№10 ИЗУЧЕНИЕ КАПИЛЛЯРНЫХ ЯВЛЕНИЙ
учебно-методическое пособие по физике
Необходимые сведения
Смачивающая жидкость втягивается внутрь капилляра. Подъём жидкости в капилляре происходит до тех пор, пока результирующая сила, действующая на жидкость вверх, Fв не уравновесится силой тяжести mg столба жидкости высотой h:
Fв = mg.
По третьему закону Ньютона сила Fв, действующая на жидкость, равна силе поверхностного натяжения Fпов, действующей на стенку капилляра по линии соприкосновения её с жидкостью:
Fв = Fпов.
Таким образом, при равновесии жидкости в капилляре.
Fпов = mg. (1)
Будем считать, что мениск имеет форму полусферы, радиус которой r равен радиусу капилляра. Длина контура, ограничивающего поверхность жидкости, равна длине окружности:
l = 2πr.
Тогда сила поверхностного натяжения равна:
Fпов = σ2πr, (2)
где σ – поверхностное натяжение жидкости.
Масса столба жидкости объёмом V = πr2h равна:
m = ρV = ρ πr2h. (3)
Подставляя выражение (2) для Fпов и массы (3) в условие равновесия жидкости в капилляре, получим
σ2πr = ρ πr2hg,
(4)
где h - подъем жидкости в капилляре;
σ - коэффициент поверхностного натяжения, Н/м;
ρ - плотность жидкости, кг/м3;
g - ускорение свободного падения, 9,8 м/с2;
r – Радиус капилляра, м.
откуда диаметр капилляра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_izuchenie_kapillyarnyh_yavleniy.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
№10 ИЗУЧЕНИЕ КАПИЛЛЯРНЫХ ЯВЛЕНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПОВЕРХНОСТНЫМ НАТЯЖЕНИЕМ ЖИДКОСТИ.
Цель работы: изучить важные и любопытные свойства и явления природы – поверхностное натяжение, явления смачивания, не смачивания, капиллярные явления.
Оборудование: штатив, емкость с подкрашенной водой, набор материалов для измерения диаметра капилляров (тканевая ветошь, газетная полоска), линейка.
Необходимые сведения
Смачивающая жидкость втягивается внутрь капилляра. Подъём жидкости в капилляре происходит до тех пор, пока результирующая сила, действующая на жидкость вверх, Fв не уравновесится силой тяжести mg столба жидкости высотой h:
Fв = mg.
По третьему закону Ньютона сила Fв, действующая на жидкость, равна силе поверхностного натяжения Fпов, действующей на стенку капилляра по линии соприкосновения её с жидкостью:
Fв = Fпов.
Таким образом, при равновесии жидкости в капилляре.
Fпов = mg. (1)
Будем считать, что мениск имеет форму полусферы, радиус которой r равен радиусу капилляра. Длина контура, ограничивающего поверхность жидкости, равна длине окружности:
l = 2πr.
Тогда сила поверхностного натяжения равна:
Fпов = σ2πr, (2)
где σ – поверхностное натяжение жидкости.
Масса столба жидкости объёмом V = πr2h равна:
m = ρV = ρ πr2h. (3)
Подставляя выражение (2) для Fпов и массы (3) в условие равновесия жидкости в капилляре, получим
σ2πr = ρ πr2hg,
(4)
где h - подъем жидкости в капилляре;
σ - коэффициент поверхностного натяжения, Н/м;
ρ - плотность жидкости, кг/м3;
g - ускорение свободного падения, 9,8 м/с2;
r – Радиус капилляра, м.
откуда диаметр капилляра
Задание
- Самостоятельно изучить методические рекомендации по проведению лабораторной работы.
- Подготовить ответы на контрольные вопросы.
- Подготовить форму отсчёта.
Опыт 1.Использование фильтровальной бумаги и хлопчатобумажной ткани.
Цель работы: измерить средний диаметр капилляров.
Оборудование: сосуд с подкрашенной водой, полоска фильтровальной бумаги размером 120 х 10 мм, полоска хлопчатобумажной ткани размером 120 х 10 мм, линейка измерительная.
(5)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Полосками фильтровальной бумаги и хлопчатобумажной ткани одновременно прикоснитесь к поверхности подкрашенной воды в стакане (рисунок 2), наблюдая поднятие воды в полосках.
