Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов.
Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fin_gram.doc | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
5 класс
Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- Деньги, их история, виды денег.
- Семейный бюджет.
- Кредиты. Виды кредитов.
- Социальные пособия. Пенсия. Налог.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
- умение грамотно распоряжаться деньгами.
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, налогообложение.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
У6 класс
Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- Деньги, современные деньги России и других стран;
- Семейный бюджет, хозяйственная деятельность семьи.
- Кредиты. Виды кредитов.
- Социальные пособия.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
- умение грамотно распоряжаться деньгами.
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Ч7 класс
Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 класса в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- Деньги, роль денег в нашей жизни;
- Семейный бюджет, структура семейных доходов и расходов;
- Кредиты. Виды кредитов.
- Социальные службы;
- Пенсионная система РФ;
- Налоговая система РФ.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
- умение грамотно распоряжаться деньгами.
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
ЕБ8 класс
Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват.орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8 класса в сфере экономики семьи.
В 8 классах дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.
Цели и планируемые результаты.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские карты, финансовое мошеничество, финансовое планирование, форс-мажор, страхование,
бизнес, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система.
9 класс
Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват.орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 класса в сфере экономики семьи.
Обучающиеся 9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.
Цели и планируемые результаты.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотностиу учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
Требования к предметным результатам освоения курса:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в
сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ
II. Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс (17 часов)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
6 класс (17 часов)
Раздел 1. Основная проблема экономики
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок
Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса
Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель
Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения
Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие
Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг
Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность
Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
7 класс (17 часов)
Раздел 1. Личное финансовое планирование
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».
Раздел 2. Финансы и кредит
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции
Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 4. Инвестиции
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие».
Раздел 5. Страхование
Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6. Пенсии
Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность»
8 класс (17 часов)
Раздел 1. Потребительская культура
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги?
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».
Раздел 5. Информация для потребителя
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
Раздел 6. Искусство покупать
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся
Раздел 10. Защита проектов
9 класс (17 часов)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
III. Тематическое планирование 5 класс.
№ п/п | Содержание учебного предмета | Кол-во часов |
Доходы и расходы семьи | 4 | |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 4 | |
Семья и государство: как они взаимодействуют | 3 | |
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 5 | |
Что такое финансовая грамотность | 1 |
Тематическое планирование 6 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Основная проблема экономики | 1 |
2 | Без чего не может обойтись рынок | 2 |
3 | Формы организации бизнеса | 2 |
4 | Знакомство с бизнес-планом | 3 |
5 | Ты -потребитель | 2 |
6 | Законы спроса и предложения | 2 |
7 | Рыночное равновесие | 1 |
8 | Возникновение банков | 1 |
9 | Потребитель финансовых услуг | 1 |
10 | Профессии банковской сферы | 1 |
11 | Проектная деятельность | 1 |
Тематическое планирование 7 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Личное финансовое планирование | 2 |
2 | Финансы и кредит | 4 |
3 | Расчетно –кассовые операции | 3 |
4 | Инвестиции | 3 |
5 | Страхование | 2 |
7 | Пенсии | 1 |
8 | Жилье в собственность: миф и реальность | 1 |
9 | Итоговая дискуссия | 1 |
Тематическое планирование 8 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Потребительская культура | 1 |
2 | Потребитель и закон | 2 |
3 | Потребитель-король на рынке | 2 |
4 | Куда уходят деньги | 2 |
5 | Информация для потребителя | 3 |
6 | Искусство покупать | 2 |
7 | Потребительская культура в сфере услуг | 1 |
8 | Кто защищает права потребителя | 2 |
9 | Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся | 1 |
