урок физика 7 класс по теме "Атмосферное давление"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Кляндина Валентина Михайловна

Наличие атмосферы, причины существование атмосферы. атмосферное давление, доказательства существования атмосферного давления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_atmosfernoe_davlenie.rar1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме:

«Атмосферное давление. Вес воздуха»

(Физика 7 класс)

Учитель: Кляндина Валентина Михайловна

МОУ «СОШ №60» г. Саратов


Конспект урока по физике в 7 классе

по теме «Атмосферное давление. Вес воздуха»

Цель урока: Объяснить наличие массы у газов  рассмотреть причины. Создающие атмосферное давление, выяснить влияние атмосферы  на окружающий мир.

Задачи:

– образовательные: из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.

– развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов); формировать умения работать с образовательными ресурсами в Интернете.

– воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.

Необходимое  техническое оборудование: компьютер, проектор, экран. приборы для демонстрации опытов, доказывающих существование атмосферного давления: стакан с водой, лист бумаги, два одинаковых воздушных шара (надутый и сдутый), весы с разновесами; оборудование для фронтального эксперимента: пипетки, медицинские шприцы, стеклянные трубочки (ливер), стаканы с водой;

ХОД УРОКА

I. Организационная часть.   Домашнее задание

II. Повторение изученного материала.

Тест « Давление твердых те жидкостей и газов» Приложение №1

III. . Изучение нового материала.

Учитель: Посмотрите на эти предметы. ( На столе предметы на присосках: игрушки, мыльница, шприц, медицинские банки …) Как вы думаете , что их объединяет? если мы ответим на этот вопрос, мы приоткроем тайну удивительного и важного физического явления . которое и является темой нашего урока..

Ученики  пытаются сформулировать тему урока)
 Учитель :Итак,

 Тема нашего урока АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ  ( в тетрадях записывают число и тему урока)

Учитель: Вспомним из курса  географии, что такое  атмосфера?.

Ученики: Атмосфера – воздушная ( газовая) оболочка Земли.

 Атмосферой называется газовая оболочка, окружающая Землю. От греческих слов “атмос” – пар и “сфера” – шар.

Учитель: Атмосфера состоит из различных газов.

(Ученики записывают в тетрадях)

                                                                              АЗОТ                    78%

АТМОСФЕРА                                                    КИСЛОРОД      21

                                                                             ДРУГИЕ ГАЗЫ     1%  водород, озон, углекислый газ и.т.д…

Какие свойства газов отличают их от твердых тел и жидкостей?

-.Газы не имеют собственной формы и объема. Они занимают весь предоставленный объем.

-Почему газ обладает такими свойствами7

- Потому что молекулы газа непрерывно и беспорядочно движутся

-Почему они не улетают ? Что удерживает их у поверхности Земли?

_Сила притяжения

 _Почему они не оседают на поверхность Земли?

Небольшая скорость

_ Я предлагаю посмотреть фильм .

ВИДЕОФРАГМЕНТ « АТМОСФЕРА ЗЕМЛИ»    ( 30 с)

: Итак, наша Земля окутана невидимым воздушным одеялом, которое простирается вверх на несколько тысяч километров.  Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Вследствие хаотического движения молекул они не падают на землю, а , чтобы покинуть Землю, они должны обладать скоростью не меньше 11,2 км/с, это вторая космическая скорость. Большинство молекул имеют скорость меньше 11,2 км/с. Мы живем на дне воздушного океана. . Вследствие действия силы тяжести, верхние слои воздуха, подобно воде в океане, сжимают нижние слои, в результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха.

Давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней , называется атмосферным давлением.

ВИДЕОРОЛИК «АТМРСФЕРНОЕ  давление» (33с)

Что является причиной этого давления? :

Ученики:  Вес воздуха.

Подскажите  какой - нибудь  эксперимент, который бы доказал, что воздух имеет вес.

ОПЫТ С ШАРИКОМ, ( демонстрация определения веса воздуха)

 Можем ли мы определить вес воздуха? Как ? Посмотрите в таблице чему равна плотность воздуха?  Вычислим по формуле вес воздуха

P=1,29кг/м3    V=1м3 :

P = 10 Н/кг * 1.3 кг = 13 Н

Учитель:  Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух,   причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженного кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

ВИДЕОРОЛИК» ДАВЛЕНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА»  (1,16с)

Учитель: Какие опыты доказывают существование атмосферного давления?

 Опыт 1. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги так, как это показано на рисунке. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит?,

Велико ли атмосферное давление?

