Рабочие программы по физике
рабочая программа по физике (7 класс)
Рабочие программы по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_id5186519_7_klass_1.docx | 105.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ Отдел образования Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан
МБОУ СОШ с. Целинный
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании ШМО руководитель | Зам.директора по УВР | Директор школы |
ШМО | ______________Хакиева Г.А. | ______________Мусина Л.М. |
______________Тангатарова Х.Х. | Протокол № | Приказ № |
Протокол № | ||
от "" г. | от "" г. | |
от "" г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5186519)
учебного предмета
«Физика»
для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Уметбаева Айсылу Илдусовна
учитель физики
Целинный 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы направлено на формирование естественнонаучной грамотности учащихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. В ней учитываются возможности предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественнонаучную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественнонаучными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разно образных сферах деятельности. Но не менее важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественнонаучных исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе определению, «Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
— научно объяснять явления,
— оценивать и понимать особенности научного исследования,
— интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн.
Цели изучения физики:
— приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
— развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
— формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
— формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
— развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:
— приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;
— приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
— освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практикоориентированных задач;
— развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
— освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;
— знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в 7 классе в объёме 68 часов по 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира
Физика — наука о природе, изучает физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые.
Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Международная система единиц.
Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественнонаучный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей.
Демонстрации
1. Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления.
2. Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым прибором.
Лабораторные работы и опыты
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Измерение расстояний.
3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.
4. Определение размеров малых тел.
5. Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры. 6. Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества.
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.
Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды. Особенности агрегатных состояний воды.
Демонстрации
1. Наблюдение броуновского движения.
2. Наблюдение диффузии.
3. Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц веществ.
Лабораторные работы и опыты
1. Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий). 2. Опыты по наблюдению теплового расширения газов.
3. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Раздел 3. Движение и взаимодействии
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения. Равномерное и неравномерное дви‐жение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения.
Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения
тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества.
Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (МС). Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике (МС).
Демонстрации
1. Наблюдение механического движения тела.
2. Измерение скорости прямолинейного движения.
3. Наблюдение явления инерции.
4. Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел. 5. Сравнение масс по взаимодействию тел.
6. Сложение сил, направленных по одной прямой.
Лабораторные работы и опыты
1. Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели электрического автомобиля и т. п.).
2. Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной плоскости. 3. Определение плотности твёрдого тела.
4. Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от приложенной силы.
5. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера соприкасающихся поверхностей.
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Пневматические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы.
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной оболочки Земли.
Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Приборы для измерения атмосферного давления.
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации
1. Зависимость давления газа от температуры.
2. Передача давления жидкостью и газом.
3. Сообщающиеся сосуды.
4. Гидравлический пресс.
5. Проявление действия атмосферного давления.
6. Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности жидкости. 7. Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости.
8. Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения плотностей тела и жидкости.
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела.
2. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость.
3. Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела. 4. Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости.
5. Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности.
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике.
Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.
Демонстрации
Примеры простых механизмов
Лабораторные работы и опыты
1. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности.
2. Исследование условий равновесия рычага.
3. Измерение КПД наклонной плоскости.
