Рабочая программа по предмету "Специальность домра"
рабочая программа по теме
Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу домры, разработанных Министерством культуры СССР (Москва 1988г), Министерством культуры РФ (Москва 2003г), адаптированной программы «Музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара» (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г), программы общего музыкального обучения с 3-летним сроком обучения (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г)
Программа включает в себя особенности передовой школы домрового исполнительства, раздел: «Условия реализации программы с указанием определенных норм для успешного обучения и воспитания». Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr_domra.doc | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств г.Нарьян-Мара»
Рабочая образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Домра»
Автор-составитель
Преподаватель Высшей
квалификационной категории
Пудовкина И.О (домра)
г.Нарьян-Мар
2012г
Содержание .
- Пояснительная записка ………………………………………………. …… 2
- Условия реализации программы ………………………………………...… 5
- Контроль и учет успеваемости…….. ……………………………………… 6
- Требования к уровню подготовки выпускника…………………………… 7
- Содержание работы………………………………………………………… 8
- Годовые требования………………………………………………………… 16
- Программные требования к зачетам……………….……………………….. 19
- Примерный уровень сложности музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах……………………………………………………………………….………. 21
- Список рекомендуемых сборников…………… .…………………………......28 Пояснительная записка.
Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу домры, разработанных Министерством культуры СССР (Москва 1988г), Министерством культуры РФ (Москва 2003г), адаптированной программы «Музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара» (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г), программы общего музыкального обучения с 3-летним сроком обучения (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г)
Программа включает в себя особенности передовой школы домрового исполнительства, раздел: «Условия реализации программы с указанием определенных норм для успешного обучения и воспитания». Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. Удивительно ли, что личность Сухомлинского, его деятельность, взгляды привлекают всех педагогов, кто стремится творчески мыслить, кто хочет в своем труде добиться нового и лучшего, кто видит свою задачу не только в том, чтобы чему-то обучить весь класс, но прежде всего в том, чтобы помочь раскрытию и формированию личности каждого , и тем самым формировать живой, богатый индивидуальностями коллектив. Д.К. Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и эстетического в воспитании детей. Он говорил: «Сама по себе мысль конечно не нова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано».
Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высокоэстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя.
Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»- предупреждал В. А. Сухомлинский.
Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.
В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство.
Надо отметить высокий уровень исполнительства на домре и его рост, чему в значительной степени способствует включение домры в программы профессиональных музыкальных учебных заведений – школ, училищ и вузов, а также широкое распространение домры в сфере художественной самодеятельности.
В детских учреждениях низшего звена музыкально – образовательной системы (ДМШ, ДШИ) созданы условия для образования и воспитания подрастающего поколения исполнителей на русских народных инструментах, в том числе исполнителей на домре. Классы домры призваны способствовать распространению народной музыкальной культуры среди широких масс учащихся, воспитанию активных участников художественной самодеятельности, подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальные училища. Педагог класса домры должен считать своей главной задачей – ознакомление ребят с традициями исполнительства на домре и других русских народных инструментах, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры и пропаганде русской народной музыки.
В соответствии с учебными планами, утвержденными приказом министерства Культуры от 28.05.87 программа для ДМШ, ДШИ – предусматривает возможности не только 5-летнего срока обучения, но и 7-летнего. Кроме того, в ДШИ г. Нарьян-Мара с 2007 года ведется обучение по 3-летнему (ускоренному) курсу обучения. Предлагается дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и т.д. После успешного прохождения основного курса учащиеся по рекомендации педагога и решения педагогического совета могут продолжить обучение в классе ранней профориентации.
Массовое распространение у детей нарушений психофизического и двигательно-моторного развития, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательных школах усиливают неоднородность контингента учащихся школы искусств по уровню способностей, тем самым усложняя процесс освоения образовательных программ. Отвечая требованиям сегодняшнего дня, ДШИ должна предоставить ученику возможности для успешного освоения образовательной программы. В связи с этим, на отделении струнных народных инструментов обучение ведется по трем группам:
Группа «А» - профориентируемые учащиеся (программные требования повышенного уровня). В группу могут входить учащиеся 3 – 7 классов по семилетнему обучению, 3-5 классов по пятилетнему обучению. Список группы «А» утверждается на заседании педагогического совета в начале учебного года.
Группа «В» - основная группа (Уровень общего художественно-эстетического образования, стандартные программные требования)
Группа «С» - учащиеся, осваивающие программные требования, соответствующие уровню развития и способностям учащегося. В группу могут входить учащиеся 3 – 7 классов по семилетнему обучению, 3-5 классов по пятилетнему обучению. Список группы «С» утверждается на заседании педагогического совета в начале учебного года.
Обучение игре на домре ведется во взаимной связи с другими предметами (сольфеджио, муз. литература, ансамбль, оркестр, общий курс фортепиано). Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области исполнительства, необходимых в творческой деятельности ребят.
В ходе занятий решаются тесно связанные между собой задачи музыкально – воспитательного процесса:
- Овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно- выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;
- Формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее;
- Прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры.
- Воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности.
Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание.
Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на школьных уроках по музыке, на уроках сольфеджио, музыкальной литературе, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально – исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Так, педагог сообщает учащемуся знания по музыкальной литературе (основные сведения из биографии композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений) с учетом поэтапной работы над произведениями.
