Статья. Мой опыт работы.
статья по физике

Александр Петрович Степанов

Статья. Мой опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта

Учителя физики МАОУ Ивановская СОШ Степанова А.П.

      Уже в определении физики как науки заложено сочетание в ней как теоретической, так и практической частей: физический эксперимент и теория – два метода познания, взаимно дополняющие друг друга. Важно, чтобы в процессе обучения учащихся физике учитель смог как можно полнее продемонстрировать своим ученикам взаимосвязь этих частей. Ведь когда учащиеся почувствуют эту взаимосвязь, то они смогут многим процессам, происходящим вокруг них в быту, в природе, дать верное теоретическое объяснение. Планирую свою работу так, чтобы прохождение каждой темы, каждого узлового вопроса было обеспечено сочетанием работ теоретических и практических. Ни одна тема не должна быть пройдена чисто теоретически, как ни одна работа не должна быть проделана без освещения ее научной теории. Умелое сочетание теории с практикой и практики с теорией даст нужный воспитательный и образовательный эффект и обеспечит выполнение требований, которые предъявляет нам педагогика.

    Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Работая учителем в средней школе, пришёл к выводу, невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал нынешнего образования.

Наша школа имеет неплохое оснащение компьютерной техникой. В рамках программы модернизации образования кабинет физики, как и некоторые другие кабинеты, оснащен компьютерами с возможностью работы научной лабораторией Lмикро  и мультимедийным проектором, интерактивной доской.  Эти условия позволяют мне активно внедрять ИК-технологии в обучении физики. Компьютеры  с успехом используются на всех стадиях учебного занятия, начиная с этапа мотивации, включая рефлексивный, при этом оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Применение компьютеров на уроках физики позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширить возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения.

Непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению одной из главных цели обучения — формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого отдельного этапа в обучении.

         Традиционные аудиовизуальные средства обучения могут быть с успехом заменены компьютером экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. Учитель сам может скомплектовать из объектов электронного ресурса презентацию, которая будет демонстрироваться по ходу урока. Например, на уроке изучения нового материала целесообразно продемонстрировать видеозапись опыта (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), затем продемонстрировать анимацию или компьютерную модель процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его).

      Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

       Готовые программные продукты позволяют существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал, расширяющий кругозор учащихся или более углубленный материал. Можно использовать программные продукты, которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики. Они позволяют наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты. На уроках активно используются электронно-образовательные ресурсы «Отрытая физика», «Физика, 7-11 классы» Физикон, «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «Виртуальная физическая лаборатория».

Различные Интернет-Ресурсы где размещены ЦОР и ЭОР. Мультимедийные комплексы содержат электронные учебники, видеофрагменты, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты, позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой.

     Выпускник современной школы заинтересован в получении практико-ориентированных  знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. На современном этапе в работе школы очень важно обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания. Перед школой, наряду с формированием системы знаний, стоит задача развития творческой личности ученика. В арсенале педагогических средств и методов, обеспечивающих умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, особое место занимает метод проектов.

      Проектной деятельностью начинаем заниматься с самого начала изучения физики в 7 классе. Наиболее успевающие учащиеся выполняют мини проекты по таким интересным темам как, «Сила трения в быту, природе, технике», «Как плавают подводные лодки», «Применение простых механизмов»и другие. К старшим классам учащиеся создают всё более сложные и ёмкие проекты с достаточно серьёзной проблематикой. При создании своих проектов они собирают материал не только из Интернет – ресурсов, но и используют местный материал села, района. Примеры таких проектов это «Физика и природа», «Физика на воде», «Трансформаторы», «Развитие средств связи и телевидения в Армизонском районе. Последний проект был призёром районного этапа конкурса « Шаг в будующее».

   Однако считаю было бы не правильно «увлечься» только одними ИК - технологиями. Как говорится: «Хорошего понемногу». При преподавании предмета я ставлю перед собой прежде всего следующие цели: развитие у ребят интереса к физике, формирование навыков думать (анализировать, сопоставлять, сравнивать и пр.), развитие творческих способностей каждого ученика. “Вы не можете научить человека чему-нибудь; вы можете только помочь ему понять это самому” высказал свою точку зрения на эту проблему ещё Галилео Галилей.

Средства достижения этих целей:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ ;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  избирательность в способах работы;

- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

Использую следующие формы обучения практического характера в дополнение к рассказу. В первую очередь, конечно, это наблюдение учениками за демонстрацией опытов, проводимых учителем в классе при объяснении нового материала или при повторении пройденного, так же опыты, проводимые самими учащимися в классе во время уроков в процессе фронтальной лабораторной работы под непосредственным наблюдением учителя. А также: 1)опыты, проводимые самими учащимися в классе во время физического практикума; 2)опыты-демонстрации, проводимые учащимися при ответах; 3)опыты, проводимые учащимися вне школы по домашним заданиям учителя; 4)наблюдения кратковременных и длительных явлений природы, техники и быта, проводимые учащимися на дому по особым заданиям учителя; 5) решение экспериментальных задач.

В результате использования вышеописанных подходов в изучении физики удается:- раскрыть всесторонние способности учащихся; повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом; научить учащихся быть более уверенными в себе; научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях; повысить качество знаний учащихся, создать условия для развития самостоятельности учащихся.

Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Я – не исключение. Результаты деятельности учителя  – это успехи его учеников. На сегодняшний день результативность применения данной проблемы проявляется в:

- результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ: за последние пять лет трое выпускников успешно сдали экзамен по предмету и обучаются в вузах

- участии детей в предметных олимпиадах; (победители, призёры)

- участии детей в  заочных олимпиадах, конкурсах, викторинах и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья. Опыт работы одного инновационного учреждения.

ОПЫТ РАБОТЫ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ ГОРОДА САРАТОВА ПО ТЕМЕ:  "ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИ...

Методическая статья. Опыт работы учителя.

Научно-методическая статья "Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроках литературы. Из оыта работы."...

Методическая статья. Опыт работы учителя.

Научно-методическая статья "Учим писать сочинение. Из опыта работы."...

статья "моя педагогическая философия. опыт работы". презентация для изучения темы Градусная сеть, координаты с заданиями, тестами, вопросами.

Моя педагогическая философия. Из пыта работы" - статья.Презентация, которая наглядно помогает в изучении темы географические координаты....

статья "Первый опыт работы..."

Статья "Первый опыт работы..."...

Статья "Опыт работы объединения дополнительного образования "В стране рукоделия"

В данной статье описывается опыт работы объединени дополнительного образования детей "В стране рукоделия" (бисероплетение)...