10 | Защита проектов | 1 |
Тематическое планирование 9 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Современные деньги России и других стран. | 1 |
2 | Практическая работа. Деньги. Тест. | 2 |
3 | Структура доходов семьи. | 1 |
4 | Зарплата как источник дохода. | 1 |
5 | Структура семейных расходов. | 1 |
6 | Контроль семейных расходов. Практическая работа. Контроль семейных расходов. | 1 |
7 | Что такое семейный бюджет. Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. | 1 |
8 | Составление, семейного бюджета. Практическая работа. Составление, семейного бюджета. | 1 |
9 | Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт. | 1 |
10 | Что такое финансовое мошенничество. Фальшивые деньги. Тест. | 1 |
11 | Что такое пенсия. Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии. | 1 |
12 | Банки и их функции. Договор банковского вклада и банковского счёта. Банковский кредит и условия его предоставления. | 1 |
13 | Банковские карты. Виды банковских карт. Практическая работа. Банковские карты. | 1 |
14 | Налог. Какие налоги вам предстоит платить. Практическая работа. Налог. Тест. | 1 |
15 | Информационное общество. Портал государственных услуг. | 1 |
16 | Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила похода в магазин. Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги. | 1 |
17 | Что нужно знать при оформлении на работу. Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты[1] | Виды/ формы контроля | |||||||||||
по плану | по факту | |||||||||||||||
Раздел 1. Доходы и расходы семьи | ||||||||||||||||
1 | Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». | Комбинированный | овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; о функциях денег в жизни человека формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям | |||||||||||||
2 | Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». | Комбинированный | доклад | |||||||||||||
3 | Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Викторина «Предметы первой необходимости». | Комбинированный | познакомить учащихся с коммунальными видами и услугами | викторина | ||||||||||||
4 | Ролевая игра «Семейный бюджет» Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады». | Комбинированный | практическое задание для правильного формирования навыков семейного бюджета | игра | ||||||||||||
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | ||||||||||||||||
5 | Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». | Комбинированный | овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; о функциях денег в жизни человека | практические задачи | ||||||||||||
6 | Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». | Комбинированный | познакомить учащихся с экономическими последствиями непредвиденных событий | дискуссия | ||||||||||||
7 | Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». | Комбинированный | познакомить учащихся с видами страхованиями; | логические задания | ||||||||||||
8 | Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании». | Комбинированный | усвоение понятий о функциях страхование имущества, здоровья, жизни. | доклад | ||||||||||||
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | ознакомление учащихся с товарами длительного пользования | |||||||||||||||
9 | Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». | Комбинированный | овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; о налогах | доклад | ||||||||||||
10 | Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». | Комбинированный | познакомить учащихся с видами социальных пособий | доклад | ||||||||||||
11 | Проект «Государство – это мы». | Комбинированный | усвоение понятий о функциях государства в жизни человека | проект | ||||||||||||
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | ознакомление учащихся с предметами первой необходимости |
12 | Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». | Комбинированный | овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; инфляция | доклад | ||
13 | Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». | Комбинированный | усвоение понятий о банковых услугах | доклад | ||
14 | Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». | Комбинированный | познакомить учащихся с составлением собственного бизнес-плана | |||
15 | Решение практических задач «Валюта в современном мире». | Комбинированный | ознакомление учащихся с денежной валютой | практическое задание | ||
16 | Проект «Личный финансовый план». | Комбинированный | усвоение понятий о личном финансовом плане в жизни человека | проект |
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность(1 час)
17 | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | Комбинированный | усвоение понятий о финансовой грамотности | проекты, доклады, решение практических задач |
6 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды/ формы контроля | |
по плану | по факту | |||||
Раздел 1. Основная проблема экономики (1 час) | ||||||
1 | Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». | Комбинированный | познакомить учащихся с видами денег, драгоценных металлов, монет их характерными особенностями, путями появления у людей; формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям |
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа)
2 | Познавательная беседа «Частная собственность». | Комбинированный | познакомить учащихся с видами частной собственности их характерными особенностями, путями появления у людей; | доклад | |||||||||||||||
