ФИЗИКА ВОКРУГ НАС Пропедевтический курс физики для среднего звена общеобразовательной школы, 5–6 кл.
элективный курс по физике (5 класс)

Арапова Елена Викторовна

Пропедевтический учебный курс «Физика вокруг нас» нацелен на мотивацию учащихся к дальнейшему изучению физики в 7–9 классах средней общеобразовательной школы. Он интегрирован с материалом по истории науки, географии, биологии, астрономии, что предусматривается проектом ФГОС нового поколения. Материал, превышающий уровень обязательных требований, позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.

Курс рассчитан на учащихся среднего звена. Выбор содержания, уровень его сложности и методика преподавания связаны с возрастными особенностями развития учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_vokrug_nas.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИКА ВОКРУГ НАС

Пропедевтический курс физики для среднего звена  общеобразовательной школы, 5–6 кл.

Пояснительная записка

Пропедевтический учебный курс «Физика вокруг нас» нацелен на мотивацию учащихся к дальнейшему изучению физики в 7–9 классах средней общеобразовательной школы. Он интегрирован с материалом по истории науки, географии, биологии, астрономии, что предусматривается проектом ФГОС нового поколения. Материал, превышающий уровень обязательных требований, позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.

Курс рассчитан на учащихся среднего звена. Выбор содержания, уровень его сложности и методика преподавания связаны с возрастными особенностями развития учащихся.

Цели обучения:

  1. вызвать интерес и стойкую  мотивацию изучения  физики в старшей школе;
  2. ознакомить с  элементарной терминологией и научить использовать физические термины в устной речи;
  3. усвоить знания об окружающем мире;
  4. развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать.

Задачи обучения:

  1. формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  2. развивать логичность и самостоятельность мышления;
  3. воспитывать научную культуру: показать, что мир познаваем, что физические явления могут быть объяснены с помощью известных физических законов.

Предполагаемые результаты первого года обучения

Обучающиеся должны:

знать: элементарную физическую терминологию основные понятия физики   строение и свойства вещества виды сил  в природе элементарные понятия о свете, звуке, движении, температуре, давлении, фазовых переходах особенности некоторых представителей животного и растительного мира с точки зрения физики.

уметь: объяснять происходящие явления видеть связь между причиной и следствием явления характеризовать свойства тела, особенности сил различать источники света, световые явления, характеристики звука, агрегатные состояния вещества и их изменения оценивать расстояния в космических и микроскопических масштабах приводить примеры ко всем изученным понятиям.

Предполагаемые результаты второго года обучения

Обучающиеся должны:

знать: элементарную физическую терминологию понятия «центр тяжести», «центробежная сила», «подъёмная сила», «электрический заряд», «электрический ток», «электромагнитное поле», «люминесценция», «ядерная реакция» элементарные знания о энергии, равновесии, электрических и магнитных явлениях, превращениях атомного ядра суть закона сохранения энергии строение атома и атомного ядра причины возникновения и механизм развития некоторых природных явлений  устройство и принцип действия некоторых приборов, механизмов и устройств элементарные знания астрономии: строение и состав Солнечной системы, характеристика звёзд, планет и малых небесных тел, галактика, Вселенная закономерности движения небесных тел

уметь: объяснять происходящие явления на основе полученных знаний видеть связь между причиной и следствием явления характеризовать свойства электрического заряда, электрического и магнитного полей, электрического тока различать виды энергии, виды проводников, действия электрического тока, виды магнитов, виды некоторых электромагнитных излучений, виды люминесценции использовать знания физики в реальной жизни приводить примеры ко всем изученным понятиям.

Учебно-методические средства обучения: подборки мультимедийных материалов и опытов (видеоверсии или описания для выполнения учащимися на занятиях и дома), авторские презентации, научно-познавательные фильмы.

Структура курса. Курс разделён в каждом году на 5 блоков по основным разделам физики, которые изучаются на 7 занятиях каждый (последний – на 6): 5 занятий по темам раздела, одно – по дополнительному материалу («Занимательная физика») и одно итоговое – конкурсная игра по всем темам раздела с привлечением интегрированного материала по предметам естественно-научного цикла. Каждое занятие проходит в форме фронтальной беседы с обсуждением тематической презентации с мультимедийным материалом, научно-популярного фильма, демонстрацией опытов или их описанием для выполнения дома.

Содержание курса(1 год обучения)

Блок 1. Введение. Основные понятия физики. Строение вещества. Механические явления

1.1. Физика – наука о природе (Физическое явление. Примеры физических явлений. Причинно-следственная связь).

1.2.Физические величины (Физическая величина. Шкала расстояний. Измерение времени).

1.3. Строение вещества (Молекулы. Атомы. Взаимодействие частиц. Диффузия).

1.4. Взаимодействие тел (Инертность. Масса. Шкала масс).

1.5.Движение (Движение. Скорость.  Скорость в природе.).

