Рабочая программа кружка Внеклассная физика
рабочая программа по физике (8, 9 класс)

Оспищева Анна Михайловна

Рабочая программа кружка для внеклассной образовательной работы по физике для 8-9 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_vneklassnaya_rabota.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая  программа

объединения дополнительного образования

«ВнеКЛАССная физика»

 

Педагог доп.образования:

Направление:

социально-педагогическое

Класс:

9кл  (14-15 лет)

Количество часов:

1 час в неделю

Учебный год:

2022-2023

 

 

 Цель и задачи кружка «ВнеКЛАССная физика»

Цель:

формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности для развития личности обучающегося.

Задачи

  1. Образовательные: 
  • способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных тем физики;
  • развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки и техники;
  • научить решать задачи нестандартными методами;
  • развивать познавательные интересы при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
  1. Воспитательные: 
  • воспитать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
  • воспитать уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
  1. Развивающие: 
  • развивать умения и навыки учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умения практически применять физические знания в жизни;  
  • развивать творческие способности;
  • формировать активность, инициативу и самостоятельность у обучающихся;

Виды деятельности:

  1. Решение разных типов задач.
  2.  Занимательные опыты по разным разделам физики.
  3.  Конструирование простейших приборов, используемых в учебном процессе.
  4.  Применение ИКТ.
  5.  Занимательные «экскурсии» в область истории физики.
  6. Применение физических законов на практике.

Формы проведения занятий кружка:

  1. Беседа.
  2.  Практикум.
  3.  Исследовательская работа.
  4. Проектная работа.

Ожидаемые результаты:

  1. Навыки к выполнению работ исследовательского характера.
  2.  Навыки решения разных типов задач.
  3.  Навыки постановки эксперимента
  4. Навыки работы с дополнительными источниками информации

Результаты реализации программы

  1. Достижения обучающихся.
  2.  Повышение качества знаний.

Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса

Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ученик выступает как субъект деятельности, субъект развития.

Приобретение компетенции базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности – творческая активность – предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного. Владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.

Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 7-9 классов, обладающих определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, ОБЖ, географии и других. Занятия кружкового объединения способствует развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создадут условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Воспитание творческой активности обучающихся в процессе изучения физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей обучающихся является метод проектно-исследовательской  деятельности. Используя его в своей работе, учитель научит обучающихся решать проблемы  и задачи не только возникающие на уроке, но и в жизни. Решение нестандартных  задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у обучающихся устойчивого интереса к физике.

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов за год : 34 часа

Планируемые результаты

Личностные:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • сформированность ответственного отношения к учению;
  • сформированность основ естественно-научного мировоззрения,
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности.

 

Предметные:

  • освоение дополнительной образовательной программы « Физика вокруг нас»:
  • соблюдение правил безопасности при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • распознавание проблем, которые можно решить при помощи физических методов; анализ отдельных этапы проведения исследований и интерпретация результатов наблюдений и опытов;
  • проведение прямых измерений физических величин: массы тела, размеров тела, силы тока;
  • постановка опытов по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; формулировка проблемы/задачи учебного эксперимента; сборка установки из предложенного оборудования; проведение опыта и формулировка выводов;
  • понимание роли эксперимента в получении научной информации.

 

Коммуникативные УД

  • овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Регулятивные УД:

  • формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

 

Познавательные УД и ИКТ-компетентность

  • формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сетиИнтернет.

 Используются  следующие основные методы:

        обяснительно-репродуктивные (рассказ, беседа);

        наглядные (показ таблиц, схем, иллюстраций, работа с компьютером, физическими приборами )

  

Формы проведения итогов реализации программы:

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов  выполнения экспериментальных работ  и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются выполнение лабораторных работ на экзамене. ( индивидуальная)

 Данная программа кружка «ВнеКЛАССная физика» будет реализована с помощью оборудования «Точки Роста»

Содержание тем курса

Наименование разделов и тем программы

Кол-во

часов

Фронтальные лабораторные работы и

экспериментальные задания

Демонстрации

1

Введение

Физика в природе.

Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин. Масштабы физических явлений на Земле и во Вселенной.

Физика – основа техники. Физика и научно-технический прогресс. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы.

4

  1. Определение толщины листа бумаги линейкой, микрометром, штангенциркулем.
  2.  Измерение объема твердого тела и жидкости мензурками с разной ценой деления.
  3. Измерение максимальной и минимально температуры в течение суток.
  1. Демонстрация радиоуправляемой моделью машины.
  2.  Демонстрация измерительных приборов (7 класс: линейка, секундомер, мензурка. 8 класс: термометр, амперметр, вольтметр. 9 класс: ваттметр, осциллограф).
  3. Видеофрагмент «Знаете ли вы измерительные приборы»
  4. Видеофрагмент: «Микрометр»
  5. Видеофрагмент «Измерение температуры»

2

Строение и свойства вещества.

