Рабочая программа по физике 7класс
рабочая программа (физика, 7 класс) по теме
Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike_7_klass.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 7 классе (2 учебных часа в неделю).
Количество учебных недель 35
Количество плановых контрольных работ 4
Количество плановых лабораторных работ 14
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях
- решать задачи на применение изученных физических законов
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
2. Учебно- тематический план
Содержание | Количество часов | количество контрольных работ | количество лабораторных работ | |
1 | Введение | 4 | 0 | 1 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | 1 | 1 |
3 | Взаимодействие тел | 21 | 2 | 7 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 23 | 2 | 3 |
5 | Работа и мощность. Энергия | 13 | 1 | 2 |
6 | Повторение. | 4 | ||
Итого | 70 | 6 | 14 |
Учебно – тематический план
№ п/п | Часы учебного времени | Наименование раздела и тем. | Плановые сроки похождения | Фактические сроки похождения | Примечание. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Физика и физические методы изучения природы. 4 часа
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 1 | Что изучает физика. Наблюдение и опыты. Инструктаж по технике безопасности. | |||
2 | 2 | Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. | |||
3 | 3 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №1 «Измерен физических величин с учетом абсолют погрешности» | |||
4 | 4 | Физика и техника |
II. Первоначальные сведения о строении вещества. ( 6 часов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | 1 | Строение вещества. Молекулы. | |||
6 | 2 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Движение молекул. Броуновское движение. | |||
7 | 3 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №2 « Измерение размеров малых тел». | |||
8 | 4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | |||
9 | 5 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. | |||
10 | 6 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Первоначальные сведения о строении вещества». |
III. Взаимодействие тел. (21 час)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 |
11 | 1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | |||
12 | 2 | Скорость. Единицы скорости | |||
13 | 3 | Расчёт пути и времени и времени движения при равномерном прямолинейном движении. Решение задач | |||
14 | 4 | Явление инерции. Решение задач. | |||
15 | 5 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости». | |||
16 | 6 | Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. | |||
17 | 7 | Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | |||
18 | 8 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 4: « Измерение массы тела на рычажных весах» | |||
19 | 9 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №5 « Измерение объёма тела» | |||
20 | 10 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №6 « Определение плотности вещества твёрдого тела» |
21 | 11 | Решение задач по теме «Механическое движение. Плотность вещества» | |||
22 | 12 | Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Плотность вещества» | |||
23 | 13 | Сила. Единицы силы. ( Правило сложения сил.) | |||
24 | 14 | Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой | |||
25 | 15 | Сила упругости. Закон Гука. Упругая деформация. Динамометр. Графическое изображен силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. | |||
26 | 16 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» | |||
27 | 17 | Решение задач на расчёт силы тяжести, силы упругости и веса тела | |||
28 | 18 | Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. покоя. Трение в природе и технике. ЦЕНТР МАСС. | |||
29 | 19 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №8 « Исследован зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.» | |||
30 | 20 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №9 « Определение центра тяжести плоской фигуры». | |||
31 | 21 | Контрольная работа №2 по теме « Взаимодействие сил. Сила» |
IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. ( 23 часа)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
32 | 1 | Давление. Единицы. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление твердых тел. | |||
33 | 2 | Решение задач на вычисление давления, силы давления и площади поверхности. | |||
34 | 3 | Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно- кинетических представлений. Закон Паскаля. | |||
35 | 4 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №10 «Измерение давлен твердо го тела на опору.» | |||
36 | 5 | Решение задач по теме «Давление. Закон Паскаля» | |||
37 | 6 | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | |||
38 | 7 | Решение задач на расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | |||
39 | 8 | Давление в жидкости и газах. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. | |||
40 | 9 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. | |||
41 | 10 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | |||
42 | 11 | Решение задач по теме « Давление в жидкости и газе». | |||
43 | 12 | Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | |||
44 | 13 | Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Изменение атмосферного давления с высотой. | |||
45 | 14 | Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз Манометры. Поршневой жидкостных насос. | |||
46 | 15 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | |||
47 | 16 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №11 « Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | |||
48 | 17 | Условия плавание тел. Водный транспорт. Воздухоплавание | |||
49 | 18 | Решение задач по теме: «Архимедова сила. Условия плавания тел». | |||
50 | 19 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» |
51 | 20 | Решение задач на плавание тел. | |||
52 | 21 | Решение задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | |||
53 | 22 | Повторение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | |||
54 | 23 | Контрольная работа №3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.» |
V. Работа и мощность. Энергия. (13 часов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
55 | 1 | Механическая работа. Работа силы действующей по направлению движения тела. | |||
56 | 2 | Мощность | |||
57 | 3 | Решение задач на расчёт работы и мощности. | |||
58 | 4 | Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. | |||
59 | 5 | Момент сил. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. | |||
60 | 6 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №13 « Выяснение условия равновесия рычага». | |||
61 | 7 | Применение закона равновесия рычага к блоку. « Золотое правило» механики К.П.Д. механизма. | |||
62 | 8 | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №14 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | |||
63 | 9 | Решение задач на определение КПД простых механизмов. | |||
64 | 10 | Энергия. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущего тела. | |||
65 | 11 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии | |||
66 | 12 | Решение задач по теме « Работа и мощность. Энергия». | |||
67 | 13 | Контрольная работа №4по теме « Механическая работа. Мощность. Энергия». | |||
68 -70 | 3 | Повторительно-обобщающий урок |
Содержание тем учебного курса
I. Ведение (4 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Различные состояния вещества и их объяснения на основе молекулярно-кинетических представлений
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Измерение размеров малых тел.