V. Физкультминутка. Учитель: Устали?  Встали  на 1 ногу, затем  на другую, а теперь на обе. Изменилось давление?  А атмосферное? Подвигайтесь как двигаются молекулы при температуре 10 С, 40С .60С.  Разогрелись? Давайте сделаем дыхательные упражнения. Правильное дыхание способствует улучшению мыслительного процесса. Встаньте. Положите руки на диафрагму и сделайте 3-4 глубоких вдохов и выдохов.
Учитель: Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?
При вдохе диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких становится меньше атмосферного. Атмосферный воздух проникает в легкие.
При выдохе диафрагма сжимает легкие, объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких становится больше, чем атмосферное. Воздух выходит наружу.
 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА( Приложение 2)

Учащиеся проводят эксперимент и объясняют (см. рабочую карту учащкгося)

Можете вы сейчас сказать что объединяет все предметы  , которые здесь  находятся

( мыльница на присоске, медицинские банки, груша, игрушки на присосках,

Велико ли атмосферное давление?

Опыт  2 Опыт 2. В 1654 году м

Магдебургский  бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом с магдебургскими  полушариями .Когда полушария сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, не оставившее между полушариями даже малейшей щели. Затем с помощью насоса откачали воздух из пространства между полушариями. Какая же сила сжимала полушария, противодействуя силе шестнадцати коней? Как велико давление!

 ( видеоролик  вакуум против   цистерн) (0,03с)

Какое значение имеет атмосфера?  (КАДР НА ДОСКЕ)

Атмосфера вращается вместе с землей . Если бы не было атмосферы , то на земле постоянно бы дул ветер со скоростью 1500 км/ч. Нам нужно беречь  атмосферу. В отдельных районах  планеты уже сказывается локальное изменение климата от загрязнения воздуха. Ежедневно в атмосферу выбрасывается более 600 тыс  тонн фреона . что приводит к разрушению озонового слоя. Первым законом об охране окружающей среды можно считать эдикт английского короля  Эдуарда 1 в  1273г. Запрещавшего использование каменного угля  для отопления жилищ в Лондоне.. За нарушение этого закона грозила смертная казнь.

VII. Подведение итогов

. Домашнее задание.

Задание на дом:– § 40, 41

задание:  доклад, презентация о  применении знаний об атмосферном давлении   в различных отраслях народного хозяйства.

IX. Рефлексия

Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Я научился…
  6. Меня удивило…
  7. Мне захотелось…

Большое спасибо, ребята, за совместную работу.

Список использованных источников

  1. А.В. Перышкин. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. – М.: «Дрофа», 2010.
  2. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии.6 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  3. А.И. Сёмке. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, – М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.
  4. Я. И. Перельман. Занимательная физика: книга 1. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Информационные ресурсы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1696de1f-d342-4d40-ac03-2f19ca60ee87/7_204.swf

http://www.youtube.com/watch?v=pCJ-jLDIt4E

http://www.youtube.com/watch?v=P3IlfalAuro

http://www.youtube.com/watch?v=IVlbNkPI5XE


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления"

конспект урока по физике в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления", работающих по УМК Перышкин А.В....

Презентация к уроку физики в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления"

Презентация к уроку физики в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления"...

урок физики в 7 классе по теме "Давление. Единицы давления. Способы изменения давления"

Урок изучения нового материала, на котором вводится понятие давления, исследуется результат действия силы давления, учащиеся учатся рассчитывать давление, рассматриваются способы изменения давления...

Урок физики в седьмом классе по теме "Давление. Давление твёрдых тел. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления"

Данный материал предназначен для учителей физики, преподающих физику в седьмом классе. Разработка урока составлена по учебнику А.В. Перышкина. Может быть использована при изучении нового материала....

Урок физики в 7 классе по теме "Давление.Единицы давления"

Урок физики в 7 классе по теме "Давление.Единицы давления". Материал состоит из конспекта урока и презентации к уроку....

Урок физики в 7 классе по теме "Давление.Единицы давления"

Разработка урока в 7 классе по теме "Давление". Вид урока: урок систематизации знанийТип урока: комбинированныйТехнология: МастерскаяМетод: словесный, наглядно-иллюстративныйОборудование :компьют...

Презентация к уроку в 7 классе по теме "Давление. Единицы давления"

Презентация к изучению нового материала по теме "Давление. Единицы давления". В презентацию включена исследовательская работа, которую проводят ученики. Результаты оформляются в тетради....