Рабочая программа по физике 7класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова»
«Согласовано» Руководитель МО ____________/Нестеров А.И./ Протокол № 7 от «20» июня 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________/Анисенкова В.В./ «28» июня 2013 г. | «Утверждаю» Директор школы __________/Билецкая Т.Д./ Приказ № 256 от «31» августа 2013г. |
Рабочая программа по физике
7 класс (базовый уровень)
Разработчик: учитель физики
Лущ Валерий Иванович
2013
- Пояснительная записка
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Программы по физике. Е. М. Гутник, А.В. Перышкин // Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010 г
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике.
- Инструктивно-методического письма БелРИПКППС «О преподавании физики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цель: обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и ее применений для всех учащихся независимо от их будущей профессии.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
- Пёрышкин А.В. «Физика 7 класс» учебник для 7 класса - М.: Дрофа, 2012 г.
- Программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010»
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в т.ч. рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Формы организации учебного процесса:
- традиционный урок;- урок практикум; -урок – игра.
Для проведения текущего контроля знаний, умений, навыков: предусмотрено проведение устных опросов, тестовые задания, физических диктантов.
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета)
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
- Календарно – тематическое планирование 7класс
Дата | № урока | Тема урока | Домашнее задание | Повтор. | ||
План | Факт | |||||
Тема 1. Введение (4 ч) | ||||||
3.09 | 1/1 | Вводный инструктаж по Т/Б в кабинете физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | §1-3, творческое задание. | |||
6.09 | 2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | §4-5, стр.17-12 | |||
10.09 | 3/3 | Лабораторная работа №1 « Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности». | Л. №31,21. | §4, 5 | ||
13.09 | 4/4 | Физика и техника. | §6, стр12-15 задание1. | |||
Тема 2.Первоначальные сведения о строении вещества. (5ч) | ||||||
17.09 | 5/1 | Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | §7-8, стр16-18 Л. № 53-54. | |||
20.09 | 6/2 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | §9, стр20-23задание 2, Л. №23, 34. | |||
24.09 | 7/3 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | §10,стр23-26 упр.2(1) | |||
27.09 | 8/4 | Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. | §11-12, задание 3, Л.№84. | §7, 8 | ||
1.10 | 9/5 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества». | Л. №65, 67, 77-79,81-82. | |||
Тема З. Взаимодействие тел . 23ч. (21 + 2 час из резерва). | ||||||
4.10 | 10/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | §13-14, с.30-34задание 4, | |||
8.10 | 11/2 | Скорость. Единицы скорости. | §15, с.34-38 упр.4 (1,4), | |||
11.10 | 12/3 | Расчёт пути и времени движения. | § 16, упр.5 (2, 4) | |||
15.10 | 13/4 | Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости». | Повторить § 16, упр.5 (3, 5) | |||
18.10 | 14/5 | Инерция. Решение задач по теме «Инерция тел». | §1 7. стр40-42 №124,125(Л) | §13, 16 | ||
22.10 | 15/6 | Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. | §18,19, упр.6 (1,3), | |||
25.10 | 16/7 | Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах». | §20, Л. №195,198, 210 | |||
29.10 | 17/8 | Лабораторная работа №5 «Измерение объёма тела». Плотность вещества. | §21, упр.7 | §19, 20 | ||
1.11 | 18/9 | Лабораторная работа №6 «Определение плотности вещества твёрдого тела». | Л.№228,234,251-257 | §21 | ||
12.11 | 19/10 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | §22, стр54 задание №5 | |||
15.11 | 20/11 | Решение задач по теме: «Механическое движение. Плотность». Подготовка к контрольной работе. | Упр.8 (3,4), Л. №274 | §13 - 22 | ||
19.11 | 21/12 | Контрольная работа №1 по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». | Повторить §13-22 | |||
22.11 | 22/13 | Анализ контрольной работы. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Работа над ошибками §23-24, Л. №291-296 | |||
26.11 | 23/14 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | §25, §26. Л. №328, 329, 342* | |||
29.11 | 25/16 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. | §27, §28, упр.9 (1,3) упр.10 (1,3). | |||
3.12 | 24/15 | Лабораторная работа №7 « Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины». | Л. №333, 334 | |||
6.12 | 26/17 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | §29.упр. 11(2-3) | |||
10.12 | 27/18 | Решение задач по теме: «Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил». | Повторить §29. Л. №367* | |||
13.12 | 28/19 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | §30-32 Л.368,370 | |||
