Рабочая программа по дисциплине "Физика" для специальности 23.02.07
рабочая программа по физике (10 класс)

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Физика для специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oudp.03_fizika.docx118.33 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МСМТ

__________ Е.А. Малыхина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины

ОУДП.03 Физика

для специальности

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

2023 г.


Одобрена и рекомендована

Предметной цикловой комиссией

Естественнонаучного профиля

Протокол № 10 от 15.06.2023 г.

Председатель предметной цикловой

комиссии

_________________ Э.Ш. Кутлуахметова

Согласовано:

Зам. директора по УР

________________ Е.С. Засова

Организация-разработчик: 

ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

 

Разработчик:

Э.Ш. Кутлуахметова, преподаватель ГБПОУ МСМТ

Рецензент внутренний:

А.В. Головина, методист ГБПОУ МСМТ

Т.Г. Лукашенко, методист ГБПОУ МСМТ

Разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13 мая 2022 г. N 328

- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика», утвержденной ФГБОУ ДПО ИРПО Протокол № 14 от «30» ноября 2022


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины                                                                4
  2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины        16
  3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины        36
  4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины        38

  1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины

Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цели дисциплины:

Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
  • формирование естественно-научной грамотности;
  • овладение специфической системой физических понятий, терминологией и символикой;
  • освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
  • овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);
  • овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
  • формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
  • воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.

Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:

  • приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
  • понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках производственной деятельности;
  • освоение способов использования физических знаний для решения практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и технологических процессов, принципов действия технических приборов и устройств, обеспечения безопасности производства и охраны природы;
  • формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания с учётом профессиональной направленности;
  • приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать проблемы с учётом профессиональной направленности;
  • формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую информацию с учётом профессиональной направленности;
  • подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях;
  • подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста: самообразования, коммуникации, проявления гражданско-патриотической позиции, сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при работе с физическими приборами и оборудованием.

Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемых  задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
  • выдвигать гипотезы и строить модели,
  • применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
  • практически использовать физические знания;
  • оценивать достоверность естественно-научной информации;
  • использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий;
  • делать выводы на основе экспериментальных данных;
  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;

измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.


1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; 

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; 

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; 

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем 

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; 

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; 

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; 

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; 

- способность их использования в познавательной и социальной практике

- сформировать представления о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;

- владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;

- сформировать умения применять основополагающие астрономические понятия, теории и законы для анализа и объяснения физических процессов, происходящих на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде, движения небесных тел, эволюции звезд и Вселенной;

- владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; 

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; 

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

- уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:

-- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты

- владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность и способность к образованию и саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В области эстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке;

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

- уметь распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; 

патриотического воспитания:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; 

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; 

- расширение опыта деятельности экологической направленности на основе знаний по физике

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

ПК 1.1. Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей

- выявлять по внешним признакам отклонения от нормального технического состояния двигателя, делать на их основе прогноз возможных неисправностей

- определять по результатам диагностических процедур неисправности механизмов и систем автомобильных двигателей, оценивать остаточный ресурс отдельных наиболее изнашиваемых деталей, принимать решения о необходимости ремонта и способах устранения выявленных неисправностей

- владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел) 

- знание устройства и принципа действия систем и механизмов двигателя, регулировки и технические параметры исправного состояния двигателей

ПК 1.2. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации

- выбирать необходимое оборудование для проведения работ по техническому обслуживанию автомобилей, определять исправность и функциональность инструментов, оборудования; определять тип и количество необходимых эксплуатационных материалов для технического обслуживания двигателя

- устройство двигателей автомобилей, принцип действия его механизмов и систем, неисправности и способы их устранения, основные регулировки систем и механизмов двигателей и технологии их выполнения, свойства технических жидкостей

ПК 1.3. Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией 

- определять основные свойства материалов по маркам. Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения

- знать основные свойства, классификацию, характеристики, применяемых в профессиональной деятельности материалов. Области применения материалов

