Методическая разработка урока по теме: «Электродинамика вокруг нас»
методическая разработка по физике (11 класс)
Данный материал - это интегрированный урок-лаборатория физика+ информатика, проведённый в КГБ ПОУ КСК в группе 211, обучающейся по специальности "Техническая эксплуатация подъёмно транспортных строительных, дорожных машин (по отраслям). Цель работы данного урока-лаборатории – Провести экспериментальную проверку основных законов электродинамики и рассмотреть их применение. Получить практические навыки решения задач с использованием электронных таблиц. В ходе работы были проведены 4 эксперимента с использованием физического оборудования, расчёт окончательных результатов экспериментов был проведён за компьютерами с помощью электронных таблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 45.46 КБ |
презентация к уроку | 2.73 МБ |
таблица | 33 КБ |
Приложение 1 | 37.56 КБ |
Приложение 2 | 130.91 КБ |
Приложение 3 | 15.91 КБ |
Приложение 4 | 392.99 КБ |
Дополнительное задание | 14.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
Методическая разработка урока
по теме: «Электродинамика вокруг нас»
Авторы: Ненашкина Светлана Ивановна Преподаватель физики ВКК Лихтина Ирина Станиславовна Преподаватель Информатики ВКК КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж» |
Комсомольск-на-Амуре
2024 год
Содержание
Информационные ресурсы 9
Самоанализ урока 10
Интегрированный урок-лаборатория
Тема урока: «Электродинамика вокруг нас»
Описание урока
Специальность: 23.02.04- Техническая эксплуатация подъёмно транспортных строительных, дорожных машин (по отраслям)
Тип урока: Интегрированный урок-лаборатория физика + информатика
Продолжительность урока: 90 мин (с перерывом 5 мин)
Место проведения: ауд.213.
Преподаватель: Ненашкина С.И. и Лихтина И.С.
Урок проводится со студентами 1 курса, 211группа
КГБ ПОУ КСК, г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края
Целевая аудитория: подростки 15-16 лет.
Цель работы данного урока-лаборатории – Провести экспериментальную проверку основных законов электродинамики и рассмотреть их применение. Получить практические навыки решения задач с использованием электронных таблиц.
Эпиграф к уроку: «Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя»
Леонардо Да Винчи
Задачи урока:
Предметная: Сформировать практические навыки и умения решать задачи на законы «Электродинамики» с использованием электронных таблиц. Осуществление меж предметных связей на уроке.
Метапредметные: Продолжить работу по воспитанию самостоятельности и внимания студентов, умения работать с электронными таблицами и компьютерными программами. Воспитание идейно-патриотических чувств путём показа огромных достижений науки и техники, перспектив развития этих направлений техники; политехническое образование и трудовое воспитание школьников осуществляется путём показа роли физики в совершенствовании технологии производства и обработки материалов для придания им требуемых свойств.
Личностные: Продолжить работу по развитию логического и творческого мышления, умения вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их; воспитание любознательности, развивать критическое мышление; воспитание умения работать в коллективе; умения анализировать и принимать решения в нестандартной ситуации. Развитие устойчивого интереса к предметам информатика и физика.
Метод обучения: проблемный, исследовательский, с применением ИКТ.