В целях развития музыкально – слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на уроке для обучения игре по слуху, транспортированию (в старших классах), чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и др.
Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу. Начиная со 2-го года обучения и из наиболее успевающих учащихся 1-го года могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио, квартет и другие).
Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки, творчества советских, русских и зарубежных композиторов.
Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального использования времени, педагогу следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности, не допуская при этом перезагрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей. Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными тактами.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако, в первый год обучения наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком или какая-либо его часть используется на занятия с двумя, тремя учениками одновременно. Это дает педагогу возможность работать эффективнее и большее внимание уделять развитию навыков чтения нот с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.
Большое значение для обогащения музыкальных представлений ученика, воспитания навыков ансамблевой игры имеет работа с концертмейстером.
Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена и т. д.
Условия реализации программы.
Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса домры, известных исполнителей и коллективов. В связи с тем, что работа с учащимися по классу домры предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете хорошо настроенный инструмент (фортепиано). Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса домры (примы) только хорошего качества.
Ввиду того, что физиология ребенка 5-7 лет, а во многих случаях и 7-9 лет не соответствует размеру инструмента, возникают трудности в определении возраста поступающих на обучение игре на домре.
Целесообразно проводить наборы учащихся начиная с 5-8- летнего возраста, предлагая 7-летний срок обучения, с 9-10 летнего возраста - 5-летний срок обучения, с 12 лет -3-летний курс обучения.
Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред.
Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара следующего года обучения.
Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы, упражнения). Основным ведущим учебным материалом в классе домры должен быть художественный репертуар – народные песни, произведения русских и зарубежных классиков, оригинальные произведения современных авторов.
Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отрабатыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.
Постоянное внимание должно быть уделено свободной и естественной посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами.
Правильная аппликатура является одним из элементов игры на домре. Аппликатура должна быть логически оправданной, способствующей возможно более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в позицию являются не только одним из элементов техники домриста, но и важным средством выразительности. Поэтому, работая над интонационно точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное значение.
Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, интонацией, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального выражения должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения учащегося и быть предметом постоянного внимания.
Контроль и учет успеваемости.
Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках, оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти преподаватель выставляет оценку. По итогам года выставляется итоговая оценка.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
- отношение ученика к учебе в ДШИ, а именно домашняя подготовка, систематичность посещения уроков, старание и прилежность;
- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
- оценки ученика за выступления на академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, прослушиваниях;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, конкурсах, прослушиваниях, экзаменах.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускных классах: по 5-летнему обучению в 5 классе, по 7-летнему обучению в 7 классе.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. По решению педагогического совета успешное выступление учащегося на конкурсе не ниже окружного уровня может быть засчитано за выпускной экзамен.
Программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения.
В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы. На 1 прослушивании исполняется 2 произведения, на 2 – 4 произведения.
В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах. Школьные академические концерты проводятся систематически. Каждый учащийся должен исполнить по 2 произведения в каждом полугодии. При такой организации концертной деятельности педагог получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Каждое полугодие учащиеся с 3 по 6 классы по семилетнему обучению и с 2 по 4 классы по пятилетнему обучению сдают технический зачет, на котором показывают свой технический уровень.
В конце каждого полугодия все ученики сдают контрольный урок.
При оценке академических концертов необходимо учитывать следующие критерии:
Оценка «отлично» выставляется за технически безупречное исполнение программы, при которой исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.
А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения.
Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности.
Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.
Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению.
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, слабое знание произведения наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
Требования к уровню подготовки выпускника ДШИ
по классу «домра».
Виды деятельности | Уровень общего художественно- эстетического образования | Повышенный уровень (ранней профессиональной ориентации) |
Учебно- исполнительская | Овладение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности в сфере музыкального искусства: умение самостоятельно и грамотно, выразительно исполнять произведения различных жанров и направлений, читать с листа, играть в ансамбле. | Овладение достаточно высоким уровнем знаний, умений, навыков, необходимых сольной исполнительской практике, игра в различных ансамблях. Формирование умений самостоятельно разучивать и художественно цельно исполнять произведения различных жанров и стилей. Формирование навыков чтения с листа. |
Учебно- теоретическая | Овладение основами музыкальной грамоты. Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности. | Достижение необходимого уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем специальном учебном заведении. Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности. |
Творческая | Формирование навыков сочинения простейших музыкальных построений. | Овладение навыками сочинения и композиции. Использование полученных навыков в различных видах деятельности. |
Культурно- просветительская | Формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях. | Формирование навыков исполнительской практики. Формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях. |
Содержание программы.
Семилетнее обучение.
1 год обучения.
- Донотный период работы
Теория и практика:
Исторические сведения об инструменте, слушание музыки (в исполнении преподавателя) для ознакомления с приёмами игры и возможностями инструмента, посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, игра по открытым струнам (пиццикато), работа над звукоизвлечением медиатором.
- Игра по нотам
Теория и практика:
Нотный стан, скрипичный ключ, запись нот в пределах первой и второй октавы, понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации, знакомство с длительностями (целая, половинная, четвертная, восьмая), паузы, разбор лёгких пьес.
- Работа над техникой
Теория и практика:
Работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие виды расстановки пальцев левой руки (аппликатура), продолжение работы над звукоизвлечением медиатором (ударами вниз и вверх), работа над пластикой игровых движений левой руки, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком.
- Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступления, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке, зачёте, концерте.
- Занятия по индивидуальной программе
Теория и практика:
Творческая работа, связанная со слушанием музыки, подбором по слуху, повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т.д.
2 год обучения.
- Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Чтение с листа лёгких пьес за 1-й класс, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, закрепление навыков, полученных в 1-ом классе, усложнение штрихов.
- Работа над техникой
Теория и практика:
Упражнения, этюды до трёх знаков в ключе, усложнение ритмического рисунка, объяснение терминов встречающихся в нотном тексте, освоение приёма «тремоло».
- Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами, мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств, работа над текстом, ритмом, аппликатурой, темпом.
- Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.
3 год обучения.
- Повторение пройденных теоретических понятий и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Повторение произведений, исполненных на академическом концерте во втором классе, чтение с листа пьес с несложным ритмическим рисунком, повторение теоретических обозначений.
- Работа над техникой
Теория и практика:
Мажорные, минорные гаммы в 1 октаву и арпеджио, этюды до четырёх знаков в ключе на различные виды техники, продолжение работы над различными видами исполнения «тремоло», работа над организацией игрового аппарата.
- Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами (в т. ч. обработками русских народных песен), работа над звуком, фразировкой, ритмом, аппликатурой и другими особенностями выбранного произведения.
- Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.
4 год обучения
- Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в третьем классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.
- Работа над техникой
Теория и практика:
Мажорные, минорные гаммы в 1 октаву и арпеджио различными штрихами, этюды на различные виды техники, работа над «тремоло», натуральные флажолеты.
- Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классических произведений, и др), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком.
- Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.
5 год обучения
- Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в четвёртом классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.
- Работа над техникой
Теория и практика:
Мажорные и минорные гаммы в две октавы и арпеджио различными штрихами и ритмическими группами, этюды на различные виды техники. Приёмы: тремоло, пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты. Освоение аккордовой техники, красочных приемов.
- Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классические пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой.
- Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.
6 год обучения
- Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в пятом классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.
- Работа над техникой
Теория и практика:
Мажорные, минорные гаммы в две октавы и арпеджио различными штрихами и ритмическими группами, этюды на различные виды техники. Совершенствование приёмов: тремоло, пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты, аккордовая техника, красочные приемы.
- Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классические пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой.
- Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.
7 год обучения
- Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в шестом классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.
- Работа над техникой
Теория и практика:
Этюды на различные виды техники. Совершенствование приёмов: тремоло, пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты, аккордовая техника, красочные приемы.
- Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классические пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой, аппликатурой.
- Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для сдачи выпускного экзамена, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на прослушиваниях, концертах и экзамене.
8,9 года обучения
Класс ранней профессиональной ориентации.
- Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Повторение произведений, исполненных на выпускном экзамене в седьмом классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.
- Работа над техникой
Теория и практика:
Этюды на различные виды техники. Совершенствование приёмов: тремоло, пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты, аккордовая техника.
Учащиеся, готовящиеся к поступлению в средние специальные учебные заведения по специальности «Домра» должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм и арпеджио более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения.
- Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классических пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой, аппликатурой.
- Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для концертов, конкурсов. Для поступающих в средние специальные учебные заведения необходимо исполнять программу в соответствии с приёмными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на прослушиваниях и концертах.
Пятилетнее обучение.
1 год обучения.
1.Донотный период работы
Теория и практика:
Исторические сведения об инструменте, слушание музыки (в исполнении преподавателя) для ознакомления с приёмами игры и возможностями инструмента, посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, игра по открытым струнам (пиццикато), работа над звукоизвлечением медиатором.
2.Игра по нотам
Теория и практика:
Нотный стан, скрипичный ключ, запись нот в пределах первой и второй октавы, понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации, знакомство с длительностями (целая, половинная, четвертная, восьмая), паузы, разбор лёгких пьес.
3.Работа над техникой
Теория и практика:
Работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие виды расстановки пальцев левой руки (аппликатура), продолжение работы над звукоизвлечением медиатором (ударами вниз и вверх), работа над пластикой игровых движений левой руки, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком. Мажорные, минорные гаммы в 1 октаву и арпеджио.
4.Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступления, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке, зачёте, концерте.
5.Занятия по индивидуальной программе
Теория и практика:
Творческая работа, связанная со слушанием музыки, подбором по слуху, повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т.д.
2 год обучения.
1.Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Чтение с листа лёгких пьес за 1-й класс, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, закрепление навыков, полученных в 1-ом классе, усложнение штрихов.
2.Работа над техникой
Теория и практика:
Мажорные и минорные гаммы, арпеджио. Упражнения, этюды до трёх знаков в ключе, усложнение ритмического рисунка, объяснение терминов встречающихся в нотном тексте, освоение приёма «тремоло».
3.Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами, мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств, работа над текстом, ритмом, аппликатурой, темпом.
4.Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.
3 год обучения.
1.Повторение пройденных теоретических понятий и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Повторение произведений, исполненных на академическом концерте во втором классе, чтение с листа пьес с несложным ритмическим рисунком, повторение теоретических обозначений.
2.Работа над техникой
Теория и практика:
Мажорные, минорные гаммы в 2 октавы и арпеджио, этюды до четырёх знаков в ключе на различные виды техники, продолжение работы над различными видами исполнения «тремоло», работа над организацией игрового аппарата.
