Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практикум по химии» для 10 – 11 классов.
рабочая программа по химии (10, 11 класс)

Юрова Галина Степановна

В учебном плане МБОУ СОШ 16 в 10 - 11 классах на изучение химии в рамках школьной программы выделяется 1 час в неделю (базовый уровень).

По окончании средней общеобразовательной школы отдельным выпускникам предстоит сдавать Единый Государственный экзамен по данному предмету, к которому необходима определенная подготовка.

Курс внеурочной деятельности по химии «Практикум по химии» нацелен, прежде всего, на отработку умений решать расчетные и экспериментальные задачи, обобщение и систематизацию знаний, практических умений и навыков, подготовку учащихся к ЕГЭ по химии. Курс также
рассчитан на учащихся, интересующихся химией, но не планирующих сдавать экзамен.
Рабочая программа курса «Практикум по химии» разработана на основе закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЭ (с изменениями и дополнениями).

Данный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов и рассчитан на 34 часа за два года (по 0,5 часа в неделю).

Цель курса – подготовка выпускников к выполнению расчетных заданий ЕГЭ по химии (в том числе и второй части с развёрнутым ответом).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 им. П.А. Сидорова

посёлка Первомайского

муниципального образования Белореченский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от «30» августа    2024 г протокол № 1

Председатель __________Сергеева И.Б.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Практикум по химии»

Уровень образования (класс) среднее общее образование 10 – 11 классы

Количество часов: 34 (за 2 года обучения); в неделю 0,5 часа;

 

Учитель Юрова Галина Степановна                    

Учитель-разработчик рабочей программы:

Юрова Галина Степановна, учитель биологии и химии МБОУ СОШ 16

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования

Пояснительная записка


В учебном плане МБОУ СОШ 16 в 10 - 11 классах на изучение химии в рамках школьной программы выделяется 1 час в неделю (базовый уровень).

По окончании средней общеобразовательной школы отдельным выпускникам предстоит сдавать Единый Государственный экзамен по данному предмету, к которому необходима определенная подготовка.

Курс внеурочной деятельности по химии «Практикум по химии» нацелен, прежде всего, на отработку умений решать расчетные и экспериментальные задачи, обобщение и систематизацию знаний, практических умений и навыков, подготовку учащихся к ЕГЭ по химии. Курс также
рассчитан на учащихся, интересующихся химией, но не планирующих сдавать экзамен.
Рабочая программа курса «Практикум по химии» разработана на основе закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЭ (с изменениями и дополнениями).

Данный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов и рассчитан на 34 часа за два года (по 0,5 часа в неделю).

Цель курса – подготовка выпускников к выполнению расчетных заданий ЕГЭ по химии (в том числе и второй части с развёрнутым ответом).
Актуальность Программы

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего образования

(ФГОС СОО). Необходимость реализации Программы связана с подготовкой

к государственной итоговой аттестации по химии и развитием интереса к данному предмету.

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что

она создает условия для формирования у обучающихся естественно-научной

картины мира, развивает умение критического осмысления информации, дает

возможность получить навык проведения учебно-исследовательского

эксперимента, расширяет базис для углубленного изучения химических

процессов в высшей школе.

Задачи программы курса:          
 развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически
заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;
 выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;
 разбирать задания, вызывающие наибольшие затруднения у учащихся при сдаче ЕГЭ по химии, включая задания, недостаточно изучаемые в рамках школьной программы;        
 подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;
 проводить информационную работу с учащимися;        
 проводить практические занятия для лучшего усвоения учащимися материала курса.        
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты в ценностно-ориентационной сфере: 

- чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

- анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- умение разъяснять на примерах (приводить примеры) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека, как важную часть этого единства;

- умение строить своё поведение в соответствии с принципами бережного
отношения к природе.

в трудовой сфере:        
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- планирование и проведение химического эксперимента;
- использование веществ в соответствии с их предназначением и свойствами,
описанными в инструкциях по применению        
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:        
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- уметь описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;        
- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;        
- классифицировать изученные объекты и явления;        
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;        
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;        
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;        
- моделировать строение атомов элементов первого-третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
Метапредметные результаты        
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;        
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;        
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;        
- использование различных источников для получения химической информации.

