Рабочая программа по физике 7класс
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, литературу, список используемыех презентаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike_7klass.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2002).
Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 7, М.: Дрофа, 2008 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Всего- 68ч.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
В курс физики 7 класса входят следующие разделы:
- Введение.
- Первоначальные сведения о строении вещества.
- Взаимодействие тел.
- Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
- Работа и мощность. Энергия.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: строение вещества, механическое движение, инерция, плотность вещества, сила, давление, закон Паскаля, Архимедова сила, работа, мощность, энергия. В программе и работе отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилео, И.Ньютона, Р.Гука, Б.Паскаля, Э.Торричелли, Архимеда.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
Классноурочная система
Лабораторные и практические занятия.
Применение мультимедийного материала.
Решение экспериментальных задач.
Система оценивания.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4.Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
содержание тем учебного курса
ФИЗИКА 7класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
I. ведение (4 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Измерение размеров малых тел.
III.Взаимодействие тел. (21 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Измерение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25 час)
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
V. Работа и мощность. Энергия. (12 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
Требования к уровню подготовки учащихся 7класса.
1.Владеть методами научного познания:
2.Собирать установки для эксперимента.
3.Измерять промежутки времени, линейные размеры тел и температуру.
4.Планировать и проводить наблюдения;
5.Пользоваться измерительными приборами;
6.Записывать результаты прямых измерений с учетом инструментальной погрешности;
7.Представлять результаты в виде схем, таблиц;, графиков;
8. Объяснять результаты измерений, наблюдений и экспериментов.
9.Интерпритировать результаты эксперимента;
давать заключения и выводы по результатам;
10.По таблицам и графикам находить промежуточные значения.
11.Измерять расстояние, промежуток времени.
12.Объяснять большую сжимаемость газов; малую сжимаемость твердых тел, смешивание жидкостей, прилипание тел.
13. Владеть понятиями дискретность строения вещества; непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
14.Описывать физические и природные явления.
15.Объяснять различие в молекулярном строении различных тел.
16.Владеть понятиями прямолинейное движение, скорость.
17.Вычислять скорость, пройденный путь.
18. Приводить примеры движений с различными скоростями, траекториями.
19. Читать и пересказывать текст учебника.
20. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
21. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
22. Конспектировать прочитанный текст.
23. Определять:
— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;
— по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.
Физика 7 класс. А.В.Перышкин. (2ч в неделю- всего 68ч)
№ | Тема урока | Дата проведения | К.р | Лаб.р | ИКТ | Проектно- исслед.деят | |
I. | Введение (4 ч.) | По плану | Факти- чески | 1 | |||
1/1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | През. | |||||
2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. | През. | |||||
3/3 | Лабораторная работа № 1 "Определение цены деления измерительного прибора". | ||||||
4/4 | Физика и техника. | През. | |||||
II. | Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч.) | 1 | |||||
1/5 | Строение вещества. Молекулы. | ||||||
2/6 | Лабораторная работа № 2 "Измерение размеров малых тел". | ||||||
3/7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела.Броуновское движение | Диск №3 | Исследоват. деятельность | ||||
4/8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Диск №3 | |||||
5/9 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | През. | |||||
6/10 | Обобщение знаний по теме "Первоначальные сведения о строении вещества". | ||||||
III. | Взаимодействие тел (21 ч.) | 2 | 4 | ||||
1/11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.Измерение пути и времени. | През. | |||||
2/12 | Скорость. Единицы скорости.Измерение скорости. | ||||||
3/13 | Расчет пути и времени движения.График зависимости пути от времени. | ||||||
4/14 | Инерция. | През. | |||||
5/15 | Взаимодействие тел. | ||||||
6/16 | Масса тела. Единицы массы | През. | |||||
7/17 | Лабораторная работа № 3 "Измерение массы тела на рычажных весах". | ||||||
8/18 | Лабораторная работа № 4 "Измерение объема тела". | ||||||
9/19 | Плотность тела. | През. | |||||
10/20 | Лабораторная работа № 5 "Определение плотности твердого тела". | ||||||
11/21 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | ||||||
12/22 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | ||||||
13/23 | Контрольная работа № 1 "Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества". | ||||||
14/24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | През. | |||||
15/25 | Сила упругости. Закон Гука. | През. | |||||
16/26 | Вес тела.Невесомость. | През. | |||||
17/27 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | ||||||
18/28 | Динамометр. Лабораторная работа № 6 "Градуирование пружины и измерение сил динамометром". | ||||||
19/29 | Сила – векторная величина. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | През. | |||||
