Курс по выбору «Физические задачи – сложно или просто»
рабочая программа по физике (7 класс)
Предлагаемый курс по выбору «Физические задачи- сложно или просто » рассчитан на 34 часа и состоит из 4 модулей.
Необходимость разработки и внедрения предметно-ориентированного курса «Физические задачи- сложно или просто» связана с тем, что позволит восполнить недостающие теоретические знания, практические умения и навыки у учащихся по базовому курсу физики 7-9 классов и дополнительной подготовки учащихся. Расширение знаний по содержанию базового курса физики актуально для любого учащегося, желающего быть успешно зачисленным в профильный класс с углубленным изучением предмета физика. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля будет связан с углубленным изучением физики.
Данный курс дополняет базовый курс физики, автором которого является Е.М.Гутник, А.В. Перышкин не нарушая его целостности и логики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 451 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ г. ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ГИМНАЗИЯ №3
Физические задачи – сложно или просто
программа
курса по выбору
для учащихся 7,8,9 классов
Автор:
БАЛСУНАЕВА ЭЛЕОНОРА ВИКТОРОВНА
учитель физики МБОУ гимназия №3
г. Иркутска
Иркутск – 2019
ПАСПОРТ
программы курса по выбору «Физические задачи- сложно или просто»
Раздел (заполняется составителем программы).
а) Балсунаева Элеонора Викторовна, учитель физики МБОУ г. Иркутска гимназия №3; 664020 г.Иркутск ул. Ленинградская ,75, тел: 32-91-54; 32-91-55.
(фамилия, имя, отчество составителя; учреждение, адрес, телефон)
б) «Физические задачи- сложно или просто», физика, 34 часа
(название программы, предметная область, кол-во часов)
в) 7,8,9 классы, курс по выбору.
(для каких классов предназначена программа, направленность программы: спецкурс, факультативный курс, элективный курс, рабочая программа, модуль к программе, дополнительная общеразвивающая программа)
г) программа реализуется с 20011года на базе МБОУ г. Иркутска гимназия №3.
(с какого времени и на базе какого ОО программа используется)
д) программа курса по выбору «Физические задачи- сложно или просто» направлена на ориентирование обучающегося на предпрофильную и профильную подготовку учащихся, соответствует требованиям ФГОС при формировании предметных и метапредметных результатов. Составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, 2014 год);
с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2014 .-79с.);
с авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2011. – 334с.);
(авторская оценка программы, на базе каких образовательных программ, пособий составлена)
II. Раздел (заполняется администрацией образовательной организации).
Программа «Физические задачи- сложно или просто» включает все компоненты структуры, предъявляемые к данному типу программ. Программа используется в практике учебной деятельности МБОУ г. Иркутска гимназии №3. Программа ориентирован на расширение знаний и активизацию познавательной деятельности учащихся.В ходе апробации программы отмечено повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, участие учащихся в олимпиадах и конференциях различного уровня. Администрация МБОУ г. Иркутска гимназии №3 предлагает внести данную программу в муниципальный банк программ для использования её педагогами г.Иркутска с целью повышения качества образования по предмету «Физика».
(оценка программы администрацией ОО, ее востребованность в ОО, рекомендация для внесения в информационный банк муниципального уровня)
М.П. Руководитель МБОУ г.Иркутска гимназии №3 Трошин А.С. : ______________ «__» ______2019г.
- Раздел (заполняется методической службой г. Иркутска)
Программа зарегистрирована в МКУ ИМЦРО, дата регистрации ___________ регистр № ______.
Рассмотрено предложение ОО, программа рекомендована для включения в муниципальный банк программ с целью использования в образовательной деятельности педагогическими работниками ОО г. Иркутска. Протокол НМС № _______ от _______________
Директор МКУ ИМЦРО _________________ Т.В. Иванова , «____»_________2019 г.