4. Изучение закона сохранения механической энергии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение физики в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
— проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки; — ценностное отношение к достижениям российских учёных физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
— готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
— осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание:
— восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
— осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
— развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;— интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
Экологическое воспитание:
— ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;— осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
— повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
— потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
— осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
— планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
— стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
— оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
— анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
— в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
— публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
— принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
— выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
— ставить себя на место другого человека в ходе спора или дис куссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
— признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
— использовать понятия: физические и химические явления; наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза; единицы физических величин; атом, молекула, агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное); механическое движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;
— различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества; равномерное движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твёрдых тел с закреплённой осью вращения; передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами; атмосферное давление; плавание тел; превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
— распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе; действие силы трения в природе и технике; влияние атмосферного давления на живой организм; плавание рыб; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физи‐ческий смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
— характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
— объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практикоориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;
— решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, под‐ставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные,
необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;
— распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; в описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;
— проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудова‐ния, записывать ход опыта и формулировать выводы;
— выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;
— проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы трения скольжения от веса тела, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины; выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело; условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков); участвовать в планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
— проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и твёрдого тела; сила трения скольжения; давление воздуха; выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость тело; коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины;
— соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
— указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, на‐клонная плоскость;
— характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические законы и закономерности;
— приводить примеры / находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
— осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в соответствии с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами кон‐
спектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
— создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2—3 источников информации физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
— при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, | Электронные | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира | ||||||||
1.1. | Физика — наука о природе | 2 | 01.09.2022 07.09.2022 | Выявление различий между физическими и химическими превращениями (МС — химия); Распознавание и классификация физических явлений: механических, тепловых, электрических, магнитных и световых; | Устный | http://school- | ||
1.2. | Физические величины | 2 | 1 | 08.09.2022 14.09.2022 | Определение цены деления шкалы измерительного прибора; | Практическая работа; | http://school- | |