1.6. Занимательная физика (Механические явления в замедленной видеосъёмке. Научно-популярный фильм  «TimeWarp»).

1.7.Конкурсная игра.

Блок 2.Силы в природе

2.1. Сила тяжести (Сила тяжести. Вес. Невесомость.Перегрузки).

2.2. Сила упругости (Деформация. Виды деформаций. Зависимость силы упругости от степени деформации).

2.3.Сила трения (Виды трения. Характеристики силы трения. Сила сопротивление среды. Обтекаемая форма).

2.4.Сила Архимеда (Сила Архимеда.Условия плавания тел. Воздухоплавание).

2.5. Реактивное движение (Реактивное движение. Отдача. Примеры в технике и природе).

2.6.Занимательная физика (Явление резонанса. Примеры резонанса. Применение в технике. Акустический резонанс).

2.7.Конкурсная игра.

Блок 3. Тепловые явления

3.1.Температура (Тепловое движение. Температура. Температурные шкалы. Шкала температур).

3.2. Тепловое расширение (Тепловое расширение. Примеры в технике. Расширение воды при замерзании).

3.3–3.4. Фазовые переходы (Парообразование и конденсация. Испарение и кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Снежинки).

3.5. Виды теплопередачи (Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Характеристики всех видов).

3.6. Занимательная физика (Возможные варианты конца света.Земля без человека).  

3.7. Конкурсная игра.

Блок 4. Давление

4.1. Давление (Давление, зависимость давления от площади опоры.Шкала давлений).

4.2.Давление жидкостей и газов (Зависимость давления газа от объёма и температуры.Гидростатическое давление).

4.3. Атмосферное давление (Атмосфера Земли.Как мы дышим? Как мы пьём? Атмосфера на других планетах).

4.4.Поверхностное натяжение жидкости (Сила поверхностного натяжения. Есть ли у жидкости собственная форма? Мыльные пузыри).

4.5. Капиллярные явления (Смачивание и несмачивание. Капилляр. Примеры капилляров в природе, технике, быту).

4.6. Занимательная физика (Ошибки в кино – реальность в художественных фильмах с точки зрения физики).  

4.7. Конкурсная игра.

Блок 5. Световые и звуковые явления  

5.1. Свет (Источники света. Тень. Затмения. Оптические иллюзии).

5.2. Отражение света (Отражение света. Зеркала. Изображение в зеркале).

5.3. Преломление света (Преломление, примеры преломления. Оптические природные явления. Радуга, виды радуги).  

5.4. Цвет (Интересные факты о цветовом зрении человека. Дальтонизм. Цветовое зрение животных).  

5.5. Звук, звуковые явления (Громкость и высота тона. Энергия звука. Эхо. Инфра- и ультразвук. Голосовой и слуховой аппараты человека).  

5.6. Занимательная физика (Окружающий   мир глазами физика). Итоговая беседа.

Содержание курса (2-й год обучения)

Блок 6. Механические явления

6.1. Энергия (Виды энергии. Шкала энергий. Закон сохранения энергии).

6.2.Механика жидкости и газа(Неразрывность струи. Подъёмная сила крыла. Сообщающиеся сосуды).

6.3. Равновесие тел  (Центр тяжести. Виды равновесия. Гироскоп).

6.4. Движение по окружности (Центростремительнаясила.Движение небесных тел).

6.5.Стихийные бедствия (Обзорная характеристика некоторых видов стихийных бедствий).

6.6. Занимательная физика (Как это устроено? Как это работает? Замечательные изобретения и устройства).

6.7.Конкурсная игра.

Блок 7.Электрические явления

7.1. Электрический заряд (Строение атома. Электризация. Свойства электрического заряда. Электрическое поле).

7.2. Электрический ток(Проводники и диэлектрики.Действия тока).

7.3.Электрический ток в металлах (Тепловое действие тока. Лампа накаливания. Явление сверхпроводимости).

7.4. Электрический ток в жидкостях (Электролиты. Электролиз. Применение электролиза).  

7.5. Электрический ток в газах (Виды самостоятельных разрядов, примеры и применения).

7.6. Занимательная физика (Интересные факты о электричестве).

7.7. Конкурсная игра.

Блок 8. Магнитные явления

8.1. Магнитное действие (Магнитное поле, линии поля. Магнитное поле катушки с током.Электромагнит, применение).  

8.2. Постоянные магниты (Естественные и искусственные магниты. Применение магнитов).

8.3. Магнитное поле Земли (Дрейф магнитных полюсов.Магнитная буря. Магнитная аномалия. Полярное сияние).

8.4/8.5. Электромагнитное поле (Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных излучений. Характеристика некоторых видов излучения).

8.6. Занимательная физика (Электромагнетизм в живой природе).  

8.7. Конкурсная игра.

Блок 9. Физический калейдоскоп

9.1. Ядерная физика (Строение ядра. Ядерные реакции. Деление ядра. Ядерная бомба. Атомный реактор. Термоядерный синтез).

