Урок по теме: «Решение задач на нахождение силы тока и электрического напряжения»
план-конспект урока по физике (8 класс)

Косухин Владимир Владимирович

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Цель: закрепление у обучающихся знания по теме «Электрический ток», «Сила тока», «Электрическое напряжение»; формирование умения решать физические задачи, используя приобретенные теоретические знания;

развитие умения анализировать учебный материал; содействовать дальнейшему формированию навыков практического применения законов физики, интереса к изучению предмета;

воспитание культуры, поведения, математической речи; точности и аккуратности математических и физических записей; умение слушать и слышать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет – физика

8 – А класс

Тема: «Решение задач на нахождение силы тока и электрического напряжения»

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Цель: закрепление у обучающихся знания по теме «Электрический ток», «Сила тока», «Электрическое напряжение»; формирование умения решать физические задачи, используя приобретенные теоретические знания;

развитие умения анализировать учебный материал; содействовать дальнейшему формированию навыков практического применения законов физики, интереса к изучению предмета;

воспитание культуры, поведения, математической речи; точности и аккуратности математических и физических записей; умение слушать и слышать.

Ход урока

(Слайд 1) Организационный этап.

Приветствие

Проверка подготовки к уроку.

Чтобы снять с вас напряжение, предлагаю повернуться и друг другу улыбнуться.

А теперь начнем работу.

(Слайд 2) Проверка домашнего задания.

Рассмотреть д.з.- 1 ученик читает задание, комментирует его выполнение, остальные аргументируют ответ, дают оценку.

Актуализация опорных знаний

Для начала мы с вами устно ответим на вопросы, которые помогут вам вспомнить материал, который касается нашей темы, и знание которого помогут вам выполнить следующие задания. Пока вы будете отвечать на вопросы, которые видите на слайде, некоторые ученики нашего класса получат карточки с заданиями, которые я у них соберу через 5 минут.

(Слайд 3-4) Фронтальный опрос

  1. Что называют электрическим током?
  2. Назовите условия существования электрического тока.
  3. Назовите, какие существуют виды веществ или материалов по проводимости электрического тока?
  4. Дайте определение проводников, полупроводников, диэлектриков. Приведите их примеры.
  5. Какую роль играют источники тока?
  6. Что называют электрической схемой?
  7. Что взято за направление электрического тока в электрической цепи? (За направление тока условно приняли то направление, по которому движутся (или могли бы двигаться) в проводнике положительные заряды, т.е. направление от положительного полюса источника тока к отрицательному.)
  8. Что называют электрическим зарядом? Как его обозначают? В каких единицах измеряют в СИ?
  9. Что такое сила тока? Как ее обозначают? В каких единицах измеряют в СИ?
  10. Какие способы измерения силы тока вам известны? (прямые измерения – с помощью амперметра; косвенные – по формуле)
  11. Что такое электрическое напряжение? Как обозначают? В каких единицах измеряют в СИ?
  12. По какой формуле можно вычислить силу тока? Электрическое напряжение?
  13. Как называется прибор для измерения электрического напряжения?

Собрать письменные работы детей, выполняющих задания на карточках.

Мотивация

Совсем недавно мы начали изучать тему «Электрические явления».

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Скажите мне, пожалуйста, чем мы занимались с вами на предыдущих уроках физики? (изучали электрические явления, познакомились с такими понятиями как электрический ток, сила тока, электрическое напряжение).

Как вы думаете, для чего нам нужны знания об электрическом токе, его характеристиках? Где в нашей жизни нам могут пригодиться эти знания?

(Слайд 5) Сообщение темы, целей урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Решение задач на нахождение силы тока и электрического напряжения». Прежде, чем мы перейдем к решению задач на нахождение силы тока, электрического напряжения, а именно этим мы и займемся сейчас с вами, давайте решим, что же нам нужно выполнить на этом уроке. Какие у вас есть мысли по этому поводу? Эти знания нам пригодятся в нашей повседневной жизни и, конечно же, на этом уроке. Итак, запишите тему нашего урока.

