Рабочая программа спецкурса «Физика человека» для 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс)
Рабочая программа спецкурса «Физика человека» для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_spetskursa_fizika_cheloveka_dlya_7_klassa_na_20.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Рабочая программа
спецкурса «Физика человека»
для 7 класса
г. Когалым
Пояснительная записка
Курс предназначен для учащихся 7-ых классов и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Рабочая программа спецкурса по физике «Физика человека» составлена на основе авторской программы "Физика человека", составленной Малинской С.И. (Москва, ИД «Первое сентября», фестиваль «Открытый урок»)
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие
человека. Однако в связи с изучением вопросов психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых организмах,
в технике, развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека .
В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской
и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и
постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно – технической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих
в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно – следственные связи, существующие в живой
и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.
Программа курса носит практико – ориентированный характер с элементами научно – исследовательской деятельности.
Основная цель курса:
показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знания.
Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающей интересы и познавательные возможности учащихся, приводящей к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию.
Задачи курса:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения человека как физического объекта и самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения поставленных задач;
- применение знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества всё, что необходимо знать для объяснения человека как физического объекта;
- использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса при наблюдении биологических явлений на примере человека и их физическое объяснение.
Спецкурс, прежде всего, ориентирован на развитие у учащихся интереса к предмету, занятиям, на организацию самостоятельного, познавательного процесса и практической деятельности. Учащиеся, изучающие этот курс, в классе выполняют творческие работы по составлению задач и отчётные работы по темам с элементами реферативной работы.
Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении природоведения и естествознания, а также параллельно изучению физики в соответствующем классе.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
- какие физические законы можно использовать при объяснении процессов, происходящих в организме человека;
- особенности своего организма с точки зрения законов физики.
Уметь:
- работать с различными источниками информации;
- наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений;
- моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков, ставить исследовательские задачи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предполагаемый результат деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта:
· повышение качества знаний в области физики.
· рост познавательной и творческой активности.
· формирование технического, творческого подхода в коллективной и самостоятельной деятельности.
· развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
Личностные умения:
· Любовь и уважение к Отечеству, его культуре, исследователям, ученым.
· Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как член общества.
· Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), развивать эстетические потребности, ценности и чувства;
· Овладение креативными навыками продуктивной деятельности: обретение самостоятельного творческого опыта, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профориентации.
· Развитие исследовательско- творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
Метапредметные умения
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
· Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.
· Удерживать цель деятельности до получения ее результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
· Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.
· Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
· Овладение основами самооценки; анализ собственной работы.
Познавательные УУД:
· Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.
· Формирование основ смыслового чтения художественных текстов разных жанров.
· Умение аргументировать собственное мнение и позицию.
· Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях, исследование собственных нестандартных способов решения.
· Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения заданной задачи; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, Интернет-ресурсы.
· Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; исследование собственных нестандартных способов решения.
Коммуникативные УУД:
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
· Использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
· Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
· Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач; умение слушать и вступать в диалог, учёт разных мнений и интересов, умение обосновывать собственнуюпозицию.
· Эмоциональное декламирование стихов, умение выслушать, поддержать и оценить чтение стихов товарищей.
· Составление сочинения с использованием информации, полученной из разных источников.
Организация и проведение аттестации учеников
Занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению практических приложений физики и для помощи в выборе профиля дальнейшего обучения. Поэтому нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.
Особенностям занятий наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся. Зачет по выполненной лабораторной работе выставляется по письменному отчету, в котором кратко описаны условия эксперимента, в систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны выводы
По результатам выполнения творческих экспериментальных заданий кроме письменных отчетов практикуются сообщения на общем занятии группы, в классе на уроке. Для подведения общих итогов занятий всей группы проводится конкурс творческих работ. Здесь приобретает большое значение умение оформить свой доклад графиками, таблицами, кратко и эмоционально рассказать о самом главном.
Учащиеся выступают с докладами при проведении предметных недель по физике и биологии.
Итоговая оценка ученику по всему спецкурсу выставляется по таким критериям:
1) выполнение не менее половины лабораторных работ;
2) выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского типа;
3) активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, конкурсов.