17.12 | 29/20 | Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления». | Повторить §30-32 | |||
20.12 | 30/21 | Лабораторная работа №9 « Определение центра тяжести плоской пластины». | Конспект §30-32 | |||
24.12 | 31/22 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Взаимодействие тел». | Составить 3 задачи по теме. | |||
27.12 | 32/23 | Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел». | Повторить §13-32 | |||
Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. 24 ч (23ч+ 1ч из резерва) | ||||||
10.01 | 33/1 | Анализ контрольной работы. Давление. Единицы давления. | §33, упр.12 (2-3) | §24, 26 | ||
14.01 | 34/2 | Способы уменьшения и увеличения давления. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору». | §34, упр.13. | §7 - 12 | ||
17.01 | 35/3 | Давление газа. Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. | §35, §36,Л. № 464, 470, 473. | §21 | ||
21.01 | 36/4 | Давление в жидкости и газе. | §37, упр.14 (2,4),задание 7 | §33 -38 | ||
24.01 | 37/5 | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | §38, упр.15, задание 8 | §21 | ||
28.01 | 38/6 | Решение задач по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | §37-38 - повторить, Л. №520-524, §4* на с. 176. | §33 - 38 | ||
31.01 | 39/7 | Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел и жидкостей». | Повторить §33- §38 | §19 - 20 | ||
4.02 | 40/8 | Анализ контрольной работы. Сообщающиеся сосуды. | §39, задание 9. Л. №504-512 | |||
7.02 | 41/9 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | §40-41, упр.17-18. задание 10 стр.98 | §40, 41 | ||
11.02 | 42/10 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | §42, упр.19 (3,4), задание 11 | §39 | ||
14.02 | 43/11 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | §43,44,упр.20 упр.21(1-3) | §40, 41, 36 | ||
18.02 | 44/12 | Решение задач по теме: «Давление в жидкости и газе» | §43,44,упр.19 (5), упр.21(4). | §40 - 47 | ||
21.02 | 45/13 | Контрольная работа №4 по теме «Давление в жидкости и газе». | Повторить §39-§44 | §26 | ||
25.02 | 6/14 | Анализ контрольной работы. Манометры. Поршневой жидкостный насос. | §45, §46, упр.22 (2). | §26 | ||
28.02 | 47/15 | Гидравлический пресс. | §47, упр23(1,2) стр111-113 | §48, 49 | ||
4.03 | 48/16 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | §48 упр23(3,4) стр113-115 | §24, 49 | ||
7.03 | 49/17 | Архимедова сила. | §49, упр.24 (3). стр115-117 | |||
11.03 | 50/18 | Лабораторная работа №11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | §49-повторить, упр.24 (2) §8* на с. 184. | |||
14.03 | 51/19 | Плавание тел. | §50, упр.25(3-5) | |||
18.03 | 2/20 | Решение задач по теме: «Определение архимедовой силы. Условия плавания тел». | §49,§50 стр115-120 Л.№625-632 | |||
21.03 | 53/21 | Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | Повторить §39-50, задание №15 | |||
1.04 | 54/22 | Плавание судов. Воздухоплавание. | §51, упр.26 (1,2) §52, упр.27 (2). | |||
4.04 | 55/23 | Решение задач по теме: « Закон Архимеда. Условия плавания тел».
| Задание 16. Л.№617-619-устно,№641-647 | |||
8.04 | 56/24 | Контрольная работа №5 по теме «Закон Архимеда. Условия плавания тел». | Повторить §45-52 | |||
Тема 5. Работа и мощность. Энергия. 14 ч. (13ч.+ 1 ч из резерва) | ||||||
11.04 | 57/1 | Анализ контрольной работы. Механическая работа. Единицы работы. | §53, упр.28 (3-4) стр.129-132 | §16, 27 | ||
15.04 | 58/2 | Мощность. Единицы мощности. | §54,стр132 упр.29(3-5) | §53 | ||
18.04 | 59/3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | §55-56, Л. №736,737 стр140-142 | |||
22.04 | 60/4 | Момент силы. | §57. Упр30(4,5) стр140-142 | §24, 27 | ||
25.04 | 61/5 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага». | §58, стр142-144упр.30 (3-4) | |||
29.04 | 62/6 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | §59-60, стр.145-160 упр.31 (2,4), задание 19*. | §53, 55, 56 | ||
2.05 | 63/7 | Решение задач по теме: «Золотое правило механики» Коэффициент полезного действия механизма». | §61, стр150-152 Л.№766-769 | §55 - 57 | ||
6.05 | 64/8 | Решение задач по теме: «Определение КПД простых механизмов». | Л. № 789 -792. | §53 | ||
13.05 | 65/9 | Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | Л. №788. 793,794 | |||
16.05 | 66/10 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | §62-63, упр.32 (2,4). | §26 - 53 | ||
20.05 | 67/11 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | §64 Л. №808-816. | |||
23.05 | 68/12 | Контрольная работа №6 по теме «Работа. Мощность. Энергия». | Повторить §53-64 Конспекты | |||
27.05 | 69/13 | Анализ контрольной работы. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Работа. Мощность. Энергия» | §53 - 64 | |||
30.05 | 70/14 | Итоговое повторение за курс физики 7 класса. |
5.Содержание программы учебного предмета
Физика и физические методы изучения природы. 4 ч
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.
