Методическая разработка повторительно-обобщающего урока "Электрические явления"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Березовская Наталья Викторовна

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, предполагает повторение, обоб-щение и систематизацию знаний по теме: «Электрические явления». К разработке урока прилагается мультимедийную презентация «Электрические явления» с использованием ЦОР, которая позволит в доступной и наглядной форме повторить материал. Методика использо-вания компьютера Компьютер в данном уроке используется, как инструмент для демонстраций и подра-зумевает использование мультимедиа проектора. Компьютерный класс не требуется. Ком-пьютерные технологии позволяют провести урок с яркими демонстрациями, более оператив-но, чем в бумажном варианте или при работе с доской. Методическая разработка урока учитывает цели обучения физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Содержание урока соответствует программе и базовому уровню преподавания предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Березовская Наталья Викторовна

Год, месяц день рождения

1977,  июнь

Место работы

МКОУ ИРМО «Мамоновская средняя общеобразовательная школа», с. Мамоны, Иркутский район

Должность

Учитель физики

Педагогический стаж работы

12 лет

Преподаваемый предмет

физика

Класс проведения урока

8     количество детей в классе - 16

Содержание

Страница

1. Пояснительная записка

3

2. Методическая разработка

6

   Список литературы

10

1. Пояснительная записка

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, предполагает повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме: «Электрические явления».  К разработке урока прилагается мультимедийную презентация «Электрические явления» с использованием ЦОР, которая позволит в доступной и наглядной форме повторить материал. Методика использования компьютера

Компьютер в данном уроке используется, как инструмент для демонстраций и подразумевает использование мультимедиа проектора. Компьютерный класс не требуется. Компьютерные технологии позволяют провести урок с яркими демонстрациями, более оперативно, чем в бумажном варианте или при работе с доской.

Методическая разработка урока учитывает цели  обучения физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Содержание урока соответствует программе и базовому уровню преподавания предмета.

Разработка урока преследовала реализацию следующих целей:

Цели  урока: повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки применения знаний на практике.

Задачи урока:

  • Образовательные: выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных и экспериментальных; подготовить учащихся к контрольной работе по данному разделу.
  • Развивающие: организация активной мыслительной деятельности учащихся; развивать устную речь учащихся,  коммуникативные способности.
  • Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;  учить сотрудничать и работать в парах; воспитывать личностные качества: активность, аккуратность в работе; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Тип урока:   Обобщение, повторение и систематизация материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Структура и ход  урока (приложение 1):

1. Организационный момент.

2. Повторение теоретического материала.

3. Решение задач.

4. Применение теоретических знаний на практике.

5. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Организационный этап включает в себя: контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и задач урока. Для организации активной мыслительной деятельности учащихся, мною были использованы методы стимулирования и мотивации учащихся: в начале урока были выданы опросные листы, в которых необходимо было в ходе урока записывать в него полученные баллы за правильные ответы, которые в конце урока мы перевели в оценки. Этим самым я реализовала задачу: формирование  навыков  самоконтроля и самооценки. На втором этапе урока предлагается проверка знаний учащихся по теоретическому материалу. Ответы ребят сопровождаются просмотром информационных. На третьем этапе урока учащимся предлагается решить задачи с использованием ЦОР (приложение 2). Вследствие этого, у ребят  закрепляются  умения решать задачи, выводить правильно формулы.

Для активизации познавательной деятельности  на четвертом этапе урока включена самостоятельная работа учащихся, где они могут применить свои теоретические знания на практике. В задания включены: правильность написания условных обозначений приборов, сборка цепи, нарисовать схему, измерить силу тока и напряжение, рассчитать сопротивление. Уверена, что ребятам на уроке интересно и запоминается в большей степени то, что они смогут применить в своей жизни, потому что считаю, что практическая направленность изучаемого материала дает главное на уроке – мотив изучения физики. Для достижения цели:  учить сотрудничать и работать в парах, в разработке предусматривается работа в парах. В пару входят учащиеся с разным уровнем развития, но эти уровни не отличаются более чем на один уровень, при этом учащиеся с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем – за счет достижения успеха через самореализацию.