Оглавление
Содержание программы элективного курса 9
Учебный план элективного курса 10
«Физические задачи – сложно или просто » 10
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
Тематический план курса по выбору
«Физические задачи – сложно или просто»
№/№ уроков по порядку, уроков по теме | Тема урока: | Примечания: | |
Модуль 1 « Движение » ( 7часов ) | |||
Блок 1: Относительность движения (3 часа ) | |||
1/1 | Механическое движение. Тело отсчета. Система отсчета | ||
2/2 | Все о векторах и векторных физических величинах | ||
3/3 | Относительность траектории, координат. перемещения | ||
Блок 2: Скорость и путь (4 часа) | |||
4/1 | Скорость. Чтение и построение графиков | ||
5/2 | Путь. Перемещение . Чтение и построение графиков | ||
6/3 | Средняя скорость | ||
7/1 | Виды движения. Графическое изображение движений. | ||
Модуль 2 « Масса и сила » (7 часов) | |||
Блок 1 «Масса. Плотность . (3 часа ) | |||
8/2 | Масса. Центр масс. | ||
9/3 | Плотность вещества. | ;category_id=5 | |
10/4 | Экспериментальное задание « Измерение плотности вещества» | ;category_id=24 | |
Блок 2 «Силы в механике » (4 часа) | |||
11/1 | ИСО. неИСО. ИСО и тяготение. | ||
12/2 | Виды сил. Графическое изображение сил. | ||
13/3 | Архимедова сила . Плавание тел. Решение задач . | ;category_id=5 | |
14/4 | Экспериментальное задание « Измерение коэффициента трения» | ;category_id=24 | |
Модуль 3 « Энергия » ( 9 часов) | |||
Блок 1 « Работа. Мощность. Энергия» ( 6часов ) | |||
15/1 | Механическая работа. | ;category_id=27 | |
16/2 | Мощность | ||
17/3 | Экспериментальное задание «определение собственной мощности» | ;category_id=24 | |
18/4 | Кинетическая и потенциальная энергия. Механическая энергия. Закон сохранения энергии. | ;category_id=3 | |
19/5 | |||
20/6 | Экспериментальное задание « Исследование энергии подошвы» | ||
Блок 2 « Простые механизмы ( 3 часа ) | |||
21/1 | Момент силы. Принцип действия рычажных весов. ЗСЭ и «золотое правило механики» | ;category_id=4 | |
22/2 | КПД механизмов и машин | ;category_id=4 | |
23/3 | Экспериментальное задание « Определение КПД наклонной плоскости» | ||
Модуль 4 « Давление » ( 4 часа) | |||
Блок 1 « Давление » ( 4часа ) | |||
24/1 | Давление в твердых телах. Решение задач | ;category_id=5 | |
25/2 | Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. | ||
26/3 | Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины. | ||
27/4 | Экспериментальное задание « Измерение давления газа» | ||
Заключение ( 5 часов ) | |||
28/1 | Физическая викторина «Я лучше знаю физику» | ||
29/2 | Выставка и защита проектов : « Моё маленькое изобретение » | ||
30/3 | Выставка и защита проектов : « Моё маленькое изобретение » | ||
31/4 | Экскурсия в музей занимательной физики | ||
32/5 | Эстафета : «Чему я научился» |
|
2 часа - резервное время.
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
«Физические задачи – сложно или просто»
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВННОГО
КУРСА ПО ВЫБОРУ
|
Пояснительная записка
Количество учебных часов: 34 ч.
Образовательная область: физика.
Возрастная группа: 7,8,9 классы.
Предлагаемый курс по выбору «Физические задачи- сложно или просто » рассчитан на 34 часа и состоит из 4 модулей.
Необходимость разработки и внедрения предметно-ориентированного курса «Физические задачи- сложно или просто» связана с тем, что позволит восполнить недостающие теоретические знания, практические умения и навыки у учащихся по базовому курсу физики 7-9 классов и подготовки учащихся к олимпиадам. Расширение знаний по содержанию базового курса физики актуально для любого учащегося, желающего быть успешно зачисленным в профильный класс с углубленным изучением предмета физика. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля будет связан с углубленным изучением физики.
Данный курс дополняет базовый курс физики, автором которого является Е.М.Гутник, А.В. Перышкин не нарушая его целостности и логики.
