Разработка урока по теме "Деление ядер урана. Цепная реакция"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, развитию духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delenie_yader_urana._cepnaya_reakciya.rar | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, развитию духовности.
Урок по физике в 9 классе
«Деление ядер урана. Цепная реакция»
И твердит Природы голос:
В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы все не раскололось
На бессмысленные части!
Л.Н.Мартынов
Цель урока: ознакомить учащихся с процессом деления атомных ядер урана, механизмом протекания цепной реакции.
Задачи:
образовательные:
изучить механизм деления ядер урана-235; ввести понятие критической массы; определить факторы, определяющие протекание цепной реакции.
воспитательные:
подвести учащихся к пониманию значимости научных открытий и той опасности, которая может исходить от научных достижений при бездумном, неграмотном или безнравственном отношении с ними.
развивающие:
развитие логического мышления; развитие монологической и диалогической речи; развитие у учащихся мыслительных операций: анализа, сравнения, обучения. Формирование представления о целостности картины мира
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Компетенции, на формирование которых направлен урок:
- ценностно-смысловые - способность видеть и понимать окружающий мир,
- общекультурные - освоение учеником научной картины мира,
- учебно-познавательные - умение отличать факты от домыслов,
- Коммуникативные - навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе,
- компетенции личностного самосовершенствования- культуры мышления и поведения
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу начать наш урок с истории и рассказать о не таких уж далеких событиях. Середина 20 века определяется акселерацией науки: фантастическим ускорением, внедрением научных достижений в производство и в нашу жизнь.Всё это заставляет нас задуматься – что же даст нам наука завтра?
Облегчить все тяготы существования человека – вот основная цель подлинно прогрессивной науки. Сделать человечество более счастливым – ни одного, не двух, а именно человечества. И это очень важно, потому что, как известно, наука может выступить и против человека. Атомный взрыв в японских городах – Хиросима и Нагасаки трагический тому пример.
Итак, 1945 год, август. Вторая мировая война идет к своему завершению.
(Слайд 1)
6 августа в 1:45 американский бомбардировщик B-29 под командованием полковника Пола Тиббетса, взлетел с острова Тиниан, находившегося примерно в 6 часах лета от Хиросимы.
Просмотр видеофрагмент фильма атомной бомбардировки – Херосима.flv (0 до 30 сек и 1 мин.20 сек. До 3 мин. 09 сек)
(Слайд 3)
Хиросима после атомного взрыва.
Чья там бродит тень незримо,
От беды ослепла?
Это плачет Хиросима
В облаках из пепла.
Чей там голос в жарком мраке
Слышен иступлённый?
Это плачет Нагасаки
На земле сожженной
В этом плаче и рыданье
Никакой нет фальши,
Мир весь замер в ожиданье –
Кто заплачет дальше?
(Слайд 4)
Количество погибших от непосредственного воздействия взрыва составило от 70 до 80 тысяч человек. К концу 1945 года, в связи с действием радиоактивного заражения и других пост-эффектов взрыва, общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек. По истечении 5 лет, общее количество погибших достигло 200 000 человек.
(Слайд 5)
6 августа, после получения известия об успешном проведении атомной бомбардировки Хиросимы, Президент США Трумэн заявил, что
«Мы сейчас готовы уничтожить, ещё быстрее и полнее чем раньше, все наземные производственные мощности японцев в любом городе. Мы уничтожим их доки, их фабрики, и их коммуникации. Пусть не будет никакого недопонимания — мы полностью уничтожим способность Японии вести войну»
(Слайд 6)
В 2:47 9 августа американский бомбардировщик B-29 под командованием майора Чарльза Суини, нёсший на борту атомную бомбу, взлетел с острова Тиниан. В 10:56 В-29 прибыл к Нагасаки. Взрыв произошёл в 11:02 местного времени.
(Слайд 7)
Количество погибших к концу 1945 года составило от 60 до 80 тысяч человек. По истечении 5 лет, общее количество погибших, с учётом умерших от рака и других долгосрочных воздействий взрыва, могло достичь или даже превысить 140 000 человек.
