Сборник практико-ориентированных задач по физике для формирования функциональной грамотности
методическая разработка по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Сборник практико-ориентированных задач по физике как средство формирования функциональной грамотности школьников
К учебнику А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс» (М. : Дрофа)
Автор составитель: Булчун И.О. учитель физики
Разработанный «Сборник практико-ориентированных задач по физике для формирования функциональной грамотности» является дополнением к основному сборнику задач, используемому в школе при изучении физики 7 класс. Он может выступать как основание для урока решения задач по физике, так и дополнением к уроку или домашнему заданию.
Сам сборник включает в себя задачи для формирования различных компетенций естественнонаучной грамотности: понимание основ естественнонаучного исследования, умения объяснять явления, умение формулировать выводы. Задачи рассчитаны не только для учащихся 7ый классов, но и школьников других классов, изучающих физику по обычной или углубленной программе общеобразовательной школы.
Сборник имеет тематическую структуру, в соответствии с темами школьного учебника физики 7 класса А. В. Перышкина.
Рекомендуем при решении задач на формирование естественнонаучной грамотности пользоваться калькулятором. Использование калькулятора при вычислениях не уменьшает ценности задачи, а позволяет акцентировать внимание у школьника на сути и цели задачи.
Сборник практико-ориентированных задач подразумевает как самостоятельную работу учащегося, так и совместную работу в группах или совместно с учителем. При работе со сборником практико-ориентированных задач учащийся должен знать требования к оформлению и решению задач.
Для повышения эффективности сборника требуется грамотно сочетать его с использованием следующих методов:
- Объяснительно-иллюстративный метод – представление информации различными способами, как словесными, так и наглядными (в виде рисунков, таблиц, схем и т.п.);
- Эвристический метод – метод, требующий творческого подхода к решению предложенной задачи;
- «Проблемная ситуация» - метод, основанный на постановке проблемы учителем или самим учащимся и поиском ее решения;
- Репродуктивный метод – решение задачи, основанное на воспроизведении полученного знания;
- Поисковый метод – решение задачи с помощью различных средств (учителя, других учащихся и т.п.).
В процессе решения задач из предложенного сборника формируются следующие универсальные действия:
- Регулятивные: целеполагание, умение планировать свою деятельность, прогнозирование результатов, оценивание своей деятельности;
- Коммуникативные: планирование совместной работы, разрешение возникших конфликтов;
- Личностные: приобщение к достижениям современной науки и техники, установление значения результатов деятельности и своих потребностей и интересов;
- Познавательные: постановка и решение проблем, осуществление логических действий, развитие общеучебных умений.
Главная цель сборника практико-ориентированных задач – формирование естественнонаучной грамотности у школьников, умения использовать полученные знания (формирование функциональной грамотности).
Содержание сборника практико-ориентированных задач по физике
Разработанный сборник включается в себя только практико- ориентированные задачи по физике, которые были разработаны или взяты из других сборников задач по физике: Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э., КирикаЛ. А. В каждой теме сборника приведены задачи для формирования той или иной компетенции естественнонаучной грамотности. Всего в сборнике 115 задач.
Сборник по своей структуре соответствует содержанию учебника 7ого класса по физике А. В. Перышкина. Исходя из этого содержание сборника практико-ориентированных задач по физике совпадает с указанным учебником:
- Введение
- Физические величины. Измерение физических величин
Этот раздел включает в себя пять задач. Для наполнения раздела использовались три задачи Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э. Две задачи были разработаны самостоятельно.
- Точность и погрешность измерений
Указанный раздел включает в себя пять задач. Состоит из двух задач Перышкина А. В., Генденштейна Л. Э. и трех, составленных нами.
- Первоначальные сведения о строении вещества
- Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах Текущая тема содержит пять задач. Включает в себя три задачи Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э. Оставшиеся задачи
были предложены нами.
- Взаимодействие тел
- Скорость. Расчет пути и времени движения
В разделе содержится пять задач. В него включены три задачи, разработанные в рамках исследования, и две задачи Перышкина А. В., Генденштейна Л. Э.
- Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела
Раздел включает в себя пять задач. В этом разделе использовались три задачи следующих авторов: Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э. Еще две задачи были сформулированы в ходе исследовательской работы.
- Плотность вещества
Этот раздел состоит из пять задач. Для наполнения раздела использовались две задачи Перышкина А. В., Генденштейна Л. Э. и три задачи, созданные в рамках выпускной квалификационной работы.
- Сила. Явление тяготения. Сила тяжести
Эта тема включает в себя пять задач. В ней использовались три задачи Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э. и оставшиеся были разработаны нами.
- Сила упругости. Закон Гука. Вес тела
Указанная тема включает в себя пять задач. Эта тема содержит две задачи за авторством Перышкина А. В., Генденштейна Л. Э. и три оригинальные.
- Динамометр
В этом разделе содержится три задач следующих авторов: Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э. Еще две задачи в разделе составлены в рамках выполнения задач исследования.
- Сила трения
Для наполнения этой темы были взяты две задачи Перышкина А. В., Генденштейна Л. Э. Всего задач в теме пять, три из них разработаны нами.
- Давление
- Давление. Способы уменьшения и увеличения давления.
Этот раздел включает в себя пять задач. В разделе использовались три задачи Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э. Оставшиеся две задачи были предложены в рамках исследовательской работы.
- Давление газа. Закон Паскаля
Раздел наполнен двумя задачами под авторством: Перышкина А. В., Генденштейна Л. Э. и тремя нашими задачами.
- Давление в жидкости и газе
В раздел включены пять задач, три из которых были заимствованы из материалов Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э.
- Сообщающиеся сосуды
Тема содержит две задачи ? авторов и три разработанных в рамках исследования.
- Атмосферное давление
В разделе представлены две авторские задачи и три, взятые из сборников Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э.
- Архимедова сила. Плавание тел
Эта тема включает в себя пять задач: две задачи Перышкина А. В., Генденштейна Л. Э. и три задачи, предложенные нами.
- Работа и мощность. Энергия
- Механическая работа
Указанный раздел наполнен двумя уникальными задачами и тремя задачами Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э.
- Мощность
Раздел состоит из пяти задач. Две из которых были заимствованы у Перышкина А. В., Генденштейна Л. Э. Оставшиеся были разработаны в рамках выпускной квалификационной работы.
- Рычаг
Этот раздел содержит три задачи Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э., другие две созданы нами.
- Блок
В тематическом разделе предложены пять задач: три задачи, разработанные в ходе исследования, и две взятые из сборников Перышкина А. Генденштейна Л. Э.
- Коэффициент полезного действия
Раздел включает в себя пять задач. Для наполнения раздела использовались три задачи Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э. и две оригинальных.
- Энергия
При формировании раздела были использованы пять задач: две заимствованные из материалов Перышкина А. В., Генденштейна Л. Э. и три сформулированных нами.
- Превращение одного вида механической энергии в другой
Тема содержит пять задач. Включая три задачи за авторством Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э. и две, разработанные в рамках выпускной квалификационной работы.
- Справочные материалы
Последний раздел наполнен разнообразными таблицами, в которых указаны качественные характеристики различных материалов, постоянные величины и др., дополнительными материалами, которые могут пригодиться при решении предложенных в сборнике задач.
Разработанный «Сборник практико-ориентированных задач по физике для формирования функциональной грамотности» является дополнением к основному сборнику задач, используемому в школе при изучении физики 7 класс. Он может выступать как основание для урока решения задач по физике, так и дополнением к уроку или домашнему заданию.
Сам сборник включает в себя задачи для формирования различных компетенций естественнонаучной грамотности: понимание основ естественнонаучного исследования, умения объяснять явления, умение формулировать выводы. Задачи рассчитаны не только для учащихся 7ый классов, но и школьников других классов, изучающих физику по обычной или углубленной программе общеобразовательной школы.
Сборник имеет тематическую структуру, в соответствии с темами школьного учебника физики 7 класса А. В. Перышкина.
Рекомендуем при решении задач на формирование естественнонаучной грамотности пользоваться калькулятором. Использование калькулятора при вычислениях не уменьшает ценности задачи, а позволяет акцентировать внимание у школьника на сути и цели задачи.
Разработанный сборник включается в себя только практико- ориентированные задачи по физике, которые были разработаны или взяты из других сборников задач по физике: Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э., КирикаЛ. А. В каждой теме сборника приведены задачи для формирования той или иной компетенции естественнонаучной грамотности. Всего в сборнике 115 задач.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Физические величины. Измерение физических величин 57
Точность и погрешность измерений 58
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА 59
Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах 59
Скорость. Расчет пути и времени движения 60
Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела 60
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести 62
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела 62
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления 64
Давление газа. Закон Паскаля 65
Архимедова сила. Плавание тел 67
Коэффициент полезного действия 70
Превращение одного вида механической энергии в другой 71
ВВЕДЕНИЕ
Физические величины. Измерение физических величин
- Как определить только с помощью линейки диаметр швейных иголок? [П]
- В Древнем Вавилоне за единицу длины принимали расстояние, которое проходил взрослый человек за время выхода диска Солнца из-за горизонта. Эта единицы называлась стадием. Могла ли такая единица длины быть точной? Ответ объясните. [Л]
- Для каждого из измерительных цилиндров (рис. 1, а – г) найдите цену деления и объем налитой жидкости. В каком случае измерение производится наиболее точно? [Г]
Рис. 1
- Варя решила приготовить домашний майонез. В интернете она посмотрела рецепт, подготовила все необходимые ингредиенты. Но у Вари не оказалось мерного стакана. Как и с помощью чего можно отмерить 150 мл растительного масла? (в наличие есть стандартная посуда)
- Предложите алгоритм действий для измерения длины комнаты без подручный средств, можно использовать только свой смартфон и дополнительную информацию в интернете.
Точность и погрешность измерений
- Каким термометром можно точнее измерить температуру – комнатным или медицинским? [П]
- Возьмите несколько одинаковых монет, сложите их так, как показано на рисунке 2, и измерьте линейкой, имеющей цену деления 1 мм, толщину получившейся стопки. Определите толщину одной монеты. В каком случае толщина одной монеты будет измерена более точно: с малым или большим числом монет? [Л]
Рис. 2
- Почему для измерений температуры тела человека и температуры окружающей среды используют разные термометры. Чем они отличаются и почему?
- Всем известна пословица: семь раз отмерь, один раз отрежь. Объясните эту пословицу.
- Петя решил поменять обои в своей комнате. При выборе новых в магазине он заметил на упаковке значение длины и ширины рулона: 10,06 м ± 1,5% и 1,06 м ± 2 мм. Что это означает?
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА
Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
- В стеклянную бутылку налили воду и поместили ее в морозильную камеру. Что произойдёт с бутылкой и почему? [П]
- Прочитайте следующие пословицы:
А) ложка дегтя и бочку меда испортит (русская); Б) тухлое яйцо портит всю кашу (немецкая);
В) на мешке с солью и веревка соленая (корейская);
Г) нарезанный лук пахнет и жжет глаза сильнее (мальгашская); Д) овощной лавке вывеска не нужна (японская).
Ответьте на вопросы:
- О каком физическом явлении говорится в пословице?
- Каков ее физический смысл?
- Верна ли пословица с точки зрения физики?
- В чем ее житейский смысл? [Г]
- Чем объясняется увеличение длины проволоки при ее нагревании?
[Л]
- Как и из-за чего вы можете узнать, что готовит ваша мама на обед,
если вы находитесь в другой комнате и не видите этого?
- Почему лечебный порошок от простуды рекомендуют растворять в теплой воде?
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
Скорость. Расчет пути и времени движения
- Двигаясь равномерно, пассажирский реактивный самолет ТУ-104 пролетел 8250 м за 30 с. Какова скорость самолета в м/с и км/ч? [П]
- Китайский астроном Ло Сяхун, живший примерно за 100 лет до нашей эры, считая, что Земля движется, так обосновывал свое предположение:
«Земля постоянно движется, но люди этого не знают, они, как команда на закрытом судне, когда оно перемещается, этого не замечают». Почему люди не замечают, что Земля движется? [Г]
- Как определить время, в которое необходимо выйти из дома до школы, чтобы не опоздать на урок? Предложите алгоритм определения этого времени, зная свою среднюю скорость ходьбы (принять равной за 3,5 км/ч) и расстояние от дома до школы.
- Миша хвастался в школе, что дошел от дома до школы за 30 минут. Оцените скорость Миши и достоверность его высказывания, если расстояние до дома Миши от школы 4 км. (Мише 13 лет)
- Как определить скорость своего бега и оценить возможный результат при сдаче нормативов по бегу на физкультуре?
Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела
- Благодаря какому физическому явлению удается удалить пыль из ковра выколачиванием? Встряхиванием? [П]
- Почему автомобиль с неисправными тормозами нельзя буксировать на гибком тросе (рис. 3)? [Г]
Рис. 3
- Положите на стакан почтовую открытку, а на открытку положите монетку. Ударьте по открытке щелчком (рис. 4). Почему открытка отлетает, а монетка падает в стакан? [Л]
Рис. 4
- Зачем нужны ремни безопасности в транспорте? Почему подушки безопасности обязательно располагают в руле?
- Чем опасно торможение только переднего колеса велосипеда и почему?
Плотность вещества
- Могли бы вы поднять 0,5 м3 сахара? [П]
- Две одинаковые стеклянные банки заполнены различными жидкостями. Как определить, плотность какой из жидкостей больше? [Г]
- В закрытых упаковках без обозначений взяты две шоколадки, одна из которых пористая. Предложите алгоритм для определения вида шоколадки.
- Повысится ли уровень мирового океана, если растают все ледники в нем? Почему?
- Как и с помощью чего можно определить свежесть купленных яиц?
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести
- Что является общей причиной падения на землю капель дождя, сосулек, снежинок, желудей? Какие физические тела при этом взаимодействуют? [П]
- Возьмите в руки лист бумаги и отпустите его. Понаблюдайте за его падением. Теперь скомкайте этот лист и снова отпустите. Как изменился характер его падения? Почему? [Г]
- Почему жидкость можно переливать из сосуда в сосуд? [Л]
- Как доказать или опровергнуть высказывание о том, что Земля притягивает все тела, находящиеся на одной высоте, одинаково?
- Почему, когда пытаешься попасть баскетбольным мячом в кольцо необходимо целиться выше кольца?
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела
- Поднимаясь в скоростном лифте, человек ощущает, как его прижимает к полу лифта, а в моменте спуска – как бы приподнимает. Одинаковы ли в момент спуска и подъема:
А) масса человека;
Б) сила тяжести, действующая на человека; В) вес человека? [П]
- Как определить, у какой из двух пружин жесткость больше и во сколько раз, используя только линейку? [Г]
- Используя дополнительные материалы, сделайте вывод о том, на какой планете вес человека был наибольшим, а на какой наименьшим. С чем это связано?
- Существует несколько видов подвески автомобилей. В чем отличия, преимущества и недостатки подвески с пружинами (макферсон) и рессорной (рис. 5) подвески?
Рис. 5
- На входных дверях иногда используют пружину для закрывания двери, но со временем пружина растягивается и дверь плохо закрывается. Что делают для восстановления свойств пружины и почему?
Динамометр
- Может ли быть равнодействующая сил меньше каждой из составляющих сил? [П]
- Подвесьте к динамометру на легкой прочной нити стальной шар. Снизу к нему поднесите сильный магнит. Изменится ли при этом:
А) масса шара;
Б) сила тяжести, действующая на шар; В) объем шара;
Г) сила натяжения нити? [Г]
- Чтобы сдвинуть с места застрявший автомобиль, его привязывают к дереву сильно натянутой длиной верёвкой. Затем, оттягивая веревку посередине в сторону, перпендикулярную ее направлению, человек легко может сдвинуть автомобиль с места. Почему это возможно? [Л]
- Какие величины и как можно измерить с помощью динамометра?
- Как и с помощью чего доказать, что равнодействующая сила равно векторной сумме всех сил?
Сила трения
- Почему, намылив палец, легче снять кольцо с пальца? [П]
- Возьмите сухой песок, манную крупу, сахар, горох, древесные опилки. Какие из данных сыпучих тел можно насыпать горкой конической формы наибольшей крутизны? Почему? Ответ проверьте опытом, насыпая каждое вещество с одинаковой высоты через воронку на лист бумаги. [Г]
- Почему в зимний период водители меняют шины на автомобилях на шипованную?
- Существует две системы тормозов в автомобиле: дисковые и барабанные. Изучив информацию в дополнительных источниках, сделайте вывод об эффективности этих тормозных систем.
- На что необходимо обращать внимание при покупке зимней обуви? Почему?
ДАВЛЕНИЕ
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления.
- Почему железная лопата, когда на нее нажимают ногой, легко входит в землю, а деревянная лопата при этом же нажиме не идет в землю? [П]
- Сравните форму зубов хищников и травоядных. Для каких животных важнее, чтобы зубы создавали большое давление? [Г]
- Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, бревен или досок? [Л]
- Вы поехали в лес на машине, что необходимо сделать, если заметили вязкую болотистую землю?
- Почему обувь с острым каблуком может навредить здоровью?
Давление газа. Закон Паскаля
- Как можно выпрямить вмятину на пластиковой бутылке? [П]
- Используя закон Паскаля, объясните, почему зубную пасту легко выдавить из тюбика. [Г]
- Почему пузырьки газа в жидкости принимают форму шара?
- Для проверки герметичности различных соединений газоснабжения иногда используют мыльную воду. Подтвердите или опровергните действенность этого метода.
- Существует мнение, что зимой шины автомобиля необходимо накачивать чуть выше нормы. Объясните целесообразность этого действия.
Давление в жидкости и газе
- На рисунке 6 изображен старинный опыт: в крышке бочки, наполненной доверху водой, была вставлена высокая узкая трубка. Когда в трубку налили воды, бочка разорвалась. Объясните, почему небольшое количество воды, которую
пришлось налить в трубку, могло разорвать бочку? [П]
Рис. 6
- Объясните явление, описанное в книге Ж. Кусто «В мире безмолвия»: «На глубине шести футов уже было тихо и спокойно, но
катящиеся наверху валы давали о себе знать до глубины в двадцать футов ритмичным усилием давления на барабанные перепонки». [Г]
- Водолаз в жестком скафандре может погружаться в море на глубину 250 м, искусный ныряльщик – на глубину 20 м. На сколько и во сколько раз отличается давления воды на этих глубинах? [Л]
- Изучите форму рыб, обитающих на больших глубинах. Сделайте вывод о их форме и причинах такого тела.
- Как и с помощью чего можно проверить истинность гидростатического парадокса, который заключается в том, что давление жидкости не зависит от формы сосуда, а зависит только от высоты жидкости?
Сообщающиеся сосуды
- Действует ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? В условиях слабой силы тяжести, например на Луне? [П]
- На рисунке 7 схематически показа речной шлюз. В какой последовательности нужно открывать и закрывать заслонки и ворота шлюза, чтобы судно прошло через шлюз вверх по течению? [Г]
Рис. 7
- Проанализируйте внутренне строение человека или других млекопитающих. Сделайте вывод о наличие и значении сообщающихся сосудов в живых организмах.
- Как и с помощью чего можно сконструировать автопоилку для животных или автополив для растений?
- Изучите в дополнительных источниках схему устройства сливного бачка унитаза. Объясните принцип работы этого устройства.
Атмосферное давление
- Почему не выливается вода из перевернутого стакана (рис. 8)? [П]
- Чтобы выпить сгущённое молоко из жестяной банки, в крышке пробивают два отверстия. Для чего необходимо второе отверстие? [Г]
- Мальчик сорвал с ветки лист, приложил ко рту,
и, когда втянул воздух, лист лопнул. Почему лопнул лист? [Л]
- Объясните за счет какого явления мы можем дышать?
Рис. 8
- Сделайте предположение и аргументируйте его о значении скафандра для космонавта.
Архимедова сила. Плавание тел
- Почему металлический корабль плавает в воде, а металлический гвоздь тонет? [П]
- Ихтиандр, герой романа Александра Беляева «Человек-амфибия», рассказывает: «Я приручил дельфина. Бедный! Буря однажды выбросила его на берег, и он сильно разбил плавник. Я стащил его в воду. Это была трудна работа: дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело. В воде легче живется». Чем это объясняется? [Г]
- Изучите дополнительные источники о солености различных морей. Сделайте вывод о том, в каком море плавать будет легче и почему?
- Приведите доказательства или опровержение мнения о том, что бензин можно разбавить водой.
- В известном мультфильме «Вверх» пожилой мужчина снарядил большим количеством воздушных шаров свой дом и смог на нем взлететь. Позже группа энтузиастов решили повторить картину из мультфильма в жизни. Для этого им понадобилось всего 300 воздушных шаров, наполненных гелием и диаметром 2,5 м. Оцените, смогло бы такое количество шаров поднять в воздух небольшой домик?
РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ
Механическая работа
- Пильщик, употребляя усилие в 100 Н, продвигает пилу на расстояние 50 см, причем с каждым размахом пила углубляется на 3 мм. Какая требуется работы, чтобы распилить бревно толщиной 30 см? [П]
- Совершает ли работу космонавт в состоянии невесомости, равномерно поднимая предметы? [Г]
- Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, половину воды из бочки вычерпала девочка. Оставшуюся часть – мальчик. Одинаковую работу совершили девочка и мальчик? Ответ объясните. [Л]
- Одна известная поговорка гласит: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Объясните ее смысл сточки зрения физики. В каком случае совершается меньшая работа?
- На какую высоту лебедка сможет поднять ящик, массой 80 кг, если она совершает 4800 Дж.
Мощность
- Для откачивания воды из водяного пласта на глубине 250 м пользуются двигателем мощностью 120 л.с. (1л.с. = 735,5 Вт). За какое время двигатель откачает 54 м3 воды? [П]
- Почему при прыжках человек должен развивать мощность в 3 – 10 раз большую, чем при ходьбе? [Г]
- Почему для характеристик автомобиля используют понятие мощности, а не работы?
- На грузовые автомобили устанавливают двигатели большей мощности, чем на легковые. Для чего это делают?
- Предложите алгоритм для определения мощности мышц руки человека с указанием необходимых материалов.
Рычаг
- Для чего на тисках поставлены не простые гайки, а «барашки» (рис. 9)? [П]
- Почему согнутой в локте рукой можно поднять больший груз, чем на вытянутой? [Г]
- Почему для резки бумаги и ткани применяют
ножницы с короткими ручками и длинными лезвиями, а для резки листового металла – с длинными ручками и короткими лезвиями? [Л]
- Для сохранения здоровья спины человека необходимо носить рюкзак, надевая его на оба плеча, а не на одно. Чем это объясняется?
- Возьмите спичу или деревянную зубочистку и сломайте пополам, затем образовавшиеся две части еще пополам, и так продолжайте до тех пор, пока ваших сил хватает для ломания частей. Объясните результаты, сделайте вывод.
Блок
- Может ли рабочий при помощи системы блоков поднять груз массой 300 кг, прилагая силу 50 Н? Как это сделать? [П]
- Объясните, зачем пользуются неподвижным блоком, ведь выигрыш в силе он не дает. Где удобно его использовать? Приведите примеры. [Г]
- Как и с помощью чего доказать, что подвижный блок дает выигрыш в силе, при чем в два раза?
- Докажите или опровергните утверждение, что с помощью блоков можно получить выигрыш в работе. Как это продемонстрировать на опыте?
- Предложите и обоснуйте такие системы простых механизмов, которые позволяют получать выигрыш в силе в 12 раз. Где вы их можете использовать?
Коэффициент полезного действия
- При помощи лебедки (рис. 10) поднимают груз массой 1 т на высоту 5 м. Вычислите работу, которую надо произвести для этого подъема, если коэффициент полезного действия лебедки 75%. Сколько времени придется израсходовать на этот подъем одному человеку,
если он будет развивать мощность 0,2 л.с.? (1 л.с. = 735,5 Вт) [П]
Рис. 10
Рис. 11
- Докажите, что «золотое правило» механики применимо к гидравлической машине. Трение не учитывайте. [Г]
- Используя одинаковые блоки, можно поднять груз Р на одну и ту же высоту (рис. 11). Одинаковы ли КПД установок? Ответ обоснуйте. [Л]
- Почему нельзя добиться 100% КПД у реальных механизмов?
- Предложите перечень доказательств или опровержений того, что вечный двигатель можно создать.
Энергия
- В каком случае два тела разной массы обладают одинаковой кинетической энергией? [П]
- Почему при движении в городе автомобиль потребляет (в расчете на 1 км) значительно больше горючего, чем при езде за городом? [Г]
- Есть ли разница в мощности тормозов на грузовых и легковых автомобилях? Ответ объясните.
- Зачем существует ограничение скорости движения легкового автомобиля: на трассе – 90 км/ч, в городе – 60 км/ч, в дворовой зоне – 20 км/ч?
- Должны ли отличатся ограничения скорости для легкового и грузового автомобиля. Почему?
Превращение одного вида механической энергии в другой
- На гидроэлектростанции получают электроэнергию с помощью воды, вращая турбины. При этом обычно реку перегораживают плотиной. Для чего это делают? [П]
- Потенциальная энергия поднятого тела зависит от массы тела и высоты, на которую оно поднято. Придумайте опыты, при помощи которых это можно продемонстрировать. [Г]
- На основании законов сохранения докажите, что при центральном упругом ударе двух тел одинаковой массы, первое из которых движется, а второе покоится, произойдет остановка первого тела. При этом второе тело приобретет такую же кинетическую энергию, какой обладало первое тело до удара. [Л]
- Почему при сильных хлопках рук, они начинают «гореть»?
- На гоночных трассах по краям очень крутых поворотов укладывают специальные пенопластовые плиты. Объясните действие этих плит и зачем они нужны.
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Таблица плотностей твердых тел
Таблица плотностей жидкостей
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдулаева О.А. Естественнонаучная грамотность. Физические системы. Тренажер. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцева; под ред. И.Ю. Алексашиной. - М.: Просвещение, 2020.
- Генденштейн Л. Э. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений / Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат; под ред. Л. Э. Гендейштейна. – 3-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2012. – 191 с. : ил.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений// В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 26-е изд. – М.: Просвещение, – 2012.
- Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс». ФГОС // А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – 19-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник практико-ориентированных задач по математике для 5-8 классов
В сборник включены практико-ориентированные текстовые задачи по математике. В каждой теме по 2 варианта. Уровень сложности задач можно разделить на три группы: базовый, средний и повышенный.Все ...
СБОРНИК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ХИМИИ
СБОРНИК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙПО ХИМИИдля учителей и обучающихся общеобразовательных школ Составители: Курочка Юлия Васильевна, Подукова Галина Павловна...
Сборник практико-ориентированных задач
Сборник практико-ориентированных задач...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
Формирование функциональной грамотности. Сборник задач по русскому языку для 8-11 классов
Предлагаемый сборник задач по русскому языку для 8-11 классов выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов по предмету. В пособии представлены разнообразные комплекс...
Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы
Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...
рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы
рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...