«Внеурочная деятельность ФГОС как пропедевтический курс физики»
статья по физике (6 класс) по теме

Сазонова Тамара Николаевна

Чтобы быть успешным, обучение в школе по мнению С. Френе должно отвечать законам природы. "Ребенок подобно растению, создает себя изнутри, и этот про­цесс строго индивидуален. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению "материальной базой", где он черпает ре­сурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к нему эти ресурсы, необходимые для его питания и роста, создать для него благоприятную питательную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sazonova.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Сазонова Т. Н.

Самарская обл., г. о. Кинель

ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Алексеевка.

Внеурочная деятельность ФГОС как пропедевтический курс физики

Современные требования к обучению диктуют необходимость создания учащимся благоприятных условий для всестороннего развития личности, способной ориентироваться в современном обществе. Это приводит к перестройке содержания общего полного среднего образования.

Чтобы быть успешным, обучение в школе по мнению С. Френе должно отвечать законам природы. "Ребенок подобно растению, создает себя изнутри, и этот процесс строго индивидуален. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению "материальной базой", где он черпает ресурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к нему эти ресурсы, необходимые для его питания и роста, создать для него благоприятную питательную среду" Современный ребенок в обычной базовой школе, на мой взгляд, не имеет такой благоприятной среды, обеспечивающей ему условия всестороннего развития.

Но для решения данной проблемы огромную помощь может оказать в рамках реализации программы ФГОС, внеурочные занятия для учеников 5 классов с модулем «Я - исследователь». Предлагаемый модуль на мой взгляд действительно поможет учащимся получить неплохой опыт применения методов наблюдения и эксперимента в модульных ситуациях, что облегчит им в дальнейшем работу с реальными задачами поиска и сбора первичной информации в частности на уроках физики.

Что касается возрастных особенностей, то младшие школьники остаются еще "почемучками", а младшие подростки отличаются своей любознательностью. Важно не упустить эти моменты в развитии ребенка. Поэтому в своей работе я стараюсь проявлять дальновидность и помочь стимулировать любознательность детей, чтобы приобрести преданных почитателей физики, будущих ее "знатоков", активных своих помощников. Поэтому для того, чтобы работа была действительно продуктивной, необходимо, чтобы занятия по физике с учащимися VI классов носили систематический характер.

Возникший интерес детей к чему-либо необходимо развивать и поддерживать, иначе информация пройдет бесследно. "Как все психические свойства личности интерес зарождается и развивается в процессе деятельности Опыт самостоятельной деятельности содействует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес" Выражаясь словами Л С Выготского: "... знание, не проведенное через личный опыт, вовсе не есть знание". Таким образом, приходим к тому, что подготовку детей VI класса к физике необходимо осуществлять через собственный опыт ученика, который определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды.

Проведенный мною анализ программы и информационных материалов показал, что хотя в них и заложены потенциальные возможности  высокого уровня самостоятельности учащихся на всех этапах выполнения, остается невыясненным методика и технология проведения этих занятий; их формы и методы.

Б.Т. Лихачев подчеркивает, Что «…Только участвуя практически и систематически в многообразной, обязательной деятельности, рождающей многообразие отношений, ребенок способен ощутить в себе и зафиксировать влечение, развить в себе стремление к той или иной деятельности». Предоставленные информационные материалы  действительно реально выполнимы и соответствуют возрастным особенностям учащихся, но, на мой взгляд, необходимо включать в содержание занятий темы, которые  наиболее сложные (трудные в усвоении) для учащихся  в 7 классе.

.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бетев В.А. Митлин В.М. Радиоклуб в системе внеклассной работы по физике. Метод, рек. для студентов физ.-мат. факультета. - Куйбышев: КГПИ. 1986.-36с.

2. Бетев В.А. О развитии личности в процессе обучения физике// Научное мировоззрение и духовное развитие учащихся: Сб. науч. ст. / Под науч. ред. Медведева В.М., Дмитриевой Э.Я. - Самара: СГАКИ, 1998. - с. 175.180.

3. Бетев В.А., Шунин И.А., Самоилов Е.А. Экспериментальные задачи по   физике 9 класс. – Самара.: СамВен,1993. – 36 с.

4. Блонский ГЛ. Избр. пед. произведения. - М.: АПН РСФСР, 1961. - С. 515.

5. Войцеховский Б.Т. Развитие творчества учащихся при конструировании. Из опыта работы. Под ред. чл. кор. АПН А.В. Перышкина. - М.: Учпедгиз, 1962.- 156с.

6. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер с англ. Н.М. Никольский. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.

7.  Доклады ежегодной научной конференции 1994 г. СамГПУ

8.  Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова идр.; Под ред. В.В. Богословский и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.

9. 3анков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. - М.: АПН РСФСР, 1962.

10. Зубов В.Г. Важнейшие проблемы методики обучения физике // Физика в школе. - 1967. № 3.

11. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.

12. Кабардин О.Ф., Браверман Э.М. Внеурочная работа по физике. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

13. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. - М.: Учпедгиз, 1961. - 147 с.

14. Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1966. - 155 с.

15. Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике в 7 классе. - М.: Просвещение, 1967. -154 с.

16. Самойлов Е.А. Психолого-дидактические основы формирования продуктивной деятельности школьников при обучении физике, научно-техническому творчеству и изобретательству. Метод, пособие.                                                                                                                                                             17.   Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. - 106 с.

18. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Учен. зак. Гос. НИИ психологии. Т. 2. - 1991. - С. 29.

19. Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся. - Челябинск: ЧГПУ "Факел", 1997. - 16с.

20. Усова А.В.. Боброва А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988. -111 с.    

21.   Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986.-С.19-20.

22. Эльконин Д.Б. избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: под. Ред. Д.И. Фельжштейна /Вступ. Статья Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая акдемия, 1995. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....

Пропедевтический курс физики для 6 класса

Программа для 6 класса (1 ч/нед)...

«Модульная система экспериментов PROLog в пропедевтическом курсе физики «Я - исследователь»»

В качестве раннего, предварительного обу­чения физике (пропедевтический курс) можно  использовать такое эффективное педагогическое средство как внеурочные занятия с учащимися 2-4 классов с модуле...

Тьютерство, как один из способов реализации пропедевтического курса физики для младших школьников.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную проектную деятельность, то любо...

Рабочая программа пропедевтического курса физики 6 класс

Учебно-тематическое  планирование пропедевтического курса «Физика» для 6 класса разработано  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физи...

Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса физики в 5-6 классах (внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО)

При изучении данного курса используются учебники Даммер Мананы Дмитриевны - моего любимого учителя и замечательного человека....

Использование оборудования кабинета физики для пропедевтического курса физики в начальной школе

Изучение основ физики в начальной школе является наиболее продуктивным методом обучения. В начальной школе учащиеся быстро усваивают информацию, обучаются навыкам проведения эксперимента....