Такова история, печальная и предостерегающая
Каждый человек – не есть остров,
каждый человек – это часть большого континента.
И никогда не спрашивай, по ком звонит колокол.
Он звонит по тебе...
А теперь попробуем рассмотреть предысторию создания атомной бомбы, и выяснить каким образом выделяется такая огромная энергия за очень короткое время. Тема сегодняшнего урока «Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция»
(Слайд 8)
Для начала вспомним некоторые понятия, определения и явления, которые необходимы для изучения этого вопроса.
Актуализация знаний.
(можно работать фронтально или по группам и парам)
Вопросы учителя | Примерные ответы учеников |
Строение атома по Резерфорду | В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательные электроны |
Почему это строение называется планетарной моделью атома? | Строение атома подобно строению звездной системы. |
Из каких частиц состоит ядро атома? | Из протонов и нейтронов (из нуклонов) |
Какой из этих частиц имеет заряд, и какой? | Протон. Положительный. |
Как электрический взаимодействуют друг с другом протоны в ядре? | Так как они заряжены одноименными зарядами, поэтому протоны электрически отталкиваются. (Одноименные заряды отталкиваются) |
Тогда какие же силы удерживают нуклоны в ядре? | Ядерные силы притяжения. Они действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания. |
Что такое радиоактивность? | Самопроизвольное излучение веществом α-, β-, γ-частиц… |
Что собой представляют α-, β-частицы? | α-частица - , β-частица -е |
Химический элемент в общем виде записывается так: X. Что обозначают и что показывают Z и N. | Число нейтронов обозначают буквой N. Z показывает число протонов в ядре, также число электронов в атоме, также порядковый номер в таблицк Менделеева |
Запищите уравнение α-, β-распада. | X = Y + X = Y + е |
Протактиний Ра α радиоактивен. Определить, какой элемент получится после этого распада. | Ра = + Ас (актиний) |
В какой элемент превращается U после двух β-распадов и одного α-распада? | U = U + 2е + |
Что такое дефект масс? | Разность между массой нуклонов и массой ядра. |
Что такое энергия связи? | Минимальная энергия, которую необходимо затратить для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны E = Δmc2 |
Что такое энергетический выход ядерной реакции? | Q = (M1– M2)c2 = Δmc2 , где M1 – массы исходных продуктов, M2 – массы конечных продуктов реакции |
Итак, начинаем рассказ о предыстории вопроса.
(Слайд 9)
В 1939 году немецкими учеными Отто Ганом и Фрицем Штрассманом было открыто деление ядер урана. Они установили, что при бомбардировке урана нейтронами возникают элементы средней части периодической системы – радиоактивные изотопы бария (Z = 56), криптона (Z = 36) и др.
Рассмотрим более подробно процесс деления ядра урана при бомбардировке нейтроном по рисунку. Нейтрон, попадая в ядро урана, поглощается им. Ядро возбуждается и начинает деформироваться подобно жидкой капле. Оно растягивается до тех пор, пока электрические силы отталкивания не начнут преобладать над ядерными. Ядро разрывается на два осколка, выбрасывая при этом два или три нейтрона. Такова технология деления ядра урана.
(Слайд 10)
Уран встречается в природе в виде двух изотопов: U (99,3 %) и U (0,7 %). При этом реакция деления U наиболее интенсивно идет на медленных нейтронах, в то время как ядра U просто поглощают нейтрон, и деление не происходит. Поэтому основной интерес представляет реакция деления ядра U. В настоящее время известны около 100 различных изотопов с массовыми числами примерно от 90 до 145, возникающих при делении этого ядра. Две типичные реакции деления этого ядра имеют вид:
Обратим внимание, что энергия, выделяющаяся при делении ядер урана огромна. Например, при полном делении всех ядер, содержащихся в 1 кг урана, выделяется такая же энергия, как и при сгорании 3000 т угля. При том эта энергия может выделиться мгновенно.
