Разработка урока на тему: Решение задач на нахождение вероятности.
план-конспект урока по алгебре на тему
Тема: Решение задач на нахождение вероятности. Разработка урока дана с презентацией. Можно использовать для объяснения темы, а так же для подготовки к ЕГЭ.
Цели урока :
- отработать умения решать задачи на определение классической вероятности с использованием основных формул комбинаторики.
- проверить понимание материала, изученного на уроках
Задачи урока :
- образовательная
- обучать решению задач на вычисление вероятности
- развивающие
- создать условия для развития логического мышления
- расширять математический кругозор
3. воспитательные
- воспитывать культуру письма, речи
- формировать чувство ответственности за принятое решение
Оборудование: презентация к уроку
Тип урока: урок-практикум по решению задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4_vychislenie_veroyatnosti_2003.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №4
Тема: Решение задач на нахождение вероятности.
Цели урока :
- отработать умения решать задачи на определение классической вероятности с использованием основных формул комбинаторики.
- проверить понимание материала, изученного на уроках
Задачи урока :
- образовательная
- обучать решению задач на вычисление вероятности
- развивающие
- создать условия для развития логического мышления
- расширять математический кругозор
3. воспитательные
- воспитывать культуру письма, речи
- формировать чувство ответственности за принятое решение
Оборудование: презентация к уроку №4
Тип урока: урок-практикум по решению задач.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашних заданий.
Задача 1.
Какие из данных событий попарно несовместимы?
А={ он родился летом};
В={ он родился в феврале};
С={ он родился 29 февраля};
Д={ он родился в 2005 году}; Решение: А и В попарно несовместимы, т. к. человек, родившийся летом , не мог родиться в феврале.
А и С попарно несовместимы, т. к. человек, родившийся летом , не мог родиться 29 февраля.
С и Д попарно несовместимы, т. к. человек, родившийся 29 февраля , не мог родиться в 2005 году , потому что 29 февраля не было в 2005 году.
Задача 2. В коробке 4 синих, 3 белых и 2 желтых фишки. Они тщательно перемешиваются, и наудачу извлекается одна из них. Найдите вероятность того, что она окажется: а) белой; б) желтой; в) не желтой.
Решение. а) Мы имеем всевозможных случаев 9. Благоприятствующих событий 3. Вероятность равна:
P=3:9=1/3=0,33(3)
б) Мы имеем всевозможных случаев 9. Благоприятствующих событий 2. Вероятность равна P=2:9=0,2(2)
в) Мы имеем всевозможных случаев 9. Благоприятствующих событий 7 (4+3). Вероятность равна P=7:9=0,7(7)
Задача 3. Какую справедливую игру можно предложить двум девочкам, у которых есть 3 красных и 1 белый шарик и мешок?
Решение. Всевозможных событий 6 (красный №1 - красный №2; красный №1 - белый; красный №2 - белый; красный №3 - красный №2; красный №3 - красный №1; красный №3 - белый) из них благоприятных 3. Выигрывает тот, кто вытаскивает 2 красных шара.
- Решение задач.
Задача 1. СЛАЙД 4.На четырех карточках написаны буквы О, Т, И, П, Л. Карточки перевернули и перемешали. Затем открыли наугад последовательно эти карточки и положили в ряд. Какова вероятность того, что получится слово «ПИЛОТ»?
Решение. Исходы – все возможные перестановки из пяти элементов (О, Т, П, Л, И); общее число исходов:
Событие А = {после открытия карточек получится слово «ПИЛОТ»}:
(только один вариант расположения букв – «ПИЛОТ»)
Задача 2. СЛАЙД 9.В ящике лежат 2 белых и три черных шара. Наугад вынимаются 2 шара. Какова вероятность того, что вынуты: 1) 2 черных шара; 2) белый и черный шар?
