урок по теме "Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 96.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
ГБПОУ Георгиевский региональный
Колледж «Интеграл»
Урок
По дисциплине «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия»
Тема урока «Решение задач на нахождение наибольшего и
наименьшего значения функции»
Преподаватель Кардаильская С.А.
ПЦК Естественно – научных дисциплин
г. Георгиевск
Тип урока: урок усвоения знаний на основе имеющихся.
Цели
- образовательная:
- формировать способность применения знаний, полученных при изучении производной, для решения новых прикладных задач;
- развивающая:
- способствовать развитию математического мышления;
- воспитывающая:
- способствовать развитию логического мышления.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие.
- Обоснование значения изучаемой темы и цели урока. План урока.
Тема сегодняшнего урока – «Решение задач на нахождение наибольшего и наимень-шего значения функции».
Еще в 19 в. Великий русский математик П.Л. Чебышев в своей работе «Черчение географических карт» писал, что «особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения по возможности большей выгоды». С такими задачами приходится иметь дело представителям самых разных специальностей: инженеры-технологи стараются так организовать производство, чтобы получилось как можно больше продукции, конструкторы хотят так спланировать прибор на космическом корабле, чтобы масса прибора была наименьшей, экономисты стараются спланировать прикрепление заводов к источникам сырья так, чтобы транспортные расходы оказались минимальными.
Задачи такого рода носят общее название задач на оптимизацию. В самых простых задачах, с которыми мы сегодня познакомимся, мы имеем дело с величиной, зависящей от другой величины, и надо найти такое значение второй величины, чтобы первая приняла наибольшее или наименьшее значение.
С развитием информационных технологий появилась возможность упростить решение оптимизационных задач посредством составления программ, этим занимаетесь вы – программисты. Для составления программ, решающих задачи оптимизации, важно уметь построить общую математическую модель, а потом реализовать ее на языке программирования.
Составлением математических моделей и их решением мы сегодня и будем заниматься. На уроках информатики вы научитесь составлять программы для решения таких задач. В курсе «Математические методы» наша задача усложнится, и мы научимся решать более сложные задачи оптимизации.
Цель урока – научиться решать простейшие задачи оптимизации.
План урока: 1. Проверка домашнего задания и проверка изученного.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление.
4. Проверка изученного (тест).
- Проверка домашнего задания и повторение пройденного материала.
К доске вызываются двое учащихся, которые записывают решение домашних задач.
В это же время остальным задаются вопросы:
- Назовите производную степенной функции;
- Назовите производную sin, cos;
- Что такое ускорение?
- Что такое скорость?
- Достаточный признак возрастания функции;
- Достаточный признак убывания функции;
- Признак максимума функции;
- Признак минимума функции.
- Изучение нового материала.
Задача: «Число 24 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы сумма квадратов этих чисел была наименьшей.»
Учащимся предлагается самостоятельно решить эту задачу.
Они предлагают варианты ответов: 10 и 14, 5 и 19, 1 и 23, 3 и 21, 12 и 12.
Правильный ответ 12 и 12.
А теперь решим эту задачу, составив математическую функцию и исследовав ее на минимальное значение.
1)Пусть первое число = х, тогда второе число равно 24-х. По условию задачи сумма квадратов этх чисел должна быть наименьшей, составим функцию.
f(x)= x2 + (24-x)2
2)f(x)= 2x2 – 28x + 576,
- Найдем производную: f,(x)= 4x – 48,
- Найдем нули производной: х=12,
+
12
- Т.к. в точке х=12 производная функции меняет знак с «- » на «+», то в этой точке функция достигает минимума.
Ответ: 12 и 12.
№312
Число 4 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы произведение этих чисел было наибольшим.
Решение.1) Пусть первое число равно х, тогда второе число равно 4-х. По условию задачи произведение этих чисел должно быть наибольшим, составим функцию.
f(x)= x (4 – x),
2) Найдем производную: f,(x)=4 - 2х,
3) Найдем нули производной: х= 2,
4)
+
2
- Т. к. в точке х= 2 производная функции меняет знак с « +» на «-», то в этой точке функция достигает максимума.
Ответ: 2 и 2.
№319
Из круглого бревна вырезают балку с прямоугольным сечением наибольшей площади. Найдите размеры сечения балки, если радиус сечения бревна 20 см.
Решение. 1)Пусть АВ= х см, тогда АД = . Площадь сечения должна быть наибольшей, т.е.
А В С Д О |
2) ;
3) ;
4) Найдем нули производной: 1600х-2х3=0; х=0 или х= х=0 не удовлетворяет условию задачи.
0
+
-
5) Т.К. в точке х= производная функции меняет свой знак с «+» на «-», т в этой точке функция достигает своего максимального значения.
Ответ: и .
№321.
С В О | Решение. 1)Пусть АС=х км, тогда ОС=, СВ= 5-х. Т.к. , то |
2)
3) Найдем нули производной:
+
4
-
- Т.к. в точке х=4 производная функции меняет знак с «- » на «+», то в этой точке функция достигает минимума.
Ответ: 4 и 1.
- Проверка качества (тест).
- Задание на дом: №313, 316.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по алгебре по теме Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке
Материал содержит полный конспект урока по изучению и первичному закреплению новых знаний и презентацию к уроку....
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЙ ВЕЛИЧИН С ПОМОЩЬЮ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ
Анализ задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений в школьных учебниках по алгебре и началам анализа10-11 классов. Методические особенности применения производной к решению зада...
Методические рекомендации по решению текстовых задач на нахождение наибольших и наименьших значений функции.
В данном пособии, помимо подробного разбора иллюстративных примеров по теме "Решение оптимизационных задач в курсе алгебры и математического анализа", предложен большой набор задач (48) из различных о...
Задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений величин
презентация к уроку...
Задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения величины.
В данном материале представлен набор задач на оптимизацию, относящихся к разным сферам деятельности. Данные задачи будут полезны ученикам 10, 11 класса....
Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции
Материал для практической работы "Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции"...
Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции
Материал для практической работы "Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции"...