Методические аспекты подготовки обучающихся к итоговой аттестации по физике.
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (9 класс)
В презентации рассмотрены требования к выполнению и оформлению задания № 17 ГИА-9 в 2023 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_aspekty_itogovoy_attestatsii_obuchayushchihsya_po_fizike_9_klass.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание рассчитано на проведение прямых измерений с использованием стандартных измерительных приборов: линейки, весов, динамометра, мензурки (измерительного цилиндра), амперметра, вольтметра, секундомера (часов). При этом объектом оценки становятся прямые измерения: правильное включение или установка прибора, определение его цены деления и верное снятие показаний прибора. На экзамене в каждой аудитории присутствует специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, который объясняет технику безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда. Однако выпускник сам проводит все измерения, записывает результаты и делает расчеты. Статистика по выполнению экспериментального задания показывает, что в школах необходимо усилить работу с реальным оборудованием. Средний балл за выполнение задания 17 в 2022 году — 0,97 балла, когда максимальный — 3. В этом материале я объясню, как проверяется это задание, какие лабораторные могут вам попасться и как выполнить их без ошибок. Что проверяет задание 17 ОГЭ по физике
Экспериментальное Задание №17 в ОГЭ по физике в 2023 г. Для успешного выполнения Задания №17 высокого уровня с развернутым ответом обучающимся необходимо уметь: 1) самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) владеть основами осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) оценивать правильность выполнения учебной задачи; 5) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Экспериментальное Задание №17 Задание первого типа (косвенные измерения) Измерение плотности цилиндра, абсолютная погрешность измерения массы ± 0,1г, объема тела ± 2см³ Отсутствует запись результата измерения объема тела (27 см³) с учетом погрешности измерений
Какие лабораторные работы могут быть на ОГЭ Особенность оборудования в том, что один комплект предназначен для выполнения целой серии экспериментальных заданий. Поэтому для выполнения одного конкретного задания комплекты избыточны — об этом важно помнить. Вот что проверяет задание 17 ОГЭ по физике в 2023 году: Умение проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жесткости пружины; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока. Умение проводить исследование зависимости одной физической величины от другой: зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода поверхности; зависимости архимедовой силы от объема погруженной части тела; зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы. Опытная проверка: Правила для электрического напряжения при последовательном соединении проводников; Правила для силы тока при параллельном соединении проводников.
Экспериментальное Задание №17 Задание первого типа (косвенные измерения) Измерение коэффициента трения, абсолютная погрешность измерения силы ± 0,1Н Верно записаны прямые измерения с учетом погрешности измерений Ни одного измерения не записано верно с учетом погрешности (единицы измерения)
Экспериментальное Задание №17 Задание первого типа (косвенные измерения) Измерение мощности тока при силе тока 0,3А, абсолютная погрешность измерения силы тока ± 0,1А, напряжения ± 0,2В Ошибка в схеме, реостат
Экспериментальное Задание №17 Задание первого типа (косвенные измерения) Одно измерение неверное Измерение мощности тока при силе тока 0,3А, абсолютная погрешность измерения силы тока ± 0,1А, напряжения ± 0,2В
Экспериментальное Задание №17 Задание второго типа (исследование зависимости) Исследование зависимости силы тока от напряжения
Экспериментальное Задание №17 Задание второго типа (исследование зависимости) Исследование зависимости силы тока от напряжения при 0,2А, 0,3А, 0,4А, абсолютная погрешность измерения силы тока ± 0,1А, напряжения ± 0,2В Две пары верных измерений, ошибка в схеме (реостат, нет ключа )
Экспериментальное Задание №17 Задание второго типа (исследование зависимости) Размерность указана слева. Ошибки в рисунке и выводе
Экспериментальное Задание №17 Задание второго типа (исследование зависимости) Три пары верных измерений. Перепутанные плюс и минус в схеме, нет ключа. Вывод принимаем.
Экспериментальное Задание №17 Задание второго типа (исследование зависимости) Исследование зависимости силы тока от напряжения при 0,2А, 0,3А, 0,4А, абсолютная погрешность измерения силы тока ± 0,1А, напряжения ± 0,2В Нет верной погрешности…
Причины возникновения методических ошибок при выполнении задания № 17 1.Отсутствие/недостаточность устойчивого навыка самостоятельного планирования и проведения эксперимента с выбором необходимого оборудования. 2.Отсутствие/недостаточность практики выполнения экспериментальных заданий с оформлением результатов. 3.Отсутствие/недостаточность навыка чтения текста задания, где четко указаны погрешности физических величин, которые необходимо указать при записи результатов прямых измерений, так как при отсутствии записи прямых измерений с указанием абсолютной погрешности измерений за задание 17 выставляется 0 баллов.
Рекомендации учителям Необходимо в течение учебного года выстроить систематическую работу: 1)чётко спланировать всю экспериментальную деятельность обучающихся в течение всего учебного года (фронтальный эксперимент, мини-эксперименты, лабораторные работы, выполнение экспериментальных заданий, исследования зависимостей физических величин и формулирование выводов); 2)из спецификации КИМ ОГЭ выписать все экспериментальные задания, которые планируются на экзамене (это открытый материал); 3)скорректировать поурочное планирование с учетом всех экспериментальных заданий, выносимых на экзамен; 4)подготовить раздаточный материал, в котором будет чётко прописано задание с учётом всех требований к выполнению эксперимента и оформлению результата его выполнения (демоверсия: требования к выполнению задания, критерии оценивания выполнения задания – открытый материал);
5) провести обязательный анализ выполнения экспериментального задания с обсуждением основных часто встречающихся ошибок; 6) заранее собрать комплекты оборудования и дать возможность учащимся выполнять и оформлять экспериментальные задания, например, в рамках учебного практикума; 7) обратить особое внимание на новые комплекты лабораторного оборудования (комплект № 4 в этом учебном году и комплекты 5 и 7 – в дальнейшем) и новые экспериментальные задания по ним, учителю необходимо провести мониторинг имеющегося для этих работ лабораторного оборудования, самостоятельно выполнить эти экспериментальные задания, включить эти работы в рабочую программу по предмету в соответствующий данному эксперименту тематический раздел. Рекомендации учителям
Экспериментальное Задание №17 (демоверсия 2023)
Экспериментальное Задание №17 (демоверсия 2023)
Перечень комплектов оборудования Перечень комплектов оборудования для выполнения экспериментального задания составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике. Особенность комплектов состоит в том, что один комплект предназначен для выполнения целой серии экспериментальных заданий. Поэтому для одного конкретного задания комплекты избыточны по сравнению с номенклатурой оборудования, необходимого для его выполнения. Задания 17 для КИМ ОГЭ 2023 г. разрабатываются только на базе комплектов оборудования № 1, № 2, № 3, № 4 и № 6. (Задания с использованием комплектов № 5 и № 7 будут вводиться в КИМ ОГЭ в последующие годы.) Экспериментальное Задание №17 (демоверсия 2023)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа"Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ"
Данная программа поможет учителю выстроить систему работы с детьми для успешной сдачи ЕГЭ...
Педагогический проект "Основные методические аспекты подготовки учащихся к итоговой аттестации"
Современное математическое образование в системе среднего общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развити...
Особенности подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе в форме ЕГЭ
Особенности подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе. Из опыта работы в старших классах МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды....
Доклад по химии на тему: «Использование результатов ГИА в подготовке обучающихся к итоговой аттестации по химии»
В докладе отражены основные вопросы, взывающие затруднения у учащихся при написании ГИА по химии и способы решения этих вопросов....
Статья "Методические аспекты разработки контрольно-измерительных материалов в программе PowerPoint для организации формирующего контроля и подготовки обучающихся к итоговой аттестации в средней школе".
В последнее время многие современные учителя используют компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности при подготовке к занятиям, сами создают свои ресурсы в программе PowerPoint,...
Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»
Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...
План работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по физике
План работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по физике ...