Формы и методы работы
На спецкурсе используются различные формы организации обучения, среди них как теоретические занятия – лекции, на которых обязательно использование проблемного изложения, так и практические: решение задач, лабораторные работы , а также проектные работы и их защита.
Курс предусматривает проведение занятий с применением презентаций по темам, а также использование деятельностных технологий в форме семинаров и физических практикумов. Семинарские занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, организуемые и руководимые учителем. К семинарским занятиям учащимся предлагаются вопросы задания для самостоятельной подготовки.
Практические работы ориентированы на формирование умений и навыков учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся работают над выполнением практических заданий проблемного и исследовательского характера с последующим обсуждением полученных результатов.
Формы и методы контроля
Контроль полученных учащимися знаний осуществляется с помощью проведения лабораторных и практических работ, а также при помощи проведения творческих заданий и составления отчетов по их выполнению.
Содержание курса.
Вводное занятие (1 ч)
Цель и задачи спецкурса. Проблема изучения данного курса.
Точность и погрешность измерений при изучении приборов: линейка, секундомер, мензурка. (1 ч)
Точность и погрешность. Точность и погрешность измерений измерительных приборов: линейка, секундомер, мензурка.
Строение вещества (2 ч)
Молекулы и что они определяют. Агрегатные состояния и их роль в жизни человека, особая роль воды. Процесс дыхания человека. Лёгкие и определение их объёма.
Механическое движение (11 ч )
Скорость и их примеры в природе. Определение времени и расчёт пути. Измерение длины шага, пройденного пути и скорости. Способы определения объёма и массы человеческого тела, а также его плотности.
Определение силы тяжести и веса человека, а также их зависимости. Перегрузки человека и их влияние на физическое состояние человека. Роль силы трения в жизни человека. Физика ходьбы.
Давление (12 ч)
Способы и примеры изменения давления в различных средах, различных приспособлениях и сооружениях.
Определение площади опоры и давления человека при ходьбе и стоя. Сообщающиеся сосуды в природе. Давление в сосудах человека. Кровяное давление: систолическое, диастолическое и способы его определения. Факторы, влияющие на кровяное давление. Атмосферное давление и погода. Роль погоды на самочувствие человека.
Архимедова сила, действующая на человека в реке и в море. Применение задачи Архимеда для практических расчётов.
Механическая работа и мощность в природе (7 ч )
Расчёты механической работы, совершаемой человеком в различных случаях. Способы расчёта потенциальной и кинетической энергий человека. Простые механизмы в природе. Руки человека - примеры рычагов. Принцип работы рычажных весов.
Итоговое занятие, подведение итогов (1 ч)
Тематическое планирование курса
№ урока | Тема занятия | Домашнее задание |
1 | Вводное занятие (1 ч) | |
2 | Точность и погрешность измерений при изучении приборов: линейка, секундомер, мензурка. (1 ч) | |
Строение вещества ( 2 ч) | ||
3 | Агрегатные состояния вещества и их роль в жизни человека, особенно - вода. | Доклад: «Процесс дыхания в живой природе» |
4 | Процесс дыхания человека. Л/о "Определение объёма лёгких". | |
Механическое движение ( 11 ч) | ||
5 | Механическое движение. Скорость и примеры их в природе. | |
6 | Расчёт пути и времени. Составление и решение занимательных задач. Измерение длины шага, пройденного пути и скорости. | |
7 | Определить:1. Длину своего шага.2. Число шагов из школы домой;3. Время из школы домой;4. Расстояние из школы домой;5. Среднюю скорость из школы домой; | Оформить плакат. |
8 | Презентация плакатов: «Скорость, время, расстояние» | |
9 | Масса тела и способы её определения. Л/р"Определение массы различных тел". | |
10 | Способы определения объёмов тел. Решение задачи «Определение объёма человеческого тела.» | |
11 | Плотности различных тел, определение плотности человеческого тела. | Творческая работа «Масса, объем, плотность» |