Целью курса является ориентирование ученика на подготовку учащихся к олимпиадам по физике, предпрофильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение.
Данная цель реализуется посредством решения ряда основных задач:
- Способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков.
- Способствовать школьникам в выборе физического профиля обучения в старших классах.
- Развивать у учащихся самостоятельность и способность к самореализации.
- Развивать положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению физики на занятиях курса.
- Расширять представления и углубить теоретические знания
- Сформировать умения и навыки решения олимпиадных задач .
- Развивать мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания в привычных и незнакомых ситуациях.
Для успешной реализации поставленных задач используется технология проведения занятий, которая предполагает, наряду с традиционными формами, широкое и действенное использование активных и интерактивных методов и приемов обучения, при проведении текущего и итогового контроля, проведение практических работ исследовательского характера, викторины.
В составленной программе на основе ФГОС, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Личностные УУД: осознают важность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе устойчивых познавательных интересов, активно будут включатся в процесс учения; научатся оценивать свои знания; исходя из личных ценностей, обеспечивающих моральный выбор;
Регулятивные УУД: оценивать и корректировать свою деятельность; научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять конечный результат и способы собственных возможностей ее решения, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Коммуникативные УУД: научатся сотрудничать в группе и приобретут опыта совместной работы и совместного принятия решения проблемы; решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого, оценивать собственные возможности ее решения и уметь согласовывать свои действия; разовьют умения строить диалог, формулировать свои мысли, толерантное отношение к поведению и к мнению других;
Познавательные УУД: обучающиеся научатся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать полученные экспериментальным путём, особенности изучаемых явлений, строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм, строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.
Ожидаемый результат:
- Сформированные универсальные учебные действия для получения опережающих знаний по теме;
- Сформированные политехнические универсальные учебные действия, определяющие выбор профиля обучения;
- Сформированные универсальные учебные действия для применения знаний в быту (в другой ситуации)
Инструментарий для оценивания результатов
- Защита тематических задач с дифференциальным подходом;
- Итоговый контроль- тестирование, проекты.
Результаты образовательной деятельности
- Участие в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников;
- Участие в дистанционных олимпиадах:
- Фоксфорд ()
- Знаниада (Знаниада class="c7">
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
Курс по выбору «Физические задачи- сложно или просто» строится на следующих принципах:
- Целостное представление о мире через формирование физической картины мира
- Научность и доступность учебного материала
- Деятельность и творчество
- Психологический комфорт во время проведения занятий
Основные формы проведения занятий курса в виде работы в малых группах, индивидуальной и групповой работы.
Методы контроля осуществляются в виде самопроверки и взаимопроверки, что позволит учащимся научиться, самостоятельно оценивать качество усвоения изучаемого материала. Также и контроль со стороны учителя, позволит оценить успешность изучения и понимания тем курса. Текущий контроль учащихся осуществляется через проведение самостоятельных работ по решению задач, тестов или практических работ. Форма итогового контроля предлагается учащимся на выбор в виде самостоятельной работы, собеседования или защиты собственного проекта по одной из тем курса.
При подборе расчетных и качественных задач, предпочтение отдавалось интересным и оригинальным задачам, олимпиадного уровня. Большую, чем в основном курсе, долю составляют задачи творческого и исследовательского характера — что делает занятия курса интересными и привлекательными для учащихся. Кроме того, решение задач является эффективным способом применения теоретических знаний на практике, способствует более глубокому и прочному усвоению изученного материала и формированию творческих способностей.
Привлекательность курса в том, что модули, из которых он состоит, дополняют друг друга, и при этом могут быть представлены в отдельности.
Модуль 1: «Движение »
Блок 1: Относительность движения. Механическое движение. Тело отсчета. система отсчета. Векторы и векторные величины. Относительность траектории, координат, перемещения.
Блок 2: Скорость и путь. Скорость. Путь и перемещение . Чтение и построение графиков. Средняя скорость.
Модуль 2: «Масса и сила»
Блок 1: Масса и плотность. Масса. Центр масс. Плотность вещества.
Блок 2: Силы в механике. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Виды сил. Графическое изображение сил. Архимедова сила. Плавание тел.
Модуль 3: «Энергия»
Блок 1: Работа. Мощность. Энергия. Механическая работа. Мощность. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии.
Блок 2: Простые механизмы. Момент сил. Принцип действия рычажных весов. КПД простых механизмов.
Модуль 4: «Давление»
Блок 1: Давление. Давление в твердых телах , жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс.
Заключение. Анализ своей деятельности, достигнутых знаний, умений и навыков.
Критериями успешного освоения курса является приобретение следующих компетенций учащихся:
- Осознание физического профиля обучения в старшей школе
- Формирование целостной и полной физической картины мира
- Формирование опыта высказывания собственного мнения, обмена мнениями и впечатлениями.
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
Содержание программы элективного курса
«Олимпиадные задачи – сложно или просто »
( 34 часа, , 1 час в неделю)
Модуль 1 «Движение» (7 часов)
Блок 1 «Относительность движения» (3 часа )
Механическое движение. Тело отсчета. Система отсчета. Векторы и векторные величины. Относительность траектории, координат, перемещения. Вектор. Действия с векторами — сложение, вычитание, умножение. Векторные величины: перемещение, скорость,
Блок 2 «Скорость и путь » (4 часа):
Скорость. Путь и перемещение . Чтение и построение графиков. Средняя скорость.
Модуль 2 «Масса и сила » (7 часов)
Блок 1 «Масса и плотность» (3 часа)
Масса . Центр масс. Плотность вещества.
Экспериментальное задание « Измерение плотности вещества»
Блок 2 « Силы в механике» (4 часа )
Векторная величина сила. Равнодействующая сил. Графическое изображение сил. Действия над векторами силы.
Экспериментальное задание «Измерение коэффициента трения»
Модуль 3 « Энергия » (9 часов)
Блок 1 «Работа. Мощность. Энергия » (6 часов)
Механическая работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии.
Экспериментальное задание « Определение собственной мощности»
Экспериментальное задание «Исследование энергии подошвы»
Блок 2 «Простые механизмы » (3 часа )
Момент силы. Принцип действия рычажных весов. КПД механизмов и машин.
Экспериментальное задание «Определение КПД наклонной плоскости»
Модуль 4« Давление » (4 часа)
Блок 1 «Давление» (4 часа )
Давление в твердых телах , жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс.
Заключение. Анализ своей деятельности, достигнутых знаний, умений и навыков. Защита проектов. Круглый стол. Экскурсия в музей занимательной физики.
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
Учебный план элективного курса
«Физические задачи – сложно или просто »
Цель: подготовка учащихся к олимпиадам и ориентирование ученика на предпрофильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.
Категории: учащиеся 7-9 классов
Форма обучения: 1 час в неделю по расписанию МБОУ гимназии № 3.
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
Лекции
Семинары и др формы
занятий
Форма контроля
1.
Модуль 1 «Движение »
7
5
2
текущий тест, игра
2.
Модуль 2 «Масса и сила»
7
2
5
экспериментальное задание, контрольный тест.
3
Модуль 3 « Энергия»
9
5
4
экспериментальное задание, контрольный тест.
4
Модуль 4 « Давление»
4
2
2
Контрольная работа
5
Заключение
5
-
5
Эстафета
6
Резерв
2
-
-
-
итого
34
14
18
-
Распределение часов по учебным блокам в курсе по выбору
«Физические задачи – сложно или просто»
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Лекции
Семинары
Практикум
Конференции
Форма
Контроля
1.
Модуль 1 «Движение»
«Введение» (1 час):
7
5
-
0
-
тест
Блок 1 «Относительность движения»
3
3
-
-
-
-
Блок 2 «Скорость и путь» :
4
2
-
0,5
-
-
2.
Модуль 2 «Масса и сила»
7
2
-
2
-
тест
Блок 1 «Масса и плотность»
3
1
-
1
-
-
Блок 2 «Силы в механике»
4
1
-
1
-
Тест
3.
