Разработка урока в 6 «А» классе ПО ТЕМЕ «КАПИЛЛЯРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ»
методическая разработка по биологии (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 759.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА УРОКА В 6 «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «КАПИЛЛЯРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ» | |||||||||
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. | |||||||||
Учитель физики. Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, на котором вы сможете получить новые интересные знания по физике и биологии, которые вам могут пригодиться в повседневной жизни. Вокруг нас очень много разнообразных предметов, так называемых физических тел. Скажите, почему книга лежит на столе, автомобиль стоит на земле, вода течет из крана на землю? Учащиеся: Действует сила тяжести. Учитель физики: На все тела, обладающие массой, действует сила тяжести и направлена она к центру Земли. Значит, ни одно тело не может двигаться вверх? Учащиеся: Могут. (Приводят примеры) Учитель физики. При каких условиях тела могут двигаться вверх против силы тяжести? Учащиеся: Тела могут двигаться вверх против силы тяжести, если нам тела будет сила, направленная вверх и по модулю больше силы тяжести. Учитель физики: Вода, как правило, всегда падает вниз к центру земли. Например, движение воды в водопадах, движение воды в струе из крана. Подумайте, ребята, а может ли вода подниматься вверх и при каких условиях? Ответы учащихся. Учитель биологии: Ребята, посмотрите на рисунки и ответьте, как называются эти каналы у человека и растений? Какие явления с ними связаны? Учитель биологии: Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока: «Капиллярные явления в физике и биологии». Запишите тему урока в своём маршрутном листе. | Учащиеся приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Беседа с учителем. Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Учащиеся работают с информацией, представленной в виде рисунков. Согласовывают и формулируют тему урока. | ||||||||
2 . Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. | |||||||||
Учитель физики: А что представляет собой капилляр? Учащиеся: Дают определение капилляра. Учитель: Явления подъема или опускания жидкости в капиллярах называют капиллярными. Учитель: А почему жидкость поднимается или опускается в капиллярах? Используя, какое природное явление, можно объяснить такое поведение жидкости? Учащиеся: Явление смачивания или несмачивания водой поверхностей. Учитель: Правильно. Рассмотрим условия смачивания и несмачивания жидкостями поверхностей. Учитель проводит опыт с бумагой, стеклом и водой. Объясняет степень смачивания в зависимости от краевого угла смачивания.
Учитель биологии: Ребята, приведите примеры явления смачивания в природе? Учащиеся: роса, стекание воды с листьев после дождя и др. Учитель биологии: Почему маленькие капли росы на листьях некоторых растений имеют форму шариков, тогда как листья других растений роса покрывает тонким слоем? Учащиеся. Если образуются шарики, вода не смачивает лист, а если лист покрыт равным слоем воды, то смачивает. Учитель: Листья многих растений покрыты либо тонким слоем воскоподобного вещества, либо густо-густо волосками, которые тоже ведут себя подобно воску. А воск водой не смачивается. Поэтому роса и собирается в отдельные капельки. | Беседа с учителем. Беседа с учителем. | ||||||||
3. Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. | |||||||||
Учитель биологии. Если вы живете на шестом этаже, проделайте один хотя и утомительный, но в высшей степени интересный эксперимент. Возьмите десятилитровое пластмассовое ведро, спуститесь с ним во двор и наберите там воды из водопроводного крана. С полным ведром поднимитесь к себе на шестой этаж и опорожните ведро. Всю эту операцию повторите 20 раз. Закончив эксперимент, вы в итоге поднимите 200 литров воды на высоту примерно 15 метров, иными словами, выполните работу, которую совершает в теплый солнечный день взрослое дерево березы. Но самое удивительное здесь то, что на ее выполнение деревья вообще не затрачивают собственной энергии. Рациональная конструкция делает этот процесс автоматическим. Объясните, что это за конструкция и как происходит эта работа? Ответы детей. Учитель биологии: у растений есть водопроводящая система, состоящая из большого числа микроскопических трубочек-капилляров, которая позволяет им с необычайной легкостью совершать то, чего не в состоянии сделать ни один из созданных человеком вакуумных насосов: поднять самотеком воду на отметку более 10 метров. Не будь «изобретены» эти мельчайшие в мире капилляры-трубы, высота растений не могла бы превысить и 10 метров. Только благодаря им стали возможны деревья-великаны высотой более 100 метров. Как известно, стволы деревьев, ветви растений пронизаны огромным числом капиллярных трубочек, по которым питательные вещества поднимаются до самых верхних листочков. Корневая система растений, в свою очередь, оканчивается тончайшими нитями - капиллярами. И сама почва представлена совокупностью капиллярных трубочек, по которым поднимается к поверхности вода с растворенными в ней веществами. Учитель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам подумать и записать в своём маршрутном листе то, что пока неизвестно о капиллярных явлениях, и что хотелось бы узнать.