Молекулы. Явления, подтверждающие молекулярное строении вещества. Размеры и масса молекул.

Движение и взаимодействие молекул в газах. Жидкостях и твердых (кристаллических) телах.

Атом. Молекула. Вещество.

Материалы. Виды материалов в технике и строительстве.

История возникновения и развития молекулярно-кинетической теории вещества.

8

  1. Наблюдение явления диффузии.
  2. Изучение коллекции горных пород и минералов.
  3. Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ (на модели)

  1. Силы взаимодействия молекул.
  2.  Уменьшение объема при смешивании воды и спирта
  3. Диффузия газов
  4.  Занимательные опыты.

3

Движение тел.

Относительность движения и покоя. Мгновенная и средняя скорости. Методы измерения скорости тела. Скорости, встречающиеся в природе и технике.

6

  1. Измерение плотности жидкости.
  2. Определение плотности тела человека
  3. Определение средней скорости движения заводного автомобиля.
  1. Демонстрация взаимодействия двух тел (двух динамометров, двух тележек).
  2. Наблюдение относительности покоя и движения тел.
  3.  Определение мгновенной скорости с помощью электрического счетчика-секундомера.
  4.  Демонстрация невесомости.

4

Силы в природе.

Взаимодействие тел и инертность. Масса. Сила. Деформация. Упругие силы. Явление тяготения. Небесные тела и их движение. Сила тяжести на других планетах. Сила трения.

4

  1. Изучение зависимости результата действия силы на тело от ее значения и точки приложения.
  2.  Сравнение сил трения при скольжении и качении.
  3.  Вычисление равнодействующей двух (7 класс) и более (8-9 классы) сил.
  1. Демонстрация сил трения качения, скольжения и покоя.

5

Гидро- и аэростатика.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды с разными жидкостями. Водопровод.  Гидростатический парадокс.

Гидравлический тормоз.

Развитие водного транспорта. Суда и подводные лодки. Батискаф и акваланг. История развития гидростатики  и аэростатики.

(Герике. Архимед. Паскаль. Торричелли.)

5

  1. Вычисление силы атмосферного давления.
  2. Определение плотности сплошного тела методом гидростатического взвешивания.
  3. Устройство и применение аэрометров.
  4.  Наблюдение плавания тел в зависимости от: плотности вещества; формы тела, плотности жидкости.
  1. Наблюдение равновесия неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах.
  2.  Гидростатический парадокс.
  3. Демонстрация модели гидравлического пресса.
  4.  Наблюдение действия атмосферного давления.
  5.  Артезианский водолаз.

6

Работа. Мощность. Энергия.

Простые механизмы. «Золотое правило механики». Подвижный и неподвижный блоки. Ворот. Наклонная плоскость. Винт. Подъемный кран.

Виды механической энергии. Формула кинетической энергии (без вывода). Энергия вокруг нас.

Энергия рек и ветра.

4

  1. Определение работы при перемещении тела.
  2.  Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
  3.  Вычисление выигрыша в силе инструментов, в которых применяется рычаг (ножницы, кусачки, плоскогубцы).
  4.  Вычисление потенциальной энергии поднятого тела.
  5.  Вычисление кинетической энергии движущегося тела (автомобиля).
  1. Простые механизмы (блок, ворот, наклонная плоскость).
  2.  Наблюдение за поднятием тела при помощи подвижного и неподвижного блока.
  3.  Работа сил.
  4.  Принцип действия крана.

7

Волны.

Виды волн. Звуковые волны.

Электромагнитные волны.

1

  1. Исследование «Нем, как рыба!»
  1. Поперечные и продольные волны.
  2. Волны на поверхности воды.

8

Оптика.

Да будет свет! Как видит человек. Зрение. Дефекты зрения.

1

  1. Измерение остроты зрения.
  1. Модель глаза.

9

Проектная работа.

«А нам летать охота!»

1

Представление проектов

Календарно-тематическое планирование по программе дополнительного образования «ВнеКЛАССная физика»

Содержание программы

Количество часов

Дата занятия

теория

практика

всего

Введение

5

1

Организационное занятие. Техника безопасности. Физика в природе.

1

1

2

Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин.

1

1

3

Цена деления измерительного прибора. «Физика начинается там, где начинают измерять…»

1

1

4

Физика – основа техники. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы. Физики – лауреаты Нобелевской премии.

1

1

5

Молекулы и атомы. Модели молекул. Деление молекул.

1

1

Строение и свойства вещества

8

6

Явления, подтверждающие молекулярное строение вещества. Молекулярное строение жидкостей.

1

1

7

Молекулярное строение твёрдых тел. Молекулярное строение газов.

1

1

8

Взаимодействие молекул в газах, жидкостях и твёрдых кристаллических телах. Рост кристаллов.

1

1

9

Материалы. Виды материалов в технике и строительстве.

1

1

10

Диффузия. Диффузия в твёрдых телах, жидкостях и газах.

1

1

11

Смачивание и несмачивание.

1

1

12

Занимательная физика «Ох, уж эти молекулы!»

1

1

Движение

6

13

Относительность движения и покоя. Методы измерения скорости.

1

1

14

Скорости в природе и технике. «Мы едем, едем, едем…»

1

1

15

Взаимодействие тел и инертность. Масса. Объём.

1

1

16

Измерение объема твёрдых тел правильной формы разными методами.

Измерение объема твёрдых тел неправильной формы.

1

1

17

Плотность тел. Решение задач на тему «Плотность тел».

1

1

18

«Определение плотности тел». Определение плотности тела человека.

1

1

Силы в природе

4

19

Сила. Деформации. Упругие силы.

1

1

20

Деформации растяжения и сжатия. Закон Гука. Деформации сдвига, изгиба и кручения.

1

1

21

Решение занимательных задач. Сила тяжести на других планетах.

1

1

22

Сила трения. Трение в быту. Трение в природе и технике.

1

1

Гидро- и аэростатика

5

23

Что-то где-то давит! Давление в жидкости. Зависимость давления жидкости от физических параметров.

1

1

24

Давление газов. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

1

1

25

Сообщающиеся сосуды .Шлюзы.

1

1

26

Почему мы умные люди?  

1

1

27

Гидростатический парадокс. Водопровод. Гидравлический тормоз. Развитие водного транспорта. Суда и подводные лодки, батискаф, акваланг.

1

1

Работа, мощность, энергия

4

28

Простые механизмы. Механическая работа. Зависимость механической работы от физических параметров. Расчет выполнения механической работы.

1

29

Мощность. Мощность, которую развивает человек. Мощность современных машин. «Золотое правило механики».

1

30

КПД простых механизмов.

Простые механизмы. КПД наклонной плоскости.

1

31

Виды механической энергии. Превращение одного вида энергии в другой. Энергия вокруг нас. Энергия рек и ветра. Решение занимательных задач.

1

Волны. Оптика

2

32

Звуковые волны. Виды волн. Занимательные опыты. Нем, как рыба! (опровержение)

1

33

Да будет свет! Что такое свет. «Сломанная ложка». Занимательные опыты по оптике.

1

34

Итоговое занятие. Представление проектов

1

1

Итого

11

23

34

Методическое сопровождение

  1. Антипин А.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение, 1974.
  2. Блох А.Ш. Микрокалькулятор в школе. – Мн.: Нар. асвета, 1986.
  3. Буров В.Б, Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Глазунов А.Г. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1977.
  6. Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах средней школы / Под ред. А.А. Покровского. – М.: Просвещение, 1974.
  7. Довнар Э.А. и др. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. – Мн.: Нар. асвета, 1981.
  8. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку.– М.: Наука, 1979.
  10. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-8 класс. – М.: Просвещение, 1994.
  11. Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1987.
  12.  Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980.
  13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.– М.: АРКТИ, 2009.
  14. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение, 1976.

Примерное распределение учебного времени

  1. Изучение теории – 20%,
  2. Самостоятельный физический эксперимент – 50%,
  3. Решение задач – 30%.

Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета, а также самодельные приборы и установки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по физике " Лазерное шоу".

Программа физического кружка «Лазерное шоу» составлена для учащихся 8 классов. Данная программа направлена на развитие  самостоятельности, творческой деятельности, развитие  инициативы учащи...

Рабочая программа кружка "Занимательная физика"

Данная программа рассчитана на учащихся 7-8 классов. Это связано с тем, что курс физики только начинает изучаться, а из психологических исследований известно, что усвоение знаний основывается на непос...

рабочая программа кружка "Занимательная физика"

1. Пояснительная запискаДанная программа “Занимательная физика. Элементы практической физики» составлена для учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительног...

Рабочая программа кружка по физике в 7 классе

Программа составлена на основе программы по физике для 7-х классов, используемой в настоящее время. Программа кружка базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К. Гладышевой, Ю. И. ...

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 7 класса

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. ...

рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 8 класса

Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 8 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. Направле...

Рабочая программа кружка по физике "Юный физик"8 класс.

Рабочая программа кружка по физике "Юный физик"8 класс....