Технологическая карта урока на тему: "Магнитное взаимодействие, магнитное поле"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Разработка урока с использованием ИКТ на тему: "Магнитное взаимодействие, магнитное поле" и приложения к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magnitnoe_vzaimodeystvie._magnitnoe_pole._tehnol._karta.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО Строительный колледж № 26
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тема занятия: МАГНИТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ,
Продолжительность занятия 45 минут.
Преподаватель физики: Сычева Татьяна Рафаиловна
1. Тема занятия «Магнитное взаимодействие. Магнитное поле».
2. Тип занятия: формирование новых знаний
3. Форма занятия: комбинированное занятие
4. Цели:
- обучающая: изучить различные виды магнитного взаимодействия, осуществляемые с помощью магнитного поля; дать определение магнитного поля и изучить его свойства;
- развивающая: способствовать развитию различных типов памяти, мышления, совершенствовать умения сравнивать, обобщать, анализировать, развивать целостное представление о физических явлениях и законах, лежащих в основе современной физической картины мира, о наиболее важных открытиях в области магнетизма, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
- воспитательная: осмысление деятельности по созданию технических приборов, в которых осуществляется магнитное взаимодействии ; формированию убеждённости использовать достижения науки на благо развития человеческой цивилизации, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений;
- методическая: обеспечить доступность приобретения знаний и умений посредством использования ИКТ.
5. Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, монитор, проектор, экран, слайды, видеофрагменты, флэшанимации; вращающиеся магнитные стрелки, полосовые и дуговые магниты.
Технологическая карта комбинированного учебного занятия теоретического обучения по теме :
МАГНИТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ.
Структурные элементы учебного занятия | Содержание материала. | Элементы дидактической структуры | время | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1.Организационный момент | Приветствие. | построение | 2 мин | Приветствует студентов. Контролирует их готовность к занятию | Приветствуют преподавателя. Готовятся к занятию. |
2. Мотивация учебной деятельности | Тема сегодняшнего занятия «Магнитное взаимодействие. Магнитное поле» является первой в разделе «Магнетизм». Во многих современных приборах мы можем обнаружить действие магнитного поля. Принцип некоторых таких приборов нам предстоит с вами изучить на следующих занятиях. Сегодня мы с вами заглянем в прошлое нашей истории, узнаем об истории открытия магнитных явлений. Далее дадим определение магнитному полю и рассмотрим его характеристики. | сообщение | 2 мин | Сообщает тему занятия, её актуальность и место занятия в системе занятий, учебные цели, ход занятия, критерии оценки работы | Психологически настраиваются на выполнение учебной деятельности, знакомятся (формулируют) с темой занятия, осознают её актуальность и значение в системе учебных занятий; знакомятся (разрабатывают) ход занятия и критерий оценки |
3. Проверка выполнения домашнего задания | На прошлом занятии мы изучили процесс прохождения электрического тока в газах. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Газ в обычных условиях является диэлектриком. Что нужно сделать, чтобы газ проводил электрический ток? 2. Как называется явление прохождения через газ электрического тока? 3. При каких условиях возникают тлеющий, искровой, дуговой и коронный разряды? Где они используются? | фронтальный опрос | 7 мин | Проводит диагностику успешности, применяя разнообразные формы и приёмы организации, дифференцированный поход | Восстанавливают знания и умения необходимые для восприятия нового материала |
4. формирование новых знаний | А). Переходим к теме сегодняшнего урока. Посмотрите слайд и скажите, как изображённые предметы связаны с темой нашего урока. Б) Все эти предметы имеют свойство притягивать железные предметы и намагничивать их. Свойство магнетита (или магнитного железняка) было известно в глубокой древности. Слово «магнит» происходит от греческого слова magnes. Так называлась руда, которую добывали в местности Магнезия 2500 лет тому назад. Существует легенда, что около 2600 до н.э. китайский император Хванг Ти вёл войско в сплошном тумане, ориентируясь с помощью поворачивающейся вокруг оси магнитной фигурки, всегда смотрящей на юг. Древние греки знали также о свойствах натёртого янтаря притягивать лёгкие предметы. Но между магнитными и электрическими явлениями не было чёткого разграничения. Они считались явлениями одной природы. В). Вопрос к обучающимся: Почему же магнит способен даже на некотором расстоянии притягивать железные предметы? Действительно, пространство вблизи магнита или проводника с током (об этом будет сказано позже) находится в особом состоянии, которое называется магнитным полем. Вопрос к обучающимся: Что вы можете сказать о свойствах магнитного поля? Давайте запишем основные его свойства. Магнитное поле – это особая форма материи. Оно обладает следующими свойствами: - порождается постоянными магнитами или движущимися электрическими зарядами; - его нельзя обнаружить органами чувств; - это поле можно обнаружить по действию на движущиеся электрические заряды; - оно оказывает ориентирующее действие на виток с током или магнитную стрелку; - основной характеристикой магнитного поля является вектор магнитной индукции; - силовые линии магнитного поля замкнуты. Есть ещё и другие свойства магнитного поля: - изменяется электрическое сопротивление различных металлов; - некоторые тела, помещённые в магнитное поле, изменяют свои размеры. Наиболее сильное воздействие магнитное поле оказывает на электрическое сопротивление висмута, что позволило изготовить висмутовый измеритель поля. Изменяются также размеры у сильно намагничивающихся веществ: железа, никеля, кобальта. Это явление называется магнитострикцией. Г). В 1269 году французский исследователь П. Марикур (псевдоним П. Перегрин) ввёл понятие магнитного полюса. Он проводил опыты, помещая вблизи шара из магнетита стальные иголки. В результате опыта он заметил, что наибольшее притяжение существует вблизи двух диаметрально противоположных точек. Полюс, который указывал направление на север, он назвал северным ( N ), а на юг – южным (S). Опыт Перегрина показал, что одноимённые полюсы магнита отталкивают друг друга, а разноимённые – притягивают. Далее следует показ опыта с двумя вращающимися магнитными стрелками. Д). Предполагая, что у магнитов на полюсах находятся магнитные заряды, подобно электрическим, Перегрин пытался их разделить. Но каждый разделённый магнит имел два полюса: северный и южный. Е). Наиболее бросающимися были факты намагничивания железных предметов и перемагничивания магнитных стрелок под влиянием молний. Французский физик Доминик Франсуа Араго в своей работе «Гром и молния» описал случай, когда в 1861 году корабль «Королева», находившийся в открытом море, поразила молния. Корабль получил значительные повреждения мачт и парусов. Ночью по положению звёзд обнаружили, что из трёх компасов два вместо севера стали показывать на юг, а третий стал показывать на запад. В начале VIII века было установлено, что молния – это сильный ток, идущий через воздух. Ж).Посмотрите, пожалуйста, флэшанимацию и скажите, в какой момент поворачивается магнитная стрелка. В 1820 году профессор Копенгагенского университете Ханс Эрстед, демонстрируя студентам опыты по нагреванию проводника электрическим токам, заметил, что случайно оказавшаяся на столе магнитная стрелка при включении тока располагалась перпендикулярно проводнику, а пи отсутствии тока – параллельно проводнику. Впоследствии Эрстед поставил свой основной опыт. Он взял провод, расположил его вдоль меридиана, т.е. в направлении С - Ю. Параллельно проводу на тонкой нити подвесил магнитную стрелку. При замыкании ключа, когда по проводу проходил электрический ток, магнитная стрелка поворачивалась перпендикулярно проводу. Опыт Эрстеда показал, что в пространстве, окружающем проводник с электрическим током, возникает магнитное поле. З). В 1600 году Уильм Гильберт, врач английской королевы Елизаветы I, предположил, что Земля является большим естественным магнитом, а стрелки компаса указывают направление к полюсам. И). Почти через 50 лет обнаружил, что если посыпать железные опилки вблизи магнита, то они распределятся вокруг него неравномерно. Линии, образуемые магнитными стрелками или железными опилками в магнитном поле, называются силовыми линиями магнитного поля. К). Магнитное поле в разных частях магнита неодинаково. Оно ослабевает от полюса к середине магнита. В середине магнита находится нейтральная зона, т.е. магнитное поле там отсутствует. Линии магнитного поля выходят из северного полюса и входят в южный полюс. Силовые линии магнитного поля всегда замкнуты. Л). Силовые линии витка с током аналогичны силовым линиям полосового магнита. | слайд «Постоянные магниты» слайд «Притягивание железных предметов постоянным магнитом», флэшанимация «Намагничивание железных предметов» беседа Беседа: Показ опыта Слайд «Магнитные полюсы существуют только парами» рассказ Поиск нужного решения после просмотра флэшанимации «Магнитная стрелка поворачивается при замыкании и размыкании ключа». Слайд «Магнитное поле Земли». видеофрагмент «Опыт по определению силовых линий магнитного поля» слайд «Магнитное поле в разных частях магнита» слайд «Магнитные линии постоянного магнита и витка с током» | 25 мин | Организует познавательную деятельность и активность студентов в связи с узучением нового материала, использует закрепляющие микрозадания, выдачу тезисов занятия; методов графической записи; звуковой, моторный, визуальный, осязательный ряд; дискуссию; стимулирование поиска студентами опережающих идей и решений и т.д. | Слушают объяснение нового материала, просматривают слайды, видеофрагменты, флэшанимации, опыты. Выдвигают гипотезы, делают выводы, обобщают и систематируют полученную информацию, отвечают на вопросы. |
5. Закрепление знаний (рефлексия) | Посмотрите видеофрагмент. Вы увидите опыт с инструментом, относящейся к вашей строительной профессии. Ответьте на поставленный в фильме вопрос: Какими свойствами должны обладать напильники, чтобы так взаимодействовать? | просмотр видеофрагмента «Опыт с напильниками», беседа | 5 мин | Обсуждает главные, основные, наиболее интересные линии и направления изученного | Выполняют работу по применению полученных знаний. Выступают каждый со своим мнением, понимание и подходом |
6. Итоги занятия, создание мотивации на продолжение изучения данной темы; выдача домашнего задания | Сегодня мы изучили магнитное взаимодействие на опытах. Результат такого взаимодействия объясняется наличием магнитного поля, свойства которого мы изучили. Графически магнитное поле изображают в виде линий магнитного поля. В отличие от линий электрического поля они всегда замкнуты. В дальнейшем мы изучим более подробно действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряды, на рамку с током, а также изучим действие приборов, в основе которых используются свойства магнитного поля. Далее следуют выставление оценок и их обоснование. Выдача домашнего задания: § 1-2 (учебник «Физика» 11 класс, Мякишев, Буховцев) | организация фронтальной беседы | 4 мин | анализ деятельности группы и отдельных студентов; объявление оценок и их обоснование. Выдача домашнего задания. | самоанализ своей учебной деятельности; д/з как продолжение учебной деятельности на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме : "Магнитное поле".11 класс
Это урок обобщения и повторения ранее изученного урока.Составлен так, чтобы урок проходил с минимальным участием учителя....
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:«Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»
Дрябжинская Людмила Владимировна ГБОУ СОШ № 1003.Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» (8 класс)Цель урока: сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и устано...
урок по теме "Магнитное поле"
магнитное поле и его графическое изображение, неоднородное и однородное магнитное поле, направление магнитных линий...
Материалы к уроку на тему:"Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с электрическим током"." (8 класс).
Учебный материал оформлен в виде опорного конспекта по теме: «Электромагнитные явления» на основе УМК: А.В.Перышкин, «Физика» 8класс. Материал рассчитан на ученика со средними и высокими интеллектуаль...
Технологическая карта урока: Магнитное поле. Постоянные магниты и электромагниты. Магнитное поле Земли.
Образец технологической карты урока физики. Может использоваться как альтернативный инструмент при планировании уроков. Особую помощь может оказать при разработке открытых уроков....
Открытый урок на тему: "Магнитное поле. Опыт Эрстеда"
Материал для проведения урока по физике тема Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Данная презентация содержит содержит основные определения и иллюстрирующие материал рисунки и схемы....
Технологическая карта урока физика 7 класс "Взаимодействие молекул"
Технологическая карта урока физики 7 класс по теме "Взаимодействие молекул"...