3 | Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция». | Комбинированный | формирование мотивации на конкуренцию | игра | |||||||||||||||
Раздел 3. Формы организации бизнеса (2 часа) | усвоение понятий о функциях денег в жизни человека | ||||||||||||||||||
4 | Познавательная беседа «Единоличное владение». | Комбинированный | познакомить учащихся с видами единоличного владения | доклад | |||||||||||||||
5 | Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы». | Комбинированный | ознакомление учащихся с акционерном обществом | игра | |||||||||||||||
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (3 часа) | |||||||||||||||||||
6 | Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». | Комбинированный | формирование у учащих начальных навыков бизнес-плана | мини-проек | |||||||||||||||
7 | Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». | Комбинированный | усвоение понятий о составлении бизнес-плана | доклад | |||||||||||||||
8 | Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли». | Комбинированный | овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; реклама | доклад | |||||||||||||||
Раздел 5. Ты – потребитель (2 часа) | формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям | ||||||||||||||||||
9 | Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». | Комбинированный | познакомить учащихся с документами о правах человека | доклад | |||||||||||||||
10 | Практическая работа «Знакомство со штрих кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов | Комбинированный | овладение учащихся с со штрих кодами | практическая работа | |||||||||||||||
Раздел 6. Законы спроса и предложения (2 часа) | формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям | ||||||||||||||||||
11 | Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». | Комбинированный | овладение начальными навыками закона спроса | доклад | |||||||||||||||
12 | Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения». | Комбинированный | познакомить учащихся с законом предложения | практическая работа | |||||||||||||||
Раздел 7. Рыночное равновесие (1 часа) | |||||||||||||||||||
13 | Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке». | Комбинированный | овладение начальными навыками рыночного равновесия | доклад | |||||||||||||||
Раздел 8. Возникновение банков (1 часа) | |||||||||||||||||||
14 | Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов». | Комбинированный | формирование понятий о займах | доклад | |||||||||||||||
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (1 час) | |||||||||||||||||||
15 | Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит». | Комбинированный | формирование понятий о работе банка | игра | |||||||||||||||
Раздел 10. Профессии банковской сферы (1 час) | |||||||||||||||||||
16 | Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей». | Комбинированный | овладение начальными навыками с профессиями банковской сферы | игра | |||||||||||||||
Раздел 11. Проектная деятельность (1 час) | |||||||||||||||||||
17 | Деловая игра «Банки и потребители» Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | Комбинированный | усвоение понятий о финансовой грамотности | доклад, презентация |
7 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты[2] | Виды/ формы контроля | |
по плану | по факту | |||||
Раздел 1. Личное финансовое планирование (2 часа) | ||||||
1 | Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» | Комбинированный | познакомить учащихся с видами денег, монет их характерными особенностями, путями появления у людей; формирование мотивации на потребление или инвестиции | |||
2 | Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия». | Комбинированный | познакомить учащихся с ресурсосбережением, как финансовым благополучием | мини-проект | ||
Раздел 2. Финансы и кредит (4 часа) | ||||||
3 | Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая работа «Виды кредитов». | Комбинированный | овладение начальными навыками кредитования | доклад | ||
4 | Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» | Комбинированный | познакомить учащихся с кредитной историей заемщика | доклад | ||
5 | Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы и минусы моментальных кредитов». | Комбинированный | овладение начальными навыками арифметики кредитов | решение задач | ||
6 | Круглый стол «Финансовые пирамиды» Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки». | Комбинированный | овладение начальными навыками финансовой пирамиды, формирования у учащихся начальных навыков ипотеки | доклад | ||
Раздел 3.Расчетно-кассовые операции (3 часа) | ||||||
7 | Решение практических задач «Обмен валют». | Комбинированный | овладение начальными навыками обмена валют | решение задач | ||
8 | Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». | Комбинированный | формирования у учащихся начальных навыков банковской ячейки и банковского перевода | доклад | ||
9 | Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими». | Комбинированный | познакомить учащихся с банковскими картами: риски и управление ими | доклад | ||
Раздел 4. Инвестиции (3 часа) | ||||||
10 | Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». | Комбинированный | овладение начальными навыками основными правилами инвестирования: как покупать ценные бумаги | доклад | ||
11 | Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» | Комбинированный | познакомить учащихся с инвестициями в драгоценные бумаги | решение задач | ||
