Рабочая программа внеурочной деятельности «Естественно-научная грамотность» для учащихся 9 класса
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс)

Гадельшина Венера Габдульбаровна

  Рабочая программа внеурочной деятельности «Естественно-научная грамотность» для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvenno-nauchnaya_gramotnost.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)‌‌

‌Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
 «Средняя общеобразовательная школа № 24»  Муниципального образования «Мирнинский район»  Республики Саха (Якутия) г.Удачный

МАОУ СОШ №24

РАССМОТРЕНО

МО ЕТЦ

______________

Протокол №1 от «31» 08.   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

__________.

от «01» 09. 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_______

от «01» 09.   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Естественно-научная грамотность»

на 2023-2024 учебный год

9 класс

Составитель: Гадельшина Венера Габдульбаровна

учитель информатики и физики,

высшая квалификационная категория

г. Удачный‌ 2023 год

Пояснительная записка.

 

  Рабочая программа внеурочной деятельности «Естественно-научная грамотность» для учащихся 9 классов разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N1897.
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16»; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.3648-20 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28».
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Рабочая программа составлена на основе ООП ООО МАОУ «СОШ №24», примерной программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.; авторская программа по физике Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.

Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику:  А.В.Перышкин, Е.М. Гутник. Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Дрофа, 2018, рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и направлена  на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета. Данная рабочая программа обеспечивает освоение за счет незначительного уплотнения учебного материала и увеличения часов на решение задач и повторение. Она определяет содержание учебного материала, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.

Элективный курс  «Решаем задачи по физике» состоит из двух частей; « Механика, гидростатика, тепловые явления» и

« Электродинамика, оптика,  ядерная физика»

предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике и способствует успешной сдаче ГИА за курс основной школы. Курс рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю.

Повторение теоретических вопросов каждого урока  сопровождается заданиями, которые формируют умения и навыки, такие  как умение, анализировать, сравнивать, обобщать; организовывать свою работу; самостоятельно составлять алгоритм решения задач, выделять главное.

Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного)  общего образования, обязательного минимума содержания физического образования и рабочих программ для общеобразовательных школ.

Вся программа делится на несколько разделов. 1-ый раздел знакомит учащихся с классификацией задач и кодификацией их по темам итоговой аттестации. Остальные разделы обучают учащихся  приемам и методам решения задач из материалов   ГИА учащихся 9 класса.

При решении задач по механике, гидростатике, молекулярной физике, обращается внимание на решение задач различной сложности и на накопление опыта решения задач. Данный элективный курс является своеобразным тренингом для подготовки учащихся к решению, оформлению работ и умению пользоваться справочной литературой на ГИА учащихся 9 класса.

 Основные цели курса: 

  • создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
  • углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
  • подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА.

Задачи курса:

  • - углубление, систематизация и расширение знаний по физике;
  • - формирование осознанных мотивов учения;
  • - усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
  • - выработка навыков цивилизованного общения.

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

Содержание программы:

 1. Вводное занятие.-1 час

 2. Основы кинематики – 4 часа

Механическое движение,  равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение.

3. Основы динамики - 6 часов.

Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила Архимеда.

4. Импульс. Закон сохранение импульса. Механическая работа, мощность, энергия. - 3 часа

Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.

5. Тепловые явления - 3 часа

Расчет количества теплоты  при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса.

Учебно-тематический план.

  Часть 1

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Планируемый результат

Дата

1.

1. Вводное занятие

1час.

Решение задач по различным разделам физики.

Самоанализ знаний умений и навыков.

2.09

2.Основы кинематики

4час.

2-3

Равномерное и равнопеременное движение и величины его характеризующие.

2час.

Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами, составление алгоритма решения задач на кинематику.

Усвоение алгоритма и применение его для решения задач по кинематике.

9.09

16.09

4

Движение тела по вертикали под действием силы тяжести.

1 час

Применение алгоритма по кинематике для этого вида движения.

Умение находить по алгоритму кинематические величины.

23.09

.5.

Криволинейное движение

1 час

Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами при движении по окружности.

Умение находить кинематические величины.

30.09

3. Основы динамики.

6 часов

6.

Законы Ньютона.

1 час

Решение качественных и расчетных задач.

Умение находить равнодействующую нескольких сил.

7.10

7- 8

Силы в природе.

2час.

Построение векторов сил, действующих на тело, нахождение проекций этих сил, нахождение сил по формулам.

Умение решать задачи на нахождение сил: упругости, трения, веса тела, всемирного тяготения, силы Архимеда.

14.10

21.10

9.

 Движение под действием нескольких сил.

2час.

Решение задач с применением алгоритма.

Умение находить динамические величины при равноускоренном движении.

28.10

10.

Атмосферное давление. Гидростатическое давление. Сообщающие сосуды.

1 час.

Решение задач на определение высоты столба в сообщающихся сосудах.

Умение находить атмосферное давление по жидкостному барометру.

11.11

11.

Сила Архимеда, условие плавания тел.

1час

Решение задач на условие плавание тел., нахождения веса тела в жидкости.

Уметь находить плотность тел, вес груза находящихся в жидкости

18.11

4.Законы сохранения в механике.