20/30 | Сила трения. Трения покоя.Трение в природе и технике. | През. | |||||
21/31 | Контрольная работа № 2 "Сила. Равнодействующая сил". | ||||||
IV. | Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 ч.) | 1 | 2 | ||||
1/32 | Давление. Единицы давления. | През. | |||||
2/33 | Способы уменьшения и увеличения давления. | Диск №1 | Исследоват. деятельность | ||||
3/34 | Давление газа. | Диск №1 | |||||
4/35 | Закон Паскаля.Передача давления жидкостями и газами. | Диск №1 | |||||
5/36 | Давление в жидкости и газе. | През. | |||||
6/37 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | ||||||
7/38 | Решение задач. Давление. | ||||||
8/39 | Сообщающиеся сосуды.Применение их на практике. | Диск №1 | |||||
9/40 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка Земли. | През. | |||||
10/41 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | Диск №1 | |||||
11/42 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | През. | |||||
12/43 | Решение задач.Сообщающие сосуды. Давление. | ||||||
13/44 | Манометры. | Диск №2 | |||||
14/45 | Поршневой жидкостный насос. | Диск №2 | |||||
15/46 | Гидравлический пресс. | Диск №2 | |||||
16/47 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Диск №2 | |||||
17/48 | Архимедова сила. | През. | |||||
18/49 | Лабораторная работа № 7 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело". | ||||||
19/50 | Плавание тел. | През. | |||||
20/51 | Решение задач.Архимедова сила. Условия плавания тел. | През. | |||||
21/52 | Лабораторная работа № 8 "Выяснение условий плавания тела в жидкости". | ||||||
22/53 | Плавание судов. | Диск №2 | |||||
23/54 | Воздухоплавание. | През. | |||||
24/55 | Обобщающий урок по теме "Атмосферное давление. Архимедова сила". | ||||||
25/56 | Контрольная работа № 3 " Давление. Архимедова сила". | ||||||
V. | Работа и мощность. Энергия (12 ч.) | 1 | 2 | ||||
1/57 | Механическая работа. Единицы работы. | През. | |||||
2/58 | Мощность. Единицы мощности. | ||||||
3/59 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | През. | |||||
4/60 | Момент силы. | ||||||
5/61 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 9 "Выяснение условия равновесия рычага". | ||||||
6/62 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. "Золотое правило" механики. | ||||||
7/63 | Решение задач.”Золотое правило механики”. Рычаги. | ||||||
8/64 | КПД. Лабораторная работа № 10 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости". | ||||||
9/65 | Решение задач. КПД простых механизмов. | ||||||
10/66 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Кратковременная контрольная работа № 4 "Работа и мощность. Энергия". | През. | |||||
11/67 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | ||||||
12/68 | Обобщающий урок. | ||||||
Литература
1. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7класс. О.И.Громцева.
М.: «Экзамен», 2010г.-109с
2 . Поурочные разработки по физике 7класс.С.Е.Полянский, М: «Вако» 2004г
3. Уроки физики с применением информационных технологий.
З.В.Александрова и др. 7-11кл.,М: «Глобус» 2009г.-313с.
4. Сборник задач по физике 7-8кл., В.И.Лукашик. М: «Просвещение»
5. Физика. Разрезные карточки для индивидуальной работы. 7класс.-В.А.Шевцов,
Волгоград, «Учитель», 2004г.-110с
6. Физика-7, М.: Дрофа, 2008г. А.В.Перышкин
7. Физика-7. Дидактические материалы. А.Е.Марон, М.: Дрофа, 2002г.-128с
8. Физика-7. Дидактические карточки-задания. М.А.Ушаков, М.: Дрофа, 2001г.-128с
9. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7класс, А.И.Сёмке,
М: «Издательство НЦЭНАС», 2006г.-120с
10. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7класс, А.И.Сёмке,
М: «Издательство НЦЭНАС», 2006г.-120с
11. Физика.Тесты-7кл.-Саратов: Лицей, 2012г.-80с
12. Физика. Поурочные планы. 7класс.В.А.Шевцов.- Волгоград, «Учитель»,2003г.
-99с.
13. Учебные диски по предмету
Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
Презентации по физике для 7класса
№ | К уроку № | Название презентации |
1 | 1 | Физика. Предмет физики. |
2 | 2 | Физические величины. Измерение физических величин |
3 | 4 | Физика и техника |
4 | 9 | Три состояния вещества |
5 | 11 | Механическое движение |
6 | 14 | Инерция |
7 | 16 | Масса тела |
8 | 19 | Плотность вещества |
9 | 24 | Сила тяжести |
10 | 25 | Сила упругости |
11 | 26 | Вес тела |
12 | 29 | Сила |
13 | 30 | Сила трения |
14 | 32 | Давление |
15 | 36 | Гидростатическое давление |
16 | 40 | Атмосферное давление |
17 | 42 | Атм. давление на различных высотах. Приборы. |
18 | 48 | Закон Архимеда |
19 | 50 | Плавание тел |
20 | 51 | Условия плавания тел |
21 | 54 | Воздухоплавание |
22 | 57 | Механическая работа |
23 | 59 | Простые механизмы |
24 | 66 | Энергия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование +хронограф+программа по физике 7класс
Рабочая программа учебного предмета «ФИЗИКА» базовый уровень 7 ...
Рабочая прграмма по физике 7класс
Пояснительная записка, колендарно-тематическое планирование, график контрольных и лабораторных работ, переводной экзамен....
рабочая программа по физике для 7класса
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образо...
Рабочая программа по физике 7класс
Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государств...
Рабочая программа по физике 7класс
Рабочая программа по физике 7класс...
Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян
рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...
Программа «Прикладная физика» 7класс
Программа «Прикладная физика» предназначена для учащихся 7 классов и является дополнением к разделам физики. Особенность курса в том, что он предполагает углубление изучаемого школьн...