III.Взаимодействие тел. (21 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема твердого тела.
5.Измерение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины
8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
9. определение центра тяжести плоской пластины
IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (23 часа)
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
10. Измерение давления твердого тела на опору
11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
12. .Выяснение условий плавания тела в жидкости.
V. Работа и мощность. Энергия. (13 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
13. .Выяснение условия равновесия рычага.
14. .Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
Формы и методы контроля: В зависимости от степени лёгкости и быстроты обучаемости учащихся, а также структуры изученного материала, в каждом отдельном случае применяются следующие формы и методы контроля и самоконтроля:
- устный фронтальный опрос ( от 5 до 25 мин.);
- тест;
- самостоятельная работа (решение задач или вывод формулы(закона),
- лабораторная работа;
- контрольная работа;
- самооценка работы учащегося;
Учебно-методический комплект
- Физика 8: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин и Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2010 Физика.
2) В.И. Лукашик. Сборник задач по физике 7-8 класс, М.-«Просвещение», 2011
3)Контрольные и самостоятельные работы по физике . О.И. Громцева к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика.8 класс» 2013.
Средства контроля
Контроль проводится с использованием следующей литературы:
Контрольные и самостоятельные работы по физике . О.И. Громцева к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика.8 класс» 2013.
- Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Плотность вещества»
- Контрольная работа №2 по теме « Взаимодействие сил. Сила» стр. 48-56
- Контрольная работа №3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». Стр. 76-84.
- Контрольная работа №4 « Механическая работа. Мощность. Энергия». Стр. 94-102.
Лабораторные работы:
Используется сборник лабораторные работы по физике, 7-11 класс. Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа. МБУ «Научно-методический центр» города Губкина Белгородской области. Губкин 2012.
Литература
1. А.В. Перышкин. Физика 7 класс. Дрофа, М,-2010
2. А.Е. Марон, Е.А. Марон Физика. Дидактические материалы. Дрофа, М.-2004
3. В.И. Лукашик. Сборник задач по физике 7-8 класс, М.-«Просвещение», 1994
4. А.В. Перышкин «Сборник задач по физике. 7-9 классы», М.: Дрофа, 2010.
5. З.В. Александрова «Уроки физики с применением информационных технологий» М.: издательство «Глобус», 2010
6. Лабораторные работы по физике, 7-11 класс. Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа. МБУ «Научно-методический центр» города Губкина Белгородской области. Губкин 2012.
7.Дидактический материал. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика 7 класс ДРОФА М. 2002.
Resource id #4294
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование +хронограф+программа по физике 7класс
Рабочая программа учебного предмета «ФИЗИКА» базовый уровень 7 ...
Рабочая прграмма по физике 7класс
Пояснительная записка, колендарно-тематическое планирование, график контрольных и лабораторных работ, переводной экзамен....
Рабочая программа по физике 7класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, литературу, список используемыех презентаций...
рабочая программа по физике для 7класса
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образо...
Рабочая программа по физике 7класс
Рабочая программа по физике 7класс...
Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян
рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...
Программа «Прикладная физика» 7класс
Программа «Прикладная физика» предназначена для учащихся 7 классов и является дополнением к разделам физики. Особенность курса в том, что он предполагает углубление изучаемого школьн...