- знать теорию двигателя

ПК 2.1. Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем автомобилей

- измерять параметры электрических цепей электрооборудования автомобилей

- читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики, делать выводы, определять по результатам диагностических процедур неисправности электрических и электронных систем автомобилей

- знать устройство и принцип действия электрических машин и электрического оборудования автомобилей

ПК 3.1. Осуществлять диагностику трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей

- выявлять по внешним признакам отклонения от нормального технического состояния ходовой части и механизмов управления автомобилей, делать на их основе прогноз возможных неисправностей

- предельные величины износов и регулировок ходовой части и механизмов управления автомобилей

ПК 3.2. Осуществлять техническое обслуживание трансмиссии ходовой части и органов управления автомобилей согласно технологической документации

- использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности. Выбирать материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения

- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов. Области применения материалов

ПК 6.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства

- визуально и экспериментально определять техническое состояние узлов, агрегатов и механизмов транспортного средства; подбирать необходимый инструмент и оборудование для проведения работ

- знать свойства и состав эксплуатационных материалов, применяемых в Т.С.

- определять факторы, влияющие на степень и скорость износа узлов, агрегатов и механизмов Т.С.

- знать правила перевода чисел в различные системы счислений

- знать международные меры длины

- знать свойства металлов и сплавов

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной деятельности

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего):

147

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

  • теоретическое обучение
  • лабораторные работы
  • практические занятия
  • практическая подготовка

126

72

12

14

28

Консультации

15

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

Номер занятия

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Формируемые общие и

профессиональные

компетенции

1

2

3

4

1 курс

Введение

1

1

Введение. 

Цель, задачи дисциплины. Физика – фундаментальная наука о природе. Основные элементы физической картины мира. Физические законы. Границы применимости физических законов. Значение физики при освоении специальности.

1

2

ОК 01

ОК 03

ОК 05

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: заполнение схемы «Физика как наука»

Контроль в форме: проверка качества заполнения схемы

Раздел 1. Механика

25

Тема 1.1 Кинематика

9

2

Основы механики.

Понятия: материальная точка, относительность механического движения, траектория, механическое движение, система отсчета. Проявление законов движения в работе отдельных узлов автомобиля.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.1

ПК 3.1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: построение графиков движения тел координатным, векторным способом

Контроль в форме: проверка качества построения графиков движения тел

3

Виды механического движения.

Равномерное прямолинейное движение: параметры, уравнения движений. Алгоритм решения задач на прямолинейное движение с постоянной скоростью.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на прямолинейное движение с постоянной скоростью

Контроль в форме: проверка качества решения задач

4

Виды механического движения.

Равнопеременное прямолинейное движение: параметры, уравнения движений. Алгоритм решения задач на прямолинейное движение с постоянным ускорением.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на прямолинейное движение с постоянным ускорением

Контроль в форме: проверка качества решения задач

5 – 6

Практическое занятие № 1: Решение задач по теме «Равнопеременное прямолинейное движение»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

7

Движение тела по окружности.

Понятие движения тела по окружности. Понятие свободного падения тел. Характеристики движения: определения, формулы. Расчет частоты вращения коленчатого вала.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач на движение тел по окружности

Контроль в форме: проверка качества решения задач

8

Кинематика твердого тела.

Понятия: вращательное движение, абсолютно твердое тело, поступательное движение. Угловая и линейная скорости вращения: определения, формулы. Совершение прямолинейного и вращательного движения поршнями, клапанами, шкивами, зубчатыми колесами в коробке передач.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на вращательное движение твердого тела

Контроль в форме: проверка качества решения задач

9 – 10

Практическое занятие №2: «Решение задач по теме «Кинематика».

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Тема 1.2. Динамика

10

11

Первый закон Ньютона.