3.Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами (в т. ч. обработками русских народных песен), работа над звуком, фразировкой, ритмом, аппликатурой и другими особенностями выбранного произведения.
4.Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.
4 год обучения
1.Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в третьем классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.
2.Работа над техникой
Теория и практика:
Мажорные и минорные гаммы в две октавы и арпеджио различными штрихами и ритмическими группами, этюды на различные виды техники. Приёмы: тремоло, пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты. Освоение аккордовой техники, красочных приемов.
3.Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классические пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой.
4.Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.
5 год обучения
1.Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в шестом классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.
2.Работа над техникой
Теория и практика:
Этюды на различные виды техники. Совершенствование приёмов: тремоло, пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты, аккордовая техника, красочные приемы.
3.Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классические пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой, аппликатурой.
4.Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для сдачи выпускного экзамена, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на прослушиваниях, концертах и экзамене.
6,7 года обучения
Класс ранней профессиональной ориентации.
1.Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Повторение произведений, исполненных на выпускном экзамене в седьмом классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.
2.Работа над техникой
Теория и практика:
Этюды на различные виды техники. Совершенствование приёмов: тремоло, пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты, аккордовая техника.
Учащиеся, готовящиеся к поступлению в средние специальные учебные заведения по специальности «Домра» должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм и арпеджио более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения.
3.Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классических пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой, аппликатурой.
4.Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для концертов, конкурсов. Для поступающих в средние специальные учебные заведения необходимо исполнять программу в соответствии с приёмными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на прослушиваниях и концертах.
Трехлетнее обучение.
1 год обучения.
1.Донотный период работы
Теория и практика:
Исторические сведения об инструменте, слушание музыки (в исполнении преподавателя) для ознакомления с приёмами игры и возможностями инструмента, посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, игра по открытым струнам (пиццикато), работа над звукоизвлечением медиатором.
2.Игра по нотам
Теория и практика:
Нотный стан, скрипичный ключ, запись нот в пределах первой и второй октавы, понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации, знакомство с длительностями (целая, половинная, четвертная, восьмая), паузы, разбор лёгких пьес.
3.Работа над техникой
Теория и практика:
Работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие виды расстановки пальцев левой руки (аппликатура), продолжение работы над звукоизвлечением медиатором (ударами вниз и вверх), работа над пластикой игровых движений левой руки, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком. Мажорные, минорные гаммы в 1 октаву и арпеджио.
4.Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступления, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке, зачёте, концерте.
5.Занятия по индивидуальной программе
Теория и практика:
Творческая работа, связанная со слушанием музыки, подбором по слуху, повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т.д.
2 год обучения.
1.Повторение пройденных теоретических понятий и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в первом классе, чтение с листа пьес с несложным ритмическим рисунком, повторение теоретических обозначений.
2.Работа над техникой
Теория и практика:
Мажорные, минорные гаммы в 2 октавы и арпеджио, этюды до четырёх знаков в ключе на различные виды техники, продолжение работы над различными видами исполнения «тремоло», работа над организацией игрового аппарата.
3.Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами (в т. ч. обработками русских народных песен, классические произведения, произведения русских и зарубежных композиторов), работа над звуком, фразировкой, ритмом, аппликатурой и другими особенностями выбранного произведения.
4.Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.
3 год обучения
1.Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений
Теория и практика:
Повторение произведений, исполненных на академическом концерте во втором классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.
2.Работа над техникой
Теория и практика:
Этюды на различные виды техники. Совершенствование приёмов: тремоло, пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты, аккордовая техника, красочные приемы.
3.Работа над пьесами
Теория и практика:
Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классические пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой, аппликатурой.
4.Подготовка к выступлению
Теория и практика:
Подбор индивидуальной программы для сдачи выпускного экзамена, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на прослушиваниях, концертах и экзамене.
Годовые требования.
Семилетнее обучение.
1 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
-4 этюда
-20 песенок-попевок на открытых струнах
-10-12 пьес различного характера
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
2 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
Мажорные и минорные гаммы в одну октаву в 1 позиции
-4-6 этюдов
-10-12 пьес различного характера
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
3 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, соль мажор в одну октаву в позиции
Минорные гаммы ми минор, фа минор, соль минор (натуральный вид) в одну октаву в позиции
-4-6 этюдов
-10-12 пьес различных эпох и стилей
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
4 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, фа# мажор, соль мажор, соль# мажор, ля мажор в одну октаву в позиции
Минорные гаммы ми минор, фа минор, фа# минор, соль минор, соль# минор, ля минор (натуральный, гармонический мелодический виды) в одну октаву в позиции
-4-6 этюдов
-10-12 пьес различных эпох и стилей
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
5 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, соль мажор, ля мажор в две октавы
Минорные гаммы ми минор, фа минор, соль минор, ля минор (натуральный вид) в две октавы
-4-6 этюдов
-10-12 пьес различных эпох и стилей (знакомство с крупной (циклической) формой)
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
6 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, фа# мажор, соль мажор, соль# мажор, ля мажор в две октавы
Минорные гаммы ми минор, фа минор, фа# минор, соль минор, соль# минор, ля минор (натуральный, гармонический мелодический виды) в две октавы
-4-6 этюдов
-8 -10 пьес различных эпох и стилей
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
7 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
-6-8 пьес различных эпох и стилей (4 из которых входят в экзаменационную программу)
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
8-9 года обучения – Класс ранней профориентации.
