением тела при прямолинейном равноускоренном движении называется векторная физическая величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за который это изменение произошло. Равноускоренное движение — это движение с постоянным ускорением. Ускорение — векторная величина, которая характеризуется не только модулем, но и направлением. Пусть скорость некоторого тела, движущегося равноускоренно , за промежуток времени t изменилась от 0 до . Под 0 подразумевается начальная скорость тела, т. е. скорость в момент t 0 = 0, принятый за начало отсчёта времени. А — это скорость, которую тело имело к концу промежутка времени t, отсчитываемого от t 0 = 0. Тогда за каждую единицу времени скорость менялась на величину, равную

Слайд 7

Примеры В СИ единицей ускорения является метр на секунду в квадрате (м/с 2 ).

Слайд 8

Наши задачи Алгоритм решения простейших задач по кинематике: 1. Выясните и запишите характер движения. 2. Выясните и запишите, есть ли начальная скорость. 3. Запишите краткое условие задачи, выразив все величины в единицах СИ. 4. Используя основные формулы кинематики, запишите ее в векторной форме, спроецируйте на необходимую ось. 5. Запишите проекции с учетом знаков (в модулях) 6. Найдите искомую величину. 7. Вычислите ее. 8. Проанализируйте ответ.

Слайд 9

Наши задачи

Слайд 10

Итоги… ? Вопросы К какому виду движения — равномерному или неравномерному — относится прямолинейное равноускоренное движение? Что понимают под мгновенной скоростью неравномерного движения? Дайте определение ускорения равноускоренного движения. Какова единица ускорения? Что такое равноускоренное движение? Что показывает модуль вектора ускорения? При каком условии модуль вектора скорости движущегося тела увеличивается; уменьшается?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКОРОСТЬ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО РАВНОУСКОРЕННОГО ДВИЖЕНИЯ. ГРАФИК СКОРОСТИ. Домашнее задание § 6. Упражнение 6 (2, 3).

Слайд 2

Цель нашего урока Как записывать формулу скорости тела при прямолинейном равноускоренном движении в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; Как читать и строить графики скорости; Как решать расчетные и качественные задачи с применением этих формул. ВЫ УЗНАЕТЕ:

Слайд 3

Что сделано дома Упражнение 5(2) ? 1,5 м/с 2 Упражнение 5(3) ? 0,5 м/с 2

Слайд 4

Диктант 1. Равноускоренное движение является ... (равномерным или неравномерным). 2. Ускорение векторная величина которая характеризуется... . 3. Если вектор ускорения и вектор скорости сонаправленны то тело … . 4. Что такое равноускоренное движение? 5. Единица ускорения в СИ ... . 6. Что называют мгновенной скоростью неравномерного движения? 7. Как направлен вектор ускорения по отношению к вектору скорости при торможении? 8. Запишите формулу ускорения (в векторном виде).

Слайд 5

Скорость при равноускоренном движении Проекцию вектора ускорения на ось X можно найти по формуле: Если в начальный момент тело покоилось то формула примет вид:

Слайд 6

Скорость при равноускоренном движении Прочитай уравнения скорости: Составь уравнение проекции вектора скорости разгоняющегося перед взлётом самолёта, который движется из состояния покоя прямолинейно с ускорением 1,5 м/с 2 .

Слайд 7

Скорость при равноускоренном движении Построить график зависимости проекции вектора скорости от времени для разгоняющегося перед взлетом самолета, который движется прямолинейно из состояния покоя с ускорением 1,5 м/с 2 в течение 40 с:

Слайд 8

Скорость при равноускоренном движении Построить графики зависимости: I вариант II вариант Затем следует проанализировать эти графики.

Слайд 9

Скорость при равноускоренном движении По дороге едет автомобиль со скоростью 10 м/с (36 км/ч). Водитель автомобиля, увидев дорожный знак, снимающий ограничение скорости, нажал на педаль газа, в результате чего автомобиль стал двигаться с постоянным ускорением 1,4 м/с 2 . Построить график зависимости от времени проекции вектора мгновенной скорости на ось X, сонаправленную со скоростью прямолинейно движущегося автомобиля, для первых четырёх секунд разгона.

