Рабочая программа внеурочной деятельности «Естественно-научная грамотность» для учащихся 9 класса
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Естественно-научная грамотность» для учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvenno-nauchnaya_gramotnost.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24» Муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) г.Удачный
МАОУ СОШ №24
РАССМОТРЕНО МО ЕТЦ ______________ Протокол №1 от «31» 08. 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора __________. от «01» 09. 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _______ от «01» 09. 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Естественно-научная грамотность»
на 2023-2024 учебный год
9 класс
Составитель: Гадельшина Венера Габдульбаровна
учитель информатики и физики,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Естественно-научная грамотность» для учащихся 9 классов разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N1897.
- Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16»; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.3648-20 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28».
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Рабочая программа составлена на основе ООП ООО МАОУ «СОШ №24», примерной программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.; авторская программа по физике Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.
Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику: А.В.Перышкин, Е.М. Гутник. Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Дрофа, 2018, рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета. Данная рабочая программа обеспечивает освоение за счет незначительного уплотнения учебного материала и увеличения часов на решение задач и повторение. Она определяет содержание учебного материала, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.
Элективный курс «Решаем задачи по физике» состоит из двух частей; « Механика, гидростатика, тепловые явления» и
« Электродинамика, оптика, ядерная физика»
предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике и способствует успешной сдаче ГИА за курс основной школы. Курс рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю.
Повторение теоретических вопросов каждого урока сопровождается заданиями, которые формируют умения и навыки, такие как умение, анализировать, сравнивать, обобщать; организовывать свою работу; самостоятельно составлять алгоритм решения задач, выделять главное.
Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, обязательного минимума содержания физического образования и рабочих программ для общеобразовательных школ.
Вся программа делится на несколько разделов. 1-ый раздел знакомит учащихся с классификацией задач и кодификацией их по темам итоговой аттестации. Остальные разделы обучают учащихся приемам и методам решения задач из материалов ГИА учащихся 9 класса.
При решении задач по механике, гидростатике, молекулярной физике, обращается внимание на решение задач различной сложности и на накопление опыта решения задач. Данный элективный курс является своеобразным тренингом для подготовки учащихся к решению, оформлению работ и умению пользоваться справочной литературой на ГИА учащихся 9 класса.
Основные цели курса:
- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
- углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
- подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА.
Задачи курса:
- - углубление, систематизация и расширение знаний по физике;
- - формирование осознанных мотивов учения;
- - усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- - выработка навыков цивилизованного общения.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
Содержание программы:
1. Вводное занятие.-1 час
2. Основы кинематики – 4 часа
Механическое движение, равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение.
3. Основы динамики - 6 часов.
Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила Архимеда.
4. Импульс. Закон сохранение импульса. Механическая работа, мощность, энергия. - 3 часа
Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.
5. Тепловые явления - 3 часа
Расчет количества теплоты при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса.
Учебно-тематический план.
Часть 1
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Планируемый результат | Дата |
1. | 1. Вводное занятие | 1час. | Решение задач по различным разделам физики. | Самоанализ знаний умений и навыков. | 2.09 |
2.Основы кинематики | 4час. | ||||
2-3 | Равномерное и равнопеременное движение и величины его характеризующие. | 2час. | Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами, составление алгоритма решения задач на кинематику. | Усвоение алгоритма и применение его для решения задач по кинематике. | 9.09 16.09 |
4 | Движение тела по вертикали под действием силы тяжести. | 1 час | Применение алгоритма по кинематике для этого вида движения. | Умение находить по алгоритму кинематические величины. | 23.09 |
.5. | Криволинейное движение | 1 час | Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами при движении по окружности. | Умение находить кинематические величины. | 30.09 |
3. Основы динамики. | 6 часов | ||||
6. | Законы Ньютона. | 1 час | Решение качественных и расчетных задач. | Умение находить равнодействующую нескольких сил. | 7.10 |
7- 8 | Силы в природе. | 2час. | Построение векторов сил, действующих на тело, нахождение проекций этих сил, нахождение сил по формулам. | Умение решать задачи на нахождение сил: упругости, трения, веса тела, всемирного тяготения, силы Архимеда. | 14.10 21.10 |
9. | Движение под действием нескольких сил. | 2час. | Решение задач с применением алгоритма. | Умение находить динамические величины при равноускоренном движении. | 28.10 |
10. | Атмосферное давление. Гидростатическое давление. Сообщающие сосуды. | 1 час. | Решение задач на определение высоты столба в сообщающихся сосудах. | Умение находить атмосферное давление по жидкостному барометру. | 11.11 |
11. | Сила Архимеда, условие плавания тел. | 1час | Решение задач на условие плавание тел., нахождения веса тела в жидкости. | Уметь находить плотность тел, вес груза находящихся в жидкости | 18.11 |
4.Законы сохранения в механике. | 3 часа. | ||||
12. | Импульс. Закон сохранение импульса. | 1 час | Решение задач с применением алгоритма. | Уметь находить скорости тел при абсолютно неупругом ударе. | 25.11 |
13. | Работа, мощность, энергия | 1час | Построение таблицы, устные сообщения. | Умения находить связь между энергетическими величинами | 2.12 |
14. | Простые механизмы. КПД механизмов. | 1 час. | Повторение теоретического материала. Презентации. | Умение находить работу и КПД механизмов. | 9.12 |
5. Тепловые явления. | 3 часа | ||||
15. | Расчет количества теплоты при теплообмене. | 1 час | Составление таблицы, нахождение количества теплоты при теплообмене и построение графиков процесса. | Умение воспроизводить таблицу по памяти и приводить примеры для каждого случая тепловых процессов. | 16.12 |
16. | Расчет количества теплоты в различных процессах. | 1 час | Составление таблицы для нахождения количества теплоты при фазовых переходах по формулам. | Умение воспроизводить таблицу по памяти и приводить примеры для каждого случая тепловых процессов. | 23.12 |
17. | Уравнение теплового баланса. | Распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы | Применение уравнения теплового баланса к решению задач. | 13.01 |
Содержание 2 части программы
- Колебания и волны. – 3 часа
Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Волны. Звук.
