Технологическая карта по теме " Основные положения МКТ. Размеры молекул".
учебно-методический материал по физике (10 класс)

Лариса Хетаговна Техова

Организация деятельности учащихся по изучению основных положений МКТ и их экспериментальному подтверждению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_polozheniya_mkt._razmery_molekul.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики в 10 классе

 по теме «Основные положения МКТ. Размеры молекул». 

Дата проведения: 14.01.21

Техова Лариса Хетаговна- учитель физики МБОУ «СОШ№1 им. Д. Хугаева с. Ногир»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: урок проблемного обучения

Режим урока: интерактивный.

Образовательная технология: проблемное обучение с элементами технологии КСО

Цели:

Деятельностная: научить обучающихся новым способам нахождения знания (основных положений МКТ и их экспериментальному подтверждению., ввести новые понятия (диффузия, броуновское движение, расширение тел при нагревании, испарение, смачивание), термины (масса, молярная масса, количество вещества, число Авогадро).

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи: 

Обучающая- (формирование познавательных УУД): организовать деятельность учащихся по изучению основных положений МКТ и их экспериментальному подтверждению, повторить понятия: Броуновское движение, диффузия, смачивание, масса, молярная масса, количество вещества, число Авогадро;

Развивающая – (формирование регулятивных УУД): развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.

Воспитательная - (формирование коммуникативных и личностных УУД): Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

ЭОР:    

https://www.youtube.com/watch?v=Hvp18WLNWR0

https://www.youtube.com/watch?v=pn_RnNGKsKU

ЦОР:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4722/main/47804/

Основные положения МКТ. Броуновское движение

https://edu.skysmart.ru/student/dukuketuve

ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Личностные  

1

Мотивационный

(самоопределение) к учебной деятельности

  1. мин.

Введение в тему  с помощью эпиграфа

Если бы я захотел читать, еще не зная букв

Это было  бы бессмыслицей.

Точно так же, если бы я захотел судить

О явлениях природы, не имея никакого

представления о началах вещей, это

 было бы такой же бессмыслицей.

М.В. Ломоносов

включённое слушание

дискуссия

  • зачем изучать строение вещества?

-Смыслообразование

(Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

введение в понятие МКТ и

строение вещества

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

2

Актуализация  и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

  1. мин.

Повторение тепловых явлений, формулировка что такое молекулярно-кинетическая теория, история развития представлений о строении вещества ученых древней Греции.

Работа с раздат .листами  (базовое задание)

Проверка знаний о молекулах,  полученных на физике, химии, биологии ранее в виде

Физического диктанта «Веришь - не веришь»

Приводят примеры тепловых явлений.

Записывают в тетради тему и понятие МКТ.

работа в «мобильных группах» (группа на одно задание) 

на 2 варианта. На листочках пишут да или нет.

Потом взаимопроверка по слайду с ответами

мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

-  волевая саморегуляция (Р)

Положения МКТ

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

3

Выявление места и причины затруднения

  1. мин.

Фронтальная проверка

 физического диктанта.

  • Что такое молекула? Из чего состоит молекула? Атом? Сколько атомов у молекулы воды?
  • Объем тела равен сумме объёма молекул?
  • Отличаются ли молекулы воды в супе, компоте?
  • Как «увидеть» молекулы?

Сформулируем основные положения МКТ:

Основные положения МКТ: Все тела состоят из молекул,               Молекулы движутся, Молекулы взаимодействуют друг с другом (притягиваются и      отталкиваются)

вербализация итогов работы во фронтальной форме

Формулировка основных положений МКТ и запись в тетради положений МКТ и формул

Запись в тетради формул массы, молярной массы, количества вещества

- учебно-познавательный интерес (Л);

-  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Положения МКТ,

масса вещества

-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

4

Построение проекта выхода из затруднения

8 мин.

Учитель подводит обучающихся к формулировке индивидуальных целей урока

 

Объяснение понятий: масса вещества, молярная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, число Авогадро

Постановка проблемного вопроса или проблемного поля

Какие опыты подтверждают положения МКТ, если увидеть молекулы нельзя даже в оптический микроскоп?

Проблемные вопросы:

  1. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото?
  2. Почему протираются локти пиджаков, изнашивается обувь?

Наблюдение демонстраций  - распространение запаха духов, расширение металлического шарика ,окрашивание индикаторной бумаги с помощью нашатырного      спирта. Просмотр кинофрагмента (слои атмосферы + броуновское движение)  

Постановка индивид.целей урока

Записывают в тетрадь экспериментальные подтверждения положений МКТ из примеров и опытов.