(Слайд 11)
При делении ядра урана-235, которое вызвано столкновением с нейтроном, освобождается 2 или 3 нейтрона. При благоприятных условиях эти нейтроны могут попасть в другие ядра урана и вызвать их деление. На этом этапе появятся уже от 4 до 9 нейтронов, способных вызвать новые распады ядер урана и т. д. Такой лавинообразный процесс называется цепной реакцией. (Запись в тетрадь: Цепна́я я́дерная реа́кция — последовательность ядерных реакций, каждая из которых вызывается частицей, появившейся как продукт реакции на предыдущем шаге последовательности). Схема развития цепной реакции деления ядер урана рассмотрим более подробно по видеофрагменте в замедленном темпе для более детального рассмотрения
(Слайд 12) (Объяснение процесса цепной реакции по видеофрагменту).
(Слайд 13)
Для осуществления цепной реакции необходимо, чтобы так называемый коэффициент размножения нейтронов был больше единицы. Другими словами, в каждом последующем поколении нейтронов должно быть больше, чем в предыдущем. Коэффициент размножения определяется не только числом нейтронов, образующихся в каждом элементарном акте, но и условиями, в которых протекает реакция – часть нейтронов может поглощаться другими ядрами или выходить из зоны реакции. Нейтроны, освободившиеся при делении ядер урана-235, способны вызвать деление лишь ядер этого же урана, на долю которого в природном уране приходится всего лишь 0,7 %. Такая концентрация оказывается недостаточной для начала цепной реакции. ИзотопU также может поглощать нейтроны, но при этом не возникает цепной реакции.
(Запись в тетрадь: Коэффициент размножения нейтронов k — отношение числа нейтронов последующего поколения к числу в предшествующем поколении во всём объеме размножающей нейтроны среды)
Цепная реакция в уране с повышенным содержанием урана-235 может развиваться только тогда, когда масса урана превосходит так называемую критическую массу. В небольших кусках урана большинство нейтронов, не попав ни в одно ядро, вылетают наружу. Для чистого урана-235 критическая масса составляет около 50 кг.
(Запись в тетрадь: Критическая масса — минимальное количество делящегося вещества, необходимое для начала самоподдерживающейся цепной реакции деления).
(Слайд 14)
Критическую массу урана можно во много раз уменьшить, если использовать так называемые замедлители нейтронов. Дело в том, что нейтроны, рождающиеся при распаде ядер урана, имеют слишком большие скорости, а вероятность захвата медленных нейтронов ядрами урана-235 в сотни раз больше, чем быстрых. Наилучшим замедлителем нейтронов является тяжелая вода H2O. Обычная вода при взаимодействии с нейтронами сама превращается в тяжелую воду.
Хорошим замедлителем является также графит, ядра которого не поглощают нейтронов. При упругом взаимодействии с ядрами дейтерия или углерода нейтроны замедляются свое движение.
Применение замедлителей нейтронов и специальной оболочки из бериллия, которая отражает нейтроны, позволяет снизить критическую массу до 250 г (0,25 кг).
(Запись в тетрадь:
Критическую массу можно уменьшить, если:
- Использовать замедлители (графит, обычная и тяжелая вода)
- Отражающая оболочка (бериллий)).
А в атомных бомбах, как раз, цепная неуправляемая ядерная реакция возникает при быстром соединении двух кусков урана-235, каждый из которых имеет массу несколько ниже критической.
На этом мы закончим предысторию создания атомной бомбы. Атомная бомба – это страшное оружие. Поражающими факторами которой являются: 1) Световое излучение (включая сюда ренгеновское и тепловое излучение); 2) Ударная волна; 3)радиационное заражение местности. Но деление ядер урана используют и в мирных целях – это в атомных реакторах на АЭС. Процессы, происходящие в этих случаях мы рассмотрим на следующем уроке.
А сейчас, мы закрепим пройденный материал, выполнив тестовое задание. (Ученики выполняют тестовое задание по теме «Состав атомного ядра. Ядерные реакции»). Время выполнения – 5 мин.