Понятия: покой, свободное тело, инерциальная и неинерциальная системы отсчёта, сила. Принцип относительности Галилея. Формулировка I закона Ньютона. Учет явления инерции при работе автомобиля.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 3.1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение качественных задач на применение I закона Ньютона

Контроль в форме: проверка качества решения задач

12

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Основные величины динамики: сила, масса, импульс. Формулировка II закона Ньютона. Алгоритм решения задач по динамике. Понятие взаимодействия тел. Формулировка III закона Ньютона. Выполнение первого, третьего законов Ньютона при работе автомобиля.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на применение законов Ньютона

Контроль в форме: проверка качества решения задач

13-14

Практическое занятие № 3: Решение задач по теме «Законы Ньютона»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

15

Силы всемирного тяготения.

Понятия: гравитационные силы, сила всемирного тяготения. Зависимость ускорения свободного падения от географического расположения и высоты над поверхностью Земли. Формулировка закона всемирного тяготения.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

16

Силы в механике.

Сила упругости: определения, формулы, виды сил. Закон Гука. Виды деформаций тела в механике. Сила трения: определение, виды сил, формулы. Влияние сил трения на работу между сопряженными подвижными деталями кривошипно-шатунного механизма, сцепление автомобиля.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: составление и заполнение обобщающей таблицы: «Силы в механике»

Контроль в форме : проверка таблицы

17-18

Лабораторная работа № 1: «Измерение силы трения (скольжения)».

2

3

Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований

19 – 20

Практическое занятие № 4: Решение задач по теме « Динамика»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Тема 1.3. Законы сохранения в механике

6

21

Импульс материальной точки.

Понятия: импульс тела, импульс силы, внутренние силы. Другая формулировка второго закона Ньютона. Формулировка закона сохранения импульса. Учет законов сохранения при работе автомобиля.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

22

Работа силы. Мощность.

Понятие работы силы. Понятие мощности: определение, формула. Понятие энергии. Работа потенциальных и непотенциальных сил: определения, формулы. КПД строительных механизмов. 

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

23

Закон сохранения полной механической энергии.

Понятие: полная механическая энергия. Формула закона сохранения механической энергии. Алгоритм решения задач на: «Законы сохранения в механике». Выполнение законов сохранения импульса, энергии при движении автомобиля: примеры.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

24 – 25

Практическое занятие № 5: Решение задач по теме «Механика»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

26

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях

Контрольная работа №1 по разделу: «Механика»

1

3

Практическая подготовка:

10

Раздел 2.Основы молекулярной физики и термодинамики.

28

Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории.

12

27

Основные положения МКТ.

Понятия: броуновское движение, диффузия, взаимодействие атомов и молекул. Основные понятия молекулярной физики: молекула, атом, моль, число Авагадро, молярная масса. Определение основных положений МКТ. Применение законов молекулярной физики при объяснении работы ДВС.

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 3.1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: заполнение таблицы «Строение газообразных, жидких и твердых тел»

Контроль в форме: проверка качества заполнения таблицы

28 – 29

Лабораторная работа №2: «Измерение массы воздуха в классной комнате при помощи необходимых измерений и расчётов».

2

3

Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований

30

Параметры состояния идеального газа.

Понятия: идеальный газ, объем газа, давление газа. Формулы для расчета параметров идеального газа.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

31 – 32

Практическое занятие № 6: Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ»

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

33

Температура – мера средней кинетической энергии молекул.

Способы измерения температуры. Формула для расчета температуры в МКТ. Алгоритм решения ситуационных задач.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение ситуационных задач

Контроль в форме: проверка качества решения задач

34 – 35

Практическое занятие № 7: Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа»

1

1

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

36

Изопроцессы. 

Понятие: изопроцесс. Виды изопроцессов (изотермический, изохорный, изобарный): определения, формулы, графики. Формулировки газовых законов. Изопроцессы и принцип работы ДВС. Кипение и система охлаждения автомобиля.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: построение графиков изопроцессов

Контроль в форме: проверка качества построения графиков

37 – 38

Практическое занятие №8: Решение задач по теме: «Основы молекулярной физики»

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Тема 2.2. Основы термодинамики

9

39

Внутренняя энергия.