Форма организации: фронтальная, групповая, работа в парах, первичный контроль
План урока: «Электродинамика вокруг нас»
№ п/п | Этап урока, деятельность учителя | Время, мин | Приемы и методы, деятельность учащегося |
1. | Организационный момент. Перед студентами преподаватель физики Ненашкина С. И. и преподаватель информатики Лихтина И.С. Вступление к уроку Ненашкина С.И. : Эпиграф Постановка задач урока, запись Д/З. Вводная беседа. | 2 мин | Подготовка студентов к уроку Мотивация знаний Тема урока Цель урока Записи в тетрадях Слайд 1-3 |
2. | Постановка проблемного вопроса с помощью компьютерной презентации. | 2 мин | Активизация мыслительной деятельности. Слайд |
3. | Разминка Работа по СХЕМЕ Задание: Расшифровать СХЕМУ | 6 мин | Студенты работают по СХЕМЕ СХЕМА представлена на белой классной доске |
4. | Студенты разделены на 4 группы. Постановка задач для каждой группы по «Экспериментам» | 2 мин | Переключение внимания студентов на экспериментальную часть. |
5. | I Часть. ФИЗИКА Выступления представителей от групп учащихся по заранее подготовленным темам, с использованием компьютерной презентации. | 9 мин | Учащиеся заполняют таблицу по заданным вопросам, используя информацию из докладов одногрупников |
6. | Выполнение «Экспериментальных заданий», постановка Эксперимента с использованием лабораторного оборудования. | 24 мин | Работа в группах Запись результатов Эксперимента. |
7. | II Часть ИНФОРМАТИКА Постановка задач. Работа с компьютерной презентацией по основным понятиям. | 10 мин | Переключение внимания на другой предмет. Активизация мыслительной деятельности по информатике. Отработка понятий. |
8. | Работа на компьютерах в парах. Выполнение расчётов по «результатам эксперимента» | 25 мин | Студенты работают за компьютерами, записывают в листы-задания окончательные результаты. |
9. | Подведение итогов, выводы по уроку | 9 мин | Беседа, подведение итогов работы. Студенты сдают листы-задания и таблицы на проверку. |
10. | Рефлексия | 1 мин | Что узнали? Чему научились? |
Приборы и материалы для обучения:
Набор «Электричество», выпрямитель электрического тока ВУП-24, 2 трансформатора, гальванометр демонстрационный, батарея 4,5 В, катушка индуктивная, дугообразный магнит, магазин сопротивлений, соединительные провода.
Телевизор, подключенный с компьютером, компьютерный класс.
Средства обучения:
- Презентация в MS Power Point, Excel, карточки-листы с индивидуальным заданием и с заданием для работы на компьютере по информатике.
- Презентация в MS Power Point;
Таблицы - листы с индивидуальным заданием и с заданием для работы в группах по физике.
Ход урока:
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Деятельность учащихся |
УЭ1 Введение Слайд | Цель: Постановка основного проблемного вопроса урока-лаборатории по физике. Активизация мыслительной деятельности и познавательной мотивации. Побуждение к поиску альтернативных решений. Преподаватель ФИЗИКИ использует компьютерную презентацию, где наглядно показана постановка проблемных вопросов. Преподаватель: Начнём нашу работу с «РАЗМИНКИ», студентам предлагается задание «Расшифровать СХЕМУ», представленную на доске, где написаны формулы по теме «Электродинамика» и в них есть пустые кружочки куда нужно вставить физическую величину. Назвать её, записать единицу измерения этой величины. |
Студенты по очереди выходят к доске и в пустые кружочки вставляют недостающую физическую величину, называют её и записывают в квадратных скобочках единицу измерения этой величины. |
УЭ2 Слайд | Цель: Развитие информационно-методологической компетентности у учащихся: уметь работать с источником информации, уметь отбирать, преобразовывать и передавать информацию. Студенты разделены на 4 группы. Каждая группа получает листы - задания по проведению эксперимента с использованием лабораторного оборудования, которое лежит у них на партах: Пояснение к заданию: У вас на партах лежат Таблицы - листы, по которым вы сейчас будете работать, отвечать на вопросы, использую информацию из докладов одногрупников. В конце урока эти таблицы вы мне сдадите на проверку.
Выступление группы с докладом по теме: «Законы последовательного и параллельного соединения и их применение».