Работа в «мобильных группах» (2-3 чел)

Наблюдают эксперименты и отвечают на вопросы: что наблюдали? Какое положение МКТ подтвердили?

постановка познавательной цели (П);    

- построение логической цепи рассуждений (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

Масса вещества, молярная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, число Авогадро, Диффузия, Броуновское движение, расширение тел при нагревании, смачивание

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской деятельности.
  • инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

5

Реализация построенного проекта

5 мин.

Защита проекта

Групповая работа – практическая работа по экспериментальной проверке основных положений МКТ.

Защита задания, проверка

Работа в «мобильных группах» (2-3 чел) Почему? Какое положение МКТ подтвердили?   Записывают в тетради

- волевая саморегуляция (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

Броуновское движение, диффузия, смачивание, окрашивание, спайка, склеивание, восстановление формы после деформации.

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

6

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

5 мин.

Работа у доски ………..

Проверка во фронтальной  форме экспериментальных доказательств положений  МКТ.

Индивид. Работа у доски (3-4 чел.)

Анализ работы. 

 Отчет групп

С записью в тетради экспериментальных доказательств положений  МКТ других групп

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- использование общих приемов решения задач (П);

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выведение следствий (П);

Диффузия, взаимодействие молекул, промежутки между молекулами, смачивание, окрашивание, склеивание, восстановление формы после деформации

культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира

7

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

5 мин.

Ответить на проблемные вопросы:

-Почему атмосфера не имеет четкой границы

-Почему пластилин легко изменяет свою форму?

  • Почему нельзя соединить 2 куска мела?

-Сколько будет, если к 1л воды добавить 1л спирта?

фронтально.

Демонстрация: Если смешать ½ стакана пшена  ½  стакана гороха.  Что будет? 

Что наблюдали? Почему? Какое положение МКТ подтвердили?   

Разобрать 2 ситуации устно по плану: Что наблюдали? Почему? Какое положение МКТ подтвердили?  1.Если яблоко разрезать пополам, а затем соединить, то они не распадутся сразу.

2.Художник смешивает краски на палитре до получения нужного оттенка.

Индивидуально по карточкам:

 По 2 ситуации запишите в тетрадь- это задание на дом

Фронтальная работа с записью в тетради

индивидуальная работа в тетрадях по карточкам - анализ ситуаций по экспериментальному доказательству положений МКТ

- анализ, сравнение, классификация (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- рефлексия способов и условий действия (П);

Диффузия, взаимодействие молекул, промежутки между молекулами, смачивание, окрашивание, склеивание, восстановление формы после деформации

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию

8

Рефлексия учебной деятельности, самоанализ, рефлексия чувств и эмоций

комментарии к дифференцированному домашнему заданию

5 мин.

Учитель организовал предметную рефлексию:

Поставить на ступеньке галочку: понял, не понял…

  1. Что вам было на уроке сложно…трудно?
  2. Как вы думаете, почему…..?

Выставление оценок за урок за диктант, за устные ответы , практическую работу

Д/З

Базовый.уровень:. п 56,58,59 Учить понятия по тетради.

Повыш.уровень:  Анализ ситуаций по плану. Письменно в  тетради

 Выс.уровень – работа ЦОР (Выполнить задание в скайсмарт:

https://edu.skysmart.ru/student/dukuketuve),

Ставят галочку на ступеньке

Выполняют задания в соответствии с уровнем сложности


- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности; . готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

Директор школы                    Кесаева Н.Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использование технологической карты в изучении географического положения материков в 7 классе

Использование технологической карты на уроках географии в 7 классе при изучении темы " Географическое положение материка"  намного оживляет и ускоряет учебный процесс.Она помогает управлять позна...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА».

Разработка урока  по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА» с учетом ФГОС 2-го поколения....

технологическая карта 7 класс "Географическое положение Африки".

Технологическая карта 7 класс: "Географическое положение и исследование Африки."...

технологическая карта урока "Австралия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые"

Урок "Австралия. Географическое положение материка. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые" , 7 класс по ФГОС.  На уроке представлена как индивидуальная, так и групповая фо...

Технологическая карта урока химии "Основные положения ТЭД"

Ф.И.О. учителя: Леушина Н.А.Предмет: химияКласс: 9Тема урока: «Основные положения ТЭД»Тип урока: Открытие новых знаний.Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивныйФормы работы: ф...

Технологическая карта урока. Физика 10 класс Тема " Основные положения МКТ"

Технологическая карта урока. Физика 10 класс. Тема " Основные положения МКТ"...