Слайд 10

Скорость при равноускоренном движении Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 20 м/с (72 км/ч), нажимает на педаль тормоза. В результате автомобиль движется с ускорением 2 м/с 2 и через 10 с останавливается. ?

Слайд 11

Наши задачи

Слайд 12

Итоги… ? Вопросы Запишите формулу, по которой можно рассчитать проекцию вектора мгновенной скорости прямолинейного равноускоренного движения, если известны: а) проекция вектора начальной скорости и проекция вектора ускорения; б) проекция вектора ускорения при том, что начальная скорость равна нулю. Что представляет собой график проекции вектора скорости равноускоренного движения при начальной скорости: а) равной нулю; б) не равной нулю ? Чем сходны и чем отличаются друг от друга движения, графики которых представлены на рисунках 11 и 12?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРИ ПРЯМОЛИНЕЙНОМ РАВНОУСКОРЕННОМ ДВИЖЕНИИ. Домашнее задание : § 7. Упражнение 7 (1 - 3).

Слайд 2

Цель нашего урока Характеристики прямолинейного равноускоренного движения; Как вывести формулу для расчета проекции перемещения при прямолинейном равноускоренном движении; Как решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. ВЫ УЗНАЕТЕ:

Слайд 3

Перемещение при … Выведем формулу, с помощью которой можно рассчитать проекцию вектора перемещения тела, движущегося прямолинейно и равноускоренно , за любой промежуток времени. Вспомним чему рано перемещение при прямолинейном равномерном движении? П роекция вектора перемещения s x за промежуток времени, соответствующий отрезку ОВ, численно равна площади S трапеции ОАСВ и определяется по той же формуле, что и эта площадь. Что за фигура под графиком скорости прямолинейного равноускоренного движения?

Слайд 4

Уравнение … по шагам S x (4c) численно равна площади трапеции. 1 a b h Построение трапеции. 2 Формула площади трапеции. S x = v 0x t + 3 Соответствия 4 Уравнение

Слайд 5

Наши задачи

Слайд 6

Итоги… Пользуясь рисунком 14, а, докажите, что проекция вектора перемещения при равноускоренном движении численно равна площади фигуры ОАСВ. Запишите уравнение для определения проекции вектора перемещения тела при его прямолинейном равноускоренном движении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРИ ПРЯМОЛИНЕЙНОМ РАВНОУСКОРЕННОМ ДВИЖЕНИИ БЕЗ НАЧАЛЬНОЙ СКОРОСТИ. Домашнее задание § 8. Упражнение 8 (1).

Слайд 2

Цель нашего урока П редставление о прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости и его характеристиках; Как решать задачи на расчет модуля вектора перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. ВЫ УЗНАЕТЕ:

Слайд 3

Что сделано дома Упражнение 7(1) ? 31,25 м Упражнение 7(2) ? 150 м

Слайд 4

Вопрос – ответ… Дайте определение прямолинейного равноускоренного движения. Дайте определение ускорения равноускоренного движения. Что характеризует ускорение? При каких условиях модуль вектора перемещения равен пройденному пути? Назовите формулу для расчета проекции вектора перемещения при прямолинейном равноускоренном движении.

Слайд 5

Проверим себя

Слайд 6

Проверим себя

Слайд 7

Проверим себя

Слайд 8

Проверим себя

Слайд 9

Проверим себя

Слайд 10

Без начальной скорости Sx = v 0x t + Sx = v 0x = 0; v x = v 0x + v x = v 0x = 0;

Слайд 11

Без начальной скорости… закономерности Sx = 0 t 1 2t 1 3t 1 4t 1 5t 1 ОА : ОВ : ОС : OD : ОЕ = 1 : 4 : 9 : 16 : 25 ОА : АВ : ВС : CD : DE = 1 : 3 : 5 : 7 : 9 при увеличении промежутков времени, отсчитываемых от начала движения, в целое число раз по сравнению с t 1 модули соответствующих векторов перемещений возрастают как ряд квадратов последовательных натуральных чисел.