Предметные результаты

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого русский, родной язык и язык химии;

- описывать и различать изученные классы органических и неорганических

соединений, химические реакции;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических

закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- структурировать изученный материал;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки, передачи химической информации и её представления в различных формах;

- определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к

определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и

степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, тип кристаллической решётки вещества; признаки химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- описывать строение атомов элементов I-IV периодов с использованием

электронной конфигурации атомов;

- моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения,

массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объём и массу по

количеству вещества, объёму или массе реагентов, или продуктов реакции.

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм

человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления раствора заданной концентрации.

Выпускник получит возможность научиться:

- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного

поведения в окружающей природной среде;

- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

- развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и

письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;

- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности

человека;

- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

- применять знания о закономерностях периодической системы химических

элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение

химического равновесия;

- прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения.

Основное содержание курса внеурочной деятельности «Практикум по химии» 10 класс

Тема

Основное содержание

Тема 1. Основные понятия и законы химии.

Основные стехиометрические законы химии. Решение задач на газовые законы.

Тема 2. Основные понятия органической химии.

Классы органических соединений. Гомологи. Номенклатура органических веществ.

Тема 3. Расчеты по химическим формулам.

Вывод формул соединений по массовым долям химических элементов. Вывод формул соединений по продуктам сгорания вещества.

Тема 4. Расчеты по химическим уравнениям.

Вычисления по химическим уравнениям. Вычисление продукта реакции, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.

Тема 5. Способы выражения состава растворов.

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах.

Тема 6. Генетические ряды органических соединений.

Генетическая связь и генетические ряды углеводородов.

Тема 7. Количественное определение содержания компонентов в смеси.

Количественное определение содержания компонентов в смеси.

Тема 8. Решение комбинированных задач рациональными способами.

Решение заданий по теме «Углеводороды». Решение комбинированных задач рациональными способами.

Тема 9. Практические занятия.

Практическая работа №1: «Генетическая связь между классами органических соединений». Практическая работа №2: «Идентификация органических веществ в продуктах питания и косметических средствах».

Тема 10. Органическая химия и жизнь.

Практическое применение органических соединений в повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Практикум по химии» 10 класс

Наименование

разделов

и тем курса

Количество часов

Программное

содержание

Характеристика

деятельности

обучающихся

Характеристика

деятельности

обучающихся

Тема 1. Основные понятия и законы химии

2

Основные стехиометрические законы химии. Решение задач на газовые законы

Первичная

диагностика. Входное

тестирование

Тема 2. Основные понятия органической химии.

2

Вывод формул соединений по массовым долям химических элементов. Вывод формул соединений по продуктам сгорания вещества.

Решение расчетных задач

Тема 3. Расчеты по химическим формулам.

2

Вывод формул соединений по массовым долям химических элементов

Решение расчетных задач

Тема 4. Расчеты по химическим

уравнениям.

2

Вычисления по химическим уравнениям. Вычисление продукта реакции, если одно из реагирующих веществ взято в избытке

Решение расчетных задач

Тема 5. Способы выражения состава растворов.

2

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах.

Решение расчетных задач

Тема 6. Генетические ряды органических соединений.

1

Генетическая связь и генетические ряды углеводородов.

Выполнения заданий на осуществление превращений

Тема 7. Количественное определение содержания компонентов в смеси.

1

Количественное определение содержания компонентов в смеси.

Решение расчетных задач

Тема 8. Решение комбинированных задач рациональными способами.

2

Решение заданий по теме «Углеводороды».

Решение расчетных задач

Решение комбинированных задач рациональными способами.

Решение расчетных задач

Тема 9. Практические занятия.

2

Практическая работа №1: «Генетическая связь между классами органических соединений».

Выполнения практических заданий

Практическая работа №2: «Идентификация органических веществ в продуктах питания и косметических средствах».

Выполнения практических заданий

Тема 10. Органическая химия и жизнь.

1

Практическое применение органических соединений в повседневной жизни.