Учащиеся зачитывают вопросы. Учитель биологии. Ребята, тогда давайте сформулируем учебную задачу нашего урока: «Как объяснить капиллярные явления в биологии и физике?» Света. А теперь давайте определим способы решения учебной задачи. Как вы будете искать ответы на свои вопросы? Ответы детей (провести опыты, прочитать в литературе, посмотреть видео, послушать учителя). | Учащиеся формулируют и записывают вопросы о капиллярных явлениях. Учащиеся согласовывают и формулируют учебную задачу урока, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. Осознание учащимися необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения. | ||||||||
4 . Планирование Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | |||||||||
Учитель физики. Ребята, перед вами лежит текст о капиллярных явлениях, прочитав его
| Самостоятельная работа в парах с информационными источниками. Устное представление результатов совместной работы. | ||||||||
5. «Открытие нового знания». Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. | |||||||||
Учитель биологии. Основной потребляющий влагу орган у растений, где постоянно нужна вода, в том числе для фотосинтеза – это лист, расположенный далеко от корня. Кроме того, лист окружен воздухом, который часто отнимает у него воду, чтобы насытиться водяными парами. Возникает противоречие: листу вода нужна постоянно, но он ее все время теряет, а корень постоянно имеет воду в избытке, хотя не прочь от нее избавиться. Как решает эту проблему растение? Ответ учащихся. (надо перекачать избыток воды из корня в листья. Роль такого водопровода берет на себя стебель. Он доставляет воду к листьям по специальным трубкам – капиллярам). Учитель биологии. Капилляры представляют собой длинные (в рост самого растения) полые сосуды. Как называется система таких проводящих сосудов у растений? (древесиной). Корнево́е давле́ние — давление в проводящих сосудах корней растений, вместе с транспирацией (испарение воды листьями) корневое давление вызывает поднятие воды и растворённых в ней питательных веществ вверх по стеблю растения. Отдав питательные вещества растениям, вода через устьица листьев испаряется, а на ее место поступают новые порции воды из корней. Учитель физики: Ребята, а теперь поработайте в парах и закончите составление схемы-кластера о капиллярных явлениях в своих маршрутных листах. | Учащиеся решают проблемную задачу, объясняют противоречие. Учащиеся выполняют задание по дополнению схемы-кластера о капиллярных явлениях. | ||||||||
6. Применение нового знания Цель: применить знания в новой ситуации | |||||||||
Учитель физики задает вопрос: – Какие свойства материала (ткани, бумаги, сплава металла) необходимо учитывать для изготовления полотенец, салфеток, писчей бумаги? Учитель биологии. Какую функцию выполняет тонкий жировой слой на перьях водоплавающих птиц, например, уток? Ответ: Перья и пух водоплавающих птиц всегда обильно смазаны жировыми выделениями особых желёз, что объясняет их непромокаемость. Толстый слой воздуха, заключённый между перьями утки и не вытесняемый оттуда водой, не только защищает утку от потери тепла, но и чрезвычайно увеличивает её «запас плавучести», действуя подобно спасательному поясу… Учитель биологии. Ребята, какую учебную задачу мы решали на уроке? («Как объяснить капиллярные явления в биологии и физике?») Всё ли нам удалось объяснить и понять, или остались какие-то вопросы? | Учащиеся анализируют выполнение цели и учебной задачи урока. | ||||||||
7. Рефлексия Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | |||||||||
Учитель физики. Ребята, а теперь оцените значимость полученных на уроке знаний лично для себя. Для этого заполните таблицу рефлексии в своём маршрутном листе.