Слайд 12

Без начальной скорости… закономерности При увеличении промежутков времени, отсчитываемых от начала движения, в целое число раз по сравнению с t 1 модули соответствующих векторов перемещений возрастают как ряд квадратов последовательных натуральных чисел. 1 : 4 : 9 : 16 : 25 Модули векторов перемещений, совершаемых телом за последовательные равные промежутки времени (каждый из которых равен t 1 ), относятся как ряд последовательных нечётных чисел. 1 : 3 : 5 : 7 : 9

Слайд 13

Наши задачи Учебник: упр 8 № 2 ? 7,5 м/с 0 Х

Слайд 14

Наши задачи Задачник: № 1437 ? 1600 м

Слайд 15

Итоги… ? Вопросы По каким формулам рассчитываются проекция и модуль вектора перемещения тела при его равноускоренном движении из состояния покоя? Во сколько раз увеличится модуль вектора перемещения тела при увеличении времени его движения из состояния покоя в n раз? Запишите , как относятся друг к другу модули векторов перемещений тела, движущегося равноускоренно из состояния покоя, при увеличении времени его движения в целое число раз по сравнению с t 1 Запишите , как относятся друг к другу модули векторов перемещений, совершаемых телом за последовательные равные промежутки времени, если это тело движется равноускоренно из состояния покоя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОТСЧЕТА. ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА. Домашнее задание: § 10. Упражнение 10.

Слайд 2

Цель нашего урока Особенности инерции; Понятие «инерциальная система отсчета (ИСО)»; Формулировку первого закона Ньютона. ВЫ УЗНАЕТЕ:

Слайд 3

Вопрос – ответ… Дайте определение механического движения. Что называется траекторией движения; пройденным путем? Что входит в систему отсчета? Какие кинематические физические величины описывают механическое движение?

Слайд 4

Явление инерции Объясни явление: В жизни: Опытный шофер умеет с помощью инерции экономить горючее. Учитывая рельеф дороги, он время от времени сбавляет газ и отключает двигатель от ведущих колес. При этом машина движется по инерции, а двигатель потребляет мало горючего. Пройдя накатом несколько метров, водитель может снова разогнать машину. Показателем искусства машиниста локомотива является умение точно поставить состав у платформы, не используя тормоза и не осаждая состав назад. И это можно сделать за счет инерции, своевременно выключив двигатели.

Слайд 5

Причины движения При отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться, а для того, чтобы тело двигалось с постоянной скоростью, нужно, чтобы на него непрерывно действовало другое тело. АРИСТОТЕЛЬ Греческий философ Ученик Платона. С 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского. В 335/4 годах до н. э. основал Ликей . Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.

Слайд 6

Причины движения Тела (материальные точки) находятся в покое или движутся прямолинейно и равномерно (т. е. сохраняют свою скорость неизменной), если на них не действуют другие тела. При отсутствии внешних воздействий тело может не только покоиться, но и двигаться прямолинейно и равномерно. ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик. Основатель экспериментальной физики. Первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий

Слайд 7

Причины движения Всякое тело продолжает удерживаться в своём состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние ИСААК НЬЮТОН Английский физик, математик и астроном. Сформулировал три закона динамики, открыл закон всемирного тяготения и явление дисперсии света

Слайд 8

Первый закон Ньютона демонстрация Объясни явление: Справедлив закон инерции в данной системе отсчета ? Первый закон Ньютона: Существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела или действия других тел компенсируются. К формулировке закона инерции, данной Ньютоном, следует добавить, что этот закон справедлив не для всех систем отсчёта.

Слайд 9

Инерциальные системы отсчета (ИСО) В первом законе Ньютона речь идёт о телах, которые могут быть приняты за материальные точки. Системы отсчёта, в которых закон инерции выполняется, называются инерциальными, а те, в которых не выполняется, — неинерциальными. Законы движения и взаимодействия тел сформулированы для инерциальных систем отсчёта.

Слайд 10

Инерциальные системы отсчета (ИСО) С очень высокой степенью точности инерциальной можно считать гелиоцентрическую систему.

Слайд 11

Инерциальные системы отсчета (ИСО) Инерциальными можно считать также системы отсчёта, связанные с любым телом, которое покоится или движется равномерно и прямолинейно относительно поверхности земли. Системы отсчёта, движущиеся относительно инерциальных с ускорением, являются неинерциальными. Существует бесчисленное множество как инерциальных, так и неинерциальных систем отсчёта.