Понятия: внутренняя энергия системы, внутренняя энергия идеального газа. Формула для вычисления внутренней энергии многоатомного идеального газа. Способы изменения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса: формула.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.1

ПК 1.3

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

40

Первое начало термодинамики.

Понятия: изотермический, изохорный, изобарный, адиабатный, политропный процессы в термодинамике. Первое начало термодинамики: формула. Тепловое равновесие и работа двигателя. Расширение тел при нагревании.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач на применение I закона термодинамики

Контроль в форме: проверка качества решения задач

41-42

Практическое занятие № 9: Решение задач по теме «Первое начало термодинамики»

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

43

Второе начало термодинамики.

Понятия: холодильная машина, необратимый процесс, расширение газа. Три формулировки второго начала термодинамики. Схема холодильной машины. Границы применимости второго начала термодинамики. КПД холодильной машины: формула.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач на применение II закона термодинамики

Контроль в форме: проверка качества решения задач

44

Принцип действия тепловой машины.

Понятия: тепловой двигатель, цикл Карно, равновесное состояние системы. КПД теплового двигателя: формула. Схема тепловой машины. Применение законов молекулярной физики при объяснении работы ДВС.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

45 – 46

Практическое занятие №10: Решение задач по теме: «Основы термодинамики»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

47

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях

Контрольная работа № 2 на тему: «Основы молекулярной физики»

1

3

Тема 2.3. Свойства паров, жидкостей и твердых тел.

7

48

Свойства паров.

Понятия: пар, испарение, парообразование, сублимация, конденсация, динамическое равновесие пара и жидкости, насыщенный пар, кипение. Свойства насыщенного пара. Уравнение теплового баланса при парообразовании и конденсации: формула.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 3.1

ПК 3.2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

49

Влажность воздуха.

Понятия: абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы. Устройство приборов для измерения влажности воздуха. Формула для расчета относительной влажности воздуха.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

50 – 51

Лабораторная работа № 3: «Измерение влажности воздуха».

2

3

Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований

52

Свойства жидкостей и твердых тел.

Понятия: жидкость, поверхностный слой жидкости, поверхностное натяжение, силы поверхностного натяжения. Свойства жидкостей: текучесть, вязкость. Капиллярность, смачивание, несмачивание и смазочная система автомобиля.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: работа над текстом с пропущенными терминами

Контроль в форме: проверка качества выполнения работы над текстом

53

Характеристика твердого состояния вещества.

Понятия: анизотропия, анизотропия кристаллов, кристаллические и аморфные тела, кристаллическая решетка, узлы кристаллической решетки, поликристаллы, монокристаллы. Схемы кристаллических решеток различных тел. Теплофизические свойства металлов. Виды дефектов кристаллического строения твердых тел.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: изображение схем кристаллических решеток различных тел

Контроль в форме: проверка качества изображения схем

54

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях

Контрольная работа № 3 по разделу: « Основы молекулярной физики и термодинамики».

1

3

Практическая подготовка:

2

Раздел 3. Электродинамика»

35

Тема 3.1 Электростатика

7

55

Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

Понятия и определения: электрический заряд, два рода электрических зарядов, элементарный заряд, электризация. Способы электризации тел. Формулировка закона сохранения заряда. Алгоритм решения задач по теме « Электростатика». Заземление металлических лесов. Формулировка закона Кулона. Применение свойств электрического поля при объяснении работы системы зажигания ДВС

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

56 – 57

Практическое занятие №11: Решение задач по теме: «Законы электростатики»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

58

Характеристики электрического поля.

Понятия: электрическое поле, электростатическое поле, напряженность электрического поля, работа сил электростатического поля, потенциал, разность потенциалов, эквипотенциальные поверхности. Изображение линий напряженности. Принцип суперпозиции полей. 

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

59

Диэлектрики и проводники в электрическом поле.

Понятия: проводник, диэлектрик, поляризация диэлектриков, свободные электроны, электрический заряд проводников, электростатическое поле внутри проводника, диэлектрическая проницаемость. Виды диэлектриков.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

60

Конденсатор.

Понятия: конденсатор, электрическая емкость, энергия заряженного конденсатора, плоский конденсатор, энергия электрического поля. Виды соединения конденсаторов: схемы, формулы. Формулы для расчета электрической емкости, энергии заряженного конденсатора. Конденсаторы в прерывателе-распределителе, в звуковом сигнале автомобиля.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение ситуационных задач

Контроль в форме: проверка качества решения задач

61

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях

Контрольная работа №4 по теме: «Электростатика».

1

3

Тема 3.2 Законы постоянного тока

14

62

Электрический ток.

Понятия: электрический ток, ток проводимости, источник тока, электрическая цепь, сторонние силы. Виды источников тока: определения, схемы, чертежи. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока в цепи. Графическое обозначение элементов электрической цепи на схеме.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 2.1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: построение схем электрических цепей

Контроль в форме: проверка качества построения схем электрических цепей

63-64

Практическое занятие №12: Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи»

2

2

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

65

Закон Ома для полной цепи.

Понятия: внутреннее сопротивление, полное сопротивление цепи, ЭДС источника тока. Формула закона Ома для полной цепи. Алгоритм решения задач на « Закон Ома для полной цепи».

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

66

Соединение проводников.

Последовательное и параллельное соединения проводников: формулы, схемы. Соединение источников электрической энергии в батарею: схемы, формулы.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: построение схем соединения проводников

Контроль в форме: проверка качества построения схем

67 – 68

Практическое занятие №13: Решение задач по теме: «Закон Ома»

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

69 – 70

Лабораторная работа № 4: «Исследование последовательного и параллельного соединения проводников».

2

3

Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований

71

Закон Джоуля – Ленца.

Понятия: работа и мощность постоянного тока. Формула закона Джоуля – Ленца. Формулы для расчета работы и мощности электрического тока. Тепловое действие тока

1

2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение ситуационных задач

Контроль в форме: проверка качества решения задач

72 – 73

Лабораторная работа № 5: «Определение коэффициента полезного действия электрического чайника».

2

3

Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований

74 – 75

Практическое занятие № 14: Решение задач по теме: «Законы постоянного тока».

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Тема 3.3. Электрический ток в различных средах

3

76

Полупроводниковые приборы.

Понятия: транзистор, термистор, диод, электронно-лучевая трубка, p-n переход, контактная разность потенциалов, запирающий слой, триод. Устройство и принцип работы полупроводниковых приборов: схемы, назначение. 

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 2.1

ПК 3.2

ПК 6.1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: работа над текстом с пропущенными терминами

Контроль в форме: проверка качества работы над текстом с пропущенными терминами

77

Электрический ток в жидкостях.

Понятия: электролитическая диссоциация, степень диссоциации, ионная проводимость, электролиз. Закон электролиза Фарадея: формула. Учет электродвижущей силы при объяснении работы аккумулятора.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

78

Электрический ток в газах.

Понятия: газовый разряд, ионизация газов, проводимость газов, несамостоятельный и самостоятельный разряды, рекомбинация, ток насыщения. Виды энергетических разрядов в газах. Формула для расчета кинетической энергии электрона.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

Тема 3.4. Магнитное поле

6

79

Магнитное поле.

Понятия: магнитное поле, линии магнитной индукции. Свойства магнитного поля. Алгоритм решения задач по теме «Магнитное поле». Применение свойств магнитного поля при объяснении работы стартера, генератора постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током на примере работы стартера.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 2.1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: составление глоссария

Контроль в форме: проверка качества составления глоссария

80

Закон Ампера.

Принцип действия магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Правило левой руки. Принцип действия магнитного поля на движущийся заряд. Формулировка закона Ампера.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

81

Сила Лоренца.

