Урок физики в 7 классе. Тема: "Атмосферное давление. Вес воздуха"
методическая разработка по физике (7 класс)
Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта физика 7 класс "Атмосферное давление. Вес воздуха" | 26.53 КБ |
Презентация "Атмосферное давление. Вес воздуха" | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель/задачи этапа | Деятельность учащихся |
#1054;рганизационный момент | -Добрый день, ребята! -Сегодня у нас необычный урок. Мы откроем новые тайны мира физики Мы с вами на поле для игры в твистер. Думаю, с правилами вы знакомы. Встаньте на круги, определив их цвета самостоятельно. Предлагаю погрузиться в мир физики:
-Вы все молодцы. Классно получилось! Этот заряд энергии вы сохраните на весь урок. -Посмотрите, какой цвет вами выбран. В соответствии с цветом, выбранным вами, займите места в группе. -Сегодня вы будете работать в группах. Выполняя задания, вы можете советоваться с членами своей группы. Выберите в группе человека, кто будет отвечать на вопросы. | Приветствуют. Садятся Проходят Встают на круги Притягиваются друг к другу Изображают, меняются местами На парте лежат цветные круги, ребята садятся по группам. |
#1062;елеполагание | СЛАЙД 1: Тема??? -В начале мы с помощью эксперимента попробуем определить тему нашего урока. -Перед нами, кажется, простая пластиковая бутылка. Но нет же, у неё есть имя. Сейчас мы с вами должны узнать. -Для проведения эксперимента мне нужен помощник. Кто желает? Задача помощника: на ответы одноклассников подтверждать (да) или не подтверждать (нет) ЭКСПЕРИМЕНТ: Бутылка (10 литров, чайник с горячей водой, салфетка). Налить в бутылку небольшое количество горячей воды, закрыть крышкой. Затем слить воду. Закрыть опять крышкой. -Чтобы ускорить процесс, давайте поможем холодной водой (полить из колбы с водой) -Внимательно наблюдаем за бутылкой и пытаемся объяснить, что с ней произошло? (Сжалась) -Это во – первых. А, во-вторых, могла бы расплавиться от горячей воды? (Могла бы) -Давайте с вами убедимся, что бутылка действительно сжалась. -Что для этого мы должны сделать? (Достаточно открыть крышку) - (Открываю крышку) Давайте сделаем это. И бутылка снова принимает своё исходное положение. -Мой помощник может сесть на своё место. Спасибо -Итак, как зовут нашу бутылку? (дети называют) -Ещё какие варианты? (Давление) -Если мы говорим о давлении, то что вообще сжимает? Что за давление? (кислород, воздух) -Воздух, который находится вокруг нас, давление газа. Весь этот газ мы называем? (атмосферное давление) -Действительно, бутылку сжало атмосферное давление. Обычно, когда вы с кем-то знакомитесь, вы задаёте какие-то вопросы: Чем ты любишь заниматься? Как тебя зовут? Сколько тебе лет? И т.д. - Мы узнали, что нашу бутылку зовут атмосферное давление -Какие бы вопросы вы бы задали нашему другу Атмосферное давление? Как мы будем с ним знакомиться? (Как он это сделал? Откуда ты берёшься? С какой силой ты давил на бутылку?) -То есть, в целом, мы будем задавать вопросы: откуда ты взялся? Природа твоего появления, существования? - Ребята, вытяните руки вперёд ладонями вверх. И попробуйте догадаться о какой физической величине мы будем сегодня говорить. - Что вы чувствуете? - Вам тяжело? СЛАЙД 2 - Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причём масса этого воздуха равна массе гружёного «КАМАЗа». То есть около 10 тонн! -То есть воздух имеет что? (Вес, массу) | Выходит помощник. Закрывает крышкой бутылку Сливает воду и закрывает крышкой бутылку Помощник поливает водой Помощник открывает крышку Садится на место Вытягивают руки вперёд |
4. Стадия осмысления | -Объясняя это явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. СЛАЙД 3: Атмосферное давление. Вес воздуха -Зафиксируйте тему в рабочем листе, который лежит у вас на парте, на протяжении всего урока мы будем работать с этим листом, записывать определения, данные опытов, решать задачи и оценивать себя. -Для того чтобы раскрыть тему нашего урока, попробуем сформулировать цели и алгоритм наших действий. -В рабочем листе в разделе «ЦЕЛИ» у вас создан шаблон. Ваша задача вписать необходимые слова Итак, цели нашего урока: -Прочитай, пожалуйста, ….. СЛАЙД 4: Цели урока:
- Какова же величина атмосферного давления? Давайте посмотрим видеоролик, где огромную металлическую цистерну сплющивает в один миг. ВИДЕОРОЛИК -Обращаю ваше внимание, что цистерна изготовлена из металла. При этом атмосфера с лёгкостью справляется с прочной цистерной. -Что можно сказать, на первый взгляд, про величину атмосферного давления? (Очень большое, огромное) -Возникает вопрос. Откуда же берётся атмосферное давление? Где его природа? Какая причина атмосферного давления? Ответ на этот вопрос вы можете найти в тексте, который лежит у вас на столе (карточка голубого цвета) -В чём состоит разница между внутренним и внешним давлением? (Разница давлений, внутреннее маленькое, а снаружи большое. Внешнее давление огромное, оно и сжимает) -Внутренне и внешнее давление представляют атмосферное давление. У Земли есть атмосфера. Воздух давит с определённой силой на землю -Из курса географии вы знакомы с понятием атмосфера. Что представляет собой атмосфера? (воздушную оболочку Земли) -Запишем в рабочих листах определение атмосферы -Итак, атмосфера – это… СЛАЙД 5 Атмосфера – это воздушная оболочка, окружающая Землю -Для того чтобы лучше познакомиться с понятием атмосферное давление посмотрим небольшой фрагмент ВИДЕОРОЛИК «Атмосферное давление» -Для раскрытия природы атмосферного давления проведём небольшой эксперимент. ЭКСПЕРИМЕНТ: стакан с водой, лист бумаги - Наполним стакан до краёв водой. Накроем его листом бумаги, плотно прикрыв ладонью. Перевернём вниз, осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. -Что удерживает воду в стакане? (Воду удерживает давление воздуха, которое, как мы уже говорили, распространяется во все стороны одинаково. Атмосферное давление не даёт воде выливаться из стакана) -А теперь в рабочих листах запишем определение атмосферного давления. -Итак, атмосферное давление – это…. СЛАЙД 6 Атмосферное давление – это давление атмосферы, действующее на все находящиеся на ней предметы и земную поверхность ЭКСПЕРИМЕНТ: весы, гири, колба, из которой выкачан воздух, насос Камовского -Проведём эксперимент. Весы находятся в состоянии чего? (равновесия) Да, весы находятся в состоянии равновесия. -Из колбы выкачан воздух. Там ничего нет. Сейчас с помощью насоса, мы в колбу закачаем воздух. Мне нужен помощник. Итак, юные физики, кто желает мне помочь? -Твоя задача: закачать воздух в колбу, при помощи ручки насоса, а вы, ребята будете помогать, считая до 6о. -Нам нужен еще один юный физик. Кто желает? -Твоя задача: Наблюдать, что будет происходить. Почему это происходит. -Итак, начинаем наш эксперимент. Крутим ручку насоса и считаем до 60. Помогаем, считаем. -Что происходит? (Равновесие нарушилось) -Что это значит? (Воздух имеет вес) СЛАЙД 6: Точные опыты показывают, что при температуре 0 0 С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м3 равна кг. -Вычислим вес воздуха, используя формулу и данные: СЛАЙД 7: Точные опыты показывают, что при температуре 0 0 С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м3 равна кг. Решите задачу, используя формулу: P=m*g -В рабочих листах решаем задачу. Поменялись с соседом. Проверяем по эталону. -Выставляем оценку, согласно критериям оценивания СЛАЙД 8: Эталон решения задачи. Критерии выставления оценки -Итак, вес одного кубического метра воздуха приблизительно равен 13 Н. Физкультминутка -Человек не может жить без воздуха. Воздух нам необходим для того, чтобы дышать. Положите руки на мышцу под лёгкими. -Сделаем на счёт 1 – глубокий вдох, на счёт 2 – выдох -Скажите, какие органы участвовали при выполнении данного упражнения? (грудная клетка, мышца-диафрагма, лёгкие) -Правильное дыхание стимулирует работу головного мозга. Рассмотрим три основные части нашего тела: СЛАЙД 9 -грудная клетка (она герметична, воздух не пропускает) -мышца – диафрагма (под лёгкими) -лёгкие -В рабочих листах выполняем задание: Из скобок выбрать нужные слова и вставить в текст -Работаем индивидуально и в группах ПРОВЕРКА: -Зачитаем, что у вас получилось? -Первая группа? -Вторая группа, вы согласны? -Третья? -Правильное дыхание стимулирует работу головного мозга. СЛАЙД 10 -Человек, как и любой другой организм, не чувствует атмосферного давления, так как оно уравновешивается его внутренним давлением. Однако при резком изменении атмосферного давления, например, при подъёме в гору, человек уже на высоте 3000 метров начинает чувствовать себя плохо: появляется одышка, головокружение, кровотечение из носа. СЛАЙД 11 -Резкие изменения погоды не могут сказываться на нашем здоровье. В первую очередь страдают сердце и сосуды. Они не успевают подстраиваться под перепады атмосферного давления. Кровоток нарушается, изменяется кровяное давление. Люди страдают от головных болей. Поэтому важно регулярно измерять артериальное давление. -Я желаю, чтобы ваше артериальное давление всегда было в норме. | В рабочих листах записывают тему урока ШАБЛОН: Цели урока:
читает тему и цели урока Смотрят видеоролик Читают текст: «Почему сжимается цистерна?» Записывают определение атмосферы В рабочих листах записывают определение атмосферного давления Выходит помощник Выходит еще один помощник Ребята считают до 60 Решают задачу и сверяют её решение по эталону Выставляют оценку, согласно критериям оценивания Выполняют действия 2-3 раза При вдохе диафрагма увеличивает объём лёгких. Давление воздуха в лёгких становится меньше атмосферного. Атмосферный воздух проникает в лёгкие. При выдохе диафрагма сжимает лёгкие, объём лёгких уменьшается. Поэтому давление воздуха в лёгких становится больше, чем атмосферное. Атмосферный воздух выходит наружу. |
#1044;омашнее задание | СЛАЙД 11 Параграфы 42-43, стр.126, экспериментальное задание | Записывают домашнее задание |
| -Возвращаемся к нашему алгоритму действий. -Что такое атмосферное давление? -Что мы узнали об атмосферном давлении? -Как атмосферное давление связано с жизнедеятельностью человека? -Мы с вами прошли трудный путь о существовании атмосферного давления. Цели нашего урока достигнуты с помощью ваших рассуждений и проведения экспериментов. Оценки за работу на сегодняшнем уроке я вам выставлю исходя из рабочих листов. А сейчас я вас приглашаю на поле, на котором мы начали наш сегодняшний урок. -Встали на цвета поля: -Зелёный- Урок прошёл удачно. Я доволен собой -Жёлтый- Мне было трудно, но я справлялся с заданиями -Красный-Мне было трудно-мне нужна помощь | Отвечают на вопросы учителя Выходят на поле для игры в Твистер |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА???
На ладонь давит воздух Вес этого воздуха равен весу груженного КАМАЗа! Его масса равна 10 тонн!
Атмосферное давление Вес воздуха
Цели урока 02 01 04 03 Формирование понятия атмосферного давления Раскрытие природы атмосферного давления Изучение причины атмосферного давления Знакомство с явлениями, которые связаны с атмосферным давлением
Атмосфера - воздушная оболочка Земли
Точные опыты показывают, что при температуре 0 С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 равна 1.29 кг
Решим задачу Точные опыты показывают, что при температуре 0 С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 равна 1.29 кг. Определите вес воздуха, используя формулу: P=m g
Эталон решения задачи
Критерии оценивания Качества решения Оценка Задача решена правильно, согласно эталону решения задачи 5 При решении задачи не записаны единицы измерения величины, нет ответа 4 Дано и решение записано верно, но ошибка в вычислениях 3 Не справился с решением задачи 2
Механизм вдоха и выдоха
Влияние атмосферного давления
Домашнее задание Экспериментальное задание, стр.126 Параграфы 42-43
Рефлексия. Самооценка урока - Урок прошёл удачно. Я доволен собой! - Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой! - Мне было трудно. Мне нужна помощь! - Мне было неинтересно!
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по физике, 7 класс, тема "Атмосферное давление"
Содержание:АтмосфераСостав атмосферыСлои атмосферыПричины существования атмосферыПриборы для измерения атмосферного давленияЭванджелиста ТорричеллиБарометр-анероидСхема барометра-анероидаТропосф...
урок физика 7 класс по теме "Атмосферное давление"
Наличие атмосферы, причины существование атмосферы. атмосферное давление, доказательства существования атмосферного давления...
Технологическая карта и разработка урока физики 7 класса "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Технологическая карта урока физики 7 класс. Разработка урока.по учебнику перышкина....
Конспект урока «Решение задач по теме атмосферное давление. Вес воздуха»
Конспект урока в 7 классе...
План-конспект урока физики 7 класс "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли".
План-конспект урока физики 7 класс "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли". Также представлена презентация к данному уроку...
Технологическая карта урока физики 7 класс по теме :"Давление. Единицы давления."
Технологическая карта урока физика 7 класс по теме : "Давление. Единицы давления."...
Технологическая карта урока физики 7 класс по теме :"Вес воздуха. Атмосферное давление."
Технологическая карта урока физики 7 класс по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...