12 | Творческий отчет: «Масса, объем, плотность» | |
13 | Вес тела, определение веса человеческого тела. | |
14 | Перегрузки и человек. Т/р "Отчего и как зависит вес человека?". | Доклад: «Сила трения в живой природе» |
15 | Роль силы трения в жизни человека. Ходьба. | |
Давление (12 ч) | ||
16 | Давление. Способы и примеры увеличения и уменьшения давления в различных средах, различных приспособлениях и сооружениях. | |
17 | Творческая работа: «Способы и примеры увеличения и уменьшения давления в жизни человека» | |
18 | Определение площади опоры и давления человека при ходьбе и стоя. Л/р "Определение площади опоры". | |
19 | Представление газеты «Давление твердых тел» | |
20 | Давление в сосудах человека. | |
21 | Т/р по теме. Л/р "Измерение кровяного давления. Тонометр". | Газета «Кровяное давление» |
22 | Атмосферное давление и погода. | |
23 | Роль погоды на самочувствие человека. | |
24 | Архимедова сила, действующая на человека в реке и в море. | Доклады об Архимеде |
25 | Жизнь и творчество Архимеда. | |
26 | Определить: Архимедову силу, действующую на своё тело в реке; Вес своего тела в реке; | |
27 | Творческий отчет «Плавание тел.» | |
Механическая работа и мощность в природе ( 7 ч) | ||
28 | Механическая работа, совершаемая человеком в различных случаях. | Найти данные о работе человека |
29 | Л/р «Время подъёма на свой этаж; средняя мощность при этом подъёме; средняя скорость при этом подъёме» | Оформление отчета |
30 | Определение потенциальной энергии в своей квартире, кабинете относительно Земли; | |
31 | Определение средней кинетической энергии ученика | Оформление отчета |
32 | Отчет: «Механическая энергия» | |
33 | Творческий отчет групп «Физика человека» | |
34 | Творческий отчет групп «Физика человека» | |
35 | Итоговое занятие, подведение итогов ( 1 ч) |
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
1. Блудов М.И. " Беседы по физике" М., Просвещение 1985 г.
2. Газета " Физика - 1 сентября"
З. Гандаева С.А. " Физика и человек" М., " Аспект-Пресс".
4. Енохович А.С." Справочник по физике и технике" М., Просвещение 1989 г.
5. Кац Ц.Б. "Биофизика на уроках физики" Москва. Просвещение 1988 г.
6. Обязательный минимум содержания образования.
7. Требования к уровню подготовки учеников.
Литература для обучающихся
- Богданов К . Ю. Физик в гостях у биолога. – М., 1986.
2. Боярова О. и др. С головы и до пят. - М.: Детская литература , 1967.
3. ЕлькинВ . И . Необычные учебные материалы по физике. - М.: Школа-Пресс, 2001.
4. Суорц Кл. Необыкновенная физика обыкновенных явлений, - М., 1986
5. Хуторской А . В ., Хуторская Л . Н . Увлекательная физика . - М .: АРКТИ , 2000
6. Я познаю мир : Детская энциклопедия : Физика . - М .: АСТ , 1998
Интернет ресурсы.
www.edu.ru - федеральный портал российского образования,
www.school.edu.ru - федеральный портал общего образования,
http://experiment.edu.ru/ - коллекция видеоэкспериментов федерального портала общего образования,
http://repetitor.1c.ru/catalog.jsp?top=4 образовательные программы Серии 1С: школа
http://physics.nad.ru/ физика в анимациях
Домашняя страница интернет - олимпиады школьников по физике для учащихся 7-11 классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"
Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...
Рабочая программа по физике 7класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, литературу, список используемыех презентаций...
рабочая программа по физике для 7класса
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образо...
Рабочая программа по физике 7класс
Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государств...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа по физике 7класс
Рабочая программа по физике 7класс...
Программа спецкурса «Физика Космоса» (10-11 кл., 32 ч.)
Специальный курс «Физика Космоса» создается и решает важную задачу физики, как предмета – обобщение знаний, полученных при изучении основ естественных наук и астрономии, которая в сегодняшней средней ...