Слайд 12

Мини-тест 1. Кто из ученых впервые изложил суть закон инерции? 1) Аристотель 2) Галилей 3) Ньютон 4) Архимед 2. Выберите верное(- ые ) утверждение(-я) А) в состоянии инерции тело покоится; Б) в состоянии инерции у тела есть ускорение; В) в состоянии инерции тело движется равномерно и прямолинейно 3. Выберите пример явления инерции А) книга падает со стола; Б) ракета летит по прямой с постоянной скоростью; В) автобус отъезжает от остановки; С) ученик сидит на стуле.

Слайд 13

Мини-тест 4. Игнатов едет в автобусе в школу. Система отсчета связана с автобусом. Ее можно считать инерциальной, если 1) автобус отъезжает от остановки; 2) если автобус останавливается около школы; 3) если автобус движется равномерно и прямолинейно; 4) если автобус движется равномерно на повороте. 5. На стене школы висит фотография Кузиной. Выберите, с каким(-и) телом(- ами ) можно связать инерциальную систему отсчета А) стена Б) маятник в часах, висящих на стене В) Дудла проходит вдоль стены с постоянной скоростью

Слайд 14

Мини-тест 6. Система отсчета связана с мотоциклом. Она является инерциальной, если мотоцикл 1) движется равномерно по извилистой дороге 2) разгоняется по прямолинейному участку шоссе 3) движется равномерно по прямому участку шоссе 4) по инерции вкатывается на гору 7. Первый закон Ньютона: А) Тела (материальные точки) находятся в покое или движутся прямолинейно и равномерно (т. е. сохраняют свою скорость неизменной), если на них не действуют другие тела; Б) Всякое тело продолжает удерживаться в своём состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние; В) Существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела или действия других тел компенсируются.

Слайд 15

Мини-тест 8. По прямолинейному участку железной дороги равномерно движется пассажирский поезд. Параллельно ему в том же направлении едет товарный состав. Систему отсчета, связанную с товарным составом, можно считать инерциальной, если он 1) тормозит 2) разгоняется 3) движется равномерно 4) во всех перечисленных случаях 9. Как называются системы отсчёта, движущиеся относительно инерциальных с ускорением 10. Утверждение, что материальная точка покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие на него других тел взаимно уравновешено . 1) верно любых систем отсчета; 2) верно для неинерциальных систем отсчета; 3) верно для инерциальных систем отсчета; 4) неверно.

Слайд 16

Итоги… ? Вопросы Как движется тело, если на него не действуют другие тела? Чем отличаются взгляды Галилея от взглядов Аристотеля в вопросе об условиях равномерного движения тел? Как проводился опыт, изображённый на рисунке 19, и какие выводы из него следуют? Дайте современную формулировку первого закона Ньютона. Какие системы отсчёта называются инерциальными, а какие — неинерциальными? Приведите примеры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВТОРОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА. Домашнее задание : § 11. Упражнение 11 (2, 3).

Слайд 2

Цель нашего урока Повторить понятие «равнодействующая сила»; связь между силой и ускорением, формулировка второго закона Ньютона; причина и направление ускорения, единица силы в СИ; алгоритм решения задач на второй закон Ньютона. ВЫ УЗНАЕТЕ:

Слайд 3

Исаак Ньютон Вклад Ньютона в достижения нашей цивилизации отражён в эпитафии, высеченной на его могиле: «Здесь покоится Сэр Исаак Ньютон, который почти божественной силой своего ума объяснил с помощью своего математического метода движения и формы планет, пути комет, приливы и отливы океана. Он первый исследовал разнообразие световых лучей и проистекающие отсюда особенности цветов, каких до того времени никто даже не подозревал. Прилежный, проницательный и верный истолкователь природы, древностей и священного писания он прославил в своём учении Всемогущего Творца. Требуемую Евангелием простоту он доказал своей жизнью. Пусть смертные радуются, что в их среде жило такое украшение человеческого рода ...»

Слайд 4

Вопрос – ответ… Дайте определение явления инерции. Как движется тело, если на него не действуют другие тела? Назовите условия равномерного движения (по Аристотелю, по Галилею). Дайте современную формулировку первого закона Ньютона. Какие системы отсчета называются инерциальными, а какие — неинерциальными?

