РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования
календарно-тематическое планирование по физике (10 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Белокалитвинского района Ростовской области
МБОУ СОШ № 4
УТВЕРЖЕНО
Директор МБОУ СОШ №4
Стрекалова М.Г.
Приказ №111 - О
от "31" 08. 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"»
для 10, 11 класса среднего общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Пушкина С.В.
учитель физики и математики
Белая Калитва 2023
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «» имеет естественнонаучную направленность; включает в себя изучение теории в области физических явлений и практической части.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р)
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания;
- Методических рекомендаций С.В. Лозовенко Т.А. Трушина. Реализация образовательных программ по физике из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум», «Точка роста», Москва. 2021
Программа направлена на обучение рациональным приемам применения знаний на практике, а также переносу усвоенных знаний и умений в аналогичные и измененные условия.
Реализация программы актуальна для повышения мотивации к обучению физики и астрономии, развития интеллектуальных возможностей обучающихся.
Программа рассчитана на детей 16 - 17 лет. Работая индивидуально, парами или в командах, обучающиеся любых возрастов могут учиться, создавая и экспериментируя, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время изучения разных физических явлений.
Программа рассчитана на 1 год обучения
Актуальность программы
Программа курса имеет социальную значимость для нашего общества. Российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия. Одной из задач сегодняшнего образования — воспитание в учащемся самостоятельной личности. Предлагаемая программа способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, формирует у них умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания на практике. Развитие и формирование вышеуказанных умений возможно благодаря стимулированию научно-познавательного интереса во время занятий. Концепция современного образования подразумевает, что учитель перестаёт быть основным источником новых знаний, а становится организатором познавательной активности учащихся, к которой можно отнести и исследовательскую деятельность. Современные экспериментальные исследования по физике уже невозможно представить без использования аналоговых и цифровых измерительных приборов. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий (УУД), приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов.
Цель и задачи программы
знакомство обучающихся с физикой как экспериментальной наукой; формирование навыков
работы с цифровыми датчиками, проведения измерений физических величин и их обработки.
Задачи:
- формирование системы знаний о физических явлениях, закономерностях;
- приобретение опыта использования экспериментальных методов;
- развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
- подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
- формирование основ экологической грамотности.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты,
наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,
консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
- составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
- определения понятиям,работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
- собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение природы;
- развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
- сравнивать, делать выводыи другое).
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
- видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
- классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
- структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
- оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
- позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
- позицию.
Обучающиеся должны приобрести:
• навыки исследовательской работы по измерению физических величин, оценке
погрешностей измерений и обработке результатов;
• умения пользоваться цифровыми измерительными приборами;
• умение обсуждать полученные результаты с привлечением соответствующей
Физической теории;
• умение публично представлять результаты своего исследования;
• умение самостоятельно работать с учебником и научной литературой, а также излагать
свои суждения как в устной, так и письменной форме.
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Вводные занятия. Физический эксперимент и цифровые лаборатории Цифровые датчики. Общие характеристики. Физические эффекты, используемые в работедатчиков. Цифровые датчики и их отличие от аналоговых приборов. Общие характеристикидатчиков. Физические эффекты, используемые в работе датчиков.
Раздел 2. Экспериментальные исследования механических явлений Практическая работа № 1. «Изучение колебаний пружинного маятника» Цель работы: изучить гармонические колебания пружинного маятника.
Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Releon, датчик ускорения, рулетка или линейка, пружина (набор пружин одинаковой длины разной жёсткости), груз с крючком, двухсторонний скотч и штатив с лапкой, электронные весы.
Раздел 3. Экспериментальные исследования по МКТ идеальных газов и давления жидкостей
Практическая работа № 2. «Исследование изобарного процесса (закон Гей-Люссака)»
Цель работы: проверить соотношение между изменениями объёма и температуры газа при его изобарном нагревании.
Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Releon, мультидатчик ФИЗ 5 (датчики температуры и давления), температурный щуп, штатив, сосуд с поршнем для демонстрации газовых законов, линейка.
Практическая работа № 3. «Исследование изохорного процесса (закон Шарля)»
Цель работы: проверить соотношение между изменениями объёма и температуры газа при его изохорном нагревании.
Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Releon, мультидатчик ФИЗ 5 (датчики температуры и давления), температурный щуп, штатив, сосуд с поршнем для демонстрации газовых законов, линейка.
Практическая работа № 4. «Закон Паскаля. Определение давления жидкостей»
Цели работы: изучить закон Паскаля; исследовать изменения давления с изменением высоты столба жидкости.
Оборудование и материалы: штатив, мензурка, трубка, линейка, мультидатчик ФИЗ5, компьютер или планшет.
Практическая работа № 5. «Атмосферное и барометрическое давление. Магдебургские
полушария»
Цель работы: продемонстрировать и вычислить абсолютное и относительное давления. Оборудование и материалы: прибор для демонстрации атмосферного давления (магдебургские полушария), грузы массами 5 и 10 кг, вакуумный насос, датчики относительного и абсолютного давления, компьютер или планшет.
Раздел 4. Экспериментальные исследования тепловых явлений
Практическая работа № 6. «Изучение процесса кипения воды»
Цели работы: изучить процесс кипения воды; построить график зависимости температуры водыот времени.
Оборудование и материалы: электрическая плитка или горелка, большая пробирка, пробиркодержатель, мультидатчик ФИЗ 5, температурный щуп, компьютер или планшет, соль. Практическая работа № 7. «Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении» Цель работы: изучить условие теплового равновесия (без учёта рассеяния тепловой энергии в окружающую среду).
Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Relab, мультидатчик ФИЗ 5, щуп, калориметр, измерительный стакан, электрочайник.
Практическая работа № 8. «Определение удельной теплоты плавления льда» Цель работы: определить удельную теплоту плавления льда.
Оборудование и материалы: калориметр, измерительный цилиндр, стакан с водой, сосуд с тающим льдом, весы, источник питания, соединительные провода, мобильный планшет, компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Relab, мультидатчик ФИЗ 5, температурный щуп.
Практическая работа № 9. «Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела»
Цель работы: определить значение удельной теплоёмкости металлического (алюминиевого) цилиндра на нити.
Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Relab, мультидатчик ФИЗ 5, щуп, калориметр, измерительный стакан, электрочайник, металлическийцилиндр на нити.
Практическая работа № 10. «Изучение процессов плавления и кристаллизации аморфного тела»Цель работы: определить температуру кристаллизации парафина.
Оборудование и материалы: пробирка с парафином, пробиркодержатель, стакан с горячей водой объёмом 150–200 мл, компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Relab, мультидатчик ФИЗ 5, щуп.
Раздел 5. Экспериментальные исследования постоянного тока и его характеристик
Практическая работа № 11. «Изучение смешанного соединения проводников»
Цель работы: проверить основные законы смешанного соединения проводников в электрической цепи.
Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Relab, мультидатчик ФИЗ 5 (датчик тока и напряжения), источник тока, набор резисторов, соединительные провода, ключ.
Практическая работа № 12. «Определение КПД нагревательного элемента»Цель работы: определить КПД нагревательного элемента.
Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Releon, мультидатчик ФИЗ 5 (датчик температуры, датчик тока и напряжения), температурный щуп, источник тока, калориметр, нагревательный элемент, соединительные провода,
мерный цилиндр, ёмкость с водой объёмом 150 см3. Практическая работа № 13. «Изучение закона Джоуля — Ленца»
Цель работы: определить количество теплоты, выделяемое проводником с током. Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Relab, мультидатчик ФИЗ 5 (датчик тока и напряжения), источник тока, резистор, ключ,соединительные провода, штатив, калориметр, ёмкость с водой.
Практическая работа № 14. «Изучение зависимости полезной мощности и КПД источника от напряжения на нагрузке»
Цель работы: изучить зависимость полезной мощности и КПД источника от сопротивления нагрузки.
Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Relab, мультидатчик ФИЗ 5 (датчик тока и напряжения), источник тока, реостат, ключ, соединительные провода.
Практическая работа № 15. «Изучение закона Ома для полной цепи»
Цели работы: проверить закон Ома для полной цепи; изучить режимы работы источников тока. Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Relab, мультидатчик ФИЗ 5 (датчик тока и напряжения), источник тока, 2 резистора, 3 ключа, соединительные провода.
Практическая работа № 16. «Экспериментальная проверка правил Кирхгофа»Цель работы: экспериментально проверить законы Кирхгофа.
Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Relab, мультидатчик ФИЗ 5 (датчик тока и напряжения), источник тока, 5 резисторов, 3 ключа, соединительные провода.
Раздел 6. Экспериментальные исследования магнитного поля
Практическая работа № 17. «Исследование магнитного поля проводника с током»
Цель работы: выявить зависимость модуля индукции магнитного поля проводника с током отсилы тока и расстояния до проводника.
Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Relab, мультидатчик ФИЗ 5, штативы, источник тока, проводник, линейка, реостат, ключ.
Практическая работа № 18. «Исследование явления электромагнитной индукции»Цель работы: исследовать явление электромагнитной индукции.
Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Relab, мультидатчик ФИЗ 5, линейка, катушка-моток, полосовой магнит, трубка из ПВХ, держатель для трубки, штатив.
Практическая работа № 19. «Изучение магнитного поля соленоида»
Цель работы: исследовать распределение индукции магнитного поля вдоль оси соленоида. Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Relab, мультидатчик ФИЗ 5 (датчики тока магнитного поля), источник тока, соединительные провода, соленоид, реостат.
Раздел 7. Проектная работа
Проект и проектный метод исследования. Основные этапы проектного исследования. Выбор темы исследования, определение целей и задач. Проведение индивидуальных исследований. Подготовка к публичному представлению проект
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Форма проведения занятия | Формы контроля | Дата прове-дения | |
Тео-рия | Прак-тика | |||||
Раздел 1. Вводные занятия. Физический эксперимент и цифровые лаборатории (2часа) | ||||||
1. | Как изучают явления в природе? Измерения физических величин. Точность измерений | 1 | 1 | Беседа | Демонстрация готовых результатов измерений | |
Раздел 2. Экспериментальные исследования механических явлений (1 часа) | ||||||
2. | Изучение колебаний пружинного и математического маятника | 1 | Беседа Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | ||
Раздел 3. Экспериментальные исследования по МКТ идеальных газов и давления жидкостей (2 часа) | ||||||
Исследование изобарного процесса (закон Гей-Люссака) | 0,5 | Беседа Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | |||
4. | Исследование изохорного процесса (закон Шарля) | 0,5 | Беседа Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | ||
5. | Закон Паскаля. Определение давления жидкостей | 0,5 | Беседа Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | ||
6. | Атмосферное и барометрическое давление. Магдебургские полушария | 0,5 | Беседа Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | ||
Раздел 4. Экспериментальные исследования тепловых явлений (2 часа) | ||||||
7. | Изучение процесса кипения воды. | 0,5 | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | ||
8 . | Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении | 0,5 | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | ||
9 | Определение удельной теплоты плавления льда. | 0,5 | Практическое занятие | Презентации, доклады, проекты | ||
10 | Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела | 0,5 | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | ||
Раздел 5. Экспериментальные исследования постоянного тока и его характеристик ( часа) | ||||||
11. | Изучение смешанного соединения проводников. | 0,5 | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений . | ||
12 | Определение КПД нагревательной установки | 0,5 | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | ||
13. | Изучение закона Джоуля — Ленца | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | |||
14. | Изучение зависимости мощности и КПД источника от напряжения на нагрузке. | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | |||
15 | Изучение закона Ома для полной цепи | 0,5 | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | ||
Раздел 6. Экспериментальные исследования магнитного поля (1,5 часа) | ||||||
16. | Исследование Магнитного поля проводника с током. | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | |||
17. | Исследование явления электромагнитной индукции | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | |||
18. | Изучение магнитного поля соленоида | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | |||
Раздел 7. Проектная работа (6 часов) | ||||||
23. | Проект и проектный метод исследования | 1 | Беседа | |||
24. | Выбор темы исследования, определение целей и задач | 1 | Беседа | |||
25. | Проведение индивидуальных исследований | 2 | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | ||
26. | Подготовка к публичному Представлению проекта | 2 | Практическое занятие | Демонстрация готовых результатов измерений | ||
Итого: 17 часов | 3 | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой инструмент — компьютер» по информатике и ИКТ 5-6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой инструмент — компьютер» обще интеллектуального направления. Данная программа разработа для работы с следующим программным обеспечением: п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «я-гражданин» для 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я-Гражданин» для 7 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера» для 5 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера»для 5 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Азбука туризма» направление: спортивно-оздоровительное для обучающихся – 5-6 классов
Аннотация В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрез...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сложный мир физики» для 9 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сложный мир физики» для 9 класса составлена на основе:Авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 к...