Организация предметной декады - один из методов развития интереса к предметам физико-математического цикла
статья (физика, 7,8,9 класс) по теме

Статья посвящена методике проведения предметных декад, приведён план проведения недели МИФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetnaya__dekada_v__shkole.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Организация  предметной  декады в  школе - один  из  методов

                    развития  интереса  к  наукам физико-математического  цикла.

Внеклассная  работа  -  это  обязательное  звено  учебно – воспитательного  процесса.  Среди  её  разнообразных  форм  предметные  недели,  декады  и  месячники  занимают  особое  место.  Они  могут  быть  разными  по  тематике,  содержанию  и  организации.  Организация  и  проведение  предметных  декад  в  школе,  особенно,  интегрированных,  становится  сегодня  оптимальной  организационной  формой  интеграции  знаний.  Востребованность  такой  формы  внеклассной  работы  по  предмету  -  в  насыщенности  такими  видами   деятельности,  которые  лежат  в  основе  развития  коммуникативных  и  организационных  навыков, а,  следовательно  работают  на  социализацию  детей  в  школе .Объединение   разных  по  возможностям  и  способностям  детей  в  пространстве  одного  класса,  одной  школы  требует  от  учителей  дифференциации  приёмов  форм  деятельности.  И  здесь   предметные  декады  помогают  разным  детям   проявить  себя ,  почувствовать  себя  успешными

            В  нашей  школе  традиционно  проводятся  предметные  недели.  Ежегодно  время  меняется,  чтобы  один  и  тот  же  программный  материал  не  попадал  на  сроки  проведения  предметной  недели. Это  позволяет  разнообразить  тематику  внеклассных  мероприятий   Актуальность  проведения  внеклассных  мероприятий  вижу  в  том,  что  учащиеся  некоторое  время  концентрируют  своё  внимание  на  отдельном  предмете:  углубляются  и  расширяются  знания,  а  это  развивает  их  интересы,  позволяет  сравнивать,  выбирать,  создает  условия  для  соревнования, вызывает  интерес  к  исследовательской  деятельности,  развивает  творческие  способности,  способствует  пропаганде  знаний  в  области   физико – математических  наук.

           Для  организации  и  проведения   недели МИФ  (математика,  информатика,  физика)  выбираем  творческую  группу  « МИФ »  В её  состав  входят:  учителя - предметники,  члены  школьного  научного  общества  и  все  желающие.  За  две  недели  до  начала  проводим  первое  заседание  творческой  группы:  составляем  план,  назначаем  ответственных  за  каждое  мероприятие,  выбираем  председателя  жюри.

Предметную   неделю  начинаем  с  общешкольной  линейки сценарий,  которой  включает  в  себя:

  1. Ознакомление  с  приказом   директора  школы  о  сроках  проведения  предметной  недели;
  2. Поздравление  учащихся   школы  с  началом  открытия,  краткий  рассказ  о  значении  наук  МИФ  (театрализованное  представление);
  1. Сообщение  плана  проведения  декады;
  2. Исполнение  гимна  наукам МИФ  или  стихов,  написанных  учащимися;

  Информация  о  проведении  недели  МИФ  размещается  на  стенде  вестибюля  школы  и  доступна  для  всех. Классные  комнаты  украшаются плакатами, призывающие  учащихся  овладевать  наукой,  составленные  детьми.  Цель  этих  плакатов -  вызвать  дискуссию  учащихся  о  роли  физики  и  других  наук  в  наши  дни,  но  содержание  обсуждается  с  учителем  - предметником,  в  ходе  которого  всегда  появляются  активные  « лирики»,  аргументировано   доказывающие  значимость своего  любимого  предмета.

  Наша  школа  малокомплектная,  поэтому  мероприятия,  которые  мы  планируем  и  разрабатываем  рассчитаны  на  каждый  класс  отдельно, например,  интегрированная  игра  по предметам  математика,  информатика,  физика ( МИФ).     Мероприятия , проводимые  в  дни  предметной  недели  стараемся  делать  яркими,  пропагандировать  знания  наук  естественно  -  математического  цикла,  выявлять  способных  детей.

Далее  хочу  предложить  вам  описание  мероприятий, которые  учителя  нашей  школы  систематически  используют  в  своей  работе  при  организации  внеклассных  мероприятий.