Первоначальные сведения о строении вещества. 5 ч
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел . 23ч. (21 + 2 час из резерва).
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.
Давление твердых тел, жидкостей и газов. 24 ч (23ч+ 1ч из резерва)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия. 14 ч. (13ч.+ 1 ч из резерва)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговое повторение (1 ч)
6. Формы и средства контроля
Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства контроля:
- устный опрос;
– тестирование;
- самостоятельные работы;
- Лабораторные работы;
– задания на выявление операционных умений.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования.
Используются следующие варианты тестов:
– с единственно верным вариантом ответа;
– с множественными верными ответами;
– на заполнение пропусков в верном утверждении.
Контрольная работа №1
Вариант 1
- Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?
- Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит за 3 минуты?
- Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?
- Автомобиль за 10 минут прошел путь 12 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.
5.Объем слитка металла 50 см3, а его масса 355 г. Вычислите плотность этого металла. Какой металл имеет такую плотность?
Вариант 2
- Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?
- Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?
- Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами есть промежутки?
- Автомобиль за 0,5 часа прошел путь 18 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.
5.Из какого металла изготовлена деталь, если её масса 3,9 кг, а объем 500 см3?
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»
Вариант 1
- Куда и почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, поворачивает налево?
- Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на чертеже в выбранном масштабе.
- Найдите объем 2 кг золота. Плотность золота 19300 кг/м3
- Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5 см. Плотность латуни 8500 кг/м3
Вариант 2
- Зачем при торможении автомобиля включается задний красный свет?
- Найти вес тела массой 400 г. Изобразите вес на чертеже в выбранном масштабе.
3. Жидкость объемом 3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.
4. Найдите силу тяжести, действующую на брусок объемом 500 см3. Плотность бруска 4000 кг/м3
Контрольная работа №3 по теме
«Давление жидкостей, газов и твердых тел»
I вариант
1 . На рисунке 1 изображен один и тот же сосуд с поршнем. Цифрами 1, 2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков выпуклость пленок изображена правильно?
Рис. 1
2. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, если вместо керосина налить 1 л воды?(Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3) Ответ объясните.
3. Какое давление производит мальчик массой 42 кг на пол, если площадь подошв его обуви 280 м2?
4. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 300 см2 С какой силой нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 3 м? (Плотность воды 1000 кг/м3)
II вариант
1. Одинаковые ли давления производят на стол кирпичи
(см. рис.)? Ответ объясните.
2. В стеклянном сосуде под поршнем находится газ. Как,
не меняя плотности этого газа, увеличить его давление?
3. Найдите давление воды на глубине 25 м. Плотность воды 1000 кг/м3
4. Масса лыжника 60 кг. Какое давление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 м, ее ширина —10 см?
Контрольная работа №4
по теме «Закон Архимеда. Условия плавания тел».
Вариант 1
- Почему горящий керосин нельзя тушить водой? Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3
- Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3
- Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10 см2. На него действует сила 200 Н. Площадь большего поршня 200 см2. Какая сила действует на больший поршень?
- Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде гранитную плиту размером 20 х 40 х 50 см3. Плотность гранита 2600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3.
Вариант 2.
- Два одинаковых стальных шарика подвесили к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если один из них опустить в сосуд с водой, а другой в керосин? Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3
2. Дубовый брусок объемом 50 дм3, имеющий форму параллелепипеда, опустили в бензин. Определите выталкивающую силу, действующую на брусок. Плотность бензина 710 кг/м3
3. Поршень гидравлического пресса площадью 360 см2 действует с силой 18 кН. Площадь малого поршня 45 см2. С какой силой действует меньший поршень на масло в прессе?
4. Воздушный шар имеет объем 80 см3. Он наполнен горячим воздухом, плотность которого 1,06 кг/м3, а находится в воздухе плотностью 1,29 кг/м3.
А) Чему равна подъемная сила воздушного шара?
Б) Как и почему изменится подъемная сила шара при увеличении пламени горелки?
Контрольная работа №5 «Давление в жидкости и газе»
I вариант.
- На рисунке 1 изображена U – образная трубка
с жидкостью. Определите, какая жидкость находится в трубке, если ее давление на дно в точке А равно 1,5 кПа.
- Для U – образной трубки, изображенной
на рисунке 1, сравните давления жидкости: а) на стенки в точках В и С;
б) на дно в точках А и D;
- Как называется прибор, изображенный на рисунке 2? Для чего он служит? Запишите его показания.
- На поверхности Земли атмосферное давление равно 760 мм рт. ст. Какое давление на глубине 240 м?
II вариант.
