Тьютерство, как один из способов реализации пропедевтического курса физики для младших школьников.
статья по физике на тему
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную проектную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них только созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках идею самопознания, им нужно предложить проблему интересную и значимую.
Наиболее эффективной программой, создающей условия для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование компетентности подростков является программа создания волонтёрского отряда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тьютерство, как один из способов реализации пропедевтического курса физики для младших школьников.
Каждый ребенок – уникален в своем мышлении. Каждый ребенок – по- своему одарен. Моя миссия, как учителя, состоит в том, чтобы помогать каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание и восходя с ними на новый уровень развития.
Необходимо создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации его как личности. Для развития и формирования высокого уровня мышления наиболее благоприятным является младший школьный возраст. К 7 классу у ребёнка уже складывается своя картина мира, падает интерес к науке, как только начинается решение задач, потому как ребёнок не успевает насладиться прелестями науки, почувствовать потребность в экспериментальных изысканиях. От учителя требуется немало усилий, чтобы пробудить живой интерес к явлениям окружающего мира. Решение проблемы - введение ранней профилизации.
Одной из ключевых идей модернизации образования является идея развития компетентностей. Личностная компетентность подростка не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную проектную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них только созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках идею самопознания, им нужно предложить проблему интересную и значимую.
Наиболее эффективной программой, создающей условия для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование компетентности подростков является программа создания волонтёрского отряда.
С февраля 2013г в нашей школе, мною, учителем физики, совместно с учащимися физико-математических классов, осуществляется социально-обучающий проект «Физика это мир» по волонтерскому сопровождению пропедевтического курса физики для учащихся начальной школы и среднего звена.
Реализация данного проекта позволяет решить следующие проблемы:
Проблемы:
- Отсутствие (частичное) интереса к предмету «физика».
- Разрозненность учащихся среднего, старшего, младшего звена школы.
- Пренебрежительное отношение старшеклассников к учащимся младших классов.
- Отсутствие раннего (пропедевтического) обучения предмету.
Данная форма работы воздействует сразу в нескольких направлениях: во-первых, она создаёт условия для самореализации подростка, применения своих знания в решении поставленной проблемы. Во-вторых, подросток не только приобретает сумму определённых знаний и обучается соответствующим навыкам поведения, но и у него самого формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему репродуцировать свои знания и навыки в среде сверстников. В-третьих, передача информации осуществляется внутри подростковой субкультуры, чем снимается момент возрастного сопротивления мнению взрослых.
Содержание проекта:
Цели проекта:
- Повышение интереса к предмету всех учеников (начиная с начальной школы).
- Повышение активности старшеклассников и учеников средних классов
- Профессиональная ориентация учащихся среднего и старшего звена на технические профессии.
Задачи проекта:
1.Собрать активный совет старшеклассников-волонтеров из учащихся физико-математических групп, которые примут участие в реализации проекта.
2.Создать творческое объединение учеников различных классов для решения поставленных проблем.
3.Повысить интерес к предмету у учащихся школы.
Методы реализации проекта
1. Собрать копилку занимательных опытов.
2. Проводить показ занимательных опытов на классных часах в начальной школе.
3. Собрать подборку интересной познавательной информации , обо всем, что связано с предметом «физика».
4.Проводить презентацию подобранной информации на классных часах в среднем звене.
5.Использовать тьютерство, как индивидуальное наставничество и сопровождение (волонтер - ученик) для привлечения учащихся к научно-исследовательской работе. ,
На базе учащихся физико-математических классов нашей школы была организована группа, участниками которой проводилась агитационная и разъяснительная работа по тематике проекта. Результатом этой работы явилось создание волонтерского отряда учащихся среднего звена и профильных классов.
На данный момент полным ходом идет процесс формирования копилки занимательных опытов, познавательной информации связанной с предметом, разработка методики показа занимательных опытов.
Уже сейчас можно говорить о повышении активности успешных учеников. После уроков они спешат не домой, а в библиотеку, в физический кабинет. Проводятся классные часы на которых волонтеры не только показывают ученикам начальной школы занимательные опыты, но и объясняют их.
Как структурное поразделение социально-обучающего проекта «Физика это мир», ведется кружок занимательной физики.
Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся начальной школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Занятия в кружке способствовуют развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики.
Еще одним направлением данного проекта является тьютерство.
За данные годы реализации проекта, волонтеры совместно с учащимися начальной школы, среднего звена разработали исследовательские проекты, получившие дипломы 1 и 2 степени на 1,2 Региональных турнирах «Здравствуй физика» (7 дипломов), диплом 1 степени на 5 Межрегиональных мартыновских чтених, благодарственное письмо на Международном интернет-проекте «Диалог культур».
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных на любой ступени обучения. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»
Использование английского языка в области делового общения предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний об особенностях и стратегии реч...

Виртуальные лабораторные работы как один из способов реализации темы самообразования «Использование ИКТ в работе учителя физики»
Использование ИКТ в работе учителя физики...

Дистанционные образовательные технологии – один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики.
Методическая статья, в которой представлен опыт по внедрению дистаннционных образовательных технологий (ДОТ).Приведено обоснование такого выбора, достаточно подробно описываются основные этапы по внед...

Использование эксперимента при реализации пропедевтического курса физики
Использование эксперимента при реализации пропедевтического курса физики...

Создание условий аутентичной среды на занятиях по английскому языку в рамках реализации пропедевтического курса
Описание опыта преподавания английского языка с 1 класса...

Использование оборудования кабинета физики для пропедевтического курса физики в начальной школе
Изучение основ физики в начальной школе является наиболее продуктивным методом обучения. В начальной школе учащиеся быстро усваивают информацию, обучаются навыкам проведения эксперимента....

ФИЗИКА ВОКРУГ НАС Пропедевтический курс физики для среднего звена общеобразовательной школы, 5–6 кл.
Пропедевтический учебный курс «Физика вокруг нас» нацелен на мотивацию учащихся к дальнейшему изучению физики в 7–9 классах средней общеобразовательной школы. Он интегрирован с матер...