12 | Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие». | Комбинированный | усвоение у учащихся начальных навыков депозитов и их видах | презентация | ||
Раздел 5. Страхование (2 часа) | ||||||
13 | Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». | Комбинированный | овладение начальными навыками страхового рынка | доклад | ||
14 | Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг». | Комбинированный | познакомить учащихся с страховыми накопительными программами | доклад, презентация | ||
Раздел 6. Пенсии (1 час) | ||||||
15 | Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?» | Комбинированный | овладение начальными навыками государственного пенсионного страхования | доклад | ||
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (1 час) | ||||||
16 | Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». «Социальный найм жилья». | Комбинированный | овладение начальными навыками жилье в собственности | доклад | ||
Раздел 8. Итоговая дискуссия (1 час) | ||||||
17 | Итоговая дискуссия по курсу «Финансовой грамотности» | Комбинированный | усвоение понятий о финансовой грамотности | презентация, проект, доклад |
8 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты[3] | Виды/ формы контроля | ||||||
по плану | по факту | ||||||||||
Раздел 1. Потребительская культура (1 час) | |||||||||||
1 | Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания». | Комбинированный | познакомить учащихся с видами потребительской культуры; формирование мотивации на потребление: структура и нормы | ||||||||
Раздел 2. Потребитель и закон (2 часа) | |||||||||||
2 | Познавательная беседа «Кто такой потребитель». Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». | Комбинированный | овладение начальными навыками потребителя | доклад | |||||||
3 | Интерактивная беседа «Психология потребителя» Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». | Комбинированный | познакомить учащихся с психологией потребителя | доклад | |||||||
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (2 часа) | |||||||||||
4 | Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». | Комбинированный | формирования у учащихся начальных навыков видов и способов торговли | доклад | |||||||
5 | Решение экономических задач «Дешевле только даром». | Комбинированный | познакомить учащихся с решением экономических задач | решение задач | |||||||
Раздел 4. Куда уходят деньги (2 часа) | |||||||||||
6 | Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». | Комбинированный | формирования у учащихся начальных навыков доходов и расходов | доклад. презентация | |||||||
7 | Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги». | Комбинированный | познакомить учащихся с рациональным бюджетом школьника | игра | |||||||
Раздел 5. Информация для потребителя (3 часа) | |||||||||||
8 | Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». | Комбинированный | овладение начальными навыками для использования источников информации | мини-исследование | |||||||
9 | Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». | Комбинированный | познакомить учащихся с символами на этикетках, упаковках, вкладышах | презентация | |||||||
10 | Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е». | Комбинированный | формирования у учащихся начальных навыков «индекса Е: что он означает» | доклад | |||||||
Раздел 6. Искусство покупать (2 часа) | |||||||||||
11 | Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» «Всегда ли товар можно обменять?» | Комбинированный | овладение начальными навыками отличать качественный товар от некачественного | презентация | |||||||
12 | Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». | Комбинированный | формирования у учащихся начальных навыков выбора одежды и обуви, овладение начальными навыками выбора бытовой техники | решение задач | |||||||
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (1 час) | |||||||||||
13 | Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу». | Комбинированный | формирования у учащихся начальных навыков пользования коммунальными услугами , формирования у учащихся начальных навыков знаний, отправляясь в путешествия | решение задач | |||||||
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (2 часа) | |||||||||||
14 | Познавательная беседа «Государственные органы прав защиты потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». | Комбинированный | познакомить учащихся с «Общественными организациями по защите прав потребителей». | доклад | |||||||
15 | Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» | Комбинированный | формирования у учащихся правовых консультаций | доклад | |||||||
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час) | |||||||||||
16 | Подготовка и оформление творческих и исследовательских проектов учащихся. | Комбинированный | формирования у учащихся навыков подготовки и оформления творческих и исследовательских проектов | доклад. презентация, проект | |||||||
Раздел 10. Защита пректов (1 час) | |||||||||||
17 | Защита проектов. | Комбинированный | усвоение понятий о финансовой грамотности | доклад, презентация, проект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа внеурояной деятельности 10-11 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов
Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Социальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности»
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, с...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 8-9 класс
Основы финансовой грамотности...