За год учащийся должен пройти:
-2 этюда
-6-8 пьес различных эпох и стилей
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
Годовые требования относятся ко всем группам. Но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню на 1-2 класса, в группе «С» - на 1-2 класса ниже по уровню.
Пятилетнее обучение.
1 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, соль мажор в одну октаву в позиции
Минорные гаммы ми минор, фа минор, соль минор (натуральный вид) в одну октаву в позиции
-4 этюда
-20 песенок-попевок на открытых струнах
-10-12 пьес различного характера
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
2 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, фа# мажор, соль мажор, соль# мажор, ля мажор в одну октаву в позиции
Минорные гаммы ми минор, фа минор, фа# минор, соль минор, соль# минор, ля минор (натуральный, гармонический мелодический виды) в одну октаву в позиции
-4-6 этюдов
-10-12 пьес различных эпох и стилей
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
3 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, соль мажор, ля мажор в две октавы
Минорные гаммы ми минор, фа минор, соль минор, ля минор (натуральный вид) в две октавы
-4-6 этюдов
-10-12 пьес различных эпох и стилей (знакомство с крупной (циклической) формой)
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
4 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, фа# мажор, соль мажор, соль# мажор, ля мажор в две октавы
Минорные гаммы ми минор, фа минор, фа# минор, соль минор, соль# минор, ля минор (натуральный, гармонический мелодический виды) в две октавы
-4-6 этюдов
-8 -10 пьес различных эпох и стилей
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
5 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
-6-8 пьес различных эпох и стилей (4 из которых входят в экзаменационную программу)
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
6-7 года обучения – Класс ранней профориентации.
За год учащийся должен пройти:
-2 этюда
-6-8 пьес различных эпох и стилей
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
Годовые требования относятся ко всем группам. Но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню на 1-2 класса, в группе «С» - на 1-2 класса ниже по уровню.
Трехлетнее обучение.
1 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, соль мажор в одну октаву в позиции
Минорные гаммы ми минор, фа минор, соль минор (натуральный вид) в одну октаву в позиции
-4 этюда
-20 песенок-попевок на открытых струнах
-10-12 пьес различного характера
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
2 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, соль мажор, ля мажор в две октавы
Минорные гаммы ми минор, фа минор, соль минор, ля минор (натуральный вид) в две октавы
-4-6 этюдов
-10-12 пьес различных эпох и стилей (знакомство с крупной (циклической) формой)
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
3 год обучения.
За год учащийся должен пройти:
-6-8 пьес различных эпох и стилей (4 из которых входят в экзаменационную программу)
-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.
Программные требования к зачетам.
Семилетнее обучение.
1 год обучения.
Академический концерт.
1 полугодие – 2 пьесы (сдается на усмотрение преподавателя)
2 полугодие – 2 пьесы.
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
2 год обучения.
Академический концерт.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
3 год обучения.
Академический концерт.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
Технический зачет.
1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.
2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
4 год обучения.
Академический концерт.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
Технический зачет.
1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.
2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
5 год обучения.
Академический концерт.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
Технический зачет.
1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.
2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
6 год обучения.
Академический концерт.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
Технический зачет.
1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.
2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
7 год обучения.
1 прослушивание выпускной программы – 2 пьесы наизусть
2 прослушивание выпускной программы – 4 пьесы наизусть
Выпускной экзамен – 4 пьесы
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
Программные требования относятся ко всем группам. Но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню на 1-2 класса, в группе «С» - на 1-2 класса ниже по уровню.
Пятилетнее обучение.
1 год обучения.
Академический концерт.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
Технический зачет.
1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.
2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
2 год обучения.
Академический концерт.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
Технический зачет.
1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.
2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
3 год обучения.
Академический концерт.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
Технический зачет.
1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.
2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
4 год обучения.
Академический концерт.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
Технический зачет.
1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.
2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
5 год обучения.
1 прослушивание выпускной программы – 2 пьесы наизусть
2 прослушивание выпускной программы – 4 пьесы наизусть
Выпускной экзамен – 4 пьесы
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
Программные требования относятся ко всем группам. Но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню на 1-2 класса, в группе «С» - на 1-2 класса ниже по уровню.
Трехлетнее обучение.
1 год обучения.
Академический концерт.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
Технический зачет.
1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.
2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
2 год обучения.
Академический концерт.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
Технический зачет.
1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.
2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
2 полугодие – 2 пьесы.
3 год обучения.
1 прослушивание выпускной программы – 2 пьесы наизусть
2 прослушивание выпускной программы – 4 пьесы наизусть
Выпускной экзамен – 4 пьесы
Контрольный урок.
1 полугодие – 2 пьесы
Примерный уровень сложности музыкальных произведений,
рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.
Семилетнее обучение.
Группа «В».
1 год обучения.
А. Филиппенко «Цыплятки»
Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
М. Красев «Песенка зайчиков»
А. Филиппенко «Веселый музыкант»
Детская попевка «Два кота»
В. Шаинскиий «Песенка про кузнечика»
М. Метлов «Паук и мухи»
Т. Попатенко «Грибы»
В. Моцарт «Аллегретто»
А. Чендева «Этюд» ля мажор
Н. Бакланова «Этюд» ля минор
2 год обучения.
Чешская народная песня «Аннушка»
Немецкая народная песня, обр. А.Александрова «Верхом на палочке»
Украинская народная песня, обр. А. Людвига «Прилетай-прилетай»
В. Купревич «Пингвины»
Ж. Люлли «Жан и Пьеро»
Б. Барток «Танец»
А. Гретти «Осел с кукушкой»
А. Чендева «Этюд» соль мажор
Г. Беренц «Этюд» соль мажор
3год обучения.
А. Гедике «Танец»
А. Голубовская «Марш»
М. Иорданский «Песенка про чибиса»
В. Моцарт «Полонез»
А. Старокадомский «Любитель-рыболов»
Украинская народная песня, обр. В. Польдяева «Ой, под вишнею
В. Панини «Этюд» соль мажор
А. Яньшинов «Этюд» ля мажор
4год обучения.
И. Дуссек «Старинный танец»
Ж. Пьерпон «Бубенчики»
Сперонтес «Контрданс»
Ц. Кюи «Мыльные пузыри»
А. Гречанинов «Маленький попрашайка»
Е. Воронина Сюита «Колокольчики»
М. Дунаевский «Песенка о капитане»
А. Гедике «Этюд» ля минор
Н. Чайкин «Этюд» ля минор
5год обучения.
А. Локтев «Топотушки»
Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада»
П. Чайковский «Неаполитанская песенка»
Русская народная песня, обр. В. Сапожникова «Уж ты поле, мое поле»
А. Варламов «Что ты рано травушка пожелтела»
Музыка неизвестного автора «Я встретил Вас»
Д. Кабалевский «Этюд» ля минор
С. Лукин «Этюд» ля мажор
К Черни «Этюд» соль мажор
6год обучения.
А. Гурилев «Полька-мазурка»
Х.Глюк «Гавот»
Ж. Обер «Тамбурин»
М. Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»
А. Олар «Ноктюрн»
Русская народная песня, обр. Ю. Давидовича «Калинка»
Д. Гершвин «Хлопай в такт»
В. Панин «Этюд» ля мажор
А. Тихомиров «Этюд» ре минор
7год обучения.
1 вариант выпускной программы.
Русская народная песня, обр. В. Дителя «Ах, вы сени, мои сени»
К. Сенс-Санс «Лебедь» из цикла пьес «Карнавал животных»
А. Линике «Маленькая соната»
А. Ушкарев «Танец»
2 вариант выпускной программы.
А. Дмитриев-Свечин «Романс без слов»
О. Метра «Испанская серенада»
Ф. Милано «Рондо»
Русская народная песня, обр. А. Андрюшенкова «Как по травке»
Семилетнее обучение.
Группа «А» (повышенный уровень)
3 год обучения.
Русская народная песня, обр. Ю. Давидовича «Вдоль да по речке»
Х. Гитц «Рики-тики-тон»
М. Минков «Деревянные лошадки»
П. Чайковский «Неаполитанская песенка»
К. Видебург «Бурре»
А. Пильщиков «Маленький хоровод»
Ж. Металлиди «Танцующие светлячки»
В. Коняев «Этюд» ми минор
4 год обучения.
В. Глейхман «Осень»
Украинская народная песня, обр. В. Польдяева «Лунная ночь»
Дж. Леннон «Вчера»
В. Шаинский, обр. И. Олейникова «Антошка»
В. Андреев «Листок из альбома»
Ш. Данкля «Этюд» соль мажор
Д. Кабалевский «Этюд» ля минор
К. Черни «Этюд» соль мажор
5 год обучения.
А. Пустоселов «Детский экспромт»
С. Рахманинов «Итальянская полька»
Г. Мари «Ария в старинном стиле»
М. Красавин «Этюд»
Х Мэрвин, Б. Уэлш «Прохлада»
Н. Мордасов «Лунная дорожка»
6 год обучения.
Э. Григ «Норвежский танец»
С. Прокофьев «Танец рыцарей»
А. Хачатурян «Танец девушек» из балета «Гаяне»
Ж. Обер «Жига»
К. Вебер «Соната»
Н. Чайкин «Этюд» фа минор
7 год обучения.
1 вариант выпускной программы.
А. Лоскутов «Концерт» ре минор
А. Цыганков «Спи моя радость усни»
П. де Луна «Заклинание огня»
П. Чайковский «Танец феи Дражже»
2 вариант выпускной программы.
Е. Дербенко «итальянская увертюра»
А. Лядов «Музыкальная табакерка»
А. Хандошкин «Канцона»
А. Шалов «Концертная пьеса на тему шуточной народной песни «Эх, сыпь Семен!»
Семилетнее обучение.
Группа «С» (дифференцированный уровень)
3 год обучения.
Г. Гладков «Песенка Львенка и черепахи»
Ю. Соколова «Земляника и лягушки»
Д. Кабалевский «Прогулка»
Т. Захарьина «Маленький вальс»
Е Воронина «Зачарованный лес»
А. Лондонов «Этюд» ля минор
А. Чендева «Этюд» ля мажор, соль мажор, ля минор
4 год обучения.
Обр. А. Локтева «Словацкая народная песня»
А. Иванов «Полька»
Немецкая народная песня, обр. Ю. Черепшина «Хохлатка»
А. Караманов «Птички»
Латышская народная песня, обр. В. Попонова «Я девушка как розочка»
Чешская народная песня «Мой конек»
Ю. Давидович «Солнечный зайчик»
А. Яньшинов «Этюд» ми минор
5 год обучения.