Конкурс  кроссвордов  -  одна  из  форм  выполнения  домашнего  задания  в 5  -  11 классах. Важным  итогом  такой  работы  является  ясное  понимание  и  сознательное  усвоение  терминов,  понятий,  названий.  Самостоятельное  составление  заставляет  учащихся  неоднократно  к  учебнику.  За  правильное  составленные  кроссворды  выставляются  оценки  в  журнал,  а  лучшие  отбираются  на  конкурс.

 Конкурс  проектов  -  для  9 -11  классов. Цель – продолжить  развитие  творческой  активности  и  самостоятельности  учащихся,  прививать  вкус  к  исследовательской  деятельности. В  процессе  работы  над  проектом  усваиваются  способы  деятельности,  новые  знания,  полученные  в  ходе  самостоятельного  добывания  и  освоения  информации,  формируются  универсальные  умения. Использование  информационных  технологий  создает  самые  благоприятные  условия  для  организации  такой  работы. Защита  проектов  проходит  по  плану:

  1. Выступление  автора  проекта  о  сути  изобретения;
  2. Выступление  оппонента,  который  отмечает  положительные  и  отрицательные  стороны  проекта;
  3. Вопросы  к  автору  проекта  и  его  ответы;

После  обсуждения  всех  проектов  члены  жюри  оценивают  их,  особое  внимание  уделяют  практической  направленности. Победителей  награждают  на  заключительной  общешкольной   линейке.

Конкурс  рефератов – проводим  для  учащихся  9 -11 классов.  Темы, предлагаемые  для  написания  рефератов , должны  показать  взаимосвязь  изучаемых  предметов  в  школе.  Используя  такую  направленность  стремимся  создать  возможность  воспитать  интерес  к  предмету  через  уже  имеющийся  интерес  к  любимому  предмету.  Лучшие   по  содержанию  и  оформлению  используем  в  качестве  дополнительного  материала  на  уроке. Хранятся  такие  материалы  в  кабинете.

Конкурс  газет  -  идёт  под  девизом  « Новости  науки  и  техники».  Целью  этого  вида  работы  является  развитие  интереса  к  предмету,  закрепление  умения работать  с  дополнительной  литературой,  умения  в  сжатой  форме  изложить  содержание  прочитанного.

Час  занимательных  опытов -  проводят  старшеклассники  под  руководством  учителя  - предметника  для  начальной  школы  и  учащихся  5-6  классов,  который  заканчивается  небольшой  викториной  «  Физика  вокруг  нас».Чтобы  школьники  младшего  возраста  не воспринимали  опыты,  как   необычное  зрелище  подчёркиваем  значение  опытов  для  раскрытия  законов  природы.  Цель  -  формирование  преднаучного   интереса.

Выставка  книг  - предметов  МИФ  организуется  в  библиотеке в  первые  дни  предметной  недели. Цель  - знакомство  с  новинками  учебной  дополнительной  литературы.

  1. - минутки,  которые  традиционно   проводятся  в  школе,  посвящены  биографиям            учёных,  истории  открытий  физических  явлений,  достижениям  в  определённых  областях  науки  и  техники.  Цель  -  воспитание  патриотизма,  гордости  за  достижения  отечественной  науки.  

Интегрированные  игры  проводим  под  девизом  « Мы , играя,  проверяем,  что  умеем   и  что  знаем».   Задача  этих  игр – проверить  умения  учащихся  объяснять  различные  явления  природы,  принципа  работы  отдельных  механизмов.  

  В  своей  работе  мы  используем  и  другие  виды  деятельности:  такие, как  работа  школьного  научного  общества,  час  открытых  дверей  кабинета, встречи  с  инженерами  мостоотряда,  экскурсии  на  предприятия  города,  общественный  смотр  знаний  и  т.д.

           Подводятся  итоги  недели  МИФ  на  общешкольной  линейке  :  зачитывается  приказ  директора  школы  о   завершении  недели  МИФ,  объявляются  победители  конкурсов,  отмечаются  классы,  наиболее  активно  участвующие  в мероприятиях,  проводится  награждение.

Практика  показывает, что  система  внеклассной  работы  по  предмету  наиболее  результативна,  если  она  строится  по  принципу  предметных  декад.   Я  надеюсь,  что  организация  и  проведение  недели  МИФ  в  нашей  школе  поможет  нашим  учащимся  повысить  мотивацию  к  изучению  наук  физико  -  математического  профиля,  примерить  на  себя  некоторые  профессии,  связанные  с  математикой,  физикой,  информатикой.

