Рабочая программа кружка Внеклассная физика
рабочая программа по физике (8, 9 класс)
Рабочая программа кружка для внеклассной образовательной работы по физике для 8-9 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_vneklassnaya_rabota.docx | 40.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
объединения дополнительного образования
«ВнеКЛАССная физика»
Педагог доп.образования: Направление: | социально-педагогическое | ||
Класс: | 9кл (14-15 лет) | ||
Количество часов: | 1 час в неделю | ||
Учебный год: | 2022-2023 | ||
|
|
Цель и задачи кружка «ВнеКЛАССная физика»
Цель:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности для развития личности обучающегося.
Задачи
- Образовательные:
- способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных тем физики;
- развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки и техники;
- научить решать задачи нестандартными методами;
- развивать познавательные интересы при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
- Воспитательные:
- воспитать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
- воспитать уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
- Развивающие:
- развивать умения и навыки учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умения практически применять физические знания в жизни;
- развивать творческие способности;
- формировать активность, инициативу и самостоятельность у обучающихся;
Виды деятельности:
- Решение разных типов задач.
- Занимательные опыты по разным разделам физики.
- Конструирование простейших приборов, используемых в учебном процессе.
- Применение ИКТ.
- Занимательные «экскурсии» в область истории физики.
- Применение физических законов на практике.
Формы проведения занятий кружка:
- Беседа.
- Практикум.
- Исследовательская работа.
- Проектная работа.
Ожидаемые результаты:
- Навыки к выполнению работ исследовательского характера.
- Навыки решения разных типов задач.
- Навыки постановки эксперимента
- Навыки работы с дополнительными источниками информации
Результаты реализации программы
- Достижения обучающихся.
- Повышение качества знаний.
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ученик выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенции базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности – творческая активность – предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного. Владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 7-9 классов, обладающих определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, ОБЖ, географии и других. Занятия кружкового объединения способствует развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создадут условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности обучающихся в процессе изучения физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей обучающихся является метод проектно-исследовательской деятельности. Используя его в своей работе, учитель научит обучающихся решать проблемы и задачи не только возникающие на уроке, но и в жизни. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у обучающихся устойчивого интереса к физике.
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов за год : 34 часа
Планируемые результаты
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность ответственного отношения к учению;
- сформированность основ естественно-научного мировоззрения,
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности.
Предметные:
- освоение дополнительной образовательной программы « Физика вокруг нас»:
- соблюдение правил безопасности при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- распознавание проблем, которые можно решить при помощи физических методов; анализ отдельных этапы проведения исследований и интерпретация результатов наблюдений и опытов;
- проведение прямых измерений физических величин: массы тела, размеров тела, силы тока;
- постановка опытов по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; формулировка проблемы/задачи учебного эксперимента; сборка установки из предложенного оборудования; проведение опыта и формулировка выводов;
- понимание роли эксперимента в получении научной информации.
Коммуникативные УД
- овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
Регулятивные УД:
- формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Познавательные УД и ИКТ-компетентность
- формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сетиИнтернет.
Используются следующие основные методы:
обяснительно-репродуктивные (рассказ, беседа);
наглядные (показ таблиц, схем, иллюстраций, работа с компьютером, физическими приборами )
Формы проведения итогов реализации программы:
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов выполнения экспериментальных работ и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются выполнение лабораторных работ на экзамене. ( индивидуальная)
Данная программа кружка «ВнеКЛАССная физика» будет реализована с помощью оборудования «Точки Роста»
Содержание тем курса
№ | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Фронтальные лабораторные работы и экспериментальные задания | Демонстрации |
1 | Введение Физика в природе. Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин. Масштабы физических явлений на Земле и во Вселенной. Физика – основа техники. Физика и научно-технический прогресс. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы. | 4 |
|
|
2 | Строение и свойства вещества. Молекулы. Явления, подтверждающие молекулярное строении вещества. Размеры и масса молекул. Движение и взаимодействие молекул в газах. Жидкостях и твердых (кристаллических) телах. Атом. Молекула. Вещество. Материалы. Виды материалов в технике и строительстве. История возникновения и развития молекулярно-кинетической теории вещества. | 8 |
|
|
3 | Движение тел. Относительность движения и покоя. Мгновенная и средняя скорости. Методы измерения скорости тела. Скорости, встречающиеся в природе и технике. | 6 |
|
|
4 | Силы в природе. Взаимодействие тел и инертность. Масса. Сила. Деформация. Упругие силы. Явление тяготения. Небесные тела и их движение. Сила тяжести на других планетах. Сила трения. | 4 |
|
|
5 | Гидро- и аэростатика. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды с разными жидкостями. Водопровод. Гидростатический парадокс. Гидравлический тормоз. Развитие водного транспорта. Суда и подводные лодки. Батискаф и акваланг. История развития гидростатики и аэростатики. (Герике. Архимед. Паскаль. Торричелли.) | 5 |
|
|
6 | Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы. «Золотое правило механики». Подвижный и неподвижный блоки. Ворот. Наклонная плоскость. Винт. Подъемный кран. Виды механической энергии. Формула кинетической энергии (без вывода). Энергия вокруг нас. Энергия рек и ветра. | 4 |
|
|
7 | Волны. Виды волн. Звуковые волны. Электромагнитные волны. | 1 |
|
|
8 | Оптика. Да будет свет! Как видит человек. Зрение. Дефекты зрения. | 1 |
|
|
9 | Проектная работа. «А нам летать охота!» | 1 | Представление проектов |
Календарно-тематическое планирование по программе дополнительного образования «ВнеКЛАССная физика»
№ | Содержание программы | Количество часов | Дата занятия | |||
теория | практика | всего | ||||
Введение | 5 | |||||
1 | Организационное занятие. Техника безопасности. Физика в природе. | 1 | 1 | |||
2 | Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин. | 1 | 1 | |||
3 | Цена деления измерительного прибора. «Физика начинается там, где начинают измерять…» | 1 | 1 | |||
4 | Физика – основа техники. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы. Физики – лауреаты Нобелевской премии. | 1 | 1 | |||
5 | Молекулы и атомы. Модели молекул. Деление молекул. | 1 | 1 | |||
Строение и свойства вещества | 8 | |||||
6 | Явления, подтверждающие молекулярное строение вещества. Молекулярное строение жидкостей. | 1 | 1 | |||
7 | Молекулярное строение твёрдых тел. Молекулярное строение газов. | 1 | 1 | |||
8 | Взаимодействие молекул в газах, жидкостях и твёрдых кристаллических телах. Рост кристаллов. | 1 | 1 | |||
9 | Материалы. Виды материалов в технике и строительстве. | 1 | 1 | |||
10 | Диффузия. Диффузия в твёрдых телах, жидкостях и газах. | 1 | 1 | |||
11 | Смачивание и несмачивание. | 1 | 1 | |||
12 | Занимательная физика «Ох, уж эти молекулы!» | 1 | 1 | |||
Движение | 6 | |||||
13 | Относительность движения и покоя. Методы измерения скорости. | 1 | 1 | |||
14 | Скорости в природе и технике. «Мы едем, едем, едем…» | 1 | 1 | |||
15 | Взаимодействие тел и инертность. Масса. Объём. | 1 | 1 | |||
16 | Измерение объема твёрдых тел правильной формы разными методами. Измерение объема твёрдых тел неправильной формы. | 1 | 1 | |||
17 | Плотность тел. Решение задач на тему «Плотность тел». | 1 | 1 | |||
18 | «Определение плотности тел». Определение плотности тела человека. | 1 | 1 | |||
Силы в природе | 4 | |||||
19 | Сила. Деформации. Упругие силы. | 1 | 1 | |||
20 | Деформации растяжения и сжатия. Закон Гука. Деформации сдвига, изгиба и кручения. | 1 | 1 | |||
21 | Решение занимательных задач. Сила тяжести на других планетах. | 1 | 1 | |||
22 | Сила трения. Трение в быту. Трение в природе и технике. | 1 | 1 | |||
Гидро- и аэростатика | 5 | |||||
23 | Что-то где-то давит! Давление в жидкости. Зависимость давления жидкости от физических параметров. | 1 | 1 | |||
24 | Давление газов. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. | 1 | 1 | |||
25 | Сообщающиеся сосуды .Шлюзы. | 1 | 1 | |||
26 | Почему мы умные люди? | 1 | 1 | |||
27 | Гидростатический парадокс. Водопровод. Гидравлический тормоз. Развитие водного транспорта. Суда и подводные лодки, батискаф, акваланг. | 1 | 1 | |||
Работа, мощность, энергия | 4 | |||||
28 | Простые механизмы. Механическая работа. Зависимость механической работы от физических параметров. Расчет выполнения механической работы. | 1 | ||||
29 | Мощность. Мощность, которую развивает человек. Мощность современных машин. «Золотое правило механики». | 1 | ||||
30 | КПД простых механизмов. Простые механизмы. КПД наклонной плоскости. | 1 | ||||
31 | Виды механической энергии. Превращение одного вида энергии в другой. Энергия вокруг нас. Энергия рек и ветра. Решение занимательных задач. | 1 | ||||
Волны. Оптика | 2 | |||||
32 | Звуковые волны. Виды волн. Занимательные опыты. Нем, как рыба! (опровержение) | 1 | ||||
33 | Да будет свет! Что такое свет. «Сломанная ложка». Занимательные опыты по оптике. | 1 | ||||
34 | Итоговое занятие. Представление проектов | 1 | 1 | |||
Итого | 11 | 23 | 34 |
Методическое сопровождение
- Антипин А.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение, 1974.
- Блох А.Ш. Микрокалькулятор в школе. – Мн.: Нар. асвета, 1986.
- Буров В.Б, Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1981.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.
- Глазунов А.Г. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1977.
- Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах средней школы / Под ред. А.А. Покровского. – М.: Просвещение, 1974.
- Довнар Э.А. и др. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. – Мн.: Нар. асвета, 1981.
- Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку.– М.: Наука, 1979.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-8 класс. – М.: Просвещение, 1994.
- Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1987.
- Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.– М.: АРКТИ, 2009.
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение, 1976.
Примерное распределение учебного времени
- Изучение теории – 20%,
- Самостоятельный физический эксперимент – 50%,
- Решение задач – 30%.
Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета, а также самодельные приборы и установки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по физике " Лазерное шоу".
Программа физического кружка «Лазерное шоу» составлена для учащихся 8 классов. Данная программа направлена на развитие самостоятельности, творческой деятельности, развитие инициативы учащи...
Рабочая программа кружка "Занимательная физика"
Данная программа рассчитана на учащихся 7-8 классов. Это связано с тем, что курс физики только начинает изучаться, а из психологических исследований известно, что усвоение знаний основывается на непос...
рабочая программа кружка "Занимательная физика"
1. Пояснительная запискаДанная программа “Занимательная физика. Элементы практической физики» составлена для учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительног...
Рабочая программа кружка по физике в 7 классе
Программа составлена на основе программы по физике для 7-х классов, используемой в настоящее время. Программа кружка базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К. Гладышевой, Ю. И. ...
Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 7 класса
Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. ...
рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 8 класса
Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 8 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. Направле...
Рабочая программа кружка по физике "Юный физик"8 класс.
Рабочая программа кружка по физике "Юный физик"8 класс....
- Мне нравится (1)