Программа курса по выбору "Решение задач" для учащихся 11 классов
материал по химии (11 класс)

Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна

Программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).

Данный курс расширяет возможность закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся по курсу  общей химии. Позволяет решать большое число предметно-типовых и специфических задач, осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету, знакомит со способами решения нестандартных задач и задач повышенной сложности.  

Содержанием данного курса предусматривается также решение задач и тестовых заданий, в том числе составленных по сертификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена

             Умение решать задачи является основным критерием творческого уровня предмета т.к. требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, анализировать, проводить расчеты и обосновывать их теоретическими  предпосылками.

             Поэтому на  экзаменах всегда включаются задачи, и прежде всего расчетные. Это удобный способ проверки знаний в процессе изучения предмета и важное средство их закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа курса по химии24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Программа элективный курса

«Решение задач по химии»

(для учащихся 11-ых классов, 35 часов)

                                                                     

Составила учитель химии Гаджимустафаева Т.Ш.

Когалым, 2021

ПОЯСНИТАЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).

Данный курс расширяет возможность закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся по курсу  общей химии. Позволяет решать большое число предметно-типовых и специфических задач, осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету, знакомит со способами решения нестандартных задач и задач повышенной сложности.  

          Содержанием данного курса предусматривается также решение задач и тестовых заданий, в том числе составленных по сертификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена

             Умение решать задачи является основным критерием творческого уровня предмета т.к. требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, анализировать, проводить расчеты и обосновывать их теоретическими  предпосылками.

             Поэтому на  экзаменах всегда включаются задачи, и прежде всего расчетные. Это удобный способ проверки знаний в процессе изучения предмета и важное средство их закрепления.

             При объяснении нового материала задачи помогают иллюстрировать изучаемую тему конкретным практическим применением, в результате учащиеся более осознанно воспринимают теоретические основы общей химии.

              Использование задач при закреплении новой темы позволяет учителю выявить, как усвоен новый материал, и наметить методику и план дальнейшего изучения данного вопроса.

   Цель курса:

Цель элективного курса: расширение и закрепление знаний, учащихся по курсу общей химии, формирование умений грамотного и рационального решения задач.

Задачи:

1. По обучению:

- расширить и систематизировать знания учащихся о количественных характеристиках растворов;

- научить учащихся методически правильно и практически эффективно решать задачи.

2. По развитию:

- развитие умений выполнять химический эксперимент в соответствие с требованиями техники безопасности;

- развитие навыков исследовательской деятельности;

- формирование творческого мышления.

3. По воспитанию:

- воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели;

- воспитание самостоятельности и активности учащихся.

  Новизна программы:

Практическая направленность, приближенность к жизни, раскрытие сущности многих процессов и явлений, происходящих в окружающем мире, возможность на собственном опыте познать окружающий мир.

        

Ожидаемые результаты:

      В результате обучения данного курса учащиеся:

•   Овладевают новыми знаниями по темам.

•   Должны научиться определять практически ряд важнейших

органических и неорганических соединений.

•   Знать важнейшие способы решения задач.

Всё это должно помочь учащимся:

•продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях.

Диагностика результативности работы по программе:

•   индивидуальные работы

• домашние задания

•самостоятельные работы;

•беседы.

   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ. (11кл.)

          Учащимся необходимо уметь:

            -правильно составлять уравнения химических реакций;

            -владеть навыками вычислений по химическим уравнениям;

            -владеть навыками при решении задач с параллельными и последовательными реакциями;

            -знать качественные реакции на основные ионы неорганических веществ.

            -составлять термохимическое уравнение;

            -по термохимическому уравнению находить массу реагента, либо тепловой эффект реакции;

             -вычислять удельную теплоту сгорания топлива;

             -определять изменение скорости по изменению концентрации исходных веществ или давления;

             -определять исходные концентрации реагирующих веществ;

             -определять равновесные концентрации веществ;

             -рассчитывать массовую долю вещества в растворе;

             -решать задачи с использованием правила смешивания (креста);

             -решать задачи с использованием понятия «молярная концентрация»;

             -знать свойства хрома и марганца, а также их соединений;

             -осуществлять цепочки превращений хрома и марганца;

             -расставлять коэффициенты методом электронного баланса и методом полуреакций;

              -использовать умения составлять уравнения анодовых и катодовых процессов при решении задач по электролизу;

               -решать комбинированные задачи;

               -решать задачи с использованием понятия «руда»;

               -решать задачи с использованием знаний получения металлов;

               -решать задачи с использованием знаний о химических свойствах щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа;

                -владеть понятиями «сплавы», «интерметаллические соединения», «чугун и сталь».

                -решать задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов.

Методы обучения: поисковый, частично – поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Система оценивания результатов освоения учащимися содержания программы.

        Контроль знаний, умений и навыков предусматривает проведение контрольных и проверочных работ, тестов. Для получения положительной отметки за курс учащийся должен посетить не менее 75% занятий, выполнить итоговые контрольные и тестовые работы по каждой теме курса. Контроль знаний, умений и навыков предусматривает проведение контрольных и проверочных работ, тестов. При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон,  правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические  знания для объяснения и предсказания  явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4»:

• в логическом  рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:                  

• в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.                                                                  

Оценка «2»:

• имеются существенные ошибки в логическом  рассуждении и в решении.

Оценка «1»:

• отсутствие ответа на задание

Тематическое планирование.

                      

№ п/п

Тема

Число часов

1

Тема 1.Расчеты по химическим уравнениям

5 часов

2

Тема 2. Общая химия

6 часов

2

Тема 3.Растворы

5 часов

4

Тема 4. Химия элементов и окислительно-восстановительные реакции

11 часов

5

Тема 5. Свойства металлов

8 часов

ИТОГО 35 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема 1. Расчеты по химическим уравнениям (5час.)

       Правильное понимание химической и физической сущности рассматриваемых процессов.

       Закрепление навыков написания уравнения химических реакций и владения навыками вычислений по химическим уравнениям, определения характера реакций: параллельного или последовательного, а также качественные реакции на ионы.

Тема 2. Общая химия (6 часов)

          Отработка физико-химических понятий:

          -термохимии; экзотермическая и эндотермическая теплота реакции; тепловой эффект, термохимическое уравнение, энтальпия, закон Гесса;

           -химической кинетики: скорость химических реакций, закон действующих масс; факторов, влияющих на скорость химических реакций;

           -химического равновесия: константы равновесия, факторов, влияющих на смещение химического равновесия.

Тема 3. Растворы (5 часов)

             Определение массовой доли вещества в растворе по известным массам растворителя и растворенного вещества, определение массы растворенного вещества, определение массы раствора по параметрам.

              Определение массы каждого раствора для получения раствора заданной массовой доле вещества по правилу смещения.

              Определение объемной доли растворенного вещества.

              Расчет молярной концентрации растворенного вещества.

Тема 4. Химия элементов и окислительно-восстановительные реакции (11 часов)

              Формирование представлений учащихся о свойствах соединений  железа, хрома и марганца в разных степенях окисления. Осуществление цепочек превращений с использованием знаний химических свойств железа, хрома и марганца.

               Подбор коэффициентов методом электронного баланса и методом полуреакций.

               Расчетные задачи по электролизу.

        Свойства серной и азотной разбавленных н концентрированных кислот.

Тема №5. Свойства металлов (8 часов)

                 Понятие руда. Способы получения металлов. Химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, металлов побочных подгрупп на примере железа.

                 Сплавы. Интерметаллические соединения. Чугун и сталь. Ряд стандартных потенциалов.

        Строение атомов, физические и химические свойства металлов побочных подгрупп.

Календарно- тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Дата

Тема 1.Расчеты по химическим уравнениям (5час.)

1

Типы химических реакций. Формулы, использующиеся при решении химических задач.

2

Методы получения неорганических веществ

3

Цепочки превращений.

4

Качественные реакции на ионы металлов

5

Качественные реакции на ионы неметаллов

Тема 2. Общая химия (6 часов)

6     (1)

Термохимия

7     (2)

Решение задач по термохимическим уравнениям

8     (3)

Химическая кинетика

9     (4)

Решение задач по теме

10   (5)

Химическое равновесие

11   (6)

Смещение химического равновесия

Тема 3.Растворы (5 часов)

12   (1)

Массовая доля компонента раствора.

13   (2)

Решение задач, используя правило смещения.

14   (3)

Объемная доля растворенного вещества.

15   (4)

Молярная концентрация.

16   (5)

Решение задач

Тема 4. Химия элементов и окислительно-восстановительные реакции (11часов)

17   (1)

ОВР. Подбор коэффициентов методом электронного баланса.

18   (2)

Метод полуреакций (Электронно-ионный баланс)

19   (3)

Железо и его соединения

20   (4)

Хром и его соединения.

21   (5)

Марганец и его соединения.

22   (6)

Продукты окислительно-восстановительных реакций.

23   (7)

Серная кислота и ее свойства

24   (8)

Азотная кислота (конц. и разб.) и ее свойства

25   (9)

Расчетные задачи по электролизу.

26 (10)

Комбинированные задачи.

27 (11)

Комбинированные задачи.

Тема №5. Свойства металлов (8часов)

28   (1)

Руды. Получение металлов.

29  (2)

Сплавы.

30  (3)

Химические свойства металлов.

31  (4)

Ряд стандартных электродных потенциалов.

32  (5)

Металлы побочных подгрупп.

33  (6)

Металлы побочных подгрупп.

34  (7)

Итоговое занятие

35  (8)

Резервный урок

 ЛИТЕРАТУРА

1.Кузьменко Н., Еремин В., Попков В.  Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М. 1998г

2.Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М. 2001г

3.Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии.

4. Хомченко И.Г. Сборник задач для средней школы. М.1996г.

5. Хомченко И.Г., Хомченко Г.П. Сборник задач по химии для поступающих ВУЗы. М.1994г.

6. Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин. Сборник задач и упражнений по химии, М.: Экзамен. Оникс 21 век, 2001.

7. В.Н.Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности, – «Легион», Ростов-на-Дону, 2012.

8. А.А. Кушнарев. Учимся решать задачи по химии, - М., «Школа-пресс»,1996.

9. Г.И. Штемплер, А.И. Хохлова. Методика  решения расчетных задач по химии. – М., «Просвещеение», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов «Уроки рисования в Inkscape»

В работе представлена авторская программа курса по выбору для учащихся 9-х классов, желающих познакомиться с техникой создания и редактирования векторных графических изображений, используя возможности...

Программа курса "Учимся общаться" для учащихся 5 классов

Программа курса "Учимся общаться" предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 32 часаю Целью данной программы явлвется развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенц...

Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.

Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...

Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...

Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Программа курса по выбору для учащихся 9 классов «Знай свой край» (краеведение)

В работе представлена программа курса по выбору для учащихся 9 классов «Знай свой край» (краеведение) в соответствии с концепцией предпрофильного обучения в 9 классах. Поскольку учебный предмет «...