Решение. Исходы – все возможные пары шаров, выбираемые из пяти шаров в ящике; порядок выбора шаров не учитывается. Общее число исходов
1) Событие А={вынуты два черных шара};
2) Событие В={вынуты белый и черный шары}; (выбор белого, затем – черного);
Задача 3. СЛАЙД 5-8.На четырех карточках написаны цифры 1, 2, 3, 4,5. Карточки перевернули и перемешали. Затем открыли наугад последовательно три карточки и положили в ряд. Какова вероятность того, что в результате получилось: а) число 135; б) число 315 или 351; в) число, первая цифра которого 3?
Решение. Исходами опыта являются все возможные размещения пяти карточек на трех местах (порядок расположения важен). Общее число исходов:
n= A53 =5!/(5-3)!=3*4*5 = 60
Рассмотрим события и их вероятности:
а) Событие А={из трех карточек образовано число 135}, (единственный вариант); Р(А) = 1/60
б) Событие В={ из трех карточек образовано число 315 и 351}, (два варианта размещения карточек);
в)Событие С={из трех карточек образовано число, первая цифра которого 3}. Если первая цифра фиксирована, то на оставшихся двух местах можно разместить любую из оставшихся четырех цифр (с учетом порядка), то есть
Задача 4.
Из 60 вопросов, входящих в экзаменационные билеты, студент подготовил 50. Какова вероятность того, что взятый наудачу студентом билет, содержащий 2 вопроса, будет состоять из подготовленных им вопросов?
Решение:
1) Обозначим событие А = «Вытянутый студентом билет состоит из подготовленных им вопросов». Для вычисления вероятности появления данного события воспользуемся классическим определением вероятности события, согласно которому вероятность определяется по формуле:
где m – число исходов, при которых появляется событие А,
n – общее число элементарных несовместных равновозможных исходов.
2) Определим n. Общее число билетов определяется сочетанием по 2 из 60:
3) Количество билетов, вопросы которых студент знает, определяется сочетанием по 2 из 50:
4) Определим вероятность события А:
Ответ: Вероятность того, что взятый наудачу студентом билет, содержащий 2 вопроса, будет состоять из подготовленных им вопросов равна Р(А) = 0,69. То есть, если будет, например, 100 таких студентов, то 69 из них вытянут билеты, к вопросам которых они подготовлены.
- Выполнение проверочного теста в двух вариантах.
1 вариант
1.. В 9«Б» классе 32 учащихся. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде?
1) 128 2) 35960 3) 36 4)46788
2. Сколько существует различных двузначных чисел, в записи которых можно использовать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, если цифры в числе должны быть различными?
1) 10 2) 60 3) 20 4) 30
3. Вычислить: 6! -5!
1) 600 2) 300 3) 1 4) 1000
4. В ящике находится 45 шариков, из которых 17 белых. Потеряли 2 не белых шарика. Какова вероятность того, что выбранный наугад шарик будет белым?
1) 2) 3) 4)
5. Бросают три монеты. Какова вероятность того, что выпадут два орла и одна решка?
1) 2) 0,5 3) 0,125 4)
6. В денежно-вещевой лотерее на 1000000 билетов разыгрывается 1200 вещевых и 800 денежных выигрышей. Какова вероятность выигрыша?
1) 0,02 2) 0,00012 3) 0,0008 4) 0,002
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№ ответа | 2 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Вариант 2.
1. Имеются помидоры, огурцы, лук. Сколько различных салатов можно приготовить, если в каждый салат должно входить 2 различных вида овощей?
1) 3 2) 6 3) 2 4) 1
2. Сколькими способами из 9 учебных предметов можно составить расписание учебного дня из 6 различных уроков.
1) 10000 2) 60480 3) 56 4) 39450
3. Вычислите:
1) 2 2) 56 3) 30 4)
4. В игральной колоде 36 карт. Наугад выбирается одна карта. Какова вероятность, что эта карта – туз?
1) 2) 3) 4)
5. Бросают два игральных кубика. Какова вероятность того, что выпадут две четные цифры?