М. Блантер «Катюша»
Ж. Бизе «Хор мальчиков»
М. Дунаевский «Песенка о капитане»
В. Моцарт «Вальс»
Русская народная песня, обр. Ю. Давидовича «Вдоль да по речке»
В. Моцарт «Вальс»
В. Агафонников «Догоника»
Русская народная песня, обр. В. Соловьева «Ах, вы сени, мои сени»
Г. Тихомиров «Этюд» ре минор
6 год обучения.
А. Локтев «Топотушки»
В. Ефимов «Веселая кадриль»
Украинская народная песня, обр. С. Фурмина «Ой, гоп тай ни ни»
М. Легран «Буду ждать»
М. Глинка «Вальс»
И. Дунаевский «Галоп» из хореографической сюиты «Возвращение»
Г. Лемуан «Этюд» соль мажор
7 год обучения.
1 вариант выпускной программы.
А. Бонончини «Рондо»
А. Чекалов «Возвращение»
Русская народная песня, обр. А. Черных «Куманек, побывай у меня»
Э. Линдстром «Французский счет»
2 вариант выпускной программы.
Русская народная песня, обр. М. Красева «Сама садик я садила»
Л. Бетховен «Сонатина» до минор
Ф. Лей «История любви»
Ч. Чаплин «Огни большого города»
Пятилетнее обучение.
Группа «В»
1 год обучения.
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Белорусская народная песня «Перепелочка»
М. Голубковская «Марш»
Чешская народная песня «Мой конек»
С. Чернобай «Если надо поплясать»
Русская народная песня, обр. Л. Блохиной «Ах, ты зимушка, зима»
Ф. Куперен «Пьеса»
В. Мельников «Этюд» ля мажор
А. Зверев «Этюд» ля мажор
2 год обучения.
Французская народная песня «Танец маленьких утят»
В. Шопен «Желание»
Обр. А. Селезнева «Румынский танец»
Ю. Давидович «Первый цветок»
Ж. Люлли «Песенка»
В. Введенский «Паровоз»
Р. Эхиярова «Утята»
А. Селини «Маленький болтун»
А. Пильщиков «Этюд» ре минор
3 год обучения.
А. Петров «Марш» из кинофильма «Мишель и Мишутка»
М. Оливер «Котенок»
Русская народная песня, обр. Ю. Соловьева «Ах вы сени, мои сени»
Е. Крылатов «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»
Н. Богословский «Песенка старого извозчика»
О. Джеймс «Маленький Мук»
А. Ушкарев «Родничок»
Н. Карш Сюита «Три поросенка»
В. Панин Этюд «Балалайка»
4 год обучения.
А. Дугушин «На ослике»
А. Чиполони «Венецианская баркаролла»
Русская народная песня, обр. А. Широкова «Травушка-муравушка»
К. Сенс – Санс «Лебедь» из цикла пьес «Карнавал животных»
М. Парцхаладзе «Веселая прогулка»
Э. Фибих «Поэма»
С. Куклин «Попрыгунья-стрекоза»
Н. Чайкин «Этюд» фа мажор
Д. Кабалевский «Этюд» ля минор
5 год обучения.
1 вариант выпускной программы.
В. Андреев Вальс «Воспоминание о Вене»
А. Арутюнян «Экспромт»
Е. Дербенко «Итальянская увертюра»
А. Раков «Вокализ»
2 вариант выпускной программы.
А. Цыганков «Спи моя радость, усни»
С. Прокофьев «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульета»
Русская народная песня, обр. А. Шалова «Степь, да степь кругом»
В. Моцарт «Сонатина» до мажор
Пятилетнее обучение.
Группа «А» (повышенный уровень)
3 год обучения.
Н. Мордасов «Лунная дорожка»
Й. Винас «Alom»
Русская народная песня, обр. Ю. Давидовича «Вдоль да по речке»
В. Липатов «Письмо матери»
Н. Богословский «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца»
Х. Лехтинен «Летка-Енка»
Д. Кабалевский «Этюд» ля минор
4 год обучения.
Русская народная песня, обр. Е. Авсентьева «Под горою калина»
Аноним «Эспаньола»
Г. Уоррен «Дорога на Чаттаногу»
А. Скулте «Ариетта»
Русская народная песня, обр. А. Шалова «Степь, да степь кругом»
Н. Балаев «Звездная россыпь»
Ж. Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»
А. Круглов «Этюд» ля мажор
5 год обучения.
1 вариант выпускной программы
Обр. Е. Баева «На ранчо»
М. Огиньский «Полонез»
Русская народная песня, обр. А. Шалова «Заставил меня муж парну банюшку топить»
А. Цыганков «Веселая прогулка»
2 вариант выпускной программы
Ц. Кюи «Аппассионата»
А. Вивальди «Концерт» ля минор 1 часть
С. Танеев «Романс»
Русская народная песня, обр. А. Гаврилова «я на горку шла»
Пятилетнее обучение.
Группа «С» (дифференцированный уровень)
3 год обучения.