Понятия: удельный заряд, сила Лоренца, ускоритель заряженных частиц. Принцип действия магнитного поля на движущийся заряд. Виды ускорителей заряженных частиц: схемы, назначение. Формула для расчета силы Лоренца.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации : решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

82 – 83

Практическое занятие №15: Решение задач по теме: « Закон Ампера. Сила Лоренца»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

84

Магнитное поле в веществе.

Понятия: магнитное поле в веществе, магнитная проницаемость среды, намагниченность вещества, ферромагнетики, парамагнетики, диамагнетики, точка Кюри, домены. Формулировка гипотезы Ампера. Формула для расчета магнитной проницаемости среды. Физическая сущность магнитной дефектоскопии.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач 

Тема 3.5. Электромагнитная индукция

5

85

Электромагнитная индукция.

Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток, ЭДС индукции, переменное магнитное поле, вихревое электрическое поле, вихревые токи, самоиндукция, индуктивность, электромагнитное поле. Закон Фарадея: формула. Формулировка правила Ленца. Закон электромагнитной индукции и принцип действия генератора постоянного тока автомобиля и индукционной катушки.

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 2.1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач на применение закона Фарадея

Контроль в форме: проверка качества решения задач

86

Самоиндукция.

Понятия: самоиндукция, индуктивность, взаимная индукция, энергия магнитного поля. Формулы для расчета индуктивности и энергии магнитного поля.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

87– 88

Практическое занятие № 16:«Решение задач по теме «Электродинамика»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

89

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях

Контрольная работа №5 по разделу «Электродинамика»

1

3

Практическая подготовка:

8

Раздел 4. Колебания и волны

13

Тема 4.1 Механические колебания и волны

6

90

Механические колебания.

Линейные механические колебательные системы и их характеристика. Влияние механических колебаний на работу автомобиля. Уравнение движения математического маятника. Динамика колебательного движения.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 1.1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

91

Гармонические колебания.

Понятия: гармоническое колебание, превращение энергии при гармонических колебаниях. Характеристики гармонических колебаний: формулы, определения, графики. Частота гармонических колебаний при описании работы поршней, клапанов и других частей автомобиля.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: изображение гармонических колебаний на графиках

Контроль в форме: проверка качества построения графиков

92

Свободные и вынужденные механические колебания.

Понятия: квазиупругие силы, свободные колебания, вынужденные колебания, амплитуда вынужденных колебаний, резонанс. Условия возникновения свободных колебаний. Учет вредного влияния механических колебаний на работу КШМ.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

93

Волновые явления.

Понятия: волновые явления, волновые процессы, волна, продольные и поперечные волны, распространение механических волн. Характеристики волны: определения, формулы.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

94-95

Практическое занятие № 17: Решение задач по теме «Уравнение плоской бегущей волны»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны

7

96

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

Понятия: электромагнитные колебания, свободные электромагнитные колебания, вынужденные колебания, колебательный контур, колебания напряжения и тока, превращение энергии в колебательном контуре. Формула Томсона.

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК 2.1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

97

Переменный электрический ток.

Понятия: переменный электрический ток, индуктивное и ёмкостное сопротивления переменного тока. Формулы для расчета сопротивлений переменного тока. Элементы цепи переменного тока. Формула закона Ома для электрической цепи переменного тока.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: заполнение таблицы: «Электромеханическая аналогия»

Контроль в форме: проверка качества составления таблицы

98-99

Практическое занятие №18: «Электромагнитные колебания».

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

100

Генераторы тока.

Понятия: трансформатор, коэффициент трансформации, токи высокой частоты. Генератор: определение, устройство. Типы генераторов, типы трансформаторов. Способы получения, распределения и передачи электроэнергии. Учет электромагнитных колебаний при объяснении работы генератора автомобиля.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

101

Электромагнитные волны.

Понятия: электромагнитная волна, излучение электромагнитных волн. Скорость распространения волны, длина волны, плотность потока излучения: определения, формулы. Вибратор Герца: устройство и принцип работы. Свойства электромагнитных волн.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

102

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях

Контрольная работа №6 на тему: «Колебания и волны»

1

3

Практическая подготовка:

4

Раздел 5. Оптика

11

Тема 5.1 Природа света

4

103

Законы отражения и преломления света. 