Модуль 3 « Энергия»
9
3
-
3
0
Контрольная работа
Блок 1 «Работа. Мощность. Энергия »
6
2
-
2
-
Блок 2 «Простые механизмы»
3
1
-
1
Контрольная работа
Заключение.
5
-
1
-
1
Защита проектов
итого
34
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
Цели курса по выбору
«Физические задачи- сложно или просто»
В курсе условно можно выделить две группы целей: общие, которые отражают направление в предпрофильном обучении и специфические для данного курса.
Все цели имеют сквозную нумерацию, которая будет удобна для использования при представлении структуры курса.
Общие цели:
- Способствовать школьникам в выборе физического профиля обучения в старших классах.
- Способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков.
- Развить положительную мотивацию к изучению физики на занятиях курса.
- Сформировать познавательный интерес к изучению физики в старших классах, развить творческие способности.
Специфические:
- Расширить представления и углубить теоретические знания
- Сформировать умения и навыки решения задач по применению правил действий с векторными величинами, по расчету кинематических величин тела при его движении под действием сил, построение и чтение графиков, по расчету давления, энергии, расчет задач при использовании простых механизмов
- Сформировать практические умения по решению прикладных задач по данным темам при проведении экспериментальных заданий.
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
Список используемых источников для учителя
- Балашов М.М., Гомонова А.И., Долицкий А.Б. и др.; Физика: Механика: Учеб. пособие для шк. и классов с углубл. изуч. Физики / Под ред. Г.Я. Мякишева. — М.: Просвещение, 1995. — 480 с.
- Павлов С.В., Платонова И.В. Сборник конкурсных заданий по физике для поступающих в ВУЗы. — М.: Интеллект-Центр, 2001. —672 с.
- Кабардин О.Ф. , Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. М.: Вербум,#1089;.
- Волькенштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. — М.: Наука, 1979. — 352 с.
- Пинский А.А. Задачи по физике: Учебное пособие. — М.: Наука, 1977. — 288 с.
- Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. — М.: Илекса, 2003, — 160 с.
- Кирик Л.А Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Давление жидкостей и газов. . — М.: Илекса,1998, — 94 с.
- Марон А.Е. 9 класс: Учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. — М.: Дрофа, 2004. — 128 с.
- Монжиевская В.В. Занимательные задачи.III ч. Иркутск 1993, -93с.
- Небукин Н.Н. Сборник уровневых задач по физике: кн.для учащихся 7-11 кл. общеобразоват. Учреждений –М.: Просвещение,#1089;.
- Энциклопедия «Кирилл и Мефодий», мультимедийный диск
- Вся физика -мультимедийный диск. Руссобит-педагог-М, 2004
- Сайт «Решу ОГЭ»
Список используемых источников для учащихся
- Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / Перышкин — М.: Дрофа . 2002. — 192 с.
- Б.М. Яворский, Ю.А. Селезнев Справочное руководство по физике для поступающих в ВУЗы и самообразования. — М.: Наука, 1979. — 511 с.
- Вся физика: 7-11 класс / автор составитель Е.Н. Изергина. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 491 с.
- Трофимова Т.И. Справочник школьника по физике. 7-11 классы. — М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и Образование, 2002. — 416 с.
- Лишевский В.П. Физика вокруг нас. М., «Знание», 1974.
- Сайт «Решу ОГЭ»
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
ПРИЛОЖЕНИЕ
Разработка занятия
Решение задач. Средняя скорость.
Цель: Сформировать и отработать навыки решения задач по теме.
Задачи: Повторить теоретический материал
Отработать алгоритм решения подобных задач
Создать комфортный психологический климат при решении задач олимпиадного
уровня.
Ход урока:
- Повторение материала. (Презентация по теме с использованием мультимедийных дисков)
- Решение задач.
Задача 1. Из одного пункта в другой мотоциклист двигался со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью им был проделан обратный путь, если его средняя скорость за все время движения равна 45 км/ч.