| Студенты работают на специальных карточках-листах, которые им выданы на парты-это таблицы. Записи в таблицу. Работа в группах. |
УЭ3 | Цель: Развитие аналитико-оценочной компетентности и эколого - валеологической компетентности у учащихся: умение анализировать, иметь собственную позицию, мнение и умение их отстаивать. Я- влияю на природу, она -на меня. Постановка эксперимента и фиксация результатов. | Анализ полученной информации. |
УЭ 4 Д/З | Цель: Развитие адаптационно-коммуникативной и эколого - валелогической компетентности у учащихся: знание об организации среды, умение выявить её законы и изменить себя в соответствии с ними. Я – часть природы, я – влияю на природу, она на меня. Д/З: Ответить на вопросы, которые находятся на листах., выданных заранее на парты по теме. | Запись в рабочую тетрадь: ответить на вопросы в тетради. |
УЭ5 Введение Слайд | Цель: Постановка основного проблемного вопроса урока-лаборатории по информатике. Активизация мыслительной деятельности и познавательной мотивации. Побуждение к поиску альтернативных решений. Преподаватель ИНФОРМАТИКИ использует компьютерную презентацию, где наглядно показана постановка проблемных вопросов: Работа с основными понятиями ИНФОРМАТИКИ, подготовка к работе на компьютерах. Цель: Повторить изученный материал по теме «Электронные таблицы». 1. Задание. Подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения. 2. Задание. Этапы построения диаграммы. 3. Ответьте на вопросы: 1.Что такое диаграмма? 2. Назовите типы диаграмм. 4. Перевести на язык формул электронных таблиц |
|
УЭ6 | Цель: Развитие аналитико-оценочной компетентности и эколого - валеологической компетентности у учащихся: умение анализировать, иметь собственную позицию, мнение и умение их отстаивать. Я- влияю на природу, она -на меня. Учитель задаёт ученикам дополнительные вопросы с литературным содержанием, учитывая, что урок проводится в 11классе с социально-гуманитарным уклоном, сообщает ученикам дополнительные факты по вопросу семинара (для регулирования и коррекции знаний учащихся). Ученики делают вывод, который является ответом по вопросу семинара. | Анализ полученной информации. Дискуссия, обсуждение, беседа. |
УЭ 7 Д/З | Цель: Развитие адаптационно-коммуникативной и эколого - валелогической компетентности у учащихся: знание об организации среды, умение выявить её законы и изменить себя в соответствии с ними. Я – часть природы, я – влияю на природу, она на меня. Д/З: Ответить на вопросы, которые находятся на листах, выданных заранее на парты по теме. | Запись в рабочую тетрадь: ответить на вопросы в тетради. |
Рефлексия: Что узнали? Чему научились? Что понравилось? Что было сложным?
Выводы (на слайде):
- Законы «Электродинамики» играют огромную роль в жизни человека.
- Необходимо применять законы «Электродинамики» в развитии техники и НТП.
- Изучение законов «Электродинамики» позволяет человеку управлять явлениями природы и поставить их на службу людям.
Заранее учитель выдаёт группам ребят опережающее задание:
План создания презентации:
- Кто и когда открыл данный закон «Электродинамики»?
- Формулировка закона «Электродинамики».
- Применение данного закона в промышленности, на транспорте, в быту.
- Перспектива на будущее.
Выводы по уроку:
- Проведено углубление и расширение учебного материала, учащиеся ознакомлены с новыми сведениями за счёт обращения к разным источникам информации. Проведено обобщение вместе с учащимися по эффективности использования метода проектов на уроке.
- Показана роль физики в изучении природы. Выполнены упражнения на применение знаний о явлении резонанса при решении задач.
- Был показан вклад учёных в исследовании явления резонанса и развитии физики.
- Были использованы нестандартные ситуации в применении проверяемых знаний.
- Цель урока достигнута за счёт использования современных информационных технологий.
Таким образом, с помощью мультимедийных презентаций и докладов представителей от каждой группы и Экспериментальной части мы доказали актуальность выбранной темы урока-лаборатории «Электродинамика вокруг нас».
Информационные ресурсы:
Литературные ресурсы:
1) Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. Физический эксперимент в средней школе. М. «Просвещение», 2019.
2) Ю. Н. Марков. Физика. Пособие для поступающих в ВУЗы. Изд. Уральского университета, 2016.
3) 7. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2019.
Ресурсы Интернета:
1. www.edu.delfa.net:8101/teacher/club.html
2. http://files.school-collection.edu.ru/
3. http://www.all-fizika.com/
4. http://eduportal.uz/rus/info/news/
6. http://vschool.km.ru/
7. http://experiment.edu.ru/
8. http://archive.1september.ru/fiz/
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Интегрированный урок-лаборатория по теме: «Электродинамика вокруг нас»,
(№ 94) в системе уроков в разделе «Электродинамика». Раздел №3 «Электродинамика» включает в себя: Тема 3.1 «Электрическое поле», Тема 3.2 «Законы постоянного тока», Тема 3.3 «Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции», Тема 3.4 «Электромагнитные колебания и волны», Тема 3.5 «Световые волны» I курса физики КГБ ПОУ КСК. В течение предыдущих уроков студенты изучили необходимые знания и сведения для применения их на данном уроке. Также, ученики в процессе изучения курса физики в средней общеобразовательной школе 7-9 класса и I курса колледжа, получили достаточный объём знаний, чтобы провести анализ по теме данного урока-лаборатории и сделать соответствующие выводы.