2. Как только прекратится подъём воды, полоски выньте и измерьте линейкой высоты h1 и h2 поднятия в них воды.
3. Абсолютные погрешности измерения Δ h1 и Δ h2 принимают равными удвоенной цене деления линейки.
Δ h1 = 2 мм; Δ h2 = 2 мм.
4. Рассчитайте диаметр капилляров по формуле (4).
D1 = 4σ/ ρgh1
D2 = 4σ/ ρgh2.
Для воды σ ± Δσ = (7, 3 ± 0, 05)х10-2 Н/ м.
5. Рассчитайте абсолютные погрешности Δ D1 и Δ D2 при косвенном измерении диаметра капилляров
Δ D1 = D1(Δσ/ σ + Δ h1/ h1);
Δ D2 = D2(Δσ/ σ + Δ h2/ h2).
Погрешностями Δ g и Δ ρ можно пренебречь.
Окончательный результат измерения диаметра капилляров представьте в виде
D1 ± Δ D1 =
D2 ± Δ D2 =
6. Сделайте вывод о проделанной работе.
Опыт 2.Использование стеклянных трубок разного диаметра.
1.Опустите стеклянные трубки разного диаметра в емкость с подкрашенной водой. пронаблюдайте происходящее, обратите внимание на форму мениска, и измерьте линейкой высоту в каждой трубке.
2.Используя формулу (4) определите коэффициент поверхностного натяжения жидкости в каждой трубке.
3.Сделайте вывод о проделанной работе, указав полученный результат, форму мениска и его объяснение,
Опыт 3.Использование стеклянных пластин.
1.Возьмите стеклянные пластины и скрепите края пластилином так, чтобы между ними образовалась воздушная прослойка. Опустите пластину в подкрашенную воду на глубину 0,5 - 1 см. Пронаблюдайте за подъемом воды.
2.Возьмите стеклянные пластинки, соединенные клином так, чтобы с одной стороны края были плотно прижаты, а с другой стороны разделены кусочком пластилина. Опустите пластины в воду и пронаблюдайте за подъемом воды.
3.Сделайте выводы в двух случаях.
Содержание отчета.
Отчёт должен содержать:
- Название работы
- Цель работы
- Перечень используемого оборудования
- Задание
- Таблица с результатами измерений и вычислений
- Ответы на контрольные вопросы:
- Дайте определение поверхностное натяжение жидкости.
- Как вы понимаете капиллярные явления,
- От чего зависит высота столба жидкости в капиллярах?
- Как ведет себя смачивающая и не смачивающая жидкость в капиллярах?
- Решите задачу. Спирт поднялся в капиллярной трубке на высоту 1,2 м. Найдите радиус трубки, если известно поверхностное натяжение спирта (справочные данные) равно 22,8 ×10-3 Н/м и плотность спирта (справочные данные) 0,8 г/см3.
- Вывод о проведённой работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы открытого урока физики "Поверхностное натяжение.Смачивание. Капиллярные явления"
Представлена технологическая карта урока физики с применением интерактивных технологий...
"Смачивание и несмачивание.Капиллярные явления"
Тема моего проекта «Смачивание и несмачивание. Капиллярные явления». Руководитель – Васюткина Елена Александровна. В моем проекте раскрываются такие темы как (в трех главах):Глава 1. Основная часть 1....
Презентация "Смачивание. Капиллярные явления"
Слай- шоу для занятия по внеурочке по физике 7 класс...
Лабораторная работа №4 "Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости" 10 класс.
Презентация проведения лабораторной работы по физике по теме "Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости" в 10 классе....
Разработка урока в 6 «А» классе ПО ТЕМЕ «КАПИЛЛЯРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ»
Визитка урокаОбразовательное учреждение: МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»Тема урока: «Капиллярные явления в физике и биологии».Два уровня целей: Виды целей Учащ...
Методическая разработка урока по теме "Смачивание. Капиллярные явления"
Урок-исследование по теме "Смачивание и капиллярные явления" соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования....
Проект " Поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе и технике."
Проект был выполнен учениками 10 класса с целью выявить какую роль играет поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе и технике, так как эта тема практически не изучается. Состо...