Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор»
план-конспект урока по физике (11 класс)

Коваленко Маргарита Юрьевна

Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор» позволит преподавателю целостно и системно увидеть материал по данной теме, отразить последовательность осуществляемых действий и операций при планировании всех этапов урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики

Тема урока:  «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель  урока: познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора.

Цели:

Деятельностная: научить обучающихся  новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания у обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи урока: 

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

  • знания

механизм деления ядер урана-235; понятие критической массы; условия, определяющие протекание цепной реакции, устройство и принцип работы ядерного реактора.

показать обучающимся важность научных открытий и предупредить об опасности, которая  существует при некорректном обращении с достижениями науки. Формирование бережного отношения к окружающему миру

  • развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сферы личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, воля) и потребностно - мотивационной областей;

  • умения:

а) специальные: расчет коэффициента размножения нейтронов, определение продуктов реакции.

б) общеучебные: владение различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем); умение коллективно работать.

  • умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выдвигать гипотезы).

  • навыки (умения, доведенные до автоматизма).

решение задач на определение нуклонного состава ядра.

Применяемые технологии:

- информационно – коммуникационная  (автор: Г. К. Селевко);

- технология исследовательского обучения.  (автор: И. Я. Лернер)

Применяемые методы обучения:

  • Методы активного обучения (МАО);
  • Исследовательский. 

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет, флешноситель.

 Образовательные ресурсы: презентация «Механизм деления ядер урана», видеофрагменты «Как работает ядерный реактор», «Атомная бомба».

        

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Изучить механизм деления ядер урана-235; сформировать понятие критической массы; выяснить условия, определяющие протекание цепной реакции, познакомиться с устройством и принципом работы ядерного реактора.

Познавательные - интерпретировать физические процессы,  протекающие при делении ядер урана

 извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; работать с информацией в разной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные - сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- применять установленные правила в планировании способа действия;

- прогнозировать предстоящую работу.  

Коммуникативные  - формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Формировать: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность преподавателя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность обучающегося

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный этап.

Презентация

Слайд 1

Преподаватель создаёт психологически комфортную обстановку для работы на уроке.

Приветствие преподавателя

1

2

Постановка цели и задач урока.

Мотивация изучения новой темы

Слайд 2,3, 4

Ставит цель урока, рассказывает, какими способами эта цель будет достигнута.

Ставит проблему:

Можно ли найти практическое применение выделяющейся энергии?

Беседа с группой обучающихся.

  Работа с презентаций, в которой отражены ключевые моменты изучаемой темы «Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция»

1

3

Актуализация знаний

Слайд 5

Повторим и вспомним:

- Что такое энергия связи.

1.Каков состав атомных ядер: Li, K, Co?

2. Каковы особенности ядерных сил

3. Сформулируйте закон радиоактивного распада и запишите его формулу.

4. Что называется ядерной реакцией?

5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях?

5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях?

Отвечают на вопросы.

1.Каков состав атомных ядер: 11 23Na, 2656Fe, 84 209Po?

2) Ядерные силы притяжения, действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания.

3) N=N02-t/T,

где Т-период полураспада - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов.

N0-число радиоактивных атомов в начальный момент времени.

 N-число нераспавшихся ядер в любой момент времени t.

4) Ядерной реакцией называется изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом.

5) В ядерных реакциях выполняются законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда и массового числа.

5) В ядерных реакциях выполняются законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда и массового числа.

5

4

Первичное усвоение новых знаний.

Слайд 5,6

Ядерные взаимодействия.

слайд 7 -  14

Мы узнаем:

  -деление ядер урана;

_ цепная реакция;

- что такое ядерный реактор

Организует работу с ЭОР.

По презентации объясняет

•        открытия деления урана

•        механизм деления ядра.

•        Разъясняется понятие цепной реакции.

•        Записывают тему урока.

Изучают содержание модуля

Анализируют, какие именно частицы следует столкнуть с ядром: протоны, альфа-частицы, нейтроны.  (Ответ: нейтрон, большая проникающая способность)

Делают вывод:

Деление возможно, если ядро возбудить  или столкнуть с нейтроном

Рисуют в тетради «Капельную модель деления ядер урана»

•        анализируют возможности самопроизвольного деления ядер урана.

  • записывают определение цепной реакции и условий ее протекания

•        записывают реакции деления ядер

•        Разбирают зависимость течения цепной реакции от коэффициента размножения

урана

25

Слайд 15, 16

Возможности протекания цепной реакции        

Разъясняется понятие

коэффициента размножения

•        Критическая масса

        Разбирают

условия протекания цепной ядерной реакции:

 зависимость течения цепной реакции от коэффициента размножения

и критической массы

Слайд 17

«Ядерный реактор»

Слайд 18

Первые ядерные реакторы

Видеофрагмент из YouTube

Как работает ядерный реактор.

Видеофрагмент

Атомная бомба.

        Практическое применение управляемых цепных реакций – ядерный реактор.

•        Первые ядерные реакторы

•        Демонстрация принципа действия ядерного реактора

•        Каковы преимущества ядерной энергетики?

•        Неуправляемые цепная ядерная реакция.

Смотрят видеофрмент «Как работает ядерный реактор»

Рисуют в тетради схему устройства «Ядерного реактора 1 контура»

5

Первичная проверка понимания

Слайд 19, 20, 21

«Неуправляемые ядерные реакции»

Слайд 22

Земля – наш общий дом.

 Хранить и беречь ее - прямая обязанность каждого человека!!!

Предупреждение об опасности, которая  существует при некорректном обращении с достижениями науки. Формирование бережного отношения к окружающему миру.

Земля – наш общий дом.

 Хранить и беречь ее - прямая обязанность каждого человека !!!

•        Делают вывод: атомная бомба-это страшное оружие.

•         Анализируют осуществление управляемых и неуправляемых (реакция синтеза взрыва в водородной бомбе) термоядерных реакций.

3

6

Первичное закрепление.

Слайд 10 -  16

1.Что понимают под делением ядер урана?

2.Какой величиной характеризуется скорость цепной ядерной реакции?

3.Как пойдет реакция при k  1?

4.При каком значении k ядерная реакция управляемая?

Краткие ответы на вопросы.

4

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Вопросы для самоконтроля и лекционный материал для повторения 

Параграф «Деление ядер урана»

Исследовательский проект «Атомная энергетика нашей страны»»

Вопросы для самоконтроля

Записывают домашнее задание

1

8

Итоги урока.

Оценки за урок выставляет журнал

1

9

Рефлексия.

Слайд №23

Предлагает продолжить предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …»

        Отвечают, формулируя мысли согласно плану:

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

            Я узнал …»

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Деление ядер урана. Цепная реакция"

    Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. В школе физика должна рассматриваться как один из предметов,...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

Открытый урок в 9 классе "Деление ядер урана. Цепные реакции"

Данный урок физики был проведен в 9 классе при изучении раздела "Строение атома и атомного ядра". Уровень обучения физике в основной школе - базовый, в объме  2 часа в неделю....

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

Деление ядер урана. Цепная реакция.

План конспект урока :"Деление ядер урана.Цена реакция"....

Урок физики в 9 классе на тему "Деление ядер урана. Цепная реакция"

Технологическая карта урока физики в 9 классе "Деление ядер урана. Цепная реакция"....

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Изучение механизма деления ядер урана-235, введение понятия критической массы, рассмотрение факторов, определяющих протекание цепной реакции....