Понятия: распространение света в веществе, абсолютный и относительный показатели преломления, полное отражение. Понятие полного отражения. Формулировки законов отражения и преломления света. Алгоритм решения задач на «Законы отражения и преломления света». Проявление законов оптики в работе системы освещения автомобиля.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ПК 1.2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

104

Линзы.

Понятия: световой луч, линза, погрешности изображений, оптическая сила линзы. Виды линз. Построение изображений в линзе: алгоритм выполнения построений. Формула линзы.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач на построение изображений предметов, даваемых линзами

Контроль в форме: проверка качества решения задач

105-106

Практическое занятие № 19: Решение задач по теме «Построение изображения в линзах»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Тема 5. 2. Волновые свойства света

4

107

Интерференция света. Дифракция света.

Понятия: интерференция, сложение волн, условие максимумов, условие минимумов, когерентность световых лучей, дифракция, дифракция на щели, зоны Френеля, дифракционная решетка. Алгоритм решения задач по теме: «Волновые свойства света».

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ПК 1.2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

108

Поляризация поперечных волн. Дисперсия света.

Понятия: поляризация световых волн, поляризация механических волн, естественный и поляризованный свет, дисперсия. Закон Брюстера: формулировка, формула. Шкала электромагнитных волн.

1

1

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

109-110

Практическое занятие №20: Решение задач по теме: «Волновые свойства света»

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Тема 5.3 Специальная теория относительности

3

111

Элементы теории относительности.

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Основные следствия из постулатов теории относительности. Элементы релятивистской динамики.

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

112-113

Практическое занятие № 21: Решение задач по теме «Оптика»

Решение профессиональных задач

2

3

Контроль в форме оценивания выполнения практического задания

Раздел 6. Элементы квантовой физики

14

Тема 6.1 Квантовая оптика

7

114

Квантовая гипотеза Планка.

Понятия: фотон, давление света, фотоэффект. Импульс, энергия, масса фотона: определения, формулы. Формулировка гипотезы Планка. Формулировка законов Столетова. Уравнение Эйнштейна: формула. Алгоритм решения задач по теме: «Квантовая оптика». Использование законов атомной физики при описании работы отдельных узлов автомобиля

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 07

ПК 3.1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: составление глоссария

Контроль в форме: проверка качества составления глоссария

115

Фотоэффект.

Понятия: фотоэффект, внешний и внутренний фотоэффект, фотоэлектрический эффект, фототок, фотоэлемент, фотосопротивление. Формулировка законов Столетова. Уравнение Эйнштейна: формула.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

Тема 6.2. Физика атома и атомного ядра

5

116

Строение атома.

Понятия: атом, ядерная модель атома, развитие взглядов на строение вещества, закономерности в атомных спектрах водорода. Опыты Э. Резерфорда: описание, выводы. Формулировка постулатов Бора. Модель атома водорода по Бору. Использование свойств атомных ядер для определения качества деталей автомобиля.

1

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 07

ПК 3.2

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач по образцу

Контроль в форме: проверка качества решения задач

117

Закон радиоактивного распада.

Понятия: естественная радиоактивность, период полураспада, изотоп, альфа -, бета -, гамма-излучения. Формулировка закона радиоактивного распада.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: решение задач на применение закона радиоактивного распада

Контроль в форме :проверка качества решения задач

118-119

Лабораторная работа № 6: «Моделирование радиоактивного распада».

2

3

Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований

120

Строение атомного ядра.

Понятие ядерных сил. Схема модели строения атомного ядра. Протонно – нейтронная модель ядра. Алгоритм решения задач на: «Строение атомного ядра». Ядерные реакции.

1

2

Самостоятельная работа по поиску и применению учебной информации: решение задач по алгоритму

Контроль в форме: проверка качества решения задач

Практическая подготовка:

4

Раздел 7 Строение Вселенной

6

Тема 7.1 Строение Солнечной системы

3

121

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы. Планеты земной группы и планеты – гиганты.

