Физика, 7 класс, УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник и другие, издательство «Дрофа», 2017 |
Тип урока: урок открытия новых знаний |
Цель урока: Сформировать знания о трех состояниях вещества, и их различии в молекулярном строении. |
Задачи: Обеспечить усвоение знаний в различии в молекулярном строении веществ |
Планируемые результаты |
Предметные: Научится: научиться доказывать наличие в различия в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов, приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях | Метапредметные: Познавательные – овладевать навыками самостоятельного приобретения знаний об агрегатном состоянии вещества на Земле; уметь предвидеть возможные результаты своих действий. регулятивные – овладеть УУД при составлении сравнительной таблицы коммуникативные – взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности | Личностные: сформировать познавательный интерес и убеждённость в возможности познания природы при изменении явлений на Земле; к результатам обучения; принимать решения и обосновывать их, самостоятельно оценивать результаты своих действий; развитие инициативы. |
Образовательные ресурсы: Учителя – модели кристаллических решёток – меди, йода, освежитель воздуха, флакон с духами, воздушный шарик или резиновый мяч, ноутбук, мультимедиа, компьютерная презентация. Ученика – учебник – физика 7, сборник задач (автор Марон), рабочая тетрадь, карандаш, линейка. |
Организация структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Мне очень нравится работать с вашим классом! - Что нам поможет не отвлекаться на уроке? | Настраиваются на учебную деятельность. Прием «Измени своё настроение» - Я радуюсь потому, что… - Я доволен тем, что… - Моё настроение …
| Формировать навыки самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Организовывает повторение пройденного материала. Слайд № 1 - Вспомним и повторим: Что вы знаете о строении вещества? Какие явления доказывают, что вещества состоят из мельчайших частиц? Как доказать, что между молекулами есть промежутки? Как доказать, что между молекулами существует взаимодействие? Объясните, какое явление используется при сварке, пайке, склеивании? Какие явления подтверждают, молекулы находятся в движении? | Отвечают на вопросы, подтверждая ответы примерами | Уметь проводить объективную самопроверку |
III. Актуализация Знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи. | Презентация Слайд 2, 3, 4, 5, 6 (различные состояния воды). Что общего межу картинками, изображенными на слайде? В каких состояниях вы видите воду? Обращает внимание на недостаток знаний в этой сфере. Вопрос запуска постановки учебной задачи: ~ Достаточно ли у вас знаний о различных строениях вещества Формулирует учебную задачу: ~ изучить различия в молекулярном строении вещества | Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы
Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развивать навыки целеепологания |
IV.Сообщение темы. Постановка учебной задачи | Слайд 7, 8, 9 – Сообщает тему урока. Организовывает совместно с учащимися формирование цели и задачи урока. ~ Что необходимо узнать на уроке? ~ Чему нужно научиться? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формировании целей и задач урока | Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу |
V.Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: ~ Почему мене важно знать, в каких состояниях находится вещество? ~ Какую личную цель могу поставить на уроке? | Отвечают на мотивационные вопросу. Создают условия для успешной деятельности. | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. |
VI. Создание ситуации затруд -нения. Изучение нового материала. | Работать будем вместе – заполним таблицу, которую мы нарисовали на предыдущем уроке Организовывает обсуждение проблемных вопросов Создает условия для изучения различных агрегатных состояниях Слайд 10 – Начинаем ПОЗНАНИЕ НОВОГО ПРИГОТОВИЛИСЬ (§12, стр. 33 (со второго абзаца - всё),
Что мы узнаем из прочитанного? О чём идёт речь стр. 34 (2,3 абзац)?
Порядок расположения частиц? §13, Стр. 37 третий абзац снизу (демонстрации кристаллов – меди, йода)
Характер движения частиц? §13, Стр. 37 – второй абзац снизу?
Каков характер взаимодействия – как вы думаете? §13, Стр. 37 – третий абзац сверху? Какой вывод можно сделать о расстоянии между частицами? Помогает сделать вывод
Демонстрация работа дезодоранта – освежителя воздуха, смочить ватку - духами → что вы чувствуете? О каком состоянии мы с вами будем вести дальше речь? Стр. 34 – о третий абзац снизу и три абзаца на стр. 35. О чём идёт речь? Стр.36 со средины страницы – читаем и думаем, что будем записывать в таблицу Вместе заполняют таблицу о газообразном строении вещества | Принимают участие в обсуждении. Делают вывод по каждому предложенному утверждению. Учатся извлекать нужную информацию. Учатся грамотно вести записи в тетради. Критерии сравнения | Стояние вещества | твердое | жидкое | газообразное | Расстояние между частицами | Сравнимо с размерами молекул l << d – диаметр молекулы |
|
| Характер движения частиц | Стр. 37 (2 абзац снизу) Молекулы колеблются около определенных положений |
|
| Характер взаимодействия частиц | Стр. 37 (3 абзац) Силы притяжения между молекулами большие |
| | Порядок расположения частиц | Стр. 37 (3 абзац снизу) Молекулы расположены в порядке, образуют кристаллы – кристаллическая решётка |
|
| Свойства веществ | Стр. 34 (2-3 абзац) Сохраняют форму и объём, несжимаемы, прочны, самопроизвольно не перемешиваются |
|
| Критерии сравнения | Стояние вещества | твердое | жидкое | газообразное | Расстояние между частицами | Сравнимо с размерами молекул l << d – диаметр молекулы |
| Расстояния между молекулами l>>d Стр.28, 5 абзац сверху | Характер движения частиц | Стр. 37 (2 абзац снизу) Молекулы колеблются около определенных положений |
| Стр. 28, абзац 6 сверху | Характер взаимодействия частиц | Стр. 37 (3 абзац) Силы притяжения между молекулами большие |
| Стр.36, (4-5 абзац снизу), Силы слабые | Порядок расположения частиц | Стр. 37 (3 абзац снизу) Молекулы расположены в порядке, образуют кристаллы – кристаллическая решётка |
| Из прочитанного вывод - беспорядочно | Свойства веществ | Стр. 34 (2-3 абзац) Сохраняют форму и объём, несжимаемы, прочны, самопроизвольно не перемешиваются |
| Стр. 35 (2-3 абзац) Не имеют ни формы, ни объёма, легко перемешиваются между собой в любых пропорциях |
Отвечают на вопросы
| Выражают свои мысли в соответствии с задачей.
Развивать умения выбрать правильную информацию из прочитанного.
Формировать навыки грамотно вести записи в тетради |
VII. Закрепление изученного материала | Слайд 10 Стр.35вопросы 2,4. Стр.37 вопросы 1,3 | Совместный разбор вопросов
| Осуществляют самопроверку и самоконтроль |
VIII. Решение заданий и упражнений | Слайд 11
|
| Развивать умение самостоятельно принимать решения |
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия | Слайд 12 Организовывает подведение итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами: Как вы считаете Что они позволяют добиваться ? ~ Каковы мои достижения на сегодняшнем уроке? ~ С какими трудностями я столкнулся на уроке при изучении материала? ~ Как я оценю свою работу на уроке? ~ Чему я научился на уроке? |
Проводят итог своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживают цель учебной деятельности |
X. Домашнее задание | Слайд 9. Всё успели разобрать на уроке? Какое домашнее задание? §12,13 учебника, заполнить таблицу о жидком состоянии вещества
| Формируют домашнее задание. Записывают домашнее задание.
| Формировать навыки самоорганизации и творчества |