На пятом этапе урока предусмотрено подведение итогов урока, оценивание учащихся по баллам, которые они вписывали по ходу урока в опросные листки.

Урок заканчивается сообщением домашнего задания, очень важно, чтобы  учитывался уровень развития учащихся, поэтому задания для учащихся дифференцированные.

В разработке урока особое внимание уделено межпредметным связям – знания по математике: умение переводить физические величины в СИ, выражать из формул одну величину через другую; знания по ОБЖ – правила безопасности при работе с электричеством.

Все этапы урока последовательны и логически связанные. Структура урока соответствует данному типу урока.

Для реализации урока требуется следующее техническое оборудование:  мультимедиа – проектор, компьютерная презентация, интерактивная доска, презентация «Роwer Point», модем-интернет; источник тока, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ, лампочка; а так же  карточки с задачами и  опросные листы.

Урок разработан с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирован на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся. Материал урока способствует развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.

2. Методическая разработка

План-конспект

повторительно-обобщающего урока по физике в 8 классе

по теме: «Электрические явления»  

Цель  урока: повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки применения знаний на практике.

 Задачи:

  • Образовательные: выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных и экспериментальных; подготовить учащихся к контрольной работе по данному разделу.
  • Развивающие: организация активной мыслительной деятельности учащихся; развивать устную речь учащихся,  коммуникативные способности.
  • Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;  учить сотрудничать и работать в парах; воспитывать личностные качества: активность, аккуратность в работе; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Тип урока:   Обобщение и систематизация материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование:  мультимедиа – проектор, компьютерная презентация, презентация «Роwer Point», модем-интернет; источник тока, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ, лампочка;  карточки с задачами, опросные листы.

Структура и ход  урока:

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент  (3 мин.): 

 Цели:  1. Контроль посещаемости.

            2. Проверка готовности к уроку.

            3. Сообщение темы и задач урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторяем тему «Электрические явления». Запишите в тетрадях: «Повторение темы «Электрические явления» (тема записывается на доске учителем, дети пишут в тетради).

Цель нашего урока – повторить и обобщить основные понятия по теме «Электрические явления»:  вспомнить формулы, определения, дать характеристику электрическим приборам, распознать схемы электрической цепи, решение  задач. Все эти знания вам пригодятся вам при выполнении контрольной работы, которая состоится на следующем уроке.

Перед каждым из вас находится опросный лист, подпишите, пожалуйста, вашу фамилию и имя. В ходе урока вы будете записывать в него полученные баллы за правильные ответы, которые в конце урока мы переведем в оценки.

 2. Повторение теоретического материала (15 мин.):

Цели:

  • Образовательная: Повторение изученного теоретического материала по теме «Электрические явления»
  • Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
  • Развивающая: развивать устную речь учащихся.

Методы: фронтальная работа с использованием ЦОР.

            Вопросы для повторения:

1. Что такое электрический ток?

2. Что принимают за направление электрического тока? (условно?)

Просмотр ЦОР: анимация «Электрический ток. Направление электрического тока»  - (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/32e9f7ae-7844-433d-9685-b0aecfbdcd1e/view/         -         Единая коллекция ЦОР (слайд 4))

3.   Дайте определения понятиям:   электрическое напряжение, сила электрического тока.

Просмотр ЦОР: формула «Понятие напряжения» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e7bb9222-9506-4972-83e9-f347861658ff/8_143.swf - Единая коллекция ЦОР (слайд 5)).

Просмотр ЦОР: формула «Понятие силы тока» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6267e98-e912-483f-9905-adc7b467069f/8_148.swf - Единая коллекция ЦОР (слайд 5))

4.     От чего зависит электрическое сопротивление?