- На рисунке 1 изображен стакан с растительным маслом. Определите давление и силу давления масла на дно стакана (g=10 Н/кг, ρмасла=930 кг/м3).
- Два жидкостных барометра – ртутный и водяной – расположены рядом друг с другом. В каком из них столб жидкости будет выше и во сколько раз?
(ρрт=13 600 кг/м3, ρв=1000 кг/м3.)
- Какую форму следует придать трубке (рис.2), чтобы она вмещала больше воды, - а или б?
- Вычислите глубину, на которой находится станция метро, если давление воздуха на ее платформе составляет 756 мм рт. ст., а на поверхности Земли - 750 мм рт. Ст.
Контрольная работа №6 по теме «Работа, мощность, энергия»
Вариант 1
1. Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч
2. На правое плечо рычага действует сила 25 Н, а к левому подвешен груз массой 5 кг. Найдите правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.
3. Какая работа совершается при подъеме гранитной глыбы объемом 2 м3 на высоту 12 м? Плотность гранита 2600 кг/м3
Вариант 2
1. Найдите потенциальную энергию голубя массой 200 г летящего на высоте 8 м над землей со скоростью 85 км/ч
2. На правое плечо рычага действует сила 20 Н, его длина 50 см. Какая сила действует на левое плечо длиной 20 см, если рычаг находится в равновесии?
3. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 3 м3 на высоту 5 м за 5 минут. Плотность воды 1000 кг/м3
Итоговая контрольная работа
Вариант 1.
- Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?
- Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.
- Скорость поезда 72 км/ч. Какой путь пройдет поезд за 15 минут?
Постройте график движения. - Найдите архимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2х5х10 см, при его погружении наполовину в воду.
- Найдите работу насоса по подъему 200 л воды с глубины 10 м. Плотность воды 1000 кг/м3
Вариант 2.
- Чай остыл. Как изменились его масса, объем, плотность?
- Мопед «Рига – 16» весит 490 Н. Какова его масса?
Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе. - С какой скоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км. Постройте график скорости.
- Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2
- Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3 на высоту 5 м за 5 мин. Плотность воды 1000 кг/м3
Критерии оценивания работ.
Критерий оценки устных ответов учащихся.
Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Отметка «4» ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Отметка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Отметка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для отметки «3».
Критерий оценки выполнения контрольных работ.
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Отметка «3» ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для отметки «3» или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Критерий оценки выполнения лабораторных работ.
Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Отметка «4» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Отметка «3» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Критерий оценки выполнения тестового задания.
Отметка «5»: работа содержит не менее 90 % правильных ответов;
Отметка «4»: работа содержит не менее 70 % правильных ответов;
Отметка «3»: работа содержит не менее 50 % правильных ответов;
Отметка «2»: работа содержит менее 50 % правильных ответов.
Отметка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
- Учебно-методические средства обучения.
- Александрова З. В. и др. Уроки физики с применением информационных технологий. 7- 11 классы. – Глобус, 2009.
- Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2010.
- Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2009.
- Кирик Л. А. Физика -7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса, 2009.
- Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-9 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 2010.
- Марон А. Е., Марон Е. А. Физика, 7 класс: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.
Цифровые образовательные ресурсы
- «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 – 11 классы». – М.: «Кирилл и Мефодий».
- «Открытая физика» – М.: «Физикон»;
- «Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс». – М.: «Кирилл и Мефодий»;
- «Физика. 7 – 11 классы. Практикум». – М.: «Физикон».
Электронные образовательные ресурсы
- http://www.gomulina.orc.ru/ - Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии (Гомулина Наталия Николаевна)
- http://fiz.1september.ru/ - «Физика. 1 сентября.»
- http://portalschool.ru/links/222/ - Коллекции ресурсов по программе средней школы
- http://fcior.edu.ru/ - Каталог электронных образовательных ресурсов.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Оборудование для проведения лабораторных работ
Набор лабораторной посуды, термометр, линейка, малые тела, весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы, тела неправильной формы небольшого объема, динамометр, набор грузов по 100 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом, тела разного объема, рычаг лабораторный, брусок деревянный, секундомер или метроном, микролаборатория по механике, микролаборатария по молекулярной физике.
Лист корректировки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование +хронограф+программа по физике 7класс
Рабочая программа учебного предмета «ФИЗИКА» базовый уровень 7 ...
Рабочая прграмма по физике 7класс
Пояснительная записка, колендарно-тематическое планирование, график контрольных и лабораторных работ, переводной экзамен....
Рабочая программа по физике 7класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, литературу, список используемыех презентаций...
рабочая программа по физике для 7класса
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образо...
Рабочая программа по физике 7класс
Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государств...
Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян
рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...
Программа «Прикладная физика» 7класс
Программа «Прикладная физика» предназначена для учащихся 7 классов и является дополнением к разделам физики. Особенность курса в том, что он предполагает углубление изучаемого школьн...