Развитие интереса к дисциплине физика в системе СПО посредством решения задач с профессиональной направленностью.
статья по физике
Предварительный просмотр:
Ремизова Ольга Игорьевна
ГБПОУ ВО «ЛАТТ», РФ, Воронежская область, г. Лиски
Развитие интереса к дисциплине физика в системе СПО посредством решения задач с профессиональной направленностью.
Физика является основой научно-технического прогресса. Достижения в области физики составляют базу таких главных направлений прогресса, как механизация, энергетика, автоматизация, создание новых материалов.
Все люди в повседневной жизни имеют дело с орудиями труда и технологическими процессами, в основе которых лежат физические законы. Сегодня человеку, в связи с техническим переоснащением производства, требуются знания основ физической науки, владение определенными умениями и навыками политехнического характера. Из концепции модернизации российского образования, ясно выделена цель профессионального образования, как подготовка квалифицированного работника, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Первостепенным аспектом является профессиональная направленность при изучении общеобразовательных дисциплин.
Как известно, физика не всегда является любимым предметом обучающихся, поэтому одна из главных задач - вызвать интерес к изучению дисциплины. В большинстве случаев знания, полученные в курсе физики, используются при изучении специальных дисциплин. И если преподаватель приведет весомые факты использования физических законов и явлений в профессиональной деятельности будущего специалиста, то получит самое главное – мотив обучения своему предмету. И здесь как главный аргумент выступает задача с профессиональной направленностью.
Для успешного ее применения преподавателю недостаточно только компетентности в области преподаваемых дисциплин и мастерства в вопросах методики формирования знаний, умений и навыков. Наряду с этим ему необходимы так же знания в области специальных дисциплин, которые позволят преподавателю успешно реализовать работу по применению профессиональных задач. Содержанием такой задачи является физическое явление или закон, положенный в основу действия механизмов и машин современной техники или технологии промышленных процессов. Такие задачи показывают взаимосвязь физических законов и явлений, лежащих в основе развития современной техники и технологии производственных процессов, со свойствами материалов, применяемых в технике и производстве, сообщает сведения об экономической эффективности используемых механизмов и машин. Существуют два типа текстовых задач с профессиональной направленностью: расчетные и качественные. Расчетные задачи не следует противопоставлять качественным, так как в основе решения и тех и других задач лежат понимание физической сущности законов.
При решении расчетных задач требуются не только математические знания и умения, но и хорошие навыки в технике вычисления.
К качественным задачам относятся задачи, не требующие вычислений. Они приближают изучаемую теорию к окружающей жизни, развивают интерес к дисциплине, способствуют построению логических умозаключений, основанных на физических законах. Их можно разделить на две части. Одни из них общетехнического содержания. Они развивают политехнический кругозор, и дают основы физики. К этому типу задач относятся задачи «на простые детали машин», «на принцип действия того или иного прибора», «на смекалку», «на описание явлений природы» и другие задачи профессионального содержания. Они способствуют привитию интереса к выбранной профессии.
В реальном учебном процессе знания обучающихся по отдельным дисциплинам, лежащие мертвым грузом, не применяемые и невостребованные в специальности приносят мало пользы. Взаимодействие и взаимообогащение знаний в дисциплинах, система межпредметных связей делает учебный процесс полным и гармоничным, приводит к созданию нового знания, которое и становится продуктом методической деятельности педагога.
Толчком к поиску собственной методики преподавания наряду с классической методикой, послужило то, что физика все более уходит на задний план в приоритетах изучаемых дисциплин в глазах обучающихся.
Главной целью применения на уроках физики задач с профессиональной направленностью являлось развитие интереса к дисциплине физика у обучающихся различных специальностей. Для реализации данной цели были разработаны задачи с профессиональной направленностью для различных специальностей по ряду тем курса физики. Каждый год в рамках предметной недели я провожу студенческую научно – практическую конференцию по теме «Физика в профессии». Обучающиеся представили свои работы на тему связи дисциплины и их будущей профессии. Анализируя прошедшие в рамках предметных недель ежегодные студенческие конференции, а так же подготовку к таковой в текущем учебном году, прихожу к выводу, что все больше обучающихся проявляют интерес. Все больше обучающихся видят ее неразрывную связь с выбранной ими профессией и убеждаются в необходимости ее изучения.
Список литературы
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8т./ Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов.- М.: Педагогика, 2006.
- Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметной декады - один из методов развития интереса к предметам физико-математического цикла
Статья посвящена методике проведения предметных декад, приведён план проведения недели МИФ...
Физика 10 класс Факультативный курс "Решение задач повышенной сложности" по физике
Факультативный курс"Решение задач повышенной сложности по физике"...
Учебные экскурсии как средство развития интереса к предмету физики
Я считаю. что экскурсии являются одним из средств повышения интереса к изучению физики и приобретению практических навыков. Именно на экскурсии можно увидеть практическое применение законов физики в н...
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения задач и создания проектов с экологическим содержанием
Педагогический проект...
Интегрированный урок по геометрии и физике : Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Тема урока: Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике. Учитель математики: Кусей Любовь Александровна.Учитель физики: Колесникова Тать...
Цель: Развитие интереса к спортивным играм и универсальных способностей посредством двигательного и коммуникативного опыта обучающихся в спортивно-игровой деятельности. Тип урока - Образовательно-тренировочной направ
Внеклассное спортивное мероприятие состоящее из 18 этапов прохождения...
Развитие интереса к физике посредством решения задач профессиональной направленности.
Как развивать интерес к дисциплине физика....