Просмотр ЦОР: формула «Электрическое сопротивление» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1b9ecba6-14a6-4049-905c-5dbc681d8a58/8_153.swf  - Единая коллекция ЦОР (слайд 6))

5.   Как читается закон Ома для участка цепи.

Просмотр ЦОР: формула «Закон Ома» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/375a6449-b193-4a67-8c61-94e314cf6b28/8_157.swf  - Единая коллекция ЦОР (слайд 6))

6.   Перечислите действия электрического тока.

7.   Назовите виды соединения проводников.

3. Решение задач (15 мин.).

1. Решение интерактивных задач по теме «Электрическое напряжение, сила электрического тока».

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/06ab90b2-54a7-421d-a503-6a87c02d5ed4/127.swf - Единая коллекция ЦОР (слайд 7))

2. Решение интерактивной задачи по теме «Закон Ома»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72440082-0334-4a7e-8a26-e60c45c19540/8_156.swf  - Единая коллекция ЦОР (слайд 7))

3. Решение интерактивной задачи:  «Параметры цепи со смешанным соединением резисторов»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d9e21a0-e71c-48c8-9421-aaffec3a81b6/131.swf  - Единая коллекция ЦОР (слайд 7)).

4. Применение теоретических знаний на практике (10 мин.):

         Цели:

  • Образовательная: закрепить у учащихся навыки решения экспериментальных задач.
  • Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
  • Развивающая: развивать коммуникативные способности.

– Скажите, пожалуйста, что такое электрическая цепь,  и из каких элементов она состоит?

«Условные обозначения элементов электрической цепи» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9aa12cf0-3a08-49b1-af32-b6f7a0c68660/128.swf - Единая коллекция ЦОР (слайд 8)).

Мы повторили основные теоретические понятия, а теперь применим наши знания на практике. Но прежде чем приступить к сборке электрической цепи вспомним правила техники безопасности:  

Важно помнить, что:  

  1. Очень опасно собирать, разбирать, что-либо в электрических приборах во время работы прибора.
  2. Нельзя включать, выключать электрические приборы мокрыми руками.
  3. Прежде чем, что-то исправить, нужно отключить прибор.

 – Соблюдая эти простые правила, мы с вами будем здоровы, в хорошем настроении и это позволит нам заниматься изучением различных явлений.

Учащийся рисуют на доске схему электрической цепи, состоящей из приборов находящихся на демонстрационном столе. Второй учащийся, предварительно прочитав инструктаж и расписавшись  в журнале по охране труда,  собирает электрическую цепь и измеряет силу тока и напряжение в цепи. Следующий учащийся рассчитывает сопротивление в цепи по закону Ома.

 5. Подведение итогов урока (1 мин.)

Выставление оценок.

- Я рада, что в классе так много хороших отметок. Спасибо за работу!

 6. Домашнее задание (1 мин.)

             Задание на дом: составить кроссворд по теме «Электричество», подготовиться к контрольной работе по теме «Электрические явления».   

для учащихся с высоким уровнем развития выполнить дополнительные задания http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/05a9135e-2fba-4e71-94e5-09a901d724a8/130.swf  (упражнения «Электрические явления»)

Список  литературы

1. А.В.Пёрышкин «Физика 8 класс», Москва  Дрофа,  2010. – 192 с.

2. «Физика и астрономия», 8 класс, Пинский А.А., Разумовский В.Г., Гладышева Н.К. – ЦОР (http://files.school-collection.edu.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Методическая разработка повторительно-обобщающего теста по теме "Английская и Французская революции"

Повторительно-обобщающий тест по теме "Английская и Французская буржуазные революции" для учащийся 7 класса по материалам  учебника А.В.Ревякина "История нового времени"...

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат  три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по немецкому языку по теме "Деловое общение"

Данная методическая разработка представляет собой урок в форме ролевой игры  по теме "Деловое общение". Она включает в себя введение,цели урока,используемый при подготовке и проведен...

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс

Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. ...