Решение: υср= S:t,
t1= S1 : υ1,
t2= S2 : υ2,
υ2 =υср· υ1 : 2υ1- υср
υ2=(45км/ч·60км/ч): 120км/ч- 45км/ч=36км/ч
Задача 2. Пешеход часть пути прошел со скоростью 3 км/ч , затратив на это две трети времени своего движения. За оставшуюся треть времени он прошел остальной путь со скоростью 6 км/ч. Определить среднюю скорость движения пешехода.
Решение: υср= S:t, : υср= (S1+S2):t,
S1=υ1·t1,
S2=υ2·t2,
υср= (υ1·t1+ υ2·t2):t,
t1= 2/3t, t2= 1/3t, =>
υср= (υ1·2/3t + υ2·1/3t):t, υср=t (υ1·2/3 + υ2·1/3):t,
υср=1·2/3 + υ2·1/3
υср=3км/ч ·2/3 + 6км/ч·1/3= 4 км/ч
Домашнее задание:
Задача 3. Внедорожник проехал первую треть пути со скоростью υ1=40км/ч, а вторую со скоростью υ2=60км/ч. С какой скоростью ему нужно проехать оставшуюся часть пути, чтобы средняя скорость движения на всем маршруте была равна 50 км/ч.
Решение: υ3=60 км/ч
Задача 4. Барон Мюнхгаузен рассказывает: когда моя лошадь подворачивает ногу я взваливаю лошадь на себя, и мы продолжаем движение, но медленнее. Когда я сверху , наша скорость 120 км/ч, а когда я снизу –всего 30км/ч. Чему равна наша средняя скорость ,если:
а) я еду полпути, а потом несу лошадь;
б) я еду половину времени , а потом я несу лошадь;
Ответ: а) 48 км/ч
б) 75 км/ч
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
Разработка занятия
Решение задач. Относительность движения.
Цель: Сформировать и отработать навыки решения задач по теме.
Задачи: Повторить теоретический материал
Отработать алгоритм решения подобных задач
Создать комфортный психологический климат при решении задач олимпиадного
уровня.
Ход урока:
- Повторение теоретического материала (Презентация по теме с использованием мультимедийных дисков)
- Решение задач- работа в подгруппах (группа посещающих факультативное занятие делится на подгруппы )
Задания для первой группы:
Задача 1. Против течения мы плывем медленнее, чем в стоячей воде, зато по течению быстрее. Где удается скорее проплыть одно и тоже расстояние на лодке туда и обратно- в реке или в озере, если скорость лодки относительно воды одна и та же.
Решение :t1 =2S/υ- время движения лодки в стоячей воде
t2 =S/υ+u +S/u-υ - время движения лодки в реке
t2 =2Sυ/ υ2-u2,
вывод: t2>t1, время движения лодки в стоячей воде меньше , чем по реке.
Задача 2. Поезд –экспресс Москва-Дубна прошел за время t1=9с мимо встречной электрички , двигавшейся с такой же скоростью и имевшей в два раза большую длину. За какое время t2 экспресс пройдет мимо встречного пассажирского поезда, который в два раза длиннее электрички и едет в два раза быстрее? Примечание. Время движения одного поезда мимо другого – это промежуток времени от момента, когда поравнялись их «головы», до момента, когда поравнялись их «хвосты»
Решение: пусть υ- модуль скоростей экспресса и электрички, L- длина экспресса. Скорость сближения экспресса и электрички υ1= υ+υ=2υ. За время t1они преодолели суммарное расстояние L1=L+2L=3L. Следовательно ,
t1= L1: υ1= 3L:2υ,
L: υ=2:3 t1
скорость сближения экспресса и пассажирского поезда υ2= υ+2υ=3υ . За время t2 они преодолели суммарное расстояние L2=L+4L=5L. Следовательно ,
t2= L2: υ2=5L:3υ,
t2=10 t1: 9= 10с
Задания для первой группы:
Задача 1. Буксир перемещает баржу длиной L =150м с постоянной скоростью. Мимо баржи проплывает водный лыжник, которого тянет катер, имеющий скорость 45 км/ч. Водный лыжник проходит расстояние от кормы до носа баржи за одну минуту. Найти скорость движения баржи.