Если подвести итог всего того, что вы предложили и немного уточнить, то перед нами стоят следующие цели…

Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? (Слайд 6)

  • Углубить и расширить знания по теме «Электрический ток. Сила тока. Электрическое напряжение»;
  • Совершенствовать умения и навыки применять полученные теоретические знания на практике при решении задач;

(Слайд 7) Решение задач.

Мы с вами успешно повторили теоретический материал по данной теме, а теперь переходим к следующему этапу нашего урока – решению задач. Перед вами лежат на столах (представлены на слайдах) задачи. Каким образом мы с вами сейчас работаем? 1 учащийся выходит к доске и решает задачу, а остальные выполняю это же задание в тетрадях. Каждый из вас сегодня обязательно заработает оценку. За 1 правильный устный ответ вы можете заработать сердечко, которое дает вам 1 балл. Эти баллы вы можете суммировать с вашими самостоятельными работами, которые уже были написаны или только будут в конце урока. Ученики, работающие у доски над решением задачи, отвечающие на дополнительные теоретические вопросы тоже зарабатывают себе баллы.

(Слайд 8) №1. Восстановите равенства:

300 мкА = ____ А

15 мВ = ______В

4 нКл = ______Кл

0,3 мА = _____А

15 МВ = _____В

1 ч = _____с

(Слайд 9 - 10) №2. На рисунке представлены фрагменты шкал вольтметра и амперметра. Определите цену деления каждой шкалы.

  

№3. Через поперечное сечение проводника длиной l = 2м и площадью поперечного сечения S = 4 мм2 в течение времени t = 8 с проходит заряд q = 4,8 Кл. Определите силу тока I в проводнике.

Решение. По определению сила тока численно равна заряду, протекающему через поперечное сечение проводника каждую секунду:

I= q/ t. Следовательно, размеры проводника несущественны. Правильный ответ 0,6 А.

№4. Автомобильный аккумулятор поставили на зарядку. Какой заряд прошел через аккумулятор в течение 8 ч при силе тока 5 А?

Дано:

t = 8 ч

I = 5 А

Найти:

q = ?

СИ

28800с

Решение

I= q/ t

q = It

q = 28800*5 = 144000 Кл = 144 (кКл)

Ответ: q =144 кКл

№5. Изображение на экране лучевого телевизора формируется благодаря тому, что на внутреннюю поверхность экрана попадает пучок электронов. Сколько электронов попадает на экран каждую секунду, если сила тока в электронном луче равна 80 мкА?

Дано:

t = 1 с

I = 80 мкА

е = -1,6*10-19 Кл

Найти:

N = ?

80*10-6 А

Решение

I= q/ t

q = It

N = = 80*10-6*1/1,6*10-19 = 50*1013 = 5*1014

Ответ: N =5*1014

№6. Лампочка карманного фонарика работает от гальванического элемента, который обеспечивает напряжение 1,5 В. Какую работу совершает электрическое поле при протекании через лампочку заряда 0,4 Кл?

Дано:

q = 0,4 Кл

U = 1,5 В

Найти:

А = ?

Решение

U = А/ q.

А = qU = 1,5*0,4 = 0,6(Дж)

Ответ: А =0,6 Дж

№7. Сила тока в лампе накаливания равна 2 А. При каком напряжении работает лампа, если в течение 1 мин электрическое поле совершает в ней работу 1,44 кДж?

Дано:

t = 1 мин = 60 с

I = 2 А

А = 1,44 кДж = 1440 Дж

Найти:

U = ?

Решение

U = А/ q.

I= q/ t

q = It

U = А/ It

U = 1440/2*60 = 12 (В)

Ответ: U =12 В

№8. При переносе заряда 240 Кл из одной точки электрической цепи в другую с 16 мин была выполнена работа 1200 Дж. Определите напряжение и силу тока в цепи.

