Открытый урок. "Электрическая цепь и её составные части"
методическая разработка по физике (8 класс)
Тема урока Электрическая цепь и её составные части |
Тип урока: изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kl.docx | 144.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата | Риттер ЕА. Технологическая карта урока по физике 8 класс, УМК: А.В.Пёрышкин Тема урока Электрическая цепь и её составные части Тип урока: изучение нового материала | |||||
Цели и задачи урока | Цель урока: раскрыть сущность составных частей электрической цепи, их назначение и условные обозначения. Задачи урока: - Предметный результат. формирование представлений об электрической цепи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование умений чертить схемы и графы, формирование научного мировоззрения учащихся . - Метапредметный результат развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника. - Личностный результат формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления. | |||||
Методы обучения: | репродуктивный, проблемный, эвристический, практический. | |||||
Формы организации познавательной деятельности | коллективная, индивидуальная, групповая. | |||||
Средства обучения: | учебник, лабораторное оборудование, домино «Состав электрической цепи», задачник В.И. Лукашик. | |||||
Этап урока. Основной методический прием | Время (t) | План урока | Основные реализуемые учебные действия учащихся на каждом этапе | Форма работы | Формируемые универсальные учебные действия | Формируемые планируемые результаты освоения программы по предмету |
Приветствие. | 2 мин | Организационный момент. Приветствие учащихся, определение темы и цели урока. Как вы думаете, что изображено на рисунке? Обобщение учителя:«Сегодня цель нашего урока рассмотреть состав электрической цепи, определить назначение каждой ее части, а также выяснить роль источника тока в цепи». | Познавательные Отвечают на приветствие учителя. Высказываются. Определяют тему и цель урока. Записывают тему. Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Целеполагание | Фронталь-ная | Познавательные Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Умение настраиваться на занятие | Предметными планируемыми результатами изучения курса является формирование следующих умений (необходимый уровень) знать/понимать • смысл понятий: электрический заряд, электрическое поле, проводник, электрическая цепь и схема •смысл физических величин: электрический заряд Чтобы ток шел по цепи, а по проводнику распространялось электрическое поле - цепь должна быть замкнута. Электрическое поле от источника по замкнутому проводнику распространяется со скоростью 300000 км/с. |
2. Повторение пройденного с помощью фронтального экспресс опроса. | 4мин | Актуализация опорных знаний. Что такое электрический ток? Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал электрический ток? Где создается электрическое поле? Какая работа совершается в источнике тока? Какие превращения энергии происходят внутри источника тока? Какие источники тока вы знаете ещё? Сколько полюсов у источника тока? Какие? | Познавательные Отвечают на вопросы учителя Коммуникативные Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Регулятивная Контроль и корректировка ответов обучающихся. Развитие регуляции учебной деятельности | Фронталь-ная | Познавательные Осуществление актуализации с предыдущего урока Коммуникативные Взаимодействие с учителем. Регулятивная Уточнение и дополнение высказываний обучающихся Регуляция учебной деятельности | |
3. Введение в тему с помощью постановки проблемы через эвристическую беседу и демонстрационный эксперимент. | 6 мин | Изучение новых знаний и способов деятельности Переход опроса в эвристическую беседу. Итак, у меня есть квадратная батарейка и лампочка. -Посмотрите на лампочку, в ней есть сейчас электрический ток? -А, что надо сделать, чтобы лампочка загорелась? -Т.е. нужно через нее пропустить ток. -Как же соединить лампочку с батарейкой? -Внимание на лампочку. (Учитель присоединяет одним проводом лампочку с батарейкой. – можно вызвать ассистента из класса ) -Лампочка горит? -Что же нужно нам сделать, чтобы ток потек по проводнику? -Зачем у лампочки второй контакт, к чему его можно присоединить? У источника есть и второй полюс. (Учитель или ассистент соединяет верно, лампочка загорелась) - Что наблюдаете? - Устройства которые мы с вами соединили, образовали электрическую цепь. Открытие нового знания. -Итак, что будет, если я разомкну цепь? Учитель отсоединяет один конец провода от источника - лампочка гаснет. -А теперь снова замкну (лампочка загорается.) - Ребята, откройте правило, какое же условие должно выполняться, чтобы ток существовал в проводнике? -А как же так, мы только замкнули цепь, а лампочка уже загорелась? Оказывается, электрическое поле от источника по замкнутому проводнику распространяется со скоростью 300000 км/с. | Познавательные Слушание учителя. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Отвечают на вопросы учителя, Выдвигают предположения - Нет, т.к. не горит - Подключить к батарейке. - Проводами -Нет Выдвигают предположения, приходят к правильной версии. -Лампочка горит -Лампочка погаснет Установление причинно-следственных связей. - Чтобы ток шел по цепи, а по проводнику распространялось электрическое поле - цепь должна быть замкнута. Записывают. Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Контроль и корректировка ответов обучающихся. | Фронталь-ная | Познавательные Компетенция обучающихся в области физики. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, строить речевое высказывание. умения наблюдать, делать выводы. Выделение существенной информации из слов учителя. Умение Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры Коммуникативные Слушание. Умение слушать и вступать в диалог. Регулятивная Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | |
4. Конспектирование записей в тетради и чертеж графа. | 4мин | Запишите: «Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью». Разберем цепь по составу. 1. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. - Приведите примеры потребителей… в классе… дома… 2. Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов 3. 4. Замыкающее устройство (выключатель, ключ) Начертим схему , отображающую состав цепи электрическая цепь потребители (лампа) выключатель(ключ) источник тока соединительные провода. | Познавательные Слушают учителя. Записывают. Называют примеры из жизни Чертят схему в тетрадь Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Развитие регуляции учебной деятельности | Индивид-уальная | Познавательные Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Коммуникативные Слушание учителя Регулятивная Регуляция учебной деятельности. | Состав электрической цепи: Потребители Источник тока Ключ Соединительные провода |
5. Работа с учебником. | 5мин | Для того, чтоб не рисовать элементы электрической цепи придумали специальные условные обозначения. -Откройте учебники стр. 79 и изучите рис. 48. Начертим схему цепи в тетради (карандашом и по линейке). А теперь перечертите пожалуйста в тетрадь все обозначения из учебника. Ваша задача их выучить, ведь и с их помощью вы будите чертить электрические схемы. | Познавательные Отвечают на вопрсы учителя. У большинства отрицательный ответ Чертят схему Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Развитие регуляции учебной деятельности | Индиви-дуальная | Познавательные Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные Слушание учителя Регулятивная Регуляция учебной деятельности. | Специальные условные обозначения элементов цепи. |
6. Повторение пройденного в форме игры в домино. | 7 мин | 4.Первичная проверка понимания изученного «А чтобы вам было легко запомнить, то вам предлагаю поиграть в домино по данной теме». На 12 карточках с одной стороны изображен элемент цепи, с другой записано название другого элемента цепи. Необходимо найти подходящие карточки и совместить изображение с названием. | Познавательные Игровая деятельность пользуясь таблицей учебника или записями в тетради соединить карточки. Коммуникативные Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Регулятивная Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. | Парная или Групповая по 3-4 человека | Познавательные Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Отвечают на вопросы Коммуникативные Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности Регулятивная Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля |
|
7. | Выполняйте движения глазами в соответствии с текстом, воспринимаемом на слух, движением предметов на экране под музыку | Регулятивные Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом, воспринимаемом на слух, движением предметов на экране под музыку. | Фронтальная | Регулятивная Умение слушать, наблюдать, повторять действия в соответствие с целевой установкой. | ||
8. Закрепление материала с помощью решения задач. | 10мин | 5. Первичное закрепление - Кто уже запомнил обозначения и готов применять знания на практике, будем чертить схемы из задачника В.И. Лукашика. № 1242 (1007), 1243 (1008), 1245-1247 (1010-1012), 1254 (1019) | Познавательные Решение задач Регулятивная Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Индиви-дуальная | Познавательные. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Регулятивная Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Осуществление самоконтроля. |
|
9. Обсуждение домашнего задания | 2 мин. | 6.Домашнее задание Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению § 33, упр.13(№5); по желанию упр.13(№3) | Познавательные Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради. Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Развитие регуляции учебной деятельности | Фронталь-ная | Познавательные Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные Слушание учителя Регулятивная Регуляция учебной деятельности. |
|
9. Рефлексия | 4 мин. | 7. Подведение итогов занятия 1) Направление движения каких частиц в проводнике принято за направление тока? 2) От какого полюса источника тока к какому принято считать за положительное направление тока? 3) Оценки за работу на уроке. Сравните ее с самооценкой. Совпадает? Если нет будем выяснять почему? И в заключении подарок каждому ученику- мини таблица «Условное обозначение элементов электрической цепи» В | Познавательные Отвечают на вопрос учителя -положительных от + к – Коммуникативные Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме Регулятивная Контроль правильности ответов обучающихся. Сравнение внешней оценки с собственной оценкой деятельности на уроке. | Фронталь-ная | Познавательные Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Коммуникативные Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивная Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
|
Приложение 1. ДОМИНО по теме «Электрическая цепь и её составные части».
Ключ |
| Электрический звонок | ||
Электрическая лампочка |
| Батарея гальваническихэлементов | ||
Предохранитель |
| Амперметр | ||
Гальванический элемент |
| Пересечение проводов | ||
Резистор |
| Соединение проводов | ||
Нагревательный элемент |
| Вольтметр |
Самоанализ урока.
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
Стадия Вызова | Регулятивные УУД: средний уровень (ответ при актуализации темы после наводящих вопросов); высокий уровень (дети самостоятельно открыли, что цепь должна быть замкнута). | 1.Не все представляют движение тока в проводнике 2. Не чертят схемы карандашом по линейке. 3. Долго записывают конспекты. 4. Долго перечерчивают в тетрадь условные обозначения или не перечерчивают вообще. | 1.Провести аналогию с движением жидкости по трубе или движением строя маленьких человечков. 2. Опросить успешных учащихся. 3. Иметь на учительском столе карандаши и линейки. 4.Разрешить не перечерчивать обозначения, а рассмотреть в учебнике и перейти к игре, а в домашнее задание включить перенесение элементов цепи в тетрадь, либо распечатать обозначения и раздать для вклеивания в тетрадь. |
Стадия Содержания | Познавательные УУД: средний уровень (опираются на опыт товарищей); высокий уровень (проявляют инициативу при изложении и структурировании информации, выходят ассистентами к доске). Коммуникативные УУД: высокий уровень (обращаются за помощью к учителю или товарищу). | 1.Ученики пишут медленно, часто переспрашивают. 2. Не сразу все успели воспринять некоторые причинно- следственные связи. | 1.Визуализация материала при помощи презентации. 2.Подготовить слайды с определениями основных понятий темы. |
Стадия Рефлексии | Познавательные УУД: средний уровень (формулирование выводов с подсказки учителя); высокий уровень (самостоятельное выполнение задания). Коммуникативные УУД: средний уровень (формулируют выводы с поддержки учителя); высокий уровень (активное общение при формулировании в группах, поиск в учебнике, обращение к учителю с вопросами). | Некоторые ученики играли в домино, подглядывая в тетрадь или учебник. Некоторые учащиеся предпочли играть и к задачам не приступили. | 1. Дать время на следующем уроке поиграть в домино еще или пригласить после уроков. 2 .Включить в домашнее задание задачи. |
Российская Федерация
министерство образования Российской Федерации
Департамент образования комитетА по социальной политике
и культуре Администрации г. Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 46
(МБОУ Г. Иркутска СОШ № 46)
664056 г. Иркутск ул. Аносова, 2, тел./факс (83952) 48-53-61
E-mail:school46irkutsk@yandex.ru
Отзыв на открытый урок
Учитель : Риттер Елена Анатольевна
Класс : 8 А
Тема урока : Электрическая цепь и её составные части
Цели урока: создание условий для овладения обучающимися знаний о составных частях электрической цепи, их назначении и их условные обозначения.
Цель озвучена конкретно обучающимися, для реализации был сформулирован план работы.
2. Содержание урока соответствует программному материалу и принципам научности, системности, оптимальности, доступности, последовательности изложения. Учителем оптимально подобраны формы организации деятельности для проблемного обучения.
3. Качество методического обеспечения: для достижения поставленных целей использованы элементы технологии проблемного обучения (прослеживается через все этапы урока, при возникновении проблемной ситуации, планировании её решения, эксперимента, практической работы, побуждающего диалога, а также рефлексии. С помощью диалога осуществлялся поиск решения проблемы. В побуждающем диалоге использовались стимулирующие реплики, которые помогали работать творчески.
Приёмы:
- проблемная ситуация
- проблемные вопросы
- побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.
Формы организации деятельности : фронтальная , индивидуальная, работа в парах.