1.3 | Естественно- научный метод познания | 2 | 1 | 1 | 15.09.2022 21.09.2022 | Выдвижение гипотез, объясняющих простые явления, например:— почему останавливается движущееся по горизонтальной поверхности тело;— почему в жаркую погоду в светлой одежде прохладней, чем в тёмной; | Контрольная работа; | http://school- |
Итого по разделу | 6 | |||||||
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества | ||||||||
2.1. | Строение вещества | 2 | 22.09.2022 28.09.2022 | Наблюдение и интерпретация опытов, свидетельствующих об атомно-молекулярном строении вещества: опыты с растворением различных веществ в воде; | Устный | http://school- | ||
2.2. | Движение и взаимодействие частиц вещества | 2 | 1 | 29.09.2022 05.10.2022 | Наблюдение и объяснение броуновского движения и явления диффузии; | Практическая работа; | http://school- | |
2.3. | Агрегатные состояния вещества | 2 | 1 | 06.10.2022 19.10.2022 | Описание (с использованием простых моделей) основных различий в строении газов, жидкостей и твёрдых тел; | Контрольная работа; | http://school- | |
Итого по разделу | 6 |
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел | ||||||||
3.1. | Механическое движение | 4 | 1 | 20.10.2022 02.11.2022 | Исследование равномерного движения и определение его признаков; | Устный | http://school- | |
3.2. | Инерция, масса, плотность | 6 | 1 | 03.11.2022 30.11.2022 | Объяснение и прогнозирование явлений, обусловленных инерцией, например: что происходит при торможении или резком маневре автомобиля, почему невозможно мгновенно прекратить движение на велосипеде или самокате и т. д.; | Практическая работа; | http://school- | |
3.3. | Сила. Виды сил | 10 | 1 | 3 | 01.12.2022 30.12.2022 | Изучение взаимодействия как причины изменения скорости тела или его деформации; Определение величины равнодействующей сил; | Контрольная работа; | http://school- |
Итого по разделу | 20 | |||||||
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | ||||||||
4.1. | Давление. Передача | 2 | 09.01.2023 13.01.2023 | Анализ и объяснение опытов и практических ситуаций, в которых проявляется сила давления; Обоснование способов уменьшения и увеличения давления; | Устный | http://school- | ||
4.2. | Давление жидкости | 6 | 16.01.2023 03.02.2023 | Исследование зависимости давления жидкости от глубины погружения и плотности жидкости; Наблюдение и объяснение гидростатического парадокса на основе закона Паскаля; | Устный | http://school- |
4.3. | Атмосферное давление | 4 | 06.02.2023 03.03.2023 | Экспериментальное обнаружение атмосферного давления; | Устный | http://school- | ||
4.4. | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело | 9 | 1 | 2 | 06.03.2023 31.03.2023 | Экспериментальное обнаружение действия жидкости и газа на погружённое в них тело; Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость; | Контрольная работа; | http://school- |
Итого по разделу | 21 | |||||||
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия | ||||||||
5.1. | Работа и мощность | 3 | 03.04.2023 12.04.2023 | Экспериментальное определение механической работы силы тяжести при падении тела и силы трения при равномерном перемещении тела по горизонтальной поверхности; | Устный | http://school- | ||
5.2. | Простые механизмы | 4 | 1 | 13.04.2023 27.04.2023 | Определение выигрыша в силе простых механизмов на примере рычага, подвижного и неподвижного блоков, наклонной плоскости; | Практическая работа; | http://school- | |
5.3. | Механическая энергия | 5 | 1 | 2 | 28.04.2023 19.05.2023 | Экспериментальное определение изменения кинетической и потенциальной энергии тела при его скатывании по наклонной плоскости; | Контрольная работа; | http://school- |
Итого по разделу: | 12 | |||||||
Резервное время | 3 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 13 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Вводный инструктаж по Т.Б. Физика-наука о | 1 | Устный опрос; | |||
2. | Методы научного познания | 1 | Устный опрос; | |||
3. | Физические величины, их единицы и приборы для измерения | 1 | Устный опрос; | |||
4. | Измерение физической | 1 | 1 | Практическая работа; | ||
5. | Лабораторная работа №2 " Измерение объема | 1 | Устный опрос; | |||
6. | Обобщающий урок по теме "Что изучает физика". | 1 | 1 | Контрольная работа; | ||
7. | Анализ контрольной работы.Молекула –мельчайшая частица вещества | 1 | Устный опрос; | |||
8. | Лабораторная работа №3 "Определение размеров | 1 | 1 | Практическая работа; |
9. | Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия | 1 | Устный опрос; | |||
10. | Взаимодействие частиц вещества | 1 | 1 | Контрольная работа; | ||
11. | Взаимосвязь между | 1 | Устный опрос; | |||
12. | Обобщающий урок по теме: "Строение вещества". | 1 | 1 | Контрольная работа; | ||
13. | Анализ контрольной | 1 | Письменный контроль; | |||
14. | Скорость | 1 | 1 | Устный опрос; Письменный | ||
15. | Графическое представление движения | 1 | Письменный контроль; | |||
16. | Средняя скорость при Расчёт пути и времени движения | 1 | Устный опрос; | |||
17. | Явление инерции. Закон инерции | 1 | Письменный контроль; | |||
