Организация предметной декады - один из методов развития интереса к предметам физико-математического цикла
статья (физика, 7,8,9 класс) по теме
Статья посвящена методике проведения предметных декад, приведён план проведения недели МИФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya__dekada_v__shkole.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметной декады в школе - один из методов
развития интереса к наукам физико-математического цикла.
Внеклассная работа - это обязательное звено учебно – воспитательного процесса. Среди её разнообразных форм предметные недели, декады и месячники занимают особое место. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации. Организация и проведение предметных декад в школе, особенно, интегрированных, становится сегодня оптимальной организационной формой интеграции знаний. Востребованность такой формы внеклассной работы по предмету - в насыщенности такими видами деятельности, которые лежат в основе развития коммуникативных и организационных навыков, а, следовательно работают на социализацию детей в школе .Объединение разных по возможностям и способностям детей в пространстве одного класса, одной школы требует от учителей дифференциации приёмов форм деятельности. И здесь предметные декады помогают разным детям проявить себя , почувствовать себя успешными
В нашей школе традиционно проводятся предметные недели. Ежегодно время меняется, чтобы один и тот же программный материал не попадал на сроки проведения предметной недели. Это позволяет разнообразить тематику внеклассных мероприятий Актуальность проведения внеклассных мероприятий вижу в том, что учащиеся некоторое время концентрируют своё внимание на отдельном предмете: углубляются и расширяются знания, а это развивает их интересы, позволяет сравнивать, выбирать, создает условия для соревнования, вызывает интерес к исследовательской деятельности, развивает творческие способности, способствует пропаганде знаний в области физико – математических наук.
Для организации и проведения недели МИФ (математика, информатика, физика) выбираем творческую группу « МИФ » В её состав входят: учителя - предметники, члены школьного научного общества и все желающие. За две недели до начала проводим первое заседание творческой группы: составляем план, назначаем ответственных за каждое мероприятие, выбираем председателя жюри.
Предметную неделю начинаем с общешкольной линейки сценарий, которой включает в себя:
- Ознакомление с приказом директора школы о сроках проведения предметной недели;
- Поздравление учащихся школы с началом открытия, краткий рассказ о значении наук МИФ (театрализованное представление);
- Сообщение плана проведения декады;
- Исполнение гимна наукам МИФ или стихов, написанных учащимися;
Информация о проведении недели МИФ размещается на стенде вестибюля школы и доступна для всех. Классные комнаты украшаются плакатами, призывающие учащихся овладевать наукой, составленные детьми. Цель этих плакатов - вызвать дискуссию учащихся о роли физики и других наук в наши дни, но содержание обсуждается с учителем - предметником, в ходе которого всегда появляются активные « лирики», аргументировано доказывающие значимость своего любимого предмета.
Наша школа малокомплектная, поэтому мероприятия, которые мы планируем и разрабатываем рассчитаны на каждый класс отдельно, например, интегрированная игра по предметам математика, информатика, физика ( МИФ). Мероприятия , проводимые в дни предметной недели стараемся делать яркими, пропагандировать знания наук естественно - математического цикла, выявлять способных детей.
Далее хочу предложить вам описание мероприятий, которые учителя нашей школы систематически используют в своей работе при организации внеклассных мероприятий.
Конкурс кроссвордов - одна из форм выполнения домашнего задания в 5 - 11 классах. Важным итогом такой работы является ясное понимание и сознательное усвоение терминов, понятий, названий. Самостоятельное составление заставляет учащихся неоднократно к учебнику. За правильное составленные кроссворды выставляются оценки в журнал, а лучшие отбираются на конкурс.
Конкурс проектов - для 9 -11 классов. Цель – продолжить развитие творческой активности и самостоятельности учащихся, прививать вкус к исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом усваиваются способы деятельности, новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации, формируются универсальные умения. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой работы. Защита проектов проходит по плану:
- Выступление автора проекта о сути изобретения;
- Выступление оппонента, который отмечает положительные и отрицательные стороны проекта;
- Вопросы к автору проекта и его ответы;
После обсуждения всех проектов члены жюри оценивают их, особое внимание уделяют практической направленности. Победителей награждают на заключительной общешкольной линейке.
Конкурс рефератов – проводим для учащихся 9 -11 классов. Темы, предлагаемые для написания рефератов , должны показать взаимосвязь изучаемых предметов в школе. Используя такую направленность стремимся создать возможность воспитать интерес к предмету через уже имеющийся интерес к любимому предмету. Лучшие по содержанию и оформлению используем в качестве дополнительного материала на уроке. Хранятся такие материалы в кабинете.
Конкурс газет - идёт под девизом « Новости науки и техники». Целью этого вида работы является развитие интереса к предмету, закрепление умения работать с дополнительной литературой, умения в сжатой форме изложить содержание прочитанного.
Час занимательных опытов - проводят старшеклассники под руководством учителя - предметника для начальной школы и учащихся 5-6 классов, который заканчивается небольшой викториной « Физика вокруг нас».Чтобы школьники младшего возраста не воспринимали опыты, как необычное зрелище подчёркиваем значение опытов для раскрытия законов природы. Цель - формирование преднаучного интереса.