3 часа.

12.

Импульс. Закон сохранение импульса.

1 час

Решение задач с применением алгоритма.

Уметь находить скорости тел при абсолютно неупругом ударе.

25.11

13.

Работа, мощность, энергия

1час

Построение таблицы, устные сообщения.

Умения находить связь между энергетическими величинами

2.12

14.

 Простые механизмы. КПД механизмов.

1 час.

 Повторение теоретического материала. Презентации.

Умение находить работу и КПД механизмов.

9.12

5. Тепловые явления.

3 часа

15.

Расчет количества теплоты  при теплообмене.

1 час

Составление таблицы, нахождение количества теплоты при теплообмене и построение графиков процесса.

Умение воспроизводить таблицу по памяти  и приводить примеры для каждого случая тепловых процессов.

16.12

16.

Расчет количества теплоты в различных процессах.

1 час

Составление таблицы для нахождения количества теплоты при фазовых переходах по формулам.

Умение воспроизводить таблицу по памяти  и приводить примеры для каждого случая тепловых процессов.

23.12

17.

Уравнение теплового баланса.

Распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы

Применение уравнения теплового баланса к решению задач.

13.01

Содержание 2 части программы

  1. Колебания и волны. – 3 часа

Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Волны. Звук.

  1. Электрические явления – 6 часов.

Электризация тел. Электрическое поле. Построение электрических цепей. Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Соединение проводников.

  1. Магнитные явления – 3 часа.

Сила Ампера. Сила Лоренца, электромагниты, электромагнитная индукция, переменный ток.

  1. Оптические явления – 4 часа.

Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Фотоаппарат и другие оптические приборы.

  1. Лабораторные работы - 3 часа.

Часть 2

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Планируемый результат

1.

Колебания и волны.

 3 часа

1.

Свободные и вынужденные колебания.

1 час

Составление таблицы, отражающей  различие свободных и вынужденных колебаний.

Умения различать и приводить примеры свободных и вынужденных колебаний.

20.01

2.

Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники.

1 час

Построение  и чтение графика гармонических колебаний.

Умение решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний из графика и по уравнению колебаний.

27.01

3.

Волны. Звук

1 час

Составление таблицы. Определение зависимости скорости волны от частоты и периода колебаний.

Умение решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний и длины волны.

3.02

2.

 Электрические явления.

6 час 

4.

 Электризация тел. Электрическое поле. Электроскоп.

1час  

 Повторение электризации тел  и закона сохранения заряда. Свойства электрических сил.

Умения приводить примеры электрических явлений и применять закон сохранения электрического заряда.

10.02

5.

Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи.

1час

Построение обобщающей таблицы

Умение воспроизводить таблицу и решать задачи с применением таблицы.

17.02

6.

Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.

1час

Нахождение энергетических параметров электрического тока.

Умение воспроизводить закон Джоуля-Ленца и применять его при  решении задач.

24.02

7- 8

Соединения проводников.

2часа

Составление таблицы на законы последовательного и параллельного соединения.

Воспроизведение законов последовательного и параллельного соединения, решение задач.

3.03

7. Магнитные явления.

3часа.

9.

Изображение магнитных полей. Сила Ампера.    

1час

Обобщенные формулы з-на Ампера. Линии магнитной индукции.

Усвоение  определения направление сил и вектора магнитной индукции.

10.03

10.

Электромагниты, электромагнитная индукция.

1час

Электромагниты и их применение. Практическое применение электромагнитной индукции.

Умение выделять явление электромагнитной индукции, знать области применения электромагнитов.

17.03

11

Переменный ток.

1час

Составление таблицы на параметры переменного тока.

Умения определять период, амплитуду и частоту переменного тока по графику.

31.03

8. Оптические явления.

4 часа 

12.

Отражение  света.

1час

Изображение лучей, построение изображений в зеркале.

Умение строить изображение предмета в плоском зеркале.

7.04

13.

 Преломление света.

1час

Использование з- на преломления света.

Умение находить и строить углы падения и преломления.

14.04

 14.

Линзы. Построение изображений в линзах.

1час

Составление таблицы на виды изображений в линзах.

Умение воспроизводить таблицу.

21.04

15.

Фотоаппарат и другие оптические приборы.

1час

Определение  хода лучей в оптических приборах.

Умение воспроизводить ход лучей в оптических приборах.

28.04

Лабораторные работы.  

3часа

5.05

12.05

19.05

Литература для учеников

  1. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике/ Г.Н. Степанова. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

Литература для учителя

1. Аганов А.В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике/ А.В.Аганов. – тМ.:Дом педагогики, 1998.

  1. Кабардин О.Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике/ О.Ф.Кабардин.-М.: АСТ, астрель 2005г.
  2. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике/ А.Н. Малинин. – М.: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов

Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов.Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5&ndash...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 5-9 классы

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепци...

Рабочая программа внеурочной деятельности) по функциональной грамотности для 8 класса

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов, т.е. 0,5 часа в неделю...

Рабочие программы внеурочной деятельности естественно-научного цикла 8,10 кл

Рабочие программы внеурочной деятельности нацелены на формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и н...