Мотивация деятельности : через решение проблемной ситуации, игровая деятельность, метод поощрения.
Раздаточные материалы : плакат подарок.
Материалы на электронных носителях : презентация «Электрическая цепь и её составные части».
4. Обучающиеся имели возможность продемонстрировать умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, представлять результаты в ходе решения проблемы.
5. Созданы условия для актуализации опыта обучающихся. На этапе актуализации знаний, выявление места и причины затруднения, построение выхода из затруднения. Так же выделение существенной информации, логические умозаключения на этапе первичная проверка понимания изученного.
6. Урок способствует формированию ключевых компетенций:
- в предметной области : понимание смысла понятия «электрическая цепь», «элемент электрической цепи»; умение представлять электрические цепи с использованием знака-символической системы, умению слушать, наблюдать, повторять действия в соответствие с целевой установкой.
- в плане продолжения образования и эффективного самообразования: учащиеся проанализировали деятельность на уроке с помощью критериев оценивания и сумели определить степень усвоения новых знаний.
7. Урок способствует развитию качеств личности:
- коммуникативность (способность к эффективному общению);
- критическое мышление (при составлении электрической цепи, решении задач);
- самостоятельность и ответственность (при решении проблем);
- рефлексивность, способность к самооценке, взаимооценке и самоанализу;
- толерантность при общении (работа в парах).
8. Урок способствует развитию практических навыков (при работе с оборудованием, работа в парах (нормы общения).
9. Урок помогает обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении (критерии самооценки).
10. Урок помогает обучающимся в решении значимых для них проблем в понимании смысла понятия «электрическая цепь и ее составные части» и условные обозначения составных частей;
11. Педагог владеет аудиторией, умеет заинтересовать обучающихся.
12.Педагог умеет обеспечить комфортность образовательной среды. Урок был построен по принципу диалога от простого к сложному, выполнялись психогигиенические требования: освещение кабинета, использование наглядного материала, его количество и периодичность предъявления. Особое место отведено на уроке техники безопасности при работе.
13. На уроке прослеживался благоприятный климат, доброжелательное отношение к обучающимся. В течение всего урока поддерживался интерес и внимание обучающихся с помощью презентации «Электрическая цепь и её составные части» и разных форм работы. Утомление обучающихся предупреждалось путем чередования видов и форм деятельности. В ходе работы обучающиеся показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. При построении урока учитывались реальные возможности учащихся. Контроль и самоконтроль осуществлялся через все виды деятельности. Учитель, учитывая возрастные особенности учащихся, использует эффекты для достижения целей урока: электронное сопровождение. Урок получился интересным, изучен предусмотренный по объему материал.
14. Познавательный и личностный результат. Рефлексия: поставленные цели и задачи реализованы в полном объеме. Цель соответствует конечному результату. Формы фиксации результатов: фиксируют в тетради ученика.
15. Выводы и предложения по уроку: Содержание урока было отобрано в соответствии с возрастными и психологическими особенностями, излагаемый материал был доступен обучающимся, а также способствовал отработке изучаемого нового умения. Выбранный тип и форма проведения урока были подобраны правильно, методически грамотно. Удачно подобрана проблемная ситуация, на этапе закрепления успешно проведена работа решения задач. Урок проведен эффективно и методически грамотно.
Директор И. Г. Аксаментов
Заместитель директора О. В. Кондрашева
Заместитель директора Е. А. Каптигулова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части" к учебнику Перышкина
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Урок физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"
Урок изучения составных частей электрической цепи, условные обозначения цепи на схемах...
Урок: Электрическая цепь и ее составные части
Цель урока: раскрыть сущность составных частей электрической цепи, их назначение и условные обозначения.Задачи урока:а) формирование представлений об электрической цепи, организация усвоени...
План - конспект урока "Электрическая цепь и ее составные части"
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.Цель урока: дать понятие электрической цепи; изучить составные части простейшей электрической цепи, пока...
Технологическая карта урока по физике "Электрическая цепь и ее составные части"
Вопросы, связанные с электрическими цепями являются важной составляющей темы "Электрический ток". Поэтому необходимо научить учащихся уметь "читать" и составлять схемы....
Открытый урок на тему «Электрическая цепь и её составные части»
Для открытого урока я подготовила:1) План урока;2) Рабочий лист;3) Технологическая карта;4) Презентация к уроку....