Открытый урок. "Электрическая цепь и её составные части"
методическая разработка по физике (8 класс)

Елена Анатольевна Риттер

Тема урока         Электрическая цепь и её составные части

 

Тип урока:          изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl.docx144.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Риттер ЕА.                                                         Технологическая карта  урока по физике

8 класс,  УМК: А.В.Пёрышкин

Тема урока         Электрическая цепь и её составные части

Тип урока:          изучение нового материала

Цели и задачи урока

Цель урока: раскрыть сущность составных частей электрической цепи, их назначение и условные обозначения.

Задачи урока:

-  Предметный результат.  формирование представлений об электрической цепи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование умений чертить схемы и графы, формирование научного мировоззрения учащихся .

-  Метапредметный результат развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.

- Личностный результат формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления.

Методы обучения: 

репродуктивный, проблемный, эвристический, практический.

Формы организации  познавательной деятельности 

 коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: 

учебник, лабораторное оборудование, домино «Состав электрической цепи», задачник В.И. Лукашик.

Этап урока. Основной методический прием

Время (t)

План урока

Основные реализуемые учебные действия учащихся на каждом этапе

Форма работы

Формируемые универсальные учебные действия

Формируемые планируемые результаты освоения программы по предмету

 

Приветствие.

2 мин

Организационный момент.

Приветствие учащихся,  определение темы и цели урока.

Как вы думаете, что изображено на рисунке?https://electronicaplus.ru/images/elektricheskaya-cep.jpeg

Обобщение учителя:«Сегодня цель нашего урока рассмотреть состав электрической цепи, определить назначение каждой ее части, а также выяснить роль источника тока в цепи».

Познавательные

Отвечают на приветствие учителя.

Высказываются. Определяют тему и цель урока.

Записывают тему.

 Коммуникативные Взаимодействие с учителем

Регулятивная Целеполагание

Фронталь-ная

Познавательные

Выделение существенной информации из слов учителя.

Коммуникативные Взаимодействие с учителем

Регулятивная Умение настраиваться на занятие

Предметными планируемыми результатами изучения курса является формирование следующих умений (необходимый уровень)

знать/понимать

 смысл понятий: электрический заряд, электрическое поле, проводник, электрическая цепь и схема

смысл физических величин: электрический заряд

Чтобы ток шел по цепи, а по проводнику распространялось электрическое поле - цепь должна быть замкнута.

Электрическое поле от источника по замкнутому проводнику распространяется со скоростью 300000 км/с.

2.

Повторение пройденного с помощью фронтального экспресс опроса.

4мин

Актуализация опорных знаний.

Что такое электрический ток?

Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал электрический ток?

Где создается электрическое поле?

Какая работа совершается в источнике тока?

Какие превращения энергии происходят внутри источника тока?

Какие источники тока вы знаете ещё?

Сколько полюсов у источника тока? Какие?

Познавательные

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Регулятивная

Контроль и корректировка  ответов обучающихся.

 Развитие регуляции учебной деятельности

Фронталь-ная

Познавательные

Осуществление актуализации с предыдущего урока Коммуникативные

Взаимодействие с учителем.

Регулятивная

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Регуляция учебной деятельности

3. Введение в тему с помощью постановки проблемы через эвристическую беседу и демонстрационный эксперимент.

6 мин

Изучение новых знаний и способов деятельности

Переход опроса в эвристическую беседу.

Итак, у меня есть квадратная батарейка и лампочка.

-Посмотрите на лампочку, в ней есть сейчас электрический ток?

-А, что надо сделать, чтобы лампочка загорелась?

-Т.е. нужно через нее пропустить ток.

-Как же соединить лампочку с батарейкой?

-Внимание на лампочку.

(Учитель присоединяет одним проводом лампочку с батарейкой. – можно вызвать ассистента из класса )

-Лампочка горит?

-Что же нужно нам сделать, чтобы ток потек по проводнику?

-Зачем у лампочки второй контакт, к чему его можно присоединить?

У источника есть и второй полюс.

(Учитель или ассистент соединяет

верно, лампочка загорелась)

- Что наблюдаете?

- Устройства которые мы с вами соединили, образовали электрическую цепь.

Открытие нового знания.

-Итак, что будет, если я разомкну цепь?

Учитель отсоединяет один конец провода от источника - лампочка гаснет.

-А теперь снова замкну (лампочка загорается.)

- Ребята, откройте правило, какое же условие должно выполняться, чтобы ток существовал в проводнике?

-А как же так, мы только замкнули цепь, а лампочка уже загорелась?

Оказывается, электрическое поле от источника по замкнутому проводнику распространяется со скоростью 300000 км/с.

Познавательные

Слушание учителя.

Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

Отвечают на вопросы учителя, Выдвигают предположения

- Нет, т.к. не горит

- Подключить к батарейке.

- Проводами

-Нет

Выдвигают предположения, приходят к правильной версии.

-Лампочка горит

-Лампочка погаснет

Установление причинно-следственных связей.

- Чтобы ток шел по цепи, а по проводнику распространялось электрическое поле - цепь должна быть замкнута.

Записывают.

Коммуникативные

Взаимодействие с учителем

Регулятивная Контроль и корректировка ответов обучающихся.

Фронталь-ная

Познавательные

Компетенция обучающихся в области физики.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, строить речевое высказывание.

умения наблюдать, делать выводы.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Умение

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры

Коммуникативные

Слушание.

Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивная

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

4. Конспектирование записей в тетради и чертеж графа.

4мин

Запишите: «Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью». Разберем цепь по составу.

1. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями.

- Приведите примеры потребителей… в классе… дома…

2. Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов 3.

4. Замыкающее устройство (выключатель, ключ)

Начертим схему , отображающую состав цепи

электрическая цепь

потребителиhttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615aa.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615ab.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615ac.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615ad.png

(лампа) выключатель(ключ)

источник тока

соединительные провода.

Познавательные

Слушают учителя. Записывают.

Называют примеры из жизни

Чертят схему в тетрадь

Коммуникативные

Взаимодействие с учителем

Регулятивная

Развитие регуляции учебной деятельности

Индивид-уальная

Познавательные

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Коммуникативные

Слушание учителя

Регулятивная

Регуляция учебной деятельности.

Состав электрической цепи:

Потребители

Источник тока

Ключ

Соединительные провода

5. Работа с учебником.

5мин

Для того, чтоб не рисовать элементы электрической цепи придумали специальные условные обозначения.

-Откройте учебники стр. 79 и изучите рис. 48.

Начертим схему  цепи в тетради  (карандашом и по линейке).

А теперь перечертите пожалуйста в тетрадь все обозначения из учебника. Ваша задача их выучить, ведь и с их помощью вы будите чертить электрические схемы.

Познавательные

Отвечают на вопрсы учителя.

У большинства отрицательный ответ

Чертят схему

Коммуникативные

Взаимодействие с учителем

Регулятивная

Развитие регуляции учебной деятельности

Индиви-дуальная

Познавательные

Выделение существенной информации из слов учителя.

Коммуникативные

Слушание учителя

Регулятивная

Регуляция учебной деятельности.

Специальные условные обозначения элементов цепи.

6. Повторение пройденного в форме игры в домино.

7 мин

4.Первичная проверка понимания изученного

«А чтобы вам было легко запомнить, то  вам предлагаю поиграть в домино по данной теме». На 12 карточках с одной стороны изображен элемент цепи, с другой записано название другого элемента цепи. Необходимо найти подходящие карточки и совместить изображение с названием.

Познавательные

Игровая деятельность пользуясь таблицей учебника или записями в тетради соединить карточки.

Коммуникативные

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Регулятивная

Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов.

Парная или Групповая по 3-4 человека

Познавательные

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Отвечают на вопросы

Коммуникативные

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Регулятивная

Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

 

7.
Зрительная гимнастика "Разноцветные шары"

Выполняйте  движения глазами в соответствии с текстом, воспринимаемом на слух, движением предметов на экране под музыку

Регулятивные

Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом, воспринимаемом на слух, движением предметов на экране под музыку.

Фронтальная

Регулятивная

Умение слушать, наблюдать, повторять действия в соответствие с целевой установкой.

8. Закрепление материала с помощью решения задач.

10мин

5. Первичное закрепление

- Кто уже запомнил обозначения и готов применять знания на практике, будем чертить схемы из задачника В.И. Лукашика. № 1242 (1007), 1243 (1008), 1245-1247 (1010-1012), 1254 (1019)

Познавательные

Решение задач

Регулятивная

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Индиви-дуальная

Познавательные. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Регулятивная

Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Осуществление самоконтроля.

 

9. Обсуждение домашнего задания

2 мин.

6.Домашнее задание

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению § 33, упр.13(№5); по желанию упр.13(№3)

Познавательные

Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради.

Коммуникативные

Взаимодействие с учителем

Регулятивная

Развитие регуляции учебной деятельности

Фронталь-ная

Познавательные

Выделение существенной информации из слов учителя.

Коммуникативные

Слушание учителя

Регулятивная

Регуляция учебной деятельности.

 

9. Рефлексия

4 мин.

7. Подведение итогов занятия

1) Направление движения каких частиц в проводнике принято за направление тока?

2) От какого полюса источника тока к какому принято считать за положительное направление тока?