Решение: S= (tк - tб )t, tб= 10м/с
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
Задача 2. При попутном ветре скорость почтового голубя 100 км/ч , а при встречном –вдвое ниже. За какое время голубь доставит письмо адресату на расстоянии 850 км и вернется обратно, если туда он летит при попутном ветре , ветер упорно не хочет меняться.
Решение: 25,5 ч
t= t1+t2
t1- время при попутном ветре
t2-время при встречном ветре
t1=S: υ1, t2=S: υ2
t= (850 км: 100км/ч)+ (850км:50км/ч)= 8,5ч+17ч=25,5ч
#1047;ащита решенных задач каждой группой
#1044;омашнее задание:
Задача 1. Пуля, летящая со скоростью 600 м/с, насквозь пробивает вагон шириной 4м. оказалось, что отверстия в стене смещены друг относительно друга на 10 см. с какой скоростью ехал вагон?.
Решение: за то время , за которое пуля пролетала расстояние S1= 4 м со скоростью υ1= 600 м/с, перпендикулярно рельсам , вагон успел проехать расстояние S2= #1084; с искомой скоростью υ2. имеем два движения с общим временем. Находим это время t по движению пули и, подставляя в формулу для движения вагона находим υ2:
t = S1: υ1;
υ2= S2:t= S2· υ1: S1; υ2=15 м/с
Задача 2. Барон Мюнхгаузен рассказывает: недавно я разминался , бегая вдоль железной дороги. Навстречу мне промчались два поезда – один через 6 мин после другого. Я знал, что оба они идут со скоростью 60 км/ч , причем второй поезд отправился со станции через 10 минут после первого. Я тут же достал блокнот и ручку и прямо на бегу вычислил по этим данным свою скорость. Если и вы сможете её определить, то убедитесь, что бегаю я неплохо.
Решение : если оба поезда идут с одинаковой скоростью ϑ1 =60 км/ч, и вышли со станции с интервалом t1=10мин=1/6ч, то с момента отправления второго поезда расстояние между ними не меняется : S= ϑ1· t1= 10км- равно расстоянию , которое прошел первый поезд до отправления второго. В момент встречи М. с 1 поездом расстояние между ним и вторым поездом 10 км.
υсбл = S: t2= 100 км/ч,
t2-=6 мин- скорость сближения барона со 2 поездом,
тогда скорость барона υ2= υсбл - υ1= 40 км/ч.
Задача 3. Буксир перемещает баржу длиной L =150м с постоянной скоростью. Мимо
баржи проплывает водный лыжник, которого тянет катер, имеющий скорость 45 км/ч.
Водный лыжник проходит расстояние от кормы до носа баржи за одну минуту. Найти
скорость движения баржи.
Решение: S= (υк - υб )t, υб= 10м/с
Балсунаева Элеонора Викторовна
учитель физики
МБОУ гимназии № 3
г. Иркутска
Разработка занятия
Определение начальной скорости.
Цель: Провести самостоятельно небольшие экспериментальные исследования
Задачи: Повторить теоретический материал
Сформировать навыки исследования
Создать комфортный психологический климат
Ход урока:
- Группа обучающихся делится на подгруппы:
Задание: Обучающимся предлагается определить начальную скорость мяча с набором инструментов: секундомер, теннисный мяч.
Предполагаемый метод выполнения задания: один экспериментатор бросает мяч вертикально вверх, второй запускает секундомер в момент броска и останавливает в момент удара мяча о землю. В течение половины измеренного интервала времени мяч поднимается вверх и за это же время падает на землю. Скорость мяча в момент удара о землю равна его начальной скорости при броске вверх. Эту скорость находим, умножив ускорение свободного падения на половину время свободного движения.
- Защита проектов –исследовательской работы.
- Домашнее задание (ответить на вопросы по выбору и доказать решение):
Структурная схема элективного курса
«Олимпиадные задачи- сложно или просто»
Содержание программы курса по выбору
Название программы
Вид программы
Общие
цели курса
Содержание курса
Кол-во
часов
Цели
Задачи
Планируемый результат
Образовательные результаты
личностные
метапредметные
предметные
«олимпиадные задачи- сложно или просто»
Предметно-ориентирующая
1. Способствовать выбору физического профиля обучения в старших классах
2. Развить самостоятельность и способность к самореализации.
3. Развить положительную мотивацию к изучению физики на занятиях элективного курса.
4. Сформировать познавательный интерес к изучению физики в старших классах, развить творческие способности
5. подготовить учащихся к олимпиадам.
Модуль 1
« Движение»
7
Расширить и углубить теоретические знания по разделу.
Сформировать практические умения и навыки при решении физических задач качественного, аналитического и практического характера.
Научить решать графические, аналитические, качественные и экспериментальные задачи.
1. Ввести основные понятия - Вектор, действия над векторами.
2. научить читать и строить графики движения, скорости, координаты.
3. Рассмотреть различные виды задач олимпиадного уровня
Знает способы описания движения, Умеет определять и объяснять основные величины движения.
Развитие самостоятельности в получении знаний.
Овладение навыками самостоятельного получения знаний, умение самостоятельно представлять, перерабатывать и планировать решение задач, умение выражать мысли, развитие речи.
Понимание смысла основных законов движения, умение планировать действия с учетом знаний
Блок 1 «Относительность движения»
3
Блок 2 «Скорость и путь»
4
Модуль 2
«Масса и сила »
7
1. Ввести основные понятия .
2. научить рассчитывать величины
#1074;ыявить связь между величинами.
4. Рассмотреть различные виды задач олимпиадного уровня
Знает связи между величинами
Умеет рассчитывать величины, объяснять результаты измерений и взаимодействий тел.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, и корректировать по ситуации.
формирование представлений о закономерной связи, приобретение опыта наблюдения
Блок 1 «Масса и плотность»
3
Блок 2 «Силы в механике »
4
Модуль 3
«Энергия »
9
Умеет объяснять явления при использовании механизмов,
Представляет алгоритм действия механизмов
Знает и осознает необходимость экономии энергии
формирование познавательных интересов
Определять способы действий в рамках предложенных условий
Развитие умения использования приобретенных знаний в повседневной жизни.
Блок 1 « Работа. Мощность.
Энергия»
6
Блок 2 «Простые механизмы»
3
Модуль 4
Давление
4
#1085;аучить наблюдать, описывать, и объяснять физические явления основанные на давлении
2. научить рассчитывать давление
#1056;ассмотреть различные виды задач олимпиадного уровня
Умеет определять природу давления,
Знает зависимость давления от других величин
Формирование самостоятельности в приобретении знаний.
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и представлять и анализировать информацию
Овладение разнообразными способами решения и расчета задач.
Блок 1 Давление
4
Заключение
Круглый стол . Защита проектов
Подведение итогов
2
Научить обобщать и систематизировать знания и навыки в ходе проведения защиты проекта, выходного тестирования
Научить учащихся демонстрировать результаты своей деятельности, применять полученные теоретические знания на практике, отстаивать точку зрения, вести дискуссию
Знает основные современные и перспективные формы и ресурсы , позволяющие раскрыть тему проекта
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, и корректировать по ситуации.
формирование представлений о закономерной связи, приобретение опыта наблюдения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-150914-1353939859.jpg)
Авторский курс по выбору "Построение графиков сложной функции, используя их монотонность"
Данный курс разработан для учащихся 9 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-172317-1357761152.jpg)
Курс по выбору: "Олимпиадные задачи"
Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач с усложнением и переходом к олимпиадным, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтом...
Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса "Самый простой способ решения непростых неравенств"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовате...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-279696-1381250267.jpg)
Рабочая программа курса по выбору "Решение задач повышенной сложности по математике"
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/05/picture-1141672-1557063579.jpg)
Программа курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по математике»
Программа курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по математике»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/18/picture-14269-1626589157.jpg)
рабочая программа курса по выбору "Решение задач с модулем и параметром""
Содержит характеристику курса и учебно- тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Программа курса по выбору "Решение задач" для учащихся 11 классов
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).Данный курс расширяет возможность закрепления и совершенствования з...