            Привожу   содержание  объявления, составленное  школьниками  о  проведении  недели  МИФ,  которое  было  составлено  на  первом  заседании  штаба  МИФ:

Неделя  МИФ –цев  грядёт:

Предложен  будет  Вам  кроссворд

Коль  разгадаете  его,  добиться  сможете  всего

Газету  нужно  сотворить  и  в  ней  МИФ – статус  отразить

Паскаль  и  Джоуль  к  Вам  придут

Займут  пятнадцать  лишь  минут.

Но  сколько  скажут  о  себе,

Своей  порой  лихой  судьбе.

Игрою  « Слабое  звено»

Вас  озадачить  суждено.

Кто  в  эстафете  победит,

Тому  учитель  всё  простит.

ВНИМАНИЮ   УЧАЩИХСЯ!!!

С  18 ЯНВАРЯ  ПО  25  ЯНВАРЯ

ПРОВОДИТСЯ  НЕДЕЛЯ  ПРЕДМЕТОВ

Физико – математического   цикла.

ПЛАН   НЕДЕЛИ:

п /п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Место

проведения

1

Оформление  стенда

до16.01

Симахина  Г.М.

Филиппова М.М

Кузнецова  Л.В.

Абоймова  Е.Д.

Творческая  группа

Холл

2-го  этажа

2

Торжественное

открытие  недели  МИФ

18.01

915

Симахина  Г.М.

Филиппова М.М

Кузнецова  Л.В.

Абоймова  Е.Д.

Творческая  группа

Холл

2-го  этажа

3

Игра« Путешествие  по  станциям» (4-5 класс)

18.01

1500

Филиппова М.М.

Симахина  Г.М.

школа

4

15-минутка

«Учёные-лауреаты  Нобелевской  премии»

19.01

830

Симахина  Г.М.

Филиппова М.М

Кузнецова  Л.В.

Абоймова  Е.Д.

Творческая  группа

кабинеты

5

Игра «Слабое  звено»

(9-11класс)

19.01

1530

филиппова  М.М.

Кузнецова  Л.В.

Абоймова  Е.Д.

Актовый зал

6

Открытое занятие  кружка  «Смекай,  решай,  отгадывай»

(1-4класс)

20.01

1500

Олейникова И.Е.

Кабинет№2

1этаж

7

Конкурс  кроссвордов«Сделай  сам»

до 21.01

творческая  группа

стенд

2 этажа

8

игра «Робинзонада»

(5- 6 класс)

21.01

1530

симахина Г.М.

Филиппова М.М.

Кузнецова  Л.В.

Абоймова Е.Д.

актовый  зал

9

викторина « Инфознайка»

( 7-9 класс)

22.01

1400

кузнецова л.в.

творческая  группа

кабинет

информатики

10

торжественное  закрытие  недели  МИФ

23.01

915

Симахина  Г.М.

Филиппова М.М

Кузнецова  Л.В.

Абоймова  Е.Д.

Творческая  группа

холл

2-го  этажа

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету

Статья: Организация  внеклассной  работы  с  учащимися  по  озеленению  школы  как  один  из  способов активизации  интереса  к  п...

Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету

Организация  внеклассной  работы  с  учащимися  по  озеленению  школы  как  один  из  способов активизации  интереса  к  предмету...

Внеклассная работа по иностранному языку как один из способов повышения интереса к предмету

Внеклассная работа по иностранному языку в единстве  с обязательным курсом создаёт условия  для более полного осуществления  практических ,воспитательных, общеобразовательных и  ра...

Рабочая программа учебного курса «Алгебра. 8-9 классы» в классах с углубленным изучением предметов физико-математического цикла

Программа реализуется на основе УМК (авторы  Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., учебник  Алгебра -8,9)....

Программа подготовки олимпиадного движения предметов физико-математического цикла

                                             Пояснительная запискаАктуальность...

Результативность педагогов МО МИФ и обучающихся по предметам физико-математического цикла в 2021-2022 году

Список обучающихся, муниципального и регионального уровная олимпиад и конкурсовСписок учителей, участников конкурсов и олимпиад...