Выставка книг - предметов МИФ организуется в библиотеке в первые дни предметной недели. Цель - знакомство с новинками учебной дополнительной литературы.
- - минутки, которые традиционно проводятся в школе, посвящены биографиям учёных, истории открытий физических явлений, достижениям в определённых областях науки и техники. Цель - воспитание патриотизма, гордости за достижения отечественной науки.
Интегрированные игры проводим под девизом « Мы , играя, проверяем, что умеем и что знаем». Задача этих игр – проверить умения учащихся объяснять различные явления природы, принципа работы отдельных механизмов.
В своей работе мы используем и другие виды деятельности: такие, как работа школьного научного общества, час открытых дверей кабинета, встречи с инженерами мостоотряда, экскурсии на предприятия города, общественный смотр знаний и т.д.
Подводятся итоги недели МИФ на общешкольной линейке : зачитывается приказ директора школы о завершении недели МИФ, объявляются победители конкурсов, отмечаются классы, наиболее активно участвующие в мероприятиях, проводится награждение.
Практика показывает, что система внеклассной работы по предмету наиболее результативна, если она строится по принципу предметных декад. Я надеюсь, что организация и проведение недели МИФ в нашей школе поможет нашим учащимся повысить мотивацию к изучению наук физико - математического профиля, примерить на себя некоторые профессии, связанные с математикой, физикой, информатикой.
Привожу содержание объявления, составленное школьниками о проведении недели МИФ, которое было составлено на первом заседании штаба МИФ:
Неделя МИФ –цев грядёт:
Предложен будет Вам кроссворд
Коль разгадаете его, добиться сможете всего
Газету нужно сотворить и в ней МИФ – статус отразить
Паскаль и Джоуль к Вам придут
Займут пятнадцать лишь минут.
Но сколько скажут о себе,
Своей порой лихой судьбе.
Игрою « Слабое звено»
Вас озадачить суждено.
Кто в эстафете победит,
Тому учитель всё простит.
ВНИМАНИЮ УЧАЩИХСЯ!!!
С 18 ЯНВАРЯ ПО 25 ЯНВАРЯ
ПРОВОДИТСЯ НЕДЕЛЯ ПРЕДМЕТОВ
Физико – математического цикла.
ПЛАН НЕДЕЛИ:
№ п /п | Мероприятие | Сроки | Ответственный | Место проведения |
1 | Оформление стенда | до16.01 | Симахина Г.М. Филиппова М.М Кузнецова Л.В. Абоймова Е.Д. Творческая группа | Холл 2-го этажа |
2 | Торжественное открытие недели МИФ | 18.01 915 | Симахина Г.М. Филиппова М.М Кузнецова Л.В. Абоймова Е.Д. Творческая группа | Холл 2-го этажа |
3 | Игра« Путешествие по станциям» (4-5 класс) | 18.01 1500 | Филиппова М.М. Симахина Г.М. | школа |
4 | 15-минутка «Учёные-лауреаты Нобелевской премии» | 19.01 830 | Симахина Г.М. Филиппова М.М Кузнецова Л.В. Абоймова Е.Д. Творческая группа | кабинеты |
5 | Игра «Слабое звено» (9-11класс) | 19.01 1530 | филиппова М.М. Кузнецова Л.В. Абоймова Е.Д. | Актовый зал |
6 | Открытое занятие кружка «Смекай, решай, отгадывай» (1-4класс) | 20.01 1500 | Олейникова И.Е. | Кабинет№2 1этаж |
7 | Конкурс кроссвордов«Сделай сам» | до 21.01 | творческая группа | стенд 2 этажа |
8 | игра «Робинзонада» (5- 6 класс) | 21.01 1530 | симахина Г.М. Филиппова М.М. Кузнецова Л.В. Абоймова Е.Д. | актовый зал |
9 | викторина « Инфознайка» ( 7-9 класс) | 22.01 1400 | кузнецова л.в. творческая группа | кабинет информатики |
10 | торжественное закрытие недели МИФ | 23.01 915 | Симахина Г.М. Филиппова М.М Кузнецова Л.В. Абоймова Е.Д. Творческая группа | холл 2-го этажа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Проектирование индивидуальной траектории развития учащихся, проявляющих интерес к предметам естественно -научного цикла"
Выступление на педагогическом совете....
Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету
Статья: Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к п...
Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету
Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету...
Внеклассная работа по иностранному языку как один из способов повышения интереса к предмету
Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создаёт условия для более полного осуществления практических ,воспитательных, общеобразовательных и ра...
Рабочая программа учебного курса «Алгебра. 8-9 классы» в классах с углубленным изучением предметов физико-математического цикла
Программа реализуется на основе УМК (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., учебник Алгебра -8,9)....
Программа подготовки олимпиадного движения предметов физико-математического цикла
Пояснительная запискаАктуальность...
Результативность педагогов МО МИФ и обучающихся по предметам физико-математического цикла в 2021-2022 году
Список обучающихся, муниципального и регионального уровная олимпиад и конкурсовСписок учителей, участников конкурсов и олимпиад...