18. | Взаимодействие тел как причина изменения | 1 | Устный опрос; Письменный | |||
19. | Масса как мера инертности тела. Лабораторная | 1 | 1 | Практическая работа; |
20. | Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества | 1 | Устный опрос; | |||
21. | Лабораторная работа №5 "Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра".Инструктаж по Т.Б. | 1 | 1 | Практическая работа; | ||
22. | Решение задач. Расчет | 1 | Письменный контроль; | |||
23. | Сила как характеристика взаимодействия тел | 1 | Устный опрос; | |||
24. | Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах | 1 | Устный опрос; | |||
25. | Сила упругости и закон Гука. Лабораторная | 1 | 0.5 | Тестирование; | ||
26. | Лабораторная работа №7 | 1 | 0.5 | Практическая работа; | ||
27. | Силы упругости. Вес тела. Невесомость | 1 | Письменный контроль; | |||
28. | Сложение сил, | 1 | Устный опрос; | |||
29. | Сила трения. Трение Трение в природе и технике. | 1 | Устный опрос; Письменный |
30. | Лабораторная работа №8 "Изучение силы трения | 1 | 1 | Практическая работа; | ||
31. | Обобщающий урок по теме: "Движение и | 1 | Письменный контроль; | |||
32. | Контрольная работа №3 по теме: "Движение и | 1 | 1 | Контрольная работа; | ||
33. | Анализ контрольной работы.Давление | 1 | Устный опрос; | |||
34. | Способы уменьшения и увеличения давления | 1 | Устный опрос; | |||
35. | Давление газа | 1 | Устный опрос; | |||
36. | Пневматические машины | 1 | Письменный контроль; | |||
37. | Закон Паскаля | 1 | Устный опрос; | |||
38. | Давление внутри жидкости | 1 | Письменный контроль; | |||
39. | Зависимость давления | 1 | Устный опрос; | |||
40. | Сообщающиеся сосуды | 1 | Устный опрос; | |||
41. | Вес воздуха и атмосферное давление. Причины | 1 | Устный опрос; | |||
42. | Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления | 1 | Письменный контроль; | |||
43. | Приборы для измерения атмосферного давления | 1 | 1 | Практическая работа; | ||
44. | Гидравлические механизмы | 1 | Устный опрос; |
45. | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда | 1 | Устный опрос; Письменный | |||
46. | Выталкивающая | 1 | Тестирование; | |||
47. | Лабораторная работа №9 | 1 | 1 | Практическая работа; | ||
48. | Решение задач по теме "Архимедова сила" | 1 | Письменный контроль; | |||
49. | Лабораторная работа №10. Экспериментальное | 1 | 1 | Практическая работа; | ||
50. | Условия плавания тел. Решение задач | 1 | Письменный контроль; | |||
51. | Плавание судов. Воздухоплавание. Исследование морских | 1 | Письменный контроль; | |||
52. | Обобщающий урок по теме "Давление твёрдых тел, | 1 | Устный опрос; | |||
53. | Контрольная работа №4 по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов" | 1 | 1 | Контрольная работа; | ||
54. | Анализ контрольной работы.Механическая работа | 1 | Устный опрос; | |||
55. | Мощность | 1 | Устный опрос; | |||
56. | Кинетическая и | 1 | Устный опрос; |
57. | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 | Письменный контроль; | |||
58. | Закон сохранения и изменения энергии в механике | 1 | Устный опрос; | |||
59. | Энергия движущейся воды и ветра. Повторение и | 1 | Письменный контроль; | |||
60. | Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага. Момент силы | 1 | Письменный контроль; | |||
61. | Рычаги в быту, природе и технике. Рычаги в теле | 1 | 1 | Практическая работа; | ||
62. | Блоки. Применение правила равновесия рычага к | 1 | Устный опрос; Письменный | |||
63. | КПД простых механизмов. | 1 | Устный опрос; | |||
64. | Лабораторная работа №12 "Измерение КПД наклонной плоскости".Инструктаж по Т.Б. | 1 | 1 | Практическая работа; | ||
65. | Контрольная работа №5 по теме "Механическая работа, мощность, простые | 1 | 1 | Контрольная работа; | ||
66. | Анализ контрольной Темы "Равномерное | 1 | Самооценка с |
67. | Повторение и обобщение содержания курса физики 7 класса. Темы "Давление | 1 | Самооценка с | |||
68. | Итоговое повторение и обобщение изученного материала. | 1 | Самооценка с | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 13 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физика, 7 класс/Перышкин И.М., Иванов А.И., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение";
Введите свой вариант:Сборник задач, заданий. ФГОС. Физика. Сборник вопросов и задач к учебнику И.М.Перышкина, А.И.Иванова. А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физика. 7 класс. Методическое пособие к учебнику И.М. Перышкина, А.И. Иванова
Рабочая программа (авторы Е. М. Гутник,
М. А. Петрова, О. А. Черникова), размещенная на
сайте издательства;
Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы
Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов);
Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов,
Т. А. Ханнанова);
Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон);
Физика. Сборник вопросов и задач. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский); Физика. Диагностические работы. 7 класс (авторы В. В. Шахматова, О. Р. Шефер);
Физика. Самостоятельные и контрольные работы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон);
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...