Учитель физики предлагает учащимся зачитать ответы на предложенные фразы. Подводит итог урока. Благодарит за работу на уроке. | Учащиеся оценивают личностную значимость полученных на уроке знаний. | ||||||||
8. Домашнее задание (раздаётся каждому) | |||||||||
Задача №1. За счёт какого источника энергии поднимается жидкость в капилляре? Как высота подъёма жидкости в капилляре зависит от его диаметра? Ответ: За счёт внутренней энергии жидкости. Высота подъёма жидкости в капилляре обратно пропорциональна диаметру капилляра. Задача №2. Почему смачивающая жидкость образует в капиллярах вогнутый мениск, а несмачивающая – выпуклый? Ответ: Смачивающая жидкость образует в капилляре вогнутый мениск, так как сила притяжения между молекулами жидкости и твёрдого тела больше силы притяжения между молекулами жидкости. А несмачивающая жидкость образует в капилляре выпуклый мениск, поскольку сила притяжения между молекулами жидкости и твёрдого тела меньше силы притяжения между молекулами жидкости. Задача №3. Выясните опытном путём, смачивается ли водой резина, алюминий, чугун, стеарин (свеча), листья комнатных растений (герань, фиалки, фикусы…), органическое стекло, фарфор, пластилин и т.д. Самостоятельно сформируйте таблицу и занесите в неё полученные результаты. Поясните результаты. Будет очень замечательно, если данные таблицы вы сопроводите рисунками. |
Структура урока | Урок современного типа | УУД | ||
Объявление темы урока | Формулируют сами обучающиеся (учитель подходит учащихся к осознанию темы) | Познавательные - общеучебные, коммуникативные, регулятивные – целеполагания, личностные - смыслообразование | ||
Сообщение целей и задач | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания | Регулятивные – целеполагания, коммуникативные, познавательные – постановка задач, личностные - смыслообразование | ||
Планирование | Планирование обучающимися способов достижения цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные – планирования, познавательные - логические, коммуникативные, личностные - смыслообразование | ||
Практическая деятельность учащихся | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Учитель консультирует | Познавательные - общеучебные, регулятивные – осуществление учебных действий, коммуникативные, личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание | ||
Осуществление контроля | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). Учитель консультирует | Регулятивные – контроля (самоконтроля), коммуникативные, познавательные – логические, личностные - самоопределение | ||
Осуществление коррекции | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Учитель консультирует, советует, помогает. | Регулятивные – коррекции, коммуникативные, познавательные - решение проблем, личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание | ||
Оценивание учащихся | Обучающие дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). Учитель консультирует | Регулятивные – оценивания (самооценивания), коммуникативные, познавательные - общеучебные, личностные - нравственно-этическое оценивание | ||
Итог урока | Проводится рефлексия | Регулятивные – саморегуляции, коммуникативные, познавательные - решение проблем, личностные - нравственно-этическое оценивание | ||
Домашнее задание | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей | Познавательные – постановка и решение проблем, регулятивные - саморегуляции, коммуникативные, личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание | ||
Показатели (характеристики) планируемых результатов | Типовые задачи | |||
Целеполагание: умеет формулировать и удерживать учебную задачу. | Регулятивные (целеполагания) предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?») | |||
Планирование: умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи. | Регулятивные (планирования). Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?» | |||
Осуществление учебных действий: выполняет учебные действия в различных формах; с помощью речи регулирует свои действия | Регулятивные (осуществления учебных действий). Предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Эта группа задач предполагают выполнение заданий «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…» | |||
Прогнозирование: может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний. | Регулятивные прогнозирования Направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?» | |||
Контроль и самоконтроль: умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу. | Регулятивные контроля и самоконтроля. Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…» | |||
Коррекция: вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок. | Регулятивные (коррекции) нацелены на осуществление помощи сквозным героям в исправлении ошибок в их действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т.д. Типовые задания «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…» | |||
Оценка: умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. | Регулятивные (оценки) направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения. Это такие типовые задачи, как то «Одноклассники выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания?..», «По каким критериям оценивали свою работу?» | |||
Саморегуляция: способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач. | Регулятивные (саморегуляции). Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово, выполнив ряд заданий») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"
Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...
Урок в 8 классе по теме "Тепловые явления"
Дифференцированный урок-зачет...
презентация урока в 8 классе по теме "Тепловые явления"
урок проводится для повторения и закрепления темы "Тепловые явления. Урок проводится по индивидуальной траектории...
Обобщающий урок в 8 классе по теме "Электрические явления"
Урок содержит материалы для обобщения и повторения темы "Электрические являения" в 8 классе....
Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".
Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...
Урок в 8 классе по теме "Электрические явления"
Обобщающее повторение темы "Электрические явления" в 8 классе...
Обобщающий урок в 8 классе по теме "Электромагнитные явления"
Тема учебного занятия: Обобщение знаний по теме «Электромагнитные явления»Форма учебного занятия: Урок обобщения и повторения (проблемным методом, исследовательской деятельност...