Данный урок был проведён совместно с преподавателем предмета «Информатика» Лихтиной Ириной Станиславовной. Так как является интегрированным уроком.
Тип урока: Интегрированный урок-лаборатория
Цель работы данного урока-лаборатории – Провести экспериментальную проверку основных законов электродинамики и рассмотреть их применение. Получить практические навыки решения задач с использованием электронных таблиц.
К предметным задачам урока мы относим: Сформировать практические навыки и умения решать задачи на законы «Электродинамики» с использованием электронных таблиц. Осуществление меж предметных связей на уроке.
К метапредметным задачам урока мы относим: Продолжить работу по воспитанию самостоятельности и внимания студентов, умения работать с электронными таблицами и компьютерными программами. Воспитание идейно-патриотических чувств путём показа огромных достижений науки и техники, перспектив развития этих направлений техники; политехническое образование и трудовое воспитание школьников осуществляется путём показа роли физики в совершенствовании технологии производства и обработки материалов для придания им требуемых свойств.
Урок был также призван способствовать развитию у учащихся личностных качеств:
развить способность и умение учащихся работать творчески, продолжить работу по развитию логического и творческого мышления, умения вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их; воспитание любознательности, развивать критическое мышление; воспитание умения работать в коллективе; умения анализировать и принимать решения в нестандартной ситуации. Развитие устойчивого интереса к предметам информатика и физика.
211 группа – это группа, которая обучается по специальности «Техническая эксплуатация подъёмно транспортных, строительных, дорожных машин (по отраслям)», имеет высокий уровень воспитанности, подготовка группы выше среднего уровня, процент качества знаний составляет 71%. В группе преобладает положительное отношение к учёбе и практический интерес к технике. Уровень навыков учебного труда выше среднего, поэтому выбираю тип урока – урок-лабораторию. Взаимоотношения со студентами хорошие. В данной группе 21 студент, из них 4 сильных ученика, учатся на «5», 9 учеников имеют оценку «4», 8 учеников с удовлетворительными способностями, поэтому мной были использованы различные инновационные методы и способы активизации познавательной деятельности учащихся.
Характер содержания урока теоретический и практический.
Новизна материала частичная.
Для подготовки к уроку-лаборатории студенты разделились на 4 группы. Каждой группе было выдано опережающее задание по теме и план создания сопровождающей их доклад презентации:
План создания презентации:
- Кто и когда открыл данный закон «Электродинамики»?
- Формулировка закона «Электродинамики».
- Применение данного закона в промышленности, на транспорте, в быту.
- Перспектива на будущее.
Группы студентов выбрали тему, по которой готовили доклад.
Темы для докладов:
- Группа «Экспериментальная проверка явления электромагнитной индукции». Выступление группы с докладом по теме: «Явление электромагнитной индукции и её применение».
- Группа «Экспериментальная проверка закона Джоуля-Ленца». Выступление группы с докладом по теме: «Закон Джоуля-Ленца и его применение».
- Группа «Экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединения».
Выступление группы с докладом по теме: «Законы последовательного и параллельного соединения и их применение».
- Группа «Экспериментальная работа по изучению устройства и работы трансформатора». Выступление группы с докладом по теме: «Трансформаторы и их применение».
В колледже урок-пара длится 90 мин, между ними перерыв 5 мин.
Данный урок-лаборатория включает в себя 10 этапов:
1 этап: Оргмомент. Вводная беседа. Постановка задач урока, запись Д/З.
2 этап: Постановка проблемного вопроса с помощью компьютерной презентации
3 этап: Разминка
4 этап: Постановка задач для экспериментальной части по физике
5 этап: Выступления 4-х групп, учащихся с докладами.
6 этап: Экспериментальная часть
7 этап: Постановка проблемного вопроса с помощью компьютерной презентации по информатике
8 этап: Работа на компьютерах в парах
9 этап: Подведение итогов, выводы по уроку.
10 этап: Рефлексия
Основным этапом был 6 этап, цель подготовительных 3,4,5 этапов – рассмотреть основные законы «Электродинамики» и их применение в промышленности, на транспорте и в быту, а основного 6 этапа – провести экспериментальную проверку этих законов, используя соответствующее оборудование и сделать соответствующие расчёты с использованием электронных таблиц и выводы. Умение работать в коллективе (работа в парах).
