"Смачивание и несмачивание.Капиллярные явления"
проект по физике (9 класс) по теме
Тема моего проекта «Смачивание и несмачивание. Капиллярные явления». Руководитель – Васюткина Елена Александровна. В моем проекте раскрываются такие темы как (в трех главах):
Глава 1. Основная часть
1.1 Свойства поверхности жидкостей
1.2 Явления смачивания и несмачивания
1.3 Капиллярные явления
Глава 2. Исследования
2.1 Опыт Плато
2.2 Измерение поверхностного натяжения
2.3 Изучение формы жидкости в естественных условиях
2.4 Изучение капиллярных свойств почвы
3.Приложения
3.1 Смачивание в природе
3.2 Пена на службе у человека
3.3 Капиллярные явления в растительном мире
3.4 Кровеносные сосуды
Мы живем в мире удивительных природных явлений. Такие явления как смачивание и несмачивание, капиллярное явление широко распространены в природе и технике. Они важны как в повседневной жизни, так и для решения важнейших научно-технических задач. Знания по этим вопросам позволяют ответить на многие вопросы. Например, почему капля в свободном полете, планеты и звезды имеют шарообразную форму, что такое флотация и где она нашла применение, почему одни твердые тела хорошо смачиваются жидкостью, другие плохо, что капиллярные явления позволяют всасывать питательные элементы, влагу из почвы корневой системой растительности, что кровообращение в живых организмах основано на капиллярном явлении и т. д.
Цель работы:
знакомство с теорией смачивания и не смачивания, капиллярного явления;
знакомство с применением явлений смачивания и не смачивания в природе и технике;
выполнение практической части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_9_klass.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Явления смачивания и несмачивания , капиллярные явления широко распространены в природе и технике. Почему капля в свободном полете, планеты и звезды имеют шарообразную форму? Что такое флотация и где она нашла применение? П очему одни твердые тела хорошо смачиваются жидкостью, другие плохо? Почему капиллярные явления позволяют всасывать питательные элементы, влагу из почвы корневой системой растительности? Почему кровообращение в живых организмах основано на капиллярном явлении и т. д.
Проблема: в курсе физики, изучаемом в школе, уделяется мало внимания изучению капиллярных явлений, смачивания и несмачивания . Объект исследования: законы и явления физики в изучении капиллярных явлений. Задачи работы: - знакомство с теорией смачивания и не смачивания, капиллярного явления; - знакомство с применением явлений смачивания и не смачивания в природе и технике; - выполнение практической части.
Методы исследования: Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования); Практический (наблюдение и изучение явлений, описывающих результаты наблюдений); Экспериментальный (отбор нужных приборов, выполнение измерения, представление результатов измерения в виде таблиц, графиков).
Глава 1 . Основная часть 1.1 Свойства поверхности жидкостей 1.2 Явления смачивания и несмачивания 1.3 Капиллярные явления
Свойства поверхности жидкостей Каждая молекула жидкости, также как и в твердом теле, «зажата» со всех сторон соседними молекулами и совершает тепловые колебания около некоторого положения равновесия. Однако время от времени любая молекула жидкости может переместиться в соседнее вакантное место. Такие перескоки в жидкостях происходят довольно часто; поэтому молекулы не привязаны к определенным центрам, как в кристаллах и могут перемещаться по всему объему жидкости. Этим объясняется текучесть жидкостей.
Явления смачивания и несмачивания Если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого вещества, то жидкость называют смачивающей это вещество. Например, вода смачивает чистое стекло и не смачивает парафин. Если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого вещества, то жидкость называют несмачивающей это вещество. Ртуть не смачивает стекло, однако она смачивает чистые медь и цинк .
Капиллярные явления Капиллярными явлениями называют подъем или опускание жидкости в трубках малого диаметра – капиллярах. Смачивающие жидкости поднимаются по капиллярам, несмачивающие – опускаются.
Глава 2. Исследования 2.1 Опыт Плато 2.2 Измерение поверхностного натяжения 2.3 Изучение формы жидкости в естественных условиях 2.4 Изучение капиллярных свойств почвы
2.1 Лабораторная работа №1 Опыт Плато Цель работы: провести опыт Плато; рассмотреть, как изменяется форма капли. Оборудование: стакан, раствор спирта в воде, растительное масло, проволока, шприц.