Мозговой штурм. Итоговое тестирование

Итого:

17

Основное содержание курса внеурочной деятельности «Практикум по химии» 11 класс

Тема

Основное содержание

Тема 1. Расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций

Нахождение молекулярной массы веществ. Расчет массовой доли элемента в веществе. Расчет массовой доли продукта в смеси. Вычисление массовой доли вещества в растворе. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчетные задачи по уравнению химических реакций (по известной массе, известному объему). Расчеты теплового эффекта реакции. Расчеты массовой доли продукта реакции от теоретически возможного. Расчет массы и количества вещества продукта реакции, если одно вещество дано с примесями

Тема 2. Строение атома и строение вещества

Строение электронных оболочек атомов. Типы химической связи. Типы кристаллических решеток

Тема 3. Химические реакции

Обратимость химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Гидролиз. Окислительно - восстановительные реакции.

Тема 4. Неорганическая химия

Химические свойства простых веществ – металлов. Химические свойства простых веществ – неметаллов. их соединений кислотных оксидов и кислот. Решение цепочек уравнений химических реакций.

Тема 5. Органическая химия

Химические свойства углеводородов и кислородсодержащих веществ. Решение цепочек уравнений химических реакций.

Тема 6. Экспериментальные основы химии

Качественные реакции на неорганические, органические вещества и ионы

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Практикум по химии» 11 класс

Наименование

разделов

и тем курса

Количество часов

Программное

содержание

Характеристика

деятельности

обучающихся

Характеристика

деятельности

обучающихся

Тема 1. Расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций

7

Нахождение молекулярной массы веществ. Расчет массовой доли элемента в веществе

Входное

тестирование

Расчет массовой доли продукта в смеси. Вычисление массовой доли вещества в растворе

Решение расчетных задач

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях

Решение расчетных задач

Расчетные задачи по уравнению химических реакций (по известной массе, известному объему)

Решение расчетных задач

Расчеты теплового эффекта реакции.

Решение расчетных задач

Расчеты массовой доли продукта реакции от теоретически возможного.

Решение расчетных задач

Расчет массы и количества вещества продукта реакции, если одно вещество дано с примесями

Решение расчетных задач

Тема 2. Строение атома и строение вещества

1

Строение электронных оболочек атомов. Типы химической связи. Типы кристаллических решеток

Систематизация знаний по данной теме. Выполнение практических заданий

Тема 3. Химические реакции

3

Обратимость химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения

Систематизация знаний по данной теме. Выполнение практических заданий

Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Гидролиз

Систематизация знаний по данной теме. Выполнение практических заданий

Окислительно - восстановительные реакции

Систематизация знаний по данной теме. Выполнение практических заданий

Тема 4. Неорганическая химия

3

Химические свойства простых веществ – металлов

Систематизация знаний по данной теме. Выполнение практических заданий

Химические свойства простых веществ – неметаллов. их соединений кислотных оксидов и кислот.

Систематизация знаний по данной теме. Выполнение практических заданий

Решение цепочек уравнений химических реакций

Систематизация знаний по данной теме. Выполнение практических заданий

Тема 5. Органическая химия

2

Химические свойства углеводородов и кислородсодержащих веществ

Систематизация знаний по данной теме. Выполнение практических заданий

Решение цепочек уравнений химических реакций.

Систематизация знаний по данной теме. Выполнение практических заданий

Тема 6. Экспериментальные основы химии

1

Качественные реакции на неорганические, органические вещества и ионы

Выполнение практической работы. Итоговое тестирование.

Итого:

17

 

Учебно-методическая литература для учителя:

  1. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Органическая химия. М. Образование. 2016г.
  2. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Неорганическая химия. М. Образование. 2016г.
  3. КИМы ЕГЭ по химии.
  4. https://chem-ege.sdamgia.ru/ 

         

     

              СОГЛАСОВАНО

             Заседание ШМО

    естественно-гуманитарных наук

 протокол № 1 от « 30 »   08   2024 г

Руководитель ШМО  ___     О.Н.Пасхина

     

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

______________Г.С. Найда

      « 30  »   08    2024  г

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.           Программа реализована в рамках &laqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.           Программа реализована в рамках &laqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования...