Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор»
план-конспект урока по физике (11 класс)
Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор» позволит преподавателю целостно и системно увидеть материал по данной теме, отразить последовательность осуществляемых действий и операций при планировании всех этапов урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта "Деление ядер урана" | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока физики
Тема урока: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор»
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель урока: познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора.
Цели:
Деятельностная: научить обучающихся новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания у обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Задачи урока:
Образовательные: | Воспитательные: | Развивающие: |
механизм деления ядер урана-235; понятие критической массы; условия, определяющие протекание цепной реакции, устройство и принцип работы ядерного реактора. | показать обучающимся важность научных открытий и предупредить об опасности, которая существует при некорректном обращении с достижениями науки. Формирование бережного отношения к окружающему миру |
|
а) специальные: расчет коэффициента размножения нейтронов, определение продуктов реакции. б) общеучебные: владение различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем); умение коллективно работать. |
| |
решение задач на определение нуклонного состава ядра. |
Применяемые технологии:
- информационно – коммуникационная (автор: Г. К. Селевко);
- технология исследовательского обучения. (автор: И. Я. Лернер)
Применяемые методы обучения:
- Методы активного обучения (МАО);
- Исследовательский.
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет, флешноситель.
Образовательные ресурсы: презентация «Механизм деления ядер урана», видеофрагменты «Как работает ядерный реактор», «Атомная бомба».
Планируемые результаты:
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Изучить механизм деления ядер урана-235; сформировать понятие критической массы; выяснить условия, определяющие протекание цепной реакции, познакомиться с устройством и принципом работы ядерного реактора. | Познавательные - интерпретировать физические процессы, протекающие при делении ядер урана извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; работать с информацией в разной форме; - устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - применять установленные правила в планировании способа действия; - прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные - формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. | Формировать: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры. |
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность преподавателя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность обучающегося | Время (в мин.) | |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Организационный этап. | Презентация Слайд 1 | Преподаватель создаёт психологически комфортную обстановку для работы на уроке. | Приветствие преподавателя | 1 | |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация изучения новой темы | Слайд 2,3, 4 | Ставит цель урока, рассказывает, какими способами эта цель будет достигнута. Ставит проблему: Можно ли найти практическое применение выделяющейся энергии? | Беседа с группой обучающихся. Работа с презентаций, в которой отражены ключевые моменты изучаемой темы «Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция» | 1 | |
3 | Актуализация знаний | Слайд 5 | Повторим и вспомним: - Что такое энергия связи. 1.Каков состав атомных ядер: Li, K, Co? 2. Каковы особенности ядерных сил 3. Сформулируйте закон радиоактивного распада и запишите его формулу. 4. Что называется ядерной реакцией? 5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях? 5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях? | Отвечают на вопросы. 1.Каков состав атомных ядер: 11 23Na, 2656Fe, 84 209Po? 2) Ядерные силы притяжения, действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания. 3) N=N02-t/T, где Т-период полураспада - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов. N0-число радиоактивных атомов в начальный момент времени. N-число нераспавшихся ядер в любой момент времени t. 4) Ядерной реакцией называется изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом. 5) В ядерных реакциях выполняются законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда и массового числа. 5) В ядерных реакциях выполняются законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда и массового числа. | 5 | |
4 | Первичное усвоение новых знаний. | Слайд 5,6 Ядерные взаимодействия. слайд 7 - 14 | Мы узнаем: -деление ядер урана; _ цепная реакция; - что такое ядерный реактор Организует работу с ЭОР. По презентации объясняет • открытия деления урана • механизм деления ядра. • Разъясняется понятие цепной реакции. | • Записывают тему урока. Изучают содержание модуля Анализируют, какие именно частицы следует столкнуть с ядром: протоны, альфа-частицы, нейтроны. (Ответ: нейтрон, большая проникающая способность) Делают вывод: Деление возможно, если ядро возбудить или столкнуть с нейтроном Рисуют в тетради «Капельную модель деления ядер урана» • анализируют возможности самопроизвольного деления ядер урана.
• записывают реакции деления ядер • Разбирают зависимость течения цепной реакции от коэффициента размножения урана | 25 | |
Слайд 15, 16 | Возможности протекания цепной реакции Разъясняется понятие коэффициента размножения • Критическая масса | Разбирают условия протекания цепной ядерной реакции: зависимость течения цепной реакции от коэффициента размножения и критической массы | ||||
Слайд 17 «Ядерный реактор» Слайд 18 Первые ядерные реакторы Видеофрагмент из YouTube Видеофрагмент | Практическое применение управляемых цепных реакций – ядерный реактор. • Первые ядерные реакторы • Демонстрация принципа действия ядерного реактора • Каковы преимущества ядерной энергетики? • Неуправляемые цепная ядерная реакция. | Смотрят видеофрмент «Как работает ядерный реактор» Рисуют в тетради схему устройства «Ядерного реактора 1 контура» | ||||
5 | Первичная проверка понимания | Слайд 19, 20, 21 «Неуправляемые ядерные реакции» Слайд 22 Земля – наш общий дом. Хранить и беречь ее - прямая обязанность каждого человека!!! | Предупреждение об опасности, которая существует при некорректном обращении с достижениями науки. Формирование бережного отношения к окружающему миру. Земля – наш общий дом. Хранить и беречь ее - прямая обязанность каждого человека !!! | • Делают вывод: атомная бомба-это страшное оружие. • Анализируют осуществление управляемых и неуправляемых (реакция синтеза взрыва в водородной бомбе) термоядерных реакций. | 3 | |
6 | Первичное закрепление. | Слайд 10 - 16 | 1.Что понимают под делением ядер урана? 2.Какой величиной характеризуется скорость цепной ядерной реакции? 3.Как пойдет реакция при k ‹ 1? 4.При каком значении k ядерная реакция управляемая? | Краткие ответы на вопросы. | 4 | |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Вопросы для самоконтроля и лекционный материал для повторения | Параграф «Деление ядер урана» Исследовательский проект «Атомная энергетика нашей страны»» Вопросы для самоконтроля | Записывают домашнее задание | 1 | |
8 | Итоги урока. | Оценки за урок выставляет журнал | 1 | |||
9 | Рефлексия. | Слайд №23 | Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …» | Отвечают, формулируя мысли согласно плану: «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …» | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Деление ядер урана. Цепная реакция"
Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. В школе физика должна рассматриваться как один из предметов,...
Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...
Открытый урок в 9 классе "Деление ядер урана. Цепные реакции"
Данный урок физики был проведен в 9 классе при изучении раздела "Строение атома и атомного ядра". Уровень обучения физике в основной школе - базовый, в объме 2 часа в неделю....
Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС
Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...
Деление ядер урана. Цепная реакция.
План конспект урока :"Деление ядер урана.Цена реакция"....
Урок физики в 9 классе на тему "Деление ядер урана. Цепная реакция"
Технологическая карта урока физики в 9 классе "Деление ядер урана. Цепная реакция"....
Деление ядер урана. Цепная реакция.
Изучение механизма деления ядер урана-235, введение понятия критической массы, рассмотрение факторов, определяющих протекание цепной реакции....