При введение масла в смесь, оно собирается в одну шарообразную каплю. Когда я начала вращать проволоку, то масляный шар начал сплющиваться, а затем, через несколько секунд, от него отделились маленькие шарообразные капли масла. Вывод: опытным путем доказала, что естественная форма всякой жидкости – шар. Находясь внутри другой жидкости такой же плотности, жидкость принимает естественную, шарообразную форму.
Лабораторная работа№2 Измерение поверхностного натяжения Цель работы: измерить поверхностное натяжение воды. Оборудование: капиллярная трубка, штангенциркуль, пластмассовая линейка с миллиметровыми делениями, прозрачный стакан с дистиллированной водой.
Вывод : высота подъема жидкости в капилляре тем больше, чем меньше радиус капилляра. Кроме того, высота подъема зависит от свойств самой жидкости – ее поверхностного натяжения и плотности. h, м ρ, D , м , Вода 0,009 1000 0,0032 0,072 Уксусная кислота 0,003 1050 0 ,0032 0,028 h, м D , м Вода 0,009 1000 0,0032 0,072 Уксусная кислота 0,003 1050 0 ,0032 0,028
Лабораторная работа№3 Изучение формы жидкости в естественных условиях Цель работы: изучить формы жидкости в естественных условиях. Оборудование: металлическая, промасленная, стеклянная, парафиновая пластинки; вода.
Вывод : молекулы жидкости взаимодействуют не только между собой, но и с молекулами твердого тела. Если сила притяжения между молекулами жидкости и частицами твердого тела больше силы притяжения между молекулами жидкости между собой, то возникает явление смачивания. Если наоборот, то несмачивания .
Лабораторная работа №4 Изучение капиллярных свойств почвы Цель работы: изучить капиллярность различных почв. Оборудование: образцы почв, вода, линейка, стаканы.
Выводы : чем больше уплотнена почва, тем сильнее в ней проявляются капиллярные свойства, тем выше может подниматься в ней влага; чем крупнее диаметр капилляров, тем поднятие происходит с большей скоростью; чем почва менее оструктурена , тем больше в ней происходит капиллярный подъём влаги.
Приложения 3.1 Смачивание в природе 3.2 Пена на службе у человека 3.3 Капиллярные явления в растительном мире 3.4 Кровеносные сосуды 3.5 Капиллярные явления в природе
Выводы: В процессе исследовательской деятельности я поняла, что явления смачивания и несмачивания , капиллярные явления широко распространены как в повседневной жизни, так и в природе, знания в этой области находят широкое применения в технике. В изучении литературы я рассмотрела темы молекулярной физики. Выполнила исследования по изучению капиллярности, смачивания и несмачивания : «Опыт Плато», «Измерение поверхностного натяжения», «Изучение формы жидкости в естественных условиях», «Изучение капиллярных свойств почвы».
Литература: Пинский А.А. Учебник для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики. – Москва «Просвещение» 2002; Адамсон А., Физическая химия поверхностей, пер. с англ., М., 1979; Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. Т.1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. - М.: Наука, 1985; http://www.tepka.ru/fizika/7.19.html ; http://www.chemport.ru/data/chemipedia/article_2884.html ; http://ru.wikipedia.org/wiki/% D1%EC%E0%F7%E8%E2%E0%ED%E8%E5 ; http://www.rus-edu.bg/oldsite/schooldoc/fizru/fakult/f08-c.htm ; http://www.testent.ru/publ/fizika/smachivanie_i_nesmachivanie/37-1-0-1807
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Капиллярность и смачивание.
Методическая разработка урока с полным комплектом раздаточного материала. Видео материал доступен по гиперссылке в режиме просмотра в презентации (слайд №5 стрелочки внизу)....
Методическая разработка проблемного урока. Тема: "Смачивание и капиллярность"
Методическая разработка посвящена уроку физики в 7 классе. Урок построен в соответствии с принципами проблемного обучения. Такая организация урока позволяет научить учащихся творчески усваивать знания...
Материалы открытого урока физики "Поверхностное натяжение.Смачивание. Капиллярные явления"
Представлена технологическая карта урока физики с применением интерактивных технологий...
Буклет "Смачивание и не смачивание"
Этот буклет результат работы по проекту "Смачивание и не смачивание жидкости" во время внеурочной деятельности....
Презентация "Смачивание. Капиллярные явления"
Слай- шоу для занятия по внеурочке по физике 7 класс...
Урок физики "Смачивание. Капиллярность"
Сценарий урока освоения новых знаний с использованием технологии критического мышления...
Методическая разработка урока по теме "Смачивание. Капиллярные явления"
Урок-исследование по теме "Смачивание и капиллярные явления" соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования....