Урок по физике.Инерция. Взаимодействие тел.
методическая разработка по физике

в данной разработке представлен материал по теме "Инерция.Взаимодействие тел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inertsiya.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: физика

А.В Зарубина учитель физики МБОУ ООШ№1 г. Слюдянки Иркутской области

YMK. Перышкин А. В.

Тема урока. Инерция. Взаимодействие тел.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: сформировать у обучающихся понятие "взаимодействие тел", ознакомить с физической сущностью процесса взаимодействия двух тел, раскрыть суть инерциального движения, показать случаи ее проявления в быту и технике.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательных интересов; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно- следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.

Предметные: формирование представлений о взаимодействии тел и инерциальном движении, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрение учащихся, осмысление практической значимости и полезности приобретённых знаний и умений.

Методы обучения. частично-поисковый, исследовательский, KCO

Формы организации познавательное деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая. Средства обучения. учебник, лабораторное оборудование, лист урока, разно уровневый дидактический материал, компьютер, проектор.

Этапы урока и вид деятельности

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся на этапе

Формируемые УУД

1

Организационно-

мотивирующий этап.

Учащиеся выполняют

самопроверку выполненного домашнего задания

Организует диалог с классом

Какие понятия мы изучали на прошлом уроке

Проверка домашнего задания (самопроверка на слайд выводиться решение задач, сборник)

У вас на столах чисты урока. Впишите в них свои фамилию и имя. В течение урока на каждом этапе не забудьте оценивать степень своего участия.

предложены внизу под таблицей.

Можете оценить себя

за первый этап

Отвечать на

вопросы учителя.

Самопроверка домашнего задания

Обучающиеся заполняют лист урока.

(Приложение 1.) Знакомятся с критериями оценки

Личностные.

-формирование учебной мотивации,

- формирование адекватной самооценки Метапредметные оценивание собственной деятельности на уроке

2

Этап: Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)

видеоролик

Организует диалог с

обучающимися

Что общего в этих мультфильмах? Как

меняется скорость

героев? Что послужило

причиной изменения

скорости? Так чем же мы будем заниматься на уроке?

Анализируют

просмотренные отрывки мультфильмов и

формулируют тему

урока.

Личностные.

умение настроиться на активную работу, смолообразование.

Meтaпредметные:

умение видеть задачу в

контексте проблемной

ситуации, связь с

окружающей жизнью выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения.

3

Этап

Актуализации

индивидуального

затруднения в

пробном действии.

Организация

поисковой работы по

открытию знаний.

У каждой группы на листах

заданиями.

После выполнения задания, обучающиеся по одном

представителю, рассказывают о проведенном опыте и формулируют выводы

Организует работу в группах

Работа в группах

Выполнение задания

и проведение

опытов.

(Приложение 2.)

1 группа

С наклонной

плоскости скатывать

тележку. В

основании насыпать песок, повторить ОПЫТ,

разгладив песок по поверхности, убрав его.

Задание:

#1057;равнить

Тормозной Путь

тележки во всех трех

случаях.

#1055;рочтите учебник стр.52 последний абзац.

#1057;делайте

2 группа

Сожмите руками кусок пластилина, резиновый мячик,

пружину и дайте ответ на вопрос: Задание:

#1044;ействует ли в этом случае одно тело на другое?

#1048;зменяется ли при этом скорость тела?

3. Что происходит с телом?

#1055;рочитайте Большую Советскую энциклопедию том 14 стр.18З

#1057;делайте

3 группа

Столкните два шарика (сначала

стальные, потом —

мягкие - пластилин). Измените скорость шариков с помощью других тел (клюшка, другой шарик).

Встаньте на легкоподвижные тележки и попробуйте привести их в движение.

Наблюдайте за измерением скорости этих тел.

Задание:

#1055;рочитайте учебник стр.55

#1055;риведите

свои примеры

существования взаимодействия тел в

природе.

3. сделайте вывод.

Физ.минутка

Ученики —

пассажиры автобуса.

Изображают

ситуации.

Личностного,

умение контролировать процесс и результат деятельности Метипредметные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предметные:

развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением терминологии

4

Этап первичного закрепления нового материала

На каждой парте лежит карточка с заданием. После выполнения качественной задачи учащимся выдается карточка-помощница для самостоятельной оценки выполненного задания.

Организует работу в парах

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы в карточках

l) Зачем

велосипедист,

приближаясь к подъему дороги, увеличивает

скорость движения? 2)Книга лежит на столе. Сравните силу действия книги на стол и стола на

книгу

З) Могут ли два физических тела взаимодействовать, если они не сталкиваются непосредственно друг с другом? Приведите примеры. 4)Почему трудно удержать шланг, из которого под

напором льётся вода? 5)Пассажиры автобуса почувствовали, что их клонит влево. Как двигался в этот момент автобус?

Объясните встряхивание пыли с паласа с точки зрения физики.

Объясните способ насаживания молотка на рукоятку.

Личностный осознанный выбор и построение сильнейшей

индивидуальной траектории

Метипредметные.

уметь оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других.

Предметные. обосновывать суждения, владение базовым понятийным аппаратом

5

Этап рефлексии.

включает в себя рефлексию учебной деятельности, самоанализ, и эмоциональную рефлексию чувств

Подводится итог урока. Подводится вывод о достижении цели урока.

Оценивается работа на уроке (в листах урока) степень освоения знаний

Учитель выявляет ценностное отношение обучающихся к полученным знаниям, самому процессу познания. Акцентируется на конечный результат учебной деятельности.

Учитель выставить оценку за урок, используя лист урока.

А сейчас я попрошу вас поставить галочку напротив того утверждения, которое характеризует вашу степень освоения

материала.

Работа с листом урока, подводят итоги своей работы. Ставят галочку на против характеризующей степень освоения.

Личностные: умение оценивать свои достижения и степень самостоятельности причины неудачи.

Выражение и аргументации своих мыслей.

6

Домашнее задание (информация о домашнем задании)

Определяются

задания для

самоподготовки

Предлагает задание на выбор:

1. §18, 19 упр.5 №1- 2

#1058;ворческое задание: Что было бы с телами, если вдруг исчезли бы

все взаимодействия?

Записывают домашнее задание.

Дата проведения: год

Эксперт: Руководитель районного методического объединения учителей физики Непомнящих Е.Н. _________________________

Приложение 1.

ФИО_________________________________________________________________________________________________________________

Класс________________________________________________________________________________________________________________

Дата_________________________________________________________________________________________________________________

Тема урока: ___________________________________________________________________________________________________________

Деятельность на уроке

Самооценка

I

Проверка домашнего задания

самооценка

II

Мотивация и самоопределение к учебной деятельности

III

Актуализация и

фиксирование

затруднения в пробном действии

Работа в группах

Опыт:

IV

Первичное закрепление нового материала

Работа в парах

Ответ на качественные задачи.

V

рефлексия

Сегодня на уроке я понял(а) тему и могу объяснить ее заболевшим

Были затруднения но я потом справилась

Сегодня у меня ничего не получилось

Оценка учителя_____________ Средний балл______________________

Критерии оценивания «5›-нет ошибок

«4»-1 ошибка

«3»-2,3 ошибки

«-»- не справился

Приложение №1

Карточка для группы №1

С наклонной плоскости скатывать тележку. В основании плоскости, с горкой насыпать песок. Повторить опыт, разгладив песок по поверхности, убрав его.

Задание:

#1057;равнить тормозной путь тележки во всех трех случаях.

#1055;рочтите учебник стр.52 последний абзац.

#1057;делайте вывод. Начните со слов:

В результате проведенного опыта мы установили, что, _________________________________________________________________

и пришли к выводу что если,________________________________________________________________________________________

Карточка для группы №2

Сожмите руками кусок пластилина, резиновый мячик, пружину и дайте ответ на вопрос:

Задание:

#1044;ействует ли в этом случае одно тело на другое?

#1048;зменяется ли при этом скорость тела?

#1063;то происходит с телом?

#1055;рочитайте Большую Советскую энциклопедию том 14 стр.183

#1057;делайте вывод, начиная со слов:

В результате проведения опытов мы установили что,___________________________________________________________________________

и пришли к выводу _______________________________________________________________________________________________________

Класс:

Учитель: Зарубина Алла Викторовна

Дата проведения: год

Предмет: Физика

Цель посещения: системный анализ, рассмотрение урока как единой системы в профессиональной деятельности учителя, оценка эффективности применяем методов обучения

Анализ урока

Организационная структура урока:

Урок открытия новых знаний. Прослеживается четкая последовательность всех этапов урока по ФГОС, соблюдены временные рамки. в начале урока учитель использует оригинальные приемы формирования мотивации па плодотворную совместную работу.

Содержание урока отвечает возрастным особенностям обучающихся. Тема урока соответствует программе и месту урока в системе уроков по разделу.

Активизация познавательной деятельности способствует развитию и формированию у обучающихся первичных представлений об инерции и взаимодействии тел, умению решать задания на конкретных жизненных ситуациях

Методическое обеспечение урока.

Урок построен на применении следующих методов обучения: частично-поискового, исследовательского и KCO. Обучение, основанное на применении данных методов, позволяет не только развивать детей, но и решает ряд учебных задач, а также повышает интерес к физике как к одному из сложных предметов. Систематическое и целенаправленное использование данных методов дает определенные результаты, как В изменении основные качеств личности, так п в результативности учебной деятельности детей. Материал соответствовал уровню подготовленности обучающихся, выбранный темп работы на уроке способствовал продуктивной деятельности обучающихся.

Методика проведения этапов урока.

В соответствии с поставленной целью и содержанием материала урок строился по следующим этапам:

Организационно-мотивирующий этап.

I.Мотивация к учебной деятельности

#1040;ктуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

III.Этап первичного закрепления нового материала

#1056;ефлексия
#1044;омашнее задание( на выбор учащихся)

Предложенные задания на каждом этапе урока способствовали применению и закреплению знаний обучающихся, основывались на их жизненном опыте. Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены и фиксировались в листе урока. На организационно — мотивирующем этапе предложенные фрагменты мультфильмов способствовали связи предыдущего материала и выведению темы урока. На этапе первичного закрепления нового материала было организовано решение качественных задач, для проверки которых обучающимся выдавались карточки-помощницы.

Групповая работа. проведенная с целью открытия новых знаний. была дифференцированной и способствовала открытию изучаемых понятий опытным путем.

Перегрузки обучающихся на уроке не было, т.к. своевременно была проведена физ.минутка на инерционное движение.

На этапе рефлексивной оценки своих возможностей было выявлено ценностное отношение обучающихся к полученному знанию и самому процессу познания, конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке, который возвращал их к учебным задачам урока. В конце урока учитель предложил выставить самооценку работы на уроке, используя лист урока.

В ходе урока учитывались индивидуальные особенности обучающихся и их уровень знаний. Урок вызвал живой интерес обучающихся и воспитывал в них познавательную потребность.

Реализация урока: Плотность урока достаточная, урок цели достиг. Ребята самостоятельно делали выводы, проводили исследование.

Выводы н рекомендации:

#1053;аибольшего эффекта в обучении можно добиться только при сочетании нескольких методов обучения одновременно и учете того факта, что разные методы используются при решении определенных задач, что успешно и делает Алла Викторовна. Целостный системный подход к процессу обучения позволяет учителю удачно сочетать на своем уроке методы способствующие быстрому н рациональному усвоению материала, такие как: частично- поисковый, исследовательский и коллективные способы обучения. Выбранные учителем методы продуктивны и значительно повышают интерес у школьников к учению.

#1056;екомендовать учителю опубликовать разработку данного урока на персональном сайте.

Эксперт:

руководитель районного методического объединения учителей физики

Е.Н.Непомнящих ________________

Дата: год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

Технологическая карта урока на тему: "Магнитное взаимодействие, магнитное поле"

Разработка урока с использованием ИКТ на тему: "Магнитное взаимодействие, магнитное поле" и приложения к нему....

План-конспект урока географии на тему: «Взаимодействие океана, атмосферы и суши» с рабочей тетрадью к уроку

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уроку...

ШКАТУЛКА КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ: ИНЕРЦИЯ

ШКАТУЛКА КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ: ИНЕРЦИЯ...

Презентация по физике "Инерция"

Презентация к уроку физики в 7 классе по теме: "Инерция"...


 

Комментарии

В данной разработке представлен материал к уроку физики.