№9. На цоколе одной электрической лампы сделана надпись «127 В», на цоколе другой – «220 В». Что означают эти надписи? (это рабочее напряжение, которое нужно подать на прибор, что бы он работал (светила))

№10. Две лампы включены в электрические цепи, в которых силы тока одинаковы. Но, несмотря на это, одна из ламп горит менее ярко, чем другая. О чем свидетельствует этот факт? Какой вывод о напряжении на лампах можно сделать? (у каждой лампы своё сопротивление, а соответственно и мощность потребления и от неё и завидит яркость свечения. напряжение одинаково, но мощность разная.)

Релаксация

Пока мы с вами решали задания, вы наверняка устали. Поэтому я предлагаю нам немного отдохнуть.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (два раза).

Сном волшебным засыпаем…

Дышатся легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (два раза).

Шея не напряжена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется… (два раза).

Дышится легко… ровно… глубоко.

(Слайд 11) Сообщение домашнего задания

Вы немного отдохнули и теперь мы можем с вами перейти к последнему этапу нашего урока – самостоятельной работе, в которой проверим, что вам удается выполнить легко и просто, а над чем еще нужно поработать и на что еще нужно обратить внимание.

Но, прежде, чем мы перейдем к ее выполнению запишите в дневники ваше домашнее задание на следующий урок.

См. учебник стр. 145 упражнение 27 №4, стр. 149 упражнение 28 №5. Те, кто претендует на высший балл необходимо выполнить еще и номер 6 из упражнения 28.

(Слайд 12) Самостоятельная работа

У вас на столах лежат карточки с заданиями. Пожалуйста, запишите в ваших тетрадях «Самостоятельна работа» и приступайте к выполнению заданий. А в конце урока вы сдадите свои тетради на проверку.

С.р.

№1. Сила тока в цепи равна 2,5 А. Что это значит?

№2. Для проведения химических реакций в полном объеме через ванну с химическим раствором необходимо пропустить заряд 900 Кл. Сколько длится процесс, если сила тока через ванну равна 0,2 А?

№3. Какой заряд прошел через поперечное сечение проводника в цепи питания лампы накаливания, если электрическое поле совершило работу 13,2 кДж? Лампа работает при напряжении 220 В.

Собрать тетради с с.р.

Подведение итогов.

Итак, наш урок подходит к концу, и я хочу узнать у вас достигли мы с вами поставленных перед нами целей? Давайте обратимся к нашим записям на доске.

(Слайд 13) Рефлексия

1. Понравился ли вам урок?

2. Что нового вы узнали?

3. Какие навыки и умения получили?

4. Какие вопросы были наиболее интересными?

5. Какие были трудности?

Выставление оценок за работу на уроке.

Карточки для учеников №1

Фамилия, имя ____________________________________ Класс ________

1 вариант

  1. Соедините стрелками фрагменты текста в такой последовательности, чтобы образовалось правильное утверждение.

Сила тока – это физическая величина, которая характеризует

электрическое поле на участке цепи

электрический ток

и численно равна заряду, который проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени.

и численно равна работе электрического тока по перемещению единичного положительного заряда на данном участке цепи.

  1. Восстановите текст, вставив пропущенные слова.

Прибор для измерения напряжения называется ___________________. Он подключается в цепь _______________________ электрическому прибору, напряжение на котором необходимо измерить. Условное обозначение этого прибора на электрических схемах: _______________.

  1. Заполните пустые клеточки в таблице.

Физическая величина

Символ для обозначения

Единица измерения

Формула для определения

Сила тока

Вольт

Фамилия, имя ____________________________________ Класс ________

2 вариант

  1. Соедините стрелками фрагменты текста в такой последовательности, чтобы образовалось правильное утверждение.

Напряжение – это физическая величина, которая характеризует

электрическое поле на участке цепи

электрический ток

и численно равна заряду, который проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени.

и численно равна работе электрического тока по перемещению единичного положительного заряда на данном участке цепи.

  1. Восстановите текст, вставив пропущенные слова.