1) 0,25 2) 3) 0,5 4) 0,125
6. Подбрасывают игральный кубик. Какова вероятность выпадения очка , кратного трём?
1) 1/3 2) 0,3 3) 0,5 4) 1/6
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№ ответа | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
Тетради с решениями и ответами по проверочному тесту собрать для проверки.
Домашнее задание: повторить пройденный ранее материал.
( учитель может прокомментировать задачи)
Задача 1. Набирая номер телефона, состоящий из 7 цифр, абонент забыл, в какой последовательности идут три последние цифры. Помня лишь, что это цифры 1, 5 и 9, он набрал первые четыре цифры, которые знал, и наугад комбинацию из цифр !, 5 и 9. Какова вероятность того, что абонент набрал правильный номер?
Решение. Исходы – перестановки из трех элементов (1, 5, 9); общее число исходов:
Событие А={абонент набрал верный номер};
Задача 2. На каждой карточке написана одна из букв О, П, Р, С, Т. Несколько карточек наугад выкладывают одну за другой в ряд. Какова вероятность, что при выкладывании:
а) 3-х карточек получится слово РОТ;
б) 4-х карточек получится слово СОРТ;
в) 5-ти карточек получится слово СПОРТ?
Решение. Исходами опыта будут расположения выбранных карточек в определенном порядке, то есть размещения .
Исходное множество содержит т=5 элементов.
Обозначим буквами А, В, С случайные события, указанные в условии задачи. Найдем их вероятности.
а) Выбираются 3 карточки, k=3, общее число исходов
б)
в)
Задача 3. В урне находятся 3 синих, 8 красных и 9 белых шаров одинакового размера и веса, неразличимых на ощупь. Шары тщательно перемешаны. Какова вероятность появления синего, красного и белого шаров при одном вынимании шара из урны?
Решение. Так как появление любого шара можно считать равновозможным, то мы имеем всего n=3+8+9=20 элементарных событий. Если через А, В, С обозначить события, состоящие в появлении соответственно синего, красного и белого шаров, а через m1, m2, m3 -числа благоприятствующих этим событиям случаев, то ясно, что m1=3, m2=8, m3=9. Поэтому P(A)=3/20=0,15; P(B)=8/20=0,40; P(C)=9/20=0,45.
- Итоги урока.
Оценки ребята получат после проверки тестов, на следующем уроке. Работу активных на этом уроке можно оценить.
Литература.
- Бунимович Е.А., Булычев В.А. Основы статистики и вероятности 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2008.
- Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика в курсе математики основной школы. Лекция 1. – Приложение «Математика» к газете «1 сентября». Лекторий, №17/2007.
Web ресурсы.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5ececba0-3192-11dd-bd11-0800200c9a66/106113/
- http://sdo.uspi.ru/mathem&inform/lek4/lek_4.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Решение логических задач"
Логические задачи можно решать, используя следующие методы:1. Метод рассуждений2. Табличный метод3. Использование алгебры логики4. Графический метод, включающий в себя использование диаграмм Эйлера-Ве...
Разработка урока по теме:"Решение задач по теме:"Условная функция".
Разработка урока по теме:"Решение задач по теме:"Условная функция"....
Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)
На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.Данная разработка урока содержит технологическую карту....
Конспект урока математики в 9 классе по теме: "Решение математических задач на нахождение процентов"
Структура урока представляет собой эвристическую форму. Обучающиеся, при решении представленных заданий, открывают для себя что-то новое, что вызывает интерес к знаниям, к открытиям....
Разработка урока по теме "Решение прикладных задач" 11 класс
Применение интегрального исчисления при решении физических задач...
Методическая разработка урока по теме: «Решение графических задач на изопроцессы»
Это не конспект урока,не презентация.Это методическая разработка элемета урока...
Конспект урока математики для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Решение простых задач на нахождение суммы и остатка"
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.Цели урока: Образовательная: создать условия для формирования умения решать задачи на нахождение суммы и остатк...