«Внеурочная деятельность ФГОС как пропедевтический курс физики»
статья по физике (6 класс) по теме
Чтобы быть успешным, обучение в школе по мнению С. Френе должно отвечать законам природы. "Ребенок подобно растению, создает себя изнутри, и этот процесс строго индивидуален. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению "материальной базой", где он черпает ресурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к нему эти ресурсы, необходимые для его питания и роста, создать для него благоприятную питательную среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sazonova.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сазонова Т. Н.
Самарская обл., г. о. Кинель
ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Алексеевка.
Внеурочная деятельность ФГОС как пропедевтический курс физики
Современные требования к обучению диктуют необходимость создания учащимся благоприятных условий для всестороннего развития личности, способной ориентироваться в современном обществе. Это приводит к перестройке содержания общего полного среднего образования.
Чтобы быть успешным, обучение в школе по мнению С. Френе должно отвечать законам природы. "Ребенок подобно растению, создает себя изнутри, и этот процесс строго индивидуален. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению "материальной базой", где он черпает ресурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к нему эти ресурсы, необходимые для его питания и роста, создать для него благоприятную питательную среду" Современный ребенок в обычной базовой школе, на мой взгляд, не имеет такой благоприятной среды, обеспечивающей ему условия всестороннего развития.
Но для решения данной проблемы огромную помощь может оказать в рамках реализации программы ФГОС, внеурочные занятия для учеников 5 классов с модулем «Я - исследователь». Предлагаемый модуль на мой взгляд действительно поможет учащимся получить неплохой опыт применения методов наблюдения и эксперимента в модульных ситуациях, что облегчит им в дальнейшем работу с реальными задачами поиска и сбора первичной информации в частности на уроках физики.
Что касается возрастных особенностей, то младшие школьники остаются еще "почемучками", а младшие подростки отличаются своей любознательностью. Важно не упустить эти моменты в развитии ребенка. Поэтому в своей работе я стараюсь проявлять дальновидность и помочь стимулировать любознательность детей, чтобы приобрести преданных почитателей физики, будущих ее "знатоков", активных своих помощников. Поэтому для того, чтобы работа была действительно продуктивной, необходимо, чтобы занятия по физике с учащимися VI классов носили систематический характер.
Возникший интерес детей к чему-либо необходимо развивать и поддерживать, иначе информация пройдет бесследно. "Как все психические свойства личности интерес зарождается и развивается в процессе деятельности Опыт самостоятельной деятельности содействует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес" Выражаясь словами Л С Выготского: "... знание, не проведенное через личный опыт, вовсе не есть знание". Таким образом, приходим к тому, что подготовку детей VI класса к физике необходимо осуществлять через собственный опыт ученика, который определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды.
Проведенный мною анализ программы и информационных материалов показал, что хотя в них и заложены потенциальные возможности высокого уровня самостоятельности учащихся на всех этапах выполнения, остается невыясненным методика и технология проведения этих занятий; их формы и методы.
Б.Т. Лихачев подчеркивает, Что «…Только участвуя практически и систематически в многообразной, обязательной деятельности, рождающей многообразие отношений, ребенок способен ощутить в себе и зафиксировать влечение, развить в себе стремление к той или иной деятельности». Предоставленные информационные материалы действительно реально выполнимы и соответствуют возрастным особенностям учащихся, но, на мой взгляд, необходимо включать в содержание занятий темы, которые наиболее сложные (трудные в усвоении) для учащихся в 7 классе.
.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бетев В.А. Митлин В.М. Радиоклуб в системе внеклассной работы по физике. Метод, рек. для студентов физ.-мат. факультета. - Куйбышев: КГПИ. 1986.-36с.
2. Бетев В.А. О развитии личности в процессе обучения физике// Научное мировоззрение и духовное развитие учащихся: Сб. науч. ст. / Под науч. ред. Медведева В.М., Дмитриевой Э.Я. - Самара: СГАКИ, 1998. - с. 175.180.
3. Бетев В.А., Шунин И.А., Самоилов Е.А. Экспериментальные задачи по физике 9 класс. – Самара.: СамВен,1993. – 36 с.
4. Блонский ГЛ. Избр. пед. произведения. - М.: АПН РСФСР, 1961. - С. 515.
5. Войцеховский Б.Т. Развитие творчества учащихся при конструировании. Из опыта работы. Под ред. чл. кор. АПН А.В. Перышкина. - М.: Учпедгиз, 1962.- 156с.
6. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер с англ. Н.М. Никольский. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
7. Доклады ежегодной научной конференции 1994 г. СамГПУ
8. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова идр.; Под ред. В.В. Богословский и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
9. 3анков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. - М.: АПН РСФСР, 1962.
10. Зубов В.Г. Важнейшие проблемы методики обучения физике // Физика в школе. - 1967. № 3.
11. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
12. Кабардин О.Ф., Браверман Э.М. Внеурочная работа по физике. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
13. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. - М.: Учпедгиз, 1961. - 147 с.
14. Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1966. - 155 с.
15. Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике в 7 классе. - М.: Просвещение, 1967. -154 с.
16. Самойлов Е.А. Психолого-дидактические основы формирования продуктивной деятельности школьников при обучении физике, научно-техническому творчеству и изобретательству. Метод, пособие. 17. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. - 106 с.
18. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Учен. зак. Гос. НИИ психологии. Т. 2. - 1991. - С. 29.
19. Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся. - Челябинск: ЧГПУ "Факел", 1997. - 16с.
20. Усова А.В.. Боброва А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988. -111 с.
21. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986.-С.19-20.
22. Эльконин Д.Б. избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: под. Ред. Д.И. Фельжштейна /Вступ. Статья Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая акдемия, 1995. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич
Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....
Пропедевтический курс физики для 6 класса
Программа для 6 класса (1 ч/нед)...
«Модульная система экспериментов PROLog в пропедевтическом курсе физики «Я - исследователь»»
В качестве раннего, предварительного обучения физике (пропедевтический курс) можно использовать такое эффективное педагогическое средство как внеурочные занятия с учащимися 2-4 классов с модуле...
Тьютерство, как один из способов реализации пропедевтического курса физики для младших школьников.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную проектную деятельность, то любо...
Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса физики в 5-6 классах (внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО)
При изучении данного курса используются учебники Даммер Мананы Дмитриевны - моего любимого учителя и замечательного человека....
Использование оборудования кабинета физики для пропедевтического курса физики в начальной школе
Изучение основ физики в начальной школе является наиболее продуктивным методом обучения. В начальной школе учащиеся быстро усваивают информацию, обучаются навыкам проведения эксперимента....
ФИЗИКА ВОКРУГ НАС Пропедевтический курс физики для среднего звена общеобразовательной школы, 5–6 кл.
Пропедевтический учебный курс «Физика вокруг нас» нацелен на мотивацию учащихся к дальнейшему изучению физики в 7–9 классах средней общеобразовательной школы. Он интегрирован с матер...