- Электрические явления – 6 часов.
Электризация тел. Электрическое поле. Построение электрических цепей. Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Соединение проводников.
- Магнитные явления – 3 часа.
Сила Ампера. Сила Лоренца, электромагниты, электромагнитная индукция, переменный ток.
- Оптические явления – 4 часа.
Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Фотоаппарат и другие оптические приборы.
- Лабораторные работы - 3 часа.
Часть 2
Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Планируемый результат | ||
1. | Колебания и волны. | 3 часа | |||
1. | Свободные и вынужденные колебания. | 1 час | Составление таблицы, отражающей различие свободных и вынужденных колебаний. | Умения различать и приводить примеры свободных и вынужденных колебаний. | 20.01 |
2. | Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. | 1 час | Построение и чтение графика гармонических колебаний. | Умение решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний из графика и по уравнению колебаний. | 27.01 |
3. | Волны. Звук | 1 час | Составление таблицы. Определение зависимости скорости волны от частоты и периода колебаний. | Умение решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний и длины волны. | 3.02 |
2. | Электрические явления. | 6 час | |||
4. | Электризация тел. Электрическое поле. Электроскоп. | 1час | Повторение электризации тел и закона сохранения заряда. Свойства электрических сил. | Умения приводить примеры электрических явлений и применять закон сохранения электрического заряда. | 10.02 |
5. | Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи. | 1час | Построение обобщающей таблицы | Умение воспроизводить таблицу и решать задачи с применением таблицы. | 17.02 |
6. | Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. | 1час | Нахождение энергетических параметров электрического тока. | Умение воспроизводить закон Джоуля-Ленца и применять его при решении задач. | 24.02 |
7- 8 | Соединения проводников. | 2часа | Составление таблицы на законы последовательного и параллельного соединения. | Воспроизведение законов последовательного и параллельного соединения, решение задач. | 3.03 |
7. Магнитные явления. | 3часа. | ||||
9. | Изображение магнитных полей. Сила Ампера. | 1час | Обобщенные формулы з-на Ампера. Линии магнитной индукции. | Усвоение определения направление сил и вектора магнитной индукции. | 10.03 |
10. | Электромагниты, электромагнитная индукция. | 1час | Электромагниты и их применение. Практическое применение электромагнитной индукции. | Умение выделять явление электромагнитной индукции, знать области применения электромагнитов. | 17.03 |
11 | Переменный ток. | 1час | Составление таблицы на параметры переменного тока. | Умения определять период, амплитуду и частоту переменного тока по графику. | 31.03 |
8. Оптические явления. | 4 часа | ||||
12. | Отражение света. | 1час | Изображение лучей, построение изображений в зеркале. | Умение строить изображение предмета в плоском зеркале. | 7.04 |
13. | Преломление света. | 1час | Использование з- на преломления света. | Умение находить и строить углы падения и преломления. | 14.04 |
14. | Линзы. Построение изображений в линзах. | 1час | Составление таблицы на виды изображений в линзах. | Умение воспроизводить таблицу. | 21.04 |
15. | Фотоаппарат и другие оптические приборы. | 1час | Определение хода лучей в оптических приборах. | Умение воспроизводить ход лучей в оптических приборах. | 28.04 |
Лабораторные работы. | 3часа | 5.05 12.05 19.05 |
Литература для учеников
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.
- Степанова Г.Н. Сборник задач по физике/ Г.Н. Степанова. – М.: Просвещение, 2005.
- Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
Литература для учителя
1. Аганов А.В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике/ А.В.Аганов. – тМ.:Дом педагогики, 1998.
- Кабардин О.Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике/ О.Ф.Кабардин.-М.: АСТ, астрель 2005г.
- Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике/ А.Н. Малинин. – М.: Просвещение, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по финансовой грамотности для 8 класса
внеурочная деятельность в 8 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов
Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов.Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5&ndash...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 5-9 классы
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепци...
Рабочая программа внеурочной деятельности) по функциональной грамотности для 8 класса
Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов, т.е. 0,5 часа в неделю...
Рабочие программы внеурочной деятельности естественно-научного цикла 8,10 кл
Рабочие программы внеурочной деятельности нацелены на формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и н...