Ответы: Вариант 1. 1)1; 2)2; 3)3; 4)1; 5)3; 6)3; 7)3; 8)2.
Вариант 2. 1)1; 2)3; 3)2; 4)2; 5)3; 6)2; 7)2; 8)2.
Природа на Земле распорядилась так, что возник человек разумный. Только хватило бы человеку разума, чтобы все свои творения пустить во благо, а не во вред человечеству.
По этому поводу очень хорошо сказал российский физик и общественный деятель САХАРОВ Андрей Дмитриевич
Да, пора эйфории безвозвратно ушла.
На науке лежит преступленье,
Но к ученым, повинным в создании зла,
Постепенно приходит прозренье. А. Д. Сахаров
Техника и технология нынешнего времени, основанные на новейших достижениях науки, требуют особого, бдительного отношения к себе. Прежде чем их создавать и использовать, нужно просчитать и предвидеть последствия, причем во множестве аспектов (а не в одном!). И если последствия неизвестны, то требуется сначала их обнаружение, тщательное и всестороннее исследования. Спешка, не владение всем комплексом информации недопустимы. Ведь создаваемые или внедряемые без такого учета технические установки, будь они мирного назначения или военного, а также производственные линии могут оказать вредное воздействие на Природу, Человека – его здоровье, психическое состояние, генофонд.
С техникой XX и начала XXI века нужно быть на Вы. Проблемы нравственности и ответственности перед Людьми, Миром и Жизнью за научно-технические творения и связанные с ними решения приобретают для деятелей науки и техники, руководителей всех рангов этих отраслей и государства первостепенное значение.
Ныне, каждый должен отчетливо понимать опасность, которая исходит от техники при бездумном, неграмотном или безнравственном отношении с нею.
Показ сюжета «Красота природы»
Д/з:
- Параграф учебника «Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция».
- Задача:
Один из путей, которыми осуществляется деление ядер урана при бомбардировке нейтроном, выглядит следующим образом:
Осколки деления – цезий и рубидий – претерпевают превращения:
Какие радиоактивные распады претерпевают цезий и рубидий. Как вы думаете, почему это происходит?
- Задание по группам:
Учащиеся по группам представляют материал об атомной бомбардировке японских городов Хиросима и Нагасаки по вопросам:
- Имеет ли последствия ядерного конфликта глобальный характер, в чём это выражается?
- Когда прекратится это безумие и человечество перестанет заниматься самоуничтожением?
- При каких условиях, по вашему мнению, это возможно?
1-я группа представляет мнение историков;
2-я группа представляет мнение учёных-физиков;
3-я группа представляет мнение военных;
4-я группа представляет мнение биологов и медиков;
5-я группа представляет мнение творческой интеллигенции.
Приложение
Вопросы учителя |
Строение атома по Резерфорду |
Почему это строение называется планетарной моделью атома? |
Из каких частиц состоит ядро атома? |
Какой из этих частиц имеет заряд, и какой? |
Как взаимодействуют друг с другом протоны в ядре? |
Тогда какие же силы удерживают нуклоны в ядре? |
Что такое радиоактивность? |
Что собой представляют α-, β-частицы? |
Запищите уравнение α-, β-распада. |
Протактиний Ра α радиоактивен. Определить, какой элемент получится после этого распада. |
В какой элемент превращается U после двух β-распадов и одного α-распада? |
Что такое дефект масс? |
Что такое энергия связи? |
Что такое энергетический выход ядерной реакции? |
Записи в тетради по новой теме:
Тема: Деление ядер урана. Цепная реакция.
В 1939 году немецкие ученые О. Ган и Ф. Штрассман было открыли деление ядер урана.
Цепна́я я́дерная реа́кция — последовательность ядерных реакций, каждая из которых вызывается частицей, появившейся как продукт реакции на предыдущем шаге последовательности.
Коэффициент размножения нейтронов k — отношение числа нейтронов последующего поколения к числу в предшествующем поколении во всём объеме размножающей нейтроны среды.
Критическая масса — минимальное количество делящегося вещества, необходимое для начала самоподдерживающейся цепной реакции деления.