При проведении урока мы ориентировались на принципы обучения:
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
2. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учеником.
3. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальной роли учителя.
Для усиления мотивационной и стимулирующей деятельности учащихся мной были использованы следующие методы:
- Познавательные:
- побуждение к поиску альтернативных решений;
- опора на жизненный опыт;
-выполнение творческих заданий.
- Социальные:
- развитие желания быть полезным стране;
- заинтересованность результатами коллективной деятельности.
Чтобы решить основную дидактическую цель урока, мной были подобраны на 4 этапе урока вопросы:
Материал урока оказался сложным, но интересным для учащихся.
На этапе 1 этапе урока были использованы словесные методы для обеспечения активизации мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
На этапе 5 этапе урока: с помощью мультимедийных презентаций и докладов представителей от каждой группы мы рассмотрели факты, подтверждающие актуальность выбранной темы урока-лаборатории «Электродинамика вокруг нас». Это стимулировало побуждение к поиску альтернативных решений. После этого мной было дано пояснение к заданию: У вас на партах лежат Таблицы - листы, по которым вы сейчас будете работать, отвечать на вопросы, используя информацию из докладов одногрупников. В конце урока эти таблицы вы мне сдадите на проверку.
На 5 этапе урока нами была поставлена цель: Развитие информационно-методологической компетентности у учащихся: уметь работать с источником информации, уметь отбирать, преобразовывать и передавать информацию.
В ходе этого этапа ученики, работающие в группах, представили аудитории информацию по своей теме. Рассмотреть данные вопросы необходимо для успешной реализации цели основного этапа урока и активизации мыслительной деятельности учащихся. Информация, представленная на данном этапе, является фундаментом для решающего умозаключения на основном этапе урока.
На 7 этапе урока нами была поставлена цель: Развитие аналитико-оценочной компетентности и эколого - валелогической компетентности у учащихся: умение анализировать, иметь собственную позицию, мнение и умение их отстаивать. Я - влияю на природу, она -на меня.
Для регулирования и коррекции знаний учащихся, нами были сообщены студентам дополнительные факты по вопросу из области информатики.
Считаю, что мной удачно были подобраны формулы из раздела «Электродинамика» в этапе «Разминка», так как данная СХЕМА, в целом, позволила студентам вспомнить основные законы «Электродинамики» и активизировать мыслительный процесс. Ученики успешно справились с заданием, таким образом, подтвердив свои знания.
В ходе урока на 6 этапе была организована коллективная работа учащихся.
Задания 6 этапа были ориентированы на развитие творческого мышления, умения анализировать и принимать решения в нестандартной ситуации учащимися.
Руководство преподавателя при выполнении заданий 6 этапа было инструктирующим, потому что студенты работали, используя информацию, которую внесли в таблицы в ходе 5 этапа.
Студенты имели возможность выбора темы доклада и состава одногрупников для работы в группах.
Удачным считаю выбор типа урока. В ходе урока-лаборатории каждая группа успешно справилась с поставленной перед ними задачей и донесла до одногрупников нужную информацию. Информация, представленная в докладах, содержит практическую направленность и способствует профессиональной ориентации студентов.
Меня порадовали выступающие с докладами ученики: Власенко Юрий, Балдин Святослав, Роо Вячеслав, Баранов Захар. Особенно хочется отметить группу ребят, которые подготовили выступление по теме: «Экспериментальная работа по изучению устройства и работы трансформатора». Они, как настоящие артисты, проявили творческую находчивость, успешно провели эксперимент и успели выполнить «Дополнительное задание», получив дополнительные оценки «5». Это Жиряков Захар и Балдин Вячеслав, хотя их группа оказалась в меньшем составе из-за отсутствия двух человек по уважительным причинам. Благодаря их импровизации урок стал «живым». Больше всего потрудиться пришлось группе под руководством Власенко Юрия, которые проводили эксперимент по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников». У них возникли затруднения из-за старых приборов, однако, они добились своего, собрали электрическую цепь и сняли необходимые показания приборов. Задачу выполнили до конца. Думаю, что ребятам он запомнится на всю жизнь. Они продемонстрировали высокий уровень подготовки и понимания сущности излагаемого вопроса.
На 7 этапе урока мной была поставлена цель: Развитие адаптационно-коммуникативной и эколого - валелогической компетентности у учащихся: знание об организации среды, умение выявить её законы и изменить себя в соответствии с ними. Я – часть природы, я – влияю на природу, она на меня.
Удачным считаю постановку домашнего проблемного вопроса. Д/З: Ответить на вопросы, которые находятся на листах, выданных заранее на парты.
Нам удалось уложиться по времени. Распределение времени было рациональным и продуманным.
Темп урока соответствовал возможностям группы. В целом, можно сказать, что основная дидактическая цель урока была достигнута.
Особенно значимым лично для меня осталось в памяти утро следующего дня. Ребята встретили меня в коридоре колледжа с вопросом: «А когда у нас будет ещё такое мероприятие?». Глаза их светились радостью. На мой вопрос: «Вам понравился урок «Электродинамика вокруг нас»?». Они дружно ответили: «ДА!».
Мы уверены, что подобные интегрированные уроки нужно проводить обязательно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Провести экспериментальную проверку основных законов электродинамики и рассмотреть их применение
« Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» Леонардо Да Винчи
Электродинамика
Законы: Закон электромагнитной индукции
Закон Джоуля-Ленца Q = I 2 R t Q - количество теплоты, выделяемое проводником с током R – сопротивление проводника
Законы последовательного соединения
Законы параллельного соединения
Задание Оцените, какого сопротивления нужно взять проводник, чтобы его можно было использовать в качестве нагревательного элемента в электрической плите/в обогревателе для помещения Дано: КПД=40%; С воздуха =1000 Дж/кг• 0 С; m в = V k • p в ; I k = 16A ; ρ в =1,29 кг/м 3 t 1 =0 0 C ; t 2 =20 0 C ; КПД= Q п / Q з = m в •С в •( t 2 - t 3 )/ I 2 k • R • t Найти: Рассчитать R н.эл. =? для помещения
Выводы Законы «Электродинамики» играют огромную роль в жизни человека. Необходимо применять законы «Электродинамики» в развитии техники и НТП. Изучение законов «Электродинамики» позволяет человеку управлять явлениями природы и поставить их на службу людям.
Предварительный просмотр:
ЗАКОНЫ Электродинамики | Определение | Применение в промышленности | Применение на транспорте | Применение в быту |
Явление электромагнитной индукции | Электромагнитная индукция - явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него. | |||
Трансформатор | Трансформатор – это устройство для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения без потерь мощности и энергии | |||
Последовательное и параллельное соединение проводников | ||||
Закон Джоуля-Ленца | Закон Джоуля-Ленца: количество теплоты, которое выделяется в проводнике, равно произведению квадрата силы тока в этом проводнике, умноженному на сопротивление проводника и на время, в течение которого этот ток протекает по проводнику. |
Предварительный просмотр:
Постановка эксперимента Формулы: Q = I 2 • R • t ; I = U/R
- + ─┤ ├─ К
R1 R2
t = 5 c
Цель: Рассчитать Rобщ -? Q общ - ? | Построить график:
I ,A |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников
Цель: экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи, научиться решать задачи на расчет цепи.
Оборудование: Источник питания, две лампочки на подставке, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
Формулы:
Рассмотреть преимущества и недостатки последовательного, так же и параллельного соединения проводников. Последовательное - лампы с меньшим возможным напряжением включают в цепь с большим напряжением, но при перегорании одной лампы все не будут гореть. Параллельное - при перегорании одной лампы, остальные горят. Но при включении лампы с меньшим возможным напряжением она перегорит. |
Результаты исследований
Измерить значения | Вычислить значения | ||||||||
I 1 А | I2 А | I А | U1 В | U2 В | U В | R1 Ом | R2 Ом | R Ом | |
Последовательное | |||||||||
Параллельное |
Задание (оформить в виде задачи):
Определите показания амперметра и напряжение на концах каждого проводника, если R1= 6 Ом, R2=10 Ом, R3= 20 Ом, а показания вольтметра 10 В. |
Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Экспериментальная проверка явления электромагнитной индукции
Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции, проверить правило Ленца.
Оборудование: гальванометр (миллиамперметр), катушка индукционная, магнит дугообразный, соединительные провода
Ход работы
- Подключите катушку к зажимам миллиамперметра (маркером к +) и выполните следующие действия с северным полюсом (N) магнита, а затем с южным (S).
- введите полюс магнита в катушку (со стороны маркера);
- остановите магнит на несколько секунд;
- удалите магнит из катушки (модуль скорости движения магнита приблизительно одинаков).
- Выполните задания и результаты запишите в таблицу:
- возникал ли в катушке индукционный ток? (да/нет)
- укажите направление индукционного тока, зарисовав отклонение стрелки (←, ↑, →)
- запишите изменение магнитного потока (увел / умен / не изменялся)
- укажите направление линий магнитного поля постоянного магнита (к полюсу / от полюса),
- укажите направление линий магнитного поля индукционного тока относительно магнита, пользуясь правилом Ленца (от магнита / к магниту / нет).
полюс магнита | N | S | |||||
действия | а | б | в | а | б | в | |
номер задания | 1 | ||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 |
Вывод:_________________________________________________________________
Задача: Автомобиль «Волга» едет со скоростью 120 км/ч. Определите разность потенциалов на концах передней оси машины, если длина оси 180 см, а вертикальная составляющая индукции магнитного поля Земли 5 ⋅ 10-5 Тл. (Формула: U = B•L•V) )
Предварительный просмотр:
Экспериментальная работа по изучению устройства и работы трансформатора
Цель: освоить основные элементы любого трансформатора, определить коэффициент трансформации
Оборудование. 1.Трансформаторы на вертикальных панелях с одинаковым и разным количеством обмоток (по 1 шт.). 2. Источник электрической энергии на 4 В (выпрямитель В-24 М). 3.Вольтметр переменного тока ( с пределом измерения до 150В и 750В). 4. Соединительные провода.
Схема | Теория. В радиотехнике, электротехнике, электронике используют трансформатор. U2/ U1= N2/ N1 Отношение N2/ N1 = k – коэффициент трансформации. |
Номер опыта | Число витков в обмотках | Напряжение На концах обмоток | Коэффициент трансформации k | ||
Первичной N1 | Вторичной N2 | Первичной U1 B | Вторичной U2 B | ||
1 | 90 | 4 | 120 | ||
2 | 90 | 4 | 42 |
Выводы:__________________________________________________________
Задача: Трансформатор, содержащий в первичной обмотке 840 витков, повышает напряжение с 220В до 660В. Каков коэффициент трансформации и сколько витков содержится во вторичной обмотке?
Предварительный просмотр:
Задание Оцените, какого сопротивления нужно взять проводник, чтобы его можно было использовать в качестве нагревательного элемента в электрической плите или обогревателе для помещения. Дано: КПД = 40%; С воздуха = 1000 Дж/кг ᵒС ; t 1 = 0ᵒС ; t 2 = 20ᵒС ; ϸвоздуха = 1,29 кг/м3 Uк = 220В I = 16A Найти: Рассчитать Rн.эл. = ?; Сколько времени потребуется, чтобы прогреть комнату? Формулы: КПД = Qп/ Qз • 100%; Qп = mв•Cв• (t2 – t1); Qз = I к2 • R • t = Uк2• t / R; mв = ϸвоздуха • Vкомнаты Решение: | Задание Оцените, какого сопротивления нужно взять проводник, чтобы его можно было использовать в качестве нагревательного элемента в электрической плите или обогревателе для помещения. Дано: КПД = 40%; С воздуха = 1000 Дж/кг ᵒС ; t 1 = 0ᵒС ; t 2 = 20ᵒС ; ϸвоздуха = 1,29 кг/м3 Uк = 220В I = 16A Найти: Рассчитать Rн.эл. = ?; Сколько времени потребуется, чтобы прогреть комнату? Формулы: КПД = Qп/ Qз • 100%; Qп = mв•Cв• (t2 – t1); Qз = I к2 • R • t = Uк2• t / R; mв = ϸвоздуха • Vкомнаты Решение: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.
Урок можно использовать при повторении курса информатики в 11 классе, учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».
Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"
Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....
Методическая разработка урока по теме: "Информация вокруг нас"
Возможный вариант урока...
Методическая разработка урока по теме «Увеличительные приборы» - «Микромир вокруг нас», 5 класс
Урок проводиться в разделе "Клеточное строение организма" ( линия УМК "Сфера жизни", Биология 5-9 класс, авторов Б.В.Захарова,Н.И.Сонина)Во время изучения темы обучающиеся научатьс...