А. Гедике «Танец»
Н. Рота «Поговори со мной»
А. Пахмутова «Нежность»
А. Яньшинов «Этюд» ми минор
Русская народная песня, обр. Ю. Соловьева «Ах, вы сени, мои сени»
Г. Персел «Дудочки»
И. Бах «Марш»
Н. Бакланова «Этюд» ля мажор
4 год обучения.
Ж. Пьерпон «Бубенчики»
В. Агафонников «Этюд» ре мажор
В. Ефимов «Веселая кадриль»
Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада»
Украинская народная песня, обр. Ю. Алексеева «Ой, под вишнею»
М. Глинка «Андалузский танец»
Ю. Забутов «Полька»
К. Черни «Этюд» соль мажор
5 год обучения.
1 вариант выпускной программы
В. Андреев «Вальс»
А. Зверев «Маленькое рондо»
Русская народная песня, обр. В. Успенского «Ивушка»
Х. Гитц «Рики-тики-тон»
2 вариант выпускной программы
А. Селиванов «Шуточка»
Д. Алар «Ноктюрн»
Русская народная песня, обр. Н. Дмитриева «Волга-реченька глубока»
Н. Бакланова «Мазурка»
Трехлетнее обучение
1 год обучения.
Чешская народная песня «Аннушка»
В. Шаинский «Голубой вагон»
И. Дунаевский «Колесо в центральном парке»
А. Пахмутова «Старый клен»
А. Курченко «Этюд» ми мажор
Русская народная песня, обр. В. Андреева «Светит месяц»
А. Сендли «Маленький мальчик»
2 год обучения.
Д. Гершвин «Хлопай в такт»
М. Минков «Деревянные лошадки» из кинофильма «Ребята с нашего двора»
А. Новиков «Смуглянка»
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Ю. Забутов «Полька»
Ю. Блинов «Этюд» си минор
Г. Тихомиров «Этюд» ре минор
3 год обучения.
1 вариант выпускной программы.
Л. Боккерини «Менуэт»
А. Скулте «Ария»
Ю. Малиновский «Клоуны»
Русская народная песня, обр. В. Дителя «То не ветер ветку клонит»
2 вариант выпускной программы.
В. Моцарт «Сонатина» соль мажор
В. Городовская «Песня»
Ф. Мендельсон «Песня гондольера»
Русская народная песня, обр. А. Шалова «Тонкая рябина»
Список рекомендуемых сборников.
Хрестоматия домриста ( 1-3 класс) .М.,»Музыка» 1989 год.
Альбом начинающего домриста. Выпуск 8 М.,»Советский композитор» 1976год.
Педагогический репертуар домриста , выпуск 1,2,3. М., «Музыка» 1974, 1976 год.
Хрестоматия домриста . М., «Музыка» 1985год.
А. Александров Школа игры на 3-х струнной домре. М.,»Музыка», 1988 год.
В. Чунин- Школа игры на 3-х струнной домре. М., «Советский композитор» 1986 год.
Альбом начинающего домриста, выпуск 9. М., «Советский композитор»1977 год.
Домристу- любителю, выпуск 10 . М., «Советский композитор» 1986 год.
Первые шаги домриста, выпуск 15. М., «Советский композитор» 1976 год.
Альбом начинающего домриста, выпуск 21, М.,»Советский композитор» 1990 год.
Альбом для детей ( произведения для 3-х струнной домры и фо-но). М.,»Музыка», 1986 г.
Альбом начинающего домриста, выпуск 20. М.,»Советский композитор» 1989 г.
Домристу-любителю, выпуск 3, М.,»Советский композитор» 1979 г.
Юный домрист ( пьесы для домры), выпуск 1. М.,»Музыка» 1978 г
Хрестоматия домриста (4-5 класс). М.,»Музыка»1986 г.
Альбом начинающего домриста, выпуск 17.М., «Советский композитор» 1986 г.
Альбом начинающего домриста, выпуск 13. М., «Советский композитор»1981 г.
Педагогический репертуар домриста вып. 3 М., «Музыка» 1979 г.
Пьесы для 3-х струнной домры и фо-но тетр. 1, 2. С.Пб. «Композитор» 1997-1998 г.
Репертуар домриста, вып. 28 М., «Сов. Композитор» 1989 г.
Песни русских композиторов и русские нар. песни. С-Пб. «Музыка» 1981 г.
Пьесы для 3-х стр. домрф и фо-но . М., «Советский комп-р» 1983 г.
Альбом для юношества, вып. 4. М., «Музыка» 1989 г.
Пьесы лоя 3-х домры и фо-но, тетр. 1,2. С.Пб., «Сов. Композитор» 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Ансамбль. Инструмент домра"
Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу домры, разработанных Министерством культуры С...
Рабочая программа преподавателя МБОУ ДОД Хоровая школа мальчиков и юношей по предмету "Инструмент (домра)"на основе типовой учебной программы Министерство культуры РФ 2012г.
Задача педагога домриста - познакомить детей с народными инструментами,их разнообразием и музыкалными возможностями,различными формами исполнительского искусства....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...
Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент домра для учащихся народного отделения ДШИ №4
Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент домра для учащихся народного отделения ДШИ №4. Срок реализации 5 лет. Возраст детей от 8 до 13 лет. Программа содержит пояснительную записку,требов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ДОМРА ТРЕХСТРУННАЯ (допрофессиональная подготовка)
Для учащихся 6 класса. Срок реализации- 1 год. Возраст обучающихся 14-15 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...