Урок физики в 7 классе. Тема: "Атмосферное давление. Вес воздуха"
методическая разработка по физике (7 класс)

Чумакова Светлана Николаевна

Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель/задачи этапа

Деятельность учащихся

#1054;рганизационный момент

-Добрый день, ребята!

-Сегодня у нас необычный урок. Мы откроем новые тайны мира физики

Мы с вами на поле для игры в твистер. Думаю, с правилами вы знакомы.

Встаньте на круги, определив их цвета самостоятельно.

Предлагаю погрузиться в мир физики:

  1. Представьте, вы -молекулы. Между молекулами действуют силы какие? (притяжения и отталкивания).
  2. Изобразите притяжение тел.
  3. Представьте, что вы молекулы, изобразите хаотичное движение.

-Вы все молодцы. Классно получилось! Этот заряд энергии вы сохраните на весь урок.

-Посмотрите, какой цвет вами выбран. В соответствии с цветом, выбранным вами, займите места в группе.

-Сегодня вы будете работать в группах. Выполняя задания, вы можете советоваться с членами своей группы. Выберите в группе человека, кто будет отвечать на вопросы.

Приветствуют. Садятся

Проходят

Встают на круги

Притягиваются друг к другу

Изображают, меняются местами

На парте лежат цветные круги, ребята садятся по группам.

#1062;елеполагание

СЛАЙД 1: Тема???

-В начале мы с помощью эксперимента попробуем определить тему нашего урока.

-Перед нами, кажется, простая пластиковая бутылка. Но нет же, у неё есть имя. Сейчас мы с вами должны узнать.

-Для проведения эксперимента мне нужен помощник. Кто желает? Задача помощника: на ответы одноклассников подтверждать (да) или не подтверждать (нет)

ЭКСПЕРИМЕНТ: Бутылка (10 литров, чайник с горячей водой, салфетка). Налить в бутылку небольшое количество горячей воды, закрыть крышкой. Затем слить воду. Закрыть опять крышкой.

-Чтобы ускорить процесс, давайте поможем холодной водой (полить из колбы с водой)

-Внимательно наблюдаем за бутылкой и пытаемся объяснить, что с ней произошло? (Сжалась)

-Это во – первых. А, во-вторых, могла бы расплавиться от горячей воды? (Могла бы)

-Давайте с вами убедимся, что бутылка действительно сжалась.

-Что для этого мы должны сделать?

(Достаточно открыть крышку)

- (Открываю крышку) Давайте сделаем это. И бутылка снова принимает своё исходное положение.

-Мой помощник может сесть на своё место. Спасибо

-Итак, как зовут нашу бутылку?

(дети называют)

-Ещё какие варианты? (Давление)

-Если мы говорим о давлении, то что вообще сжимает? Что за давление? (кислород, воздух)

-Воздух, который находится вокруг нас, давление газа. Весь этот газ мы называем?

(атмосферное давление)

-Действительно, бутылку сжало атмосферное давление.

Обычно, когда вы с кем-то знакомитесь, вы задаёте какие-то вопросы: Чем ты любишь заниматься? Как тебя зовут? Сколько тебе лет? И т.д.

- Мы узнали, что нашу бутылку зовут атмосферное давление

-Какие бы вопросы вы бы задали нашему другу Атмосферное давление? Как мы будем с ним знакомиться?

(Как он это сделал? Откуда ты берёшься? С какой силой ты давил на бутылку?)

-То есть, в целом, мы будем задавать вопросы: откуда ты взялся? Природа твоего появления, существования?

- Ребята, вытяните руки вперёд ладонями вверх. И попробуйте догадаться о какой физической величине мы будем сегодня говорить.

- Что вы чувствуете?

- Вам тяжело?

СЛАЙД 2

- Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причём масса этого воздуха равна массе гружёного «КАМАЗа». То есть около 10 тонн!

-То есть воздух имеет что? (Вес, массу)

Выходит помощник.

Закрывает крышкой бутылку

Сливает воду и закрывает крышкой бутылку

Помощник поливает водой

Помощник открывает крышку

Садится на место

Вытягивают руки вперёд

  1. Стадия вызова. Актуализация знаний

4. Стадия осмысления

-Объясняя это явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока.

СЛАЙД 3: Атмосферное давление. Вес воздуха

-Зафиксируйте тему в рабочем листе, который лежит у вас на парте, на протяжении всего урока мы будем работать с этим листом, записывать определения, данные опытов, решать задачи и оценивать себя.

-Для того чтобы раскрыть тему нашего урока, попробуем сформулировать цели и алгоритм наших действий.

-В рабочем листе в разделе «ЦЕЛИ» у вас создан шаблон. Ваша задача вписать необходимые слова

Итак, цели нашего урока:

-Прочитай, пожалуйста, …..

СЛАЙД 4:

Цели урока:

  1. Формирование понятия атмосферного давления.
  2. Раскрытие природы атмосферного давления.
  3. Изучение причины атмосферного давления.
  4. Знакомство с явлениями, которые связаны с атмосферным давлением.

- Какова же величина атмосферного давления? Давайте посмотрим видеоролик, где огромную металлическую цистерну сплющивает в один миг.

ВИДЕОРОЛИК

-Обращаю ваше внимание, что цистерна изготовлена из металла. При этом атмосфера с лёгкостью справляется с прочной цистерной.

-Что можно сказать, на первый взгляд, про величину атмосферного давления?

(Очень большое, огромное)

-Возникает вопрос. Откуда же берётся атмосферное давление? Где его природа? Какая причина атмосферного давления?

Ответ на этот вопрос вы можете найти в тексте, который лежит у вас на столе (карточка голубого цвета)

-В чём состоит разница между внутренним и внешним давлением?

(Разница давлений, внутреннее маленькое, а снаружи большое. Внешнее давление огромное, оно и сжимает)

-Внутренне и внешнее давление представляют атмосферное давление. У Земли есть атмосфера. Воздух давит с определённой силой на землю

-Из курса географии вы знакомы с понятием атмосфера. Что представляет собой атмосфера?

(воздушную оболочку Земли)

-Запишем в рабочих листах определение атмосферы

-Итак, атмосфера – это

СЛАЙД 5 Атмосфера – это воздушная оболочка, окружающая Землю

-Для того чтобы лучше познакомиться с понятием атмосферное давление посмотрим небольшой фрагмент

ВИДЕОРОЛИК «Атмосферное давление»

-Для раскрытия природы атмосферного давления проведём небольшой эксперимент.

ЭКСПЕРИМЕНТ: стакан с водой, лист бумаги

- Наполним стакан до краёв водой. Накроем его листом бумаги, плотно прикрыв ладонью. Перевернём вниз, осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается.

-Что удерживает воду в стакане?

(Воду удерживает давление воздуха, которое, как мы уже говорили, распространяется во все стороны одинаково. Атмосферное давление не даёт воде выливаться из стакана)

-А теперь в рабочих листах запишем определение атмосферного давления.

-Итак, атмосферное давление – это….

СЛАЙД 6 Атмосферное давление – это давление атмосферы, действующее на все находящиеся на ней предметы и земную поверхность

ЭКСПЕРИМЕНТ: весы, гири, колба, из которой выкачан воздух, насос Камовского

-Проведём эксперимент. Весы находятся в состоянии чего?

(равновесия)

Да, весы находятся в состоянии равновесия.

-Из колбы выкачан воздух. Там ничего нет. Сейчас с помощью насоса, мы в колбу закачаем воздух. Мне нужен помощник. Итак, юные физики, кто желает мне помочь?

-Твоя задача: закачать воздух в колбу, при помощи ручки насоса, а вы, ребята будете помогать, считая до 6о.

-Нам нужен еще один юный физик. Кто желает?

-Твоя задача: Наблюдать, что будет происходить. Почему это происходит.

-Итак, начинаем наш эксперимент. Крутим ручку насоса и считаем до 60. Помогаем, считаем.

-Что происходит? (Равновесие нарушилось)

-Что это значит? (Воздух имеет вес)

СЛАЙД 6: Точные опыты показывают, что при температуре 0 0 С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м3 равна кг.

-Вычислим вес воздуха, используя формулу и данные:

СЛАЙД 7: Точные опыты показывают, что при температуре 0 0 С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м3 равна кг. Решите задачу, используя формулу:

P=m*g

-В рабочих листах решаем задачу. Поменялись с соседом. Проверяем по эталону.

-Выставляем оценку, согласно критериям оценивания

СЛАЙД 8: Эталон решения задачи. Критерии выставления оценки

-Итак, вес одного кубического метра воздуха приблизительно равен 13 Н.

Физкультминутка

-Человек не может жить без воздуха. Воздух нам необходим для того, чтобы дышать. Положите руки на мышцу под лёгкими.

-Сделаем на счёт 1 – глубокий вдох, на счёт 2 – выдох

-Скажите, какие органы участвовали при выполнении данного упражнения? (грудная клетка, мышца-диафрагма, лёгкие)

-Правильное дыхание стимулирует работу головного мозга.

Рассмотрим три основные части нашего тела: СЛАЙД 9

-грудная клетка (она герметична, воздух не пропускает)

-мышца – диафрагма (под лёгкими)

-лёгкие

-В рабочих листах выполняем задание: Из скобок выбрать нужные слова и вставить в текст

-Работаем индивидуально и в группах

ПРОВЕРКА:

-Зачитаем, что у вас получилось?

-Первая группа?

-Вторая группа, вы согласны?

-Третья?

-Правильное дыхание стимулирует работу головного мозга.

СЛАЙД 10

-Человек, как и любой другой организм, не чувствует атмосферного давления, так как оно уравновешивается его внутренним давлением. Однако при резком изменении атмосферного давления, например, при подъёме в гору, человек уже на высоте 3000 метров начинает чувствовать себя плохо: появляется одышка, головокружение, кровотечение из носа.