Слайд 5

Подумай… «Что является причиной изменения скорости тела?», «Что характеризует ускорение?», «Что является причиной ускорения?

Слайд 6

Ускорение и сила Когда на тело действует сразу несколько сил, то оно движется с ускорением, если равнодействующая F этих сил не равна нулю. Р авнодействующей нескольких сил, одновременно приложенных к телу, называется сила, производящая на тело такое же действие, как все эти силы вместе.

Слайд 7

Ускорение и сила

Слайд 8

Ускорение и масса Ускорения , сообщаемые телам одной и той же постоянной силой, обратно пропорциональны массам этих тел. У скорение, с которым движется тело постоянной массы, прямо пропорционально приложенной к этому телу силе, в результате которой возникает ускорение.

Слайд 9

Второй закон Ньютона ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе. В СИ за единицу силы принимается сила, сообщающая телу массой 1 кг ускорение 1 м/с 2 в направлении действия силы. 1 Н = 1 кг · 1 м/с 2 = 1 кг · м /с 2 .

Слайд 10

Наши задачи

Слайд 11

Наши задачи

Слайд 12

Итоги… Что является причиной ускоренного движения тел? Приведите примеры из жизни, свидетельствующие о том, что чем больше приложенная к телу сила, тем больше сообщаемое этой силой ускорение. Используя рисунки 20 и 21, расскажите о ходе опытов и выводах, следующих из этих опытов. Сформулируйте второй закон Ньютона. Какой математической формулой он выражается? Что можно сказать о направлении вектора ускорения и вектора равнодействующей приложенных к телу сил?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРЕТИЙ ЗАКОН НЬЮТОНА. Домашнее задание § 12. Упражнение 12.

Слайд 2

Цель нашего урока Повторить понятия «взаимодействие тел» и «сила», устройство и принцип действия ди­намометра; сформулировать третий закон Ньюто­на; выявить природу сил, возникающих при взаи­модействии тел; научиться решать задачи на третий закон Ньютона.

Слайд 3

Физическая разминка Дайте определение силы. Дайте определение равнодействующей силы. Что является причиной возникновения ускоре­ния? Сформулируйте второй закон Ньютона. Назовите формулу второго закона Ньютона в векторном виде. Как направлено ускорение, с которым движется тело?

Слайд 4

Третий закон Ньютона Сцепленные динамометры показывают одинаковые по модулю силы Взаимодейст­вие движущихся сцепленных тел Вы знаете, что не бывает одностороннего действия одного тела на другое, тела всегда взаимодействуют друг с другом. Что можно сказать о силах, с которыми два тела действуют друг на друга?

Слайд 5

Третий закон Ньютона Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению. 2 Математически он записывается в следующем виде: Знак «минус» показывает, что векторы сил направлены в разные стороны. С илы, возникающие в результате взаимодействия тел, являются силами одной природы. Силу, приложенную к опоре и направленную вертикально вниз, называют весом тела , а силу, приложенную к телу и направленную вертикально вверх, — силой реакции опоры . Как уже отмечалось, обе эти силы являются силами упругости.

Слайд 6

Третий закон Ньютона Силы, о которых гово­рится в третьем законе Ньютона, никогда не уравновешивают друг друга, поскольку они приложены к разным телам и являются одной природы. Катер находится в равновесии, так как Две равные по модулю и противоположно направленные силы уравновешивают друг друга в том случае, если они приложены к одному телу. Тогда их равнодействующая равна нулю, и тело при этом находится в равновесии, т. е. либо покоится, либо движется равномерно и прямолинейно.

Слайд 7

Наши задачи Будет ли превышен предел измерений динамометра если он рассчитан на измерение сил до 100 Н вклю­чительно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Предмет: физика       Класс: 8           Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 7.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2021/2022 учебный годПредмет физикаКласс 7Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышк...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 8.

Предмет физикаКласс 8Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.М.: Просвещение, 2015г. Учебник «Физик...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2020/2021 учебный год Предмет физика Класс 9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2020/2021 учебный годПредмет физикаКласс 9Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...