3) Оценки за работу на уроке. Сравните ее с самооценкой. Совпадает? Если нет будем выяснять почему?

https://myslide.ru/documents_2/7b007493ce3205bf7b12b9266d869e63/img104.jpg

 И в заключении подарок каждому ученику- мини таблица «Условное обозначение элементов электрической цепи»

В

Познавательные

Отвечают на вопрос учителя

-положительных

от + к –

Коммуникативные

Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Регулятивная

Контроль правильности ответов обучающихся.

Сравнение внешней оценки с собственной оценкой деятельности на уроке.

Фронталь-ная

Познавательные

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные

Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивная

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

 

 

Приложение 1. ДОМИНО по теме «Электрическая цепь и её составные части».

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615ae.jpg

Ключ

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615af.jpg

Электрический звонок

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615ag.jpg

Электрическая лампочка

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615ah.jpg

Батарея гальваническихэлементов

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615ai.jpg

Предохранитель

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615aj.jpg

Амперметр

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615ak.jpg

Гальванический элемент

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615al.jpg

Пересечение проводов

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615am.jpg

Резистор

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615an.jpg

Соединение проводов

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615ao.jpg

Нагревательный элемент

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u164274/t1499877615ap.png

Вольтметр

Самоанализ урока.

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

Стадия Вызова

Регулятивные УУД:

средний уровень (ответ при актуализации темы после наводящих вопросов);

высокий уровень (дети самостоятельно открыли, что цепь должна быть замкнута).

1.Не все представляют движение тока в проводнике

2. Не чертят схемы карандашом по линейке.

3. Долго записывают конспекты.

4. Долго перечерчивают в тетрадь условные обозначения или не перечерчивают вообще.

1.Провести аналогию с движением жидкости по трубе или движением строя маленьких человечков.

2. Опросить успешных учащихся.

3. Иметь на учительском столе карандаши и линейки.

4.Разрешить не перечерчивать обозначения, а рассмотреть в учебнике и перейти к игре, а в домашнее задание включить перенесение элементов цепи в тетрадь, либо распечатать обозначения и раздать для вклеивания в тетрадь.

Стадия Содержания

Познавательные УУД:

средний уровень (опираются на опыт товарищей);

высокий уровень (проявляют инициативу при изложении и структурировании информации, выходят ассистентами к доске).

Коммуникативные УУД:

высокий уровень (обращаются за помощью к учителю или товарищу).

1.Ученики пишут медленно, часто переспрашивают.

2. Не сразу все успели воспринять некоторые причинно- следственные связи.

1.Визуализация материала при помощи презентации.

2.Подготовить слайды с определениями основных понятий темы.

Стадия Рефлексии

Познавательные УУД:

средний уровень (формулирование выводов с подсказки учителя);

высокий уровень (самостоятельное выполнение задания).

Коммуникативные УУД:

средний уровень (формулируют выводы с поддержки учителя);

высокий уровень (активное общение при формулировании в группах, поиск в учебнике, обращение к учителю с вопросами).

Некоторые ученики играли в домино, подглядывая в тетрадь или учебник.

Некоторые учащиеся предпочли играть и к задачам не приступили.

1. Дать время на следующем уроке поиграть в домино еще или пригласить после уроков.

2 .Включить в домашнее задание задачи.

https://studfile.net/html/2706/124/html_ihiDiGa6bU.A38z/img-E8_f8x.png

https://myslide.ru/documents_2/7b007493ce3205bf7b12b9266d869e63/img104.jpg

 Российская Федерация

министерство образования Российской Федерации

Департамент образования комитетА по социальной политике

и культуре Администрации г. Иркутска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 46

(МБОУ Г. Иркутска СОШ № 46)

664056 г. Иркутск ул. Аносова, 2,  тел./факс (83952) 48-53-61

E-mail:school46irkutsk@yandex.ru

Отзыв на открытый урок

Учитель : Риттер Елена Анатольевна

Класс : 8 А

Тема урока : Электрическая цепь и её составные части

Цели урока: создание условий для овладения обучающимися знаний  о составных частях электрической цепи, их назначении и их условные обозначения.

           Цель озвучена конкретно обучающимися, для реализации был сформулирован  план работы.

2. Содержание урока соответствует программному материалу и принципам научности, системности, оптимальности, доступности, последовательности изложения. Учителем оптимально подобраны формы организации деятельности для  проблемного обучения.

3. Качество методического обеспечения: для достижения поставленных целей использованы элементы  технологии проблемного обучения (прослеживается через все этапы урока, при возникновении проблемной ситуации, планировании её решения, эксперимента, практической работы, побуждающего диалога, а также рефлексии. С помощью диалога осуществлялся  поиск  решения проблемы. В побуждающем диалоге использовались  стимулирующие реплики,  которые помогали работать творчески.

Приёмы:

- проблемная ситуация

- проблемные вопросы

- побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.

Формы организации деятельности  : фронтальная , индивидуальная, работа  в  парах.
Мотивация деятельности : через решение проблемной ситуации, игровая деятельность, метод поощрения.

Раздаточные материалы : плакат подарок.

Материалы на электронных носителях : презентация «Электрическая цепь и её составные части».

4. Обучающиеся имели возможность  продемонстрировать умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию,  представлять результаты в ходе решения проблемы.

5. Созданы условия для актуализации опыта обучающихся. На этапе актуализации знаний, выявление места и причины затруднения, построение  выхода из затруднения. Так же  выделение существенной информации, логические умозаключения на этапе первичная проверка понимания изученного.

6.  Урок способствует формированию ключевых компетенций:

  • в предметной области  : понимание смысла понятия «электрическая цепь», «элемент электрической цепи»; умение представлять электрические цепи с использованием знака-символической системы, умению слушать, наблюдать, повторять действия в соответствие с целевой установкой.
  • в плане продолжения образования и эффективного самообразования: учащиеся проанализировали деятельность на уроке с помощью критериев оценивания и сумели определить степень усвоения новых знаний.

 7. Урок  способствует развитию  качеств личности:

  • коммуникативность (способность к эффективному общению);
  • критическое мышление (при составлении электрической цепи, решении задач);
  • самостоятельность и ответственность (при решении проблем);
  • рефлексивность, способность к самооценке, взаимооценке и самоанализу;
  • толерантность при общении (работа в парах).

 8. Урок  способствует развитию практических навыков  (при работе  с оборудованием, работа в парах (нормы общения).

9. Урок помогает обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении  (критерии самооценки).

10. Урок помогает обучающимся в решении значимых для них проблем  в   понимании смысла понятия «электрическая цепь и ее составные части» и условные обозначения составных частей;

11. Педагог владеет аудиторией, умеет заинтересовать обучающихся.

12.Педагог умеет обеспечить комфортность образовательной среды. Урок был построен по принципу диалога  от простого к сложному, выполнялись психогигиенические требования: освещение кабинета, использование  наглядного материала, его количество и периодичность предъявления. Особое место отведено на уроке техники безопасности при работе.

13. На уроке прослеживался благоприятный климат, доброжелательное отношение к обучающимся. В течение всего урока поддерживался  интерес и внимание обучающихся с помощью  презентации  «Электрическая цепь и её составные части» и разных форм работы. Утомление обучающихся предупреждалось путем чередования видов и форм  деятельности. В ходе работы обучающиеся показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. При построении урока учитывались реальные возможности учащихся. Контроль и самоконтроль осуществлялся через все виды деятельности. Учитель, учитывая возрастные особенности учащихся, использует эффекты для достижения целей урока:   электронное сопровождение. Урок получился интересным, изучен предусмотренный  по объему материал.

14. Познавательный и личностный результат. Рефлексия:  поставленные цели и задачи реализованы в полном объеме. Цель соответствует конечному результату. Формы фиксации результатов: фиксируют в тетради ученика.

15. Выводы и предложения по уроку: Содержание урока было отобрано в соответствии с возрастными и психологическими особенностями, излагаемый материал был доступен обучающимся, а также способствовал отработке изучаемого нового умения. Выбранный тип и форма проведения урока были подобраны правильно, методически грамотно. Удачно подобрана проблемная ситуация, на этапе закрепления успешно проведена работа решения задач. Урок проведен  эффективно и методически грамотно.

Директор                                                       И. Г. Аксаментов

Заместитель директора                                О. В. Кондрашева

Заместитель директора                                 Е. А. Каптигулова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части" к учебнику Перышкина

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Урок физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Урок изучения составных частей электрической цепи, условные обозначения цепи на схемах...

Урок: Электрическая цепь и ее составные части

Цель  урока: раскрыть сущность составных частей электрической цепи, их назначение и условные обозначения.Задачи урока:а) формирование представлений об электрической цепи, организация усвоени...

План - конспект урока "Электрическая цепь и ее составные части"

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.Цель  урока:  дать понятие электрической цепи; изучить составные части  простейшей электрической цепи,  пока...

Технологическая карта урока по физике "Электрическая цепь и ее составные части"

Вопросы, связанные с электрическими цепями являются важной составляющей темы "Электрический ток". Поэтому необходимо научить учащихся уметь "читать" и составлять схемы....

Открытый урок на тему «Электрическая цепь и её составные части»

Для открытого урока я подготовила:1) План урока;2) Рабочий лист;3) Технологическая карта;4) Презентация к уроку....