1

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

Самостоятельная работа: составление таблицы: «Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия»

Контроль: проверка качества составления таблицы

122

Земля и Луна— двойная планета.

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны.

1

2

Самостоятельная работа: работа над текстом с пропущенными терминами

Контроль: проверка качества выполнения работы над текстом с пропущенными терминами

123

Малые тела Солнечной системы.

Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита.

1

1

Самостоятельная работа: составление обобщающей таблицы: «Малые тела Солнечной системы»

Контроль: проверка качества составления таблицы

Тема 7.2 Эволюция Вселенной

3

124

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

Понятия: созвездие, звездная величина, северный полюс мира, система экваториальных координат, склонение, прямое восхождение, небесный экватор. Особые точки небесной сферы. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации: формула.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

Самостоятельная работа: решение задач на определение географической широты места наблюдения

Контроль: проверка качества решения задач

125

Наша звездная система – Галактика.

Понятия: Млечный путь, другие галактики, бесконечность Вселенной, космология, расширяющаяся Вселенная, строение и происхождение галактик, модель горячей Вселенной. Закон Хаббла: формула.

1

1

Самостоятельная работа: решение  задач по образцу

Контроль: проверка качества решения задач

126

Контрольно-проверочный урок по определению уровня освоения умений и знаний, полученных на учебных занятиях

Контрольная работа №7 на тему: «Эволюция Вселенной»

1

3

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

3.Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

шкаф комбинированный для размещения и хранения учебно-наглядных пособий, технической литературы – 2; стол базовый рабочий – 16; стул – 30; доска классная - 1.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Отдельные приборы и дополнительное оборудование по разделам:

Механика

Молекулярная физика и термодинамика

Электродинамика

Оптика и квантовая физика

  1. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
  2. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень. — М., 2019.

Дополнительные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб.пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
  2. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2019.
  3. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, А.В. Коржуев, О.В. Муртазина. — М., 2019.
  4. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: Сборник задач. — М., 2020.
  5. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: Решения задач. — М., 2019.
  6. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2018.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами.

Код и наименование

формируемых компетенций

Раздел/Тема

Тип оценочных

мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

-        устный опрос;

  • фронтальный опрос;
  • оценка контрольных работ;
  • наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ;
  • оценка выполнения лабораторных работ;
  • оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач);
  • оценка тестовых заданий;
  • наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов;
  • экзамен

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных

ситуациях

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 06.  Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3., Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 4., Темы 4.1., 4.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ПК 1.1. Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3.

Раздел 2. Тема 2.2.

Раздел 4. Тема 4.1.

ПК 1.2. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации

Раздел 1. Тема 1.2.

Раздел 2. Тема 2.3.

Раздел 3. Тема 3.1.

Раздел 4. Тема 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.

ПК 1.3. Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией

Раздел 2. Темы 2.2., 2.3.

ПК 2.1. Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем автомобилей

Раздел 3. Темы 3.2., 3.3., 3.4., 3.5.

Раздел 4. Тема 4.2.

ПК 3.1. Осуществлять диагностику трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2.

Раздел 2. Темы 2.2., 2.3.

Раздел 6. Тема 6.1.

ПК 3.2. Осуществлять техническое обслуживание трансмиссии ходовой части и органов управления автомобилей согласно технологической документации

Раздел 2. Тема 2.3.

Раздел 3. Тема 3.3.

Раздел 6. Тема 6.2.

ПК 6.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства

Раздел 3. Тема 3.3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики специальности 080110 "Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)"

Учебно-планирующая документация учебной практики по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (IIIкурс) для специальности  080110  «Экономика, бухгалтерский...

Рабочие программы для учащихся специальных (коррекционных) классов 8 вида

Данные рабочие программы помогут учителю при работе с учащимися, обучающимися по 8 виду....

Рабочая программа по предмету "Специальность домра"

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу домры, разработанных Министерством культуры С...

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...