СЛАЙД 11

-Резкие изменения погоды не могут сказываться на нашем здоровье. В первую очередь страдают сердце и сосуды. Они не успевают подстраиваться под перепады атмосферного давления. Кровоток нарушается, изменяется кровяное давление. Люди страдают от головных болей. Поэтому важно регулярно измерять артериальное давление.

-Я желаю, чтобы ваше артериальное давление всегда было в норме.

В рабочих листах записывают тему урока

ШАБЛОН:

Цели урока:

  1. Формирование_________
  2. Раскрытие____________
  3. Изучение____________
  4. Знакомство____________

читает тему и цели урока

Смотрят видеоролик

Читают текст: «Почему сжимается цистерна?»

Записывают определение атмосферы

В рабочих листах записывают определение атмосферного давления

Выходит помощник

Выходит еще один помощник

Ребята считают до 60

Решают задачу и сверяют её решение по эталону

Выставляют оценку, согласно критериям оценивания

Выполняют действия 2-3 раза

При вдохе диафрагма увеличивает объём лёгких. Давление воздуха в лёгких становится меньше атмосферного. Атмосферный воздух проникает в лёгкие. При выдохе диафрагма сжимает лёгкие, объём лёгких уменьшается. Поэтому давление воздуха в лёгких становится больше, чем атмосферное. Атмосферный воздух выходит наружу.

#1044;омашнее задание

СЛАЙД 11

Параграфы 42-43, стр.126, экспериментальное задание

Записывают домашнее задание

  1. Рефлексия

-Возвращаемся к нашему алгоритму действий.

-Что такое атмосферное давление?

-Что мы узнали об атмосферном давлении?

-Как атмосферное давление связано с жизнедеятельностью человека?

-Мы с вами прошли трудный путь о существовании атмосферного давления. Цели нашего урока достигнуты с помощью ваших рассуждений и проведения экспериментов.

Оценки за работу на сегодняшнем уроке я вам выставлю исходя из рабочих листов.

А сейчас я вас приглашаю на поле, на котором мы начали наш сегодняшний урок.

-Встали на цвета поля:

-Зелёный- Урок прошёл удачно. Я доволен собой

-Жёлтый- Мне было трудно, но я справлялся с заданиями

-Красный-Мне было трудно-мне нужна помощь

Отвечают на вопросы учителя

Выходят на поле для игры в Твистер


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок Физики 7 класс Учитель физики Чумакова Светлана Николаевна

Слайд 2

ТЕМА???

Слайд 3

На ладонь давит воздух Вес этого воздуха равен весу груженного КАМАЗа! Его масса равна 10 тонн!

Слайд 4

Атмосферное давление Вес воздуха

Слайд 5

Цели урока 02 01 04 03 Формирование понятия атмосферного давления Раскрытие природы атмосферного давления Изучение причины атмосферного давления Знакомство с явлениями, которые связаны с атмосферным давлением

Слайд 6

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

Слайд 8

Точные опыты показывают, что при температуре 0  С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 равна 1.29 кг

Слайд 9

Решим задачу Точные опыты показывают, что при температуре 0  С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 равна 1.29 кг. Определите вес воздуха, используя формулу: P=m g

Слайд 10

Эталон решения задачи

Слайд 11

Критерии оценивания Качества решения Оценка Задача решена правильно, согласно эталону решения задачи 5 При решении задачи не записаны единицы измерения величины, нет ответа 4 Дано и решение записано верно, но ошибка в вычислениях 3 Не справился с решением задачи 2

Слайд 12

Механизм вдоха и выдоха

Слайд 13

Влияние атмосферного давления

Слайд 15

Домашнее задание Экспериментальное задание, стр.126 Параграфы 42-43

Слайд 16

Рефлексия. Самооценка урока - Урок прошёл удачно. Я доволен собой! - Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой! - Мне было трудно. Мне нужна помощь! - Мне было неинтересно!

Слайд 17

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по физике, 7 класс, тема "Атмосферное давление"

Содержание:АтмосфераСостав атмосферыСлои атмосферыПричины существования атмосферыПриборы для измерения атмосферного давленияЭванджелиста  ТорричеллиБарометр-анероидСхема барометра-анероидаТропосф...

урок физика 7 класс по теме "Атмосферное давление"

Наличие атмосферы, причины существование атмосферы. атмосферное давление, доказательства существования атмосферного давления...

Технологическая карта и разработка урока физики 7 класса "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Технологическая карта урока физики 7 класс. Разработка урока.по учебнику перышкина....

План-конспект урока физики 7 класс "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли".

План-конспект урока физики 7 класс "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли". Также представлена презентация к данному уроку...

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме :"Давление. Единицы давления."

Технологическая карта урока физика 7 класс по теме : "Давление. Единицы давления."...

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме :"Вес воздуха. Атмосферное давление."

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...