9.2.Люминесценция(Виды люминесценции, применение и примеры. Биолюминесценция.Люминофоры).

9.3. Научный лайфхак (Использование знаний по физике в реальных жизненных ситуациях).

9.4.Удивительные свойства воды(Характеристика механических, тепловых, оптических свойств воды.Интересные факты).

9.5. Разоблачение мифов (Секреты чудес.Всеобщие заблуждения).

9.6. Занимательная физика (Физические явления в замедленной видеосъёмке. Научно-популярный фильм  «TimeWarp»).

9.7. Конкурсная игра.

Блок 10. Астрономический калейдоскоп:  

10.1. От Земли до края видимой Вселенной (Вселенная. Галактика. Большой взрыв. Вероятное будущее Вселенной).

10.2. Солнечная система (Обзорная характеристика. Планета Земля).

10.3. Планеты (Обзорная характеристика.Интересные факты).  

10.4.   Малые тела Солнечной системы (Астероиды. Кометы. Метеороиды).  

10.5. Звёзды (Процессы в звёздах. Эволюция звёзд. Солнце).

10.6. Занимательная физика (Краткая история космонавтики, интересные факты).

Предложенная структура распределения учебного материала достаточно гибкая и позволяет по усмотрению учителя с учётом ресурсов школы вносить изменения, а именно:  переставлять блоки местами без ущерба для целостного восприятия курса  заменять целый блок или отдельные темы в блоке  добавлять практические занятия, например ,ставить опыты и демонстрации с объяснениями и дополнительным материалом с привлечением учащихся 7–11-го классов, для которых такие занятия засчитываются как защита своих мини-проектов  добавлять новые блоки (новые темы в блоках) в случае расширения программы  на полный академический час в неделю или на 2 занятия по полчаса в неделю.

К курсу предлагается по  всем темам полный комплект учебного материала в виде мультимедийных презентаций, каждая из которых сопровождается послайдовым текстом.  

Рекомендации

Для выяснения тем дополнительных занятий по теме «Занимательная физика» желательно провести опрос учащихся на первом занятии – выяснить их интересы и использовать при разработке занятий темы, предложенные ими.  Конечно, дети не формулируют тему, а задают вопросы: Почему волосы прилипают к расчёске? Как возникает дождь из рыбы? Как «расстреливают» облака? Как спят космонавты в невесомости? Каким может быть конец света? Почему бывают цунами? Почему охлаждённый в жидком азоте магнит летает? Как видят рыбы? Как делают непробиваемое стекло? Как голосом разбивают стакан? И много-много других вопросов…

Каждый блок заканчивается игрой, которая по сути является итоговым повторением и проверкой степени усвоения программного материала. Игра содержит вопросы по темам блока как репродуктивного, так и исследовательского характера. Включены видеовопросы с заданием объяснить происходящее явление.

Учащиеся 7-го класса, которые ранее изучали основы физики на занятиях кружка, как показывает опыт, мотивированы на дальнейшее изучение предмета, уверенно пользуются нужными терминами, способны выстроить ход рассуждений, имеют начальный навык анализа физической ситуации. В классах, изучавших основы физики в средней школе, успешно проходят уроки с методикой системно-деятельностного подхода: учащиеся способны формулировать определения физических величин, явлений, понятий, перечисляют уже известные им свойства тел и характеристики процессов, часть материала изучается (можно сказать, повторяется) самостоятельно на уроке или дома. Высвобождается время на количественную характеристику процесса, решение задач, обучение новым методам работы и универсальным учебным действиям. Кроме того, учащиеся привыкают к учителю, его методике, стилю изложения материала, темпу обучения, требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....

Пропедевтический курс физики для 6 класса

Программа для 6 класса (1 ч/нед)...

«Модульная система экспериментов PROLog в пропедевтическом курсе физики «Я - исследователь»»

В качестве раннего, предварительного обу­чения физике (пропедевтический курс) можно  использовать такое эффективное педагогическое средство как внеурочные занятия с учащимися 2-4 классов с модуле...

Тьютерство, как один из способов реализации пропедевтического курса физики для младших школьников.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную проектную деятельность, то любо...

Рабочая программа пропедевтического курса физики 6 класс

Учебно-тематическое  планирование пропедевтического курса «Физика» для 6 класса разработано  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физи...

«Внеурочная деятельность ФГОС как пропедевтический курс физики»

Чтобы быть успешным, обучение в школе по мнению С. Френе должно отвечать законам природы. "Ребенок подобно растению, создает себя изнутри, и этот про­цесс строго индивидуален. Таков один из законов жи...

Использование оборудования кабинета физики для пропедевтического курса физики в начальной школе

Изучение основ физики в начальной школе является наиболее продуктивным методом обучения. В начальной школе учащиеся быстро усваивают информацию, обучаются навыкам проведения эксперимента....