Прибор для измерения силы тока называется ___________________. Он подключается в цепь _______________________ к электрическим приборам, силу тока в которых необходимо измерить. Условное обозначение этого прибора на электрических схемах: _______________.

  1. Заполните пустые клеточки в таблице.

Физическая величина

Символ для обозначения

Единица измерения

Формула для определения

І

A/q

Самостоятельна работа для класса

№1. Сила тока в цепи равна 2,5 А. Что это значит?

№2. Для проведения химических реакций в полном объеме через ванну с химическим раствором необходимо пропустить заряд 900 Кл. Сколько длится процесс, если сила тока через ванну равна 0,2 А?

№3. Какой заряд прошел через поперечное сечение проводника в цепи питания лампы накаливания, если электрическое поле совершило работу 13,2 кДж? Лампа работает при напряжении 220 В.

Задачи для решения

№3. Через поперечное сечение проводника длиной l = 2 м и площадью поперечного сечения S = 4 мм2 в течение времени t = 8 с проходит заряд q = 4,8 Кл. Определите силу тока I в проводнике.

№4. Автомобильный аккумулятор поставили на зарядку. Какой заряд прошел через аккумулятор в течение 8 ч при силе тока 5 А?

№5. Изображение на экране лучевого телевизора формируется благодаря тому, что на внутреннюю поверхность экрана попадает пучок электронов. Сколько электронов попадает на экран каждую секунду, если сила тока в электронном луче равна 80 мкА?

№6. Лампочка карманного фонарика работает от гальванического элемента, который обеспечивает напряжение 1,5 В. Какую работу совершает электрическое поле при протекании через лампочку заряда 0,4 Кл?

№7. Сила тока в лампе накаливания равна 2 А. При каком напряжении работает лампа, если в течение 1 мин электрическое поле совершает в ней работу 1,44 кДж?

№8. При переносе заряда 240 Кл из одной точки электрической цепи в другую с 16 мин была выполнена работа 1200 Дж. Определите напряжение и силу тока в цепи.

№9. На цоколе одной электрической лампы сделана надпись «127 В», на цоколе другой – «220 В». Что означают эти надписи?

№10. Две лампы включены в электрические цепи, в которых силы тока одинаковы. Но, несмотря на это, одна из ламп горит менее ярко, чем другая. О чем свидетельствует этот факт? Какой вывод о напряжении на лампах можно сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс,геометрия Урок практикум по теме:"Решение задач на нахождение площади трапеции"

Урок практикум : Решение задач по теме «Площадь трапеции»Цель:Повторить формулы для вычисления площадей четырехугольников (трапеции)Совершенствовать навыки в решении задач по данной темеПроверит...

Презентация к уроку математики по теме «Решение задач на нахождение расстояний и углов в пространстве координатным методом»

В презентации представлены  решения ключевых задач школьного курса математики на нахождение всех видов расстояний и углов в пространстве по алгоритму, что позволяет использовать ее как при изучен...

Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс.

Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс....

Конспект к уроку на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА РАСЧЕТ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОДНИКА, СИЛЫ ТОКА, НАПРЯЖЕНИЯ».

Конспект урока позволяет  продолжить формирование понятий силы тока, напряжения, сопротивления, закона Ома для участка цепи;представлять результаты измерений в виде таблицы, выделять зависимость ...

Разработка урока на тему: Решение задач на нахождение вероятности.

Тема:  Решение задач на нахождение вероятности. Разработка урока дана с презентацией. Можно использовать для объяснения темы, а так же для подготовки к ЕГЭ. Цели урока :- отработать умения р...

Внеклассное занятие по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа (задачи с практическим содержанием)"(6 класс).

Данное занятие направлено на закрепление  знаний  учащихся по теме «Нахождение дроби от числа», на  расширение  представления учащихся о практическом применении таких задач. Основн...

урок по теме "Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции"

Материал содержит развернутый конспект урока по теме "Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции" по дисциплине "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия" ...