Критическую массу можно уменьшить, если:
- Использовать замедлители (графит, обычная и тяжелая вода)
- Отражающая оболочка (бериллий)
Тестовое задание по пройденной теме:
Ответы: Вариант 1. 1)1; 2)2; 3)3; 4)1; 5)3; 6)3; 7)3; 8)2.
Вариант 2. 1)1; 2)3; 3)2; 4)2; 5)3; 6)2; 7)2; 8)2.
Строение атомного ядра. Ядерные реакции.
Вариант 1.
1. Какой заряд имеет ядро?
1) положительный 2) отрицательный 3) ядро заряда не имеет
2. Что представляет собой альфа – частица?
1) электрон 2) ионизированный атом гелия
3) электромагнитное излучение
3. Сколько протонов и нейтронов содержит ядро атома бериллияBe
1) Z=9, N=4 2) Z=5, N=4 3) Z=4, N=5
4. Ядро какого химического элемента образуется при α – распаде радия?
Ra → ? + He.
1) радона 2) урана 3) фермий
5. Масса ядра всегда … суммы масс нуклонов, из которых оно состоит.
1) больше 2) равна 3) меньше
6. Нейтрон – это частица,
1) имеющая заряд +1, атомную массу 1;
2) имеющая заряд – 1, атомную массу 0;
3) имеющая заряд 0, атомную массу 1.
7. Укажите второй продукт ядерной реакции
1)n; 2) p; 3).
8. В ядерных реакторах тяжелая вода, используются в качестве замедлителя. Что она должна замедлять?
1) Скорость прохождения ядерной реакции;
2) Быстрые нейтроны;
3)Скорость движения ядер урана.
Строение атомного ядра. Ядерные реакции.
Вариант 2.
1. Какой заряд имеет атом?
1) атом электрически нейтрален 2) отрицательный
3) положительный
2. Что представляет собой бета – частица?
1) полностью ионизированный атом гелия
2) один из видов электромагнитного излучения
3) электрон
3. Сколько протонов и нейтронов содержит ядро атома алюминияAl 1) Z=13, N=27 2) Z=13, N=14 3) Z=27, N=13
4. Ядро какого химического элемента образуется при β-распаде калия?
K → ? + e
1) фтор 2) кальций 3) аргон
5. Какие силы позволяют нуклонам удерживаться в ядре?
1) гравитационные 2) электромагнитные 3) ядерные
6. Изотопы – это…
1) элементы с одинаковым количеством протонов и одинаковым количеством нейтронов;
2) элементы с одинаковым количеством протонов и разным количеством нейтронов;
3) элементы с разным количеством протонов и одинаковым количеством нейтронов.
7. Определите второй продукт ядреной реакции. .
1) α – частицу; 2) нейтрон; 3) электрон.
8. Что называется критической массой урана?
1) Минимальная масса атомной бомбы;
2) Минимальная масса урана необходимая для осуществления цепной реакция;
3) Дополнительная масса вещества для остановки цепной реакции в критических случаях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции."
Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции." содержит технологическую карту урока, презентацию и опорный конспект....
Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции."
Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции." содержит технологическую карту урока, презентацию и опорный конспект....
Открытый урок в 9 классе "Деление ядер урана. Цепные реакции"
Данный урок физики был проведен в 9 классе при изучении раздела "Строение атома и атомного ядра". Уровень обучения физике в основной школе - базовый, в объме 2 часа в неделю....
Деление ядер урана. Цепная реакция.
План конспект урока :"Деление ядер урана.Цена реакция"....
Урок физики в 9 классе на тему "Деление ядер урана. Цепная реакция"
Технологическая карта урока физики в 9 классе "Деление ядер урана. Цепная реакция"....
Деление ядер урана. Цепная реакция.
Изучение механизма деления ядер урана-235, введение понятия критической массы, рассмотрение факторов, определяющих протекание цепной реакции....
Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор»
Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор» позволит преподавателю целостно и системно увидеть материал по данной теме, отраз...