Методическая статья. Опыт работы учителя.
статья (литература) на тему
Научно-методическая статья "Учим писать сочинение. Из опыта работы."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_pisat_sochinenie.docx | 14.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Учим писать сочинение.
Кутявина И.Г., учитель русского языка и литературы
После изучения любого произведения, как правило, учащимся даётся задание написать сочинение. Предполагается проверка знания текста и понимание основной идейной направленности изученного произведения. Для учащихся чаще всего это – один из не самых неприятных моментов. Таким образом, в результате учитель читает подчас аккуратно переписанные работы из многочисленных сборников, издаваемых сегодня. Для учителя это - первостепенная проблема. Соответственно, встаёт вопрос: что предпринять, чтобы максимально исключить порой бездумное переписывание. Ведь вопрос: «Почему у меня снова «три»?» - заставляет в сотый раз объяснять очевидное. Целесообразно при продумывании тем сочинений предлагать такие, которые стали бы итогом собственного взгляда на прочитанное, и не как иначе. Темы, предполагающие необычную жанровую форму подачи (письма, обращения, эссе, интерпретации образа героя в собственном ключе в любом жанре и т. п.) помогают решить проблему. Конечно, это будут работы, разные по уровню развития ребят, но это будут их работы!
Сочинение - интерпретация образа героя в собственном ключе в любом жанре.
Вот пример из практики. После изучения творчества Ф.М. Достоевского учащиеся получают задание: раскрыть образ героя (неважно, какого, пусть определятся сами) в любой жанровой форме, но с условием подачи его в непривычной для него обстановке. Получаем нечто совершенно удивительное (приводится лучшая работа):
Взорами Аглая повела,
В испуге ближе подтянула ступни ног
И стала облаком бела.
И незабудок пламенных венок
Она в смущеньи уронила.
Но брови вскинула надменно
И, не дослушав, перебила:
«Откуда этот гул вселенной?
Крылами чёрными нетопыря
Зачем ты мажешь небо,
И заря зачем затемнена тобой?
И для чего, надувшись гордою совой,
Холодной тенью попрал вечерние мечты?
Что хочешь ты?».
Верно и тонко схваченный образ – результат предыдущей работы над образами - заставляет поражаться возможностям наших обычных учеников. Или такое. Рассмотрены стихотворения 1-го и 2-го тома «трилогии вочеловечения» А. Блока. Почувствовав, насколько заворожила, увлекла блоковская Незнакомка из «Снежной маски», пока не остыл пыл в ребятах, даём задание откликнуться на прочувствованное в ходе работы над стихотворениями. Удачная работа будет зачтена как итоговая. С трепетом открываешь сданные учениками сочинения, и удовлетворение чувствуешь непередаваемое:
Замер скрип пустых качелей
В мерзлом выдохе земли.
Ты, влюбленная в метели,
По губам считаешь дни.
В мраморных ладонях город
Смял косматые деревья.
Твоих дум стеклянный холод
Колыбель его лелеет.
(Фёдорова Мария)
Здесь уже не только перекличка с изученным автором (вот уже и самостоятельно выполненная стилизация!), но и (что особенно важно!) взгляд на проблему из сегодняшнего дня.
Результативность
Подходы к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы, описанные в данной работе, на практике показывают как результат безусловное повышение интереса детей к изучаемому предмету. В классах удаётся достичь при 100% успеваемости от 50% до 80 % качества знаний. 99% учащихся – читающие. Немаловажным фактом является и то, что ученики, и «слабые» и «сильные», в сочинениях выражают собственный взгляд и собственную позицию по отношению к описанному автором в произведении. Многие достигают значительных успехов в создании сочинений, о чём свидетельствуют экзаменационные работы выпускников, конкурсные творческие работы. Все они успешно сдают экзамены по литературе в ВУЗы, многие учатся на филологических факультетах ВУЗов. За последние семь лет не было параллели, в которой бы не насчитывалось двух-трёх пишущих ребят. Некоторые из них – члены литературного объединения г. Саратове и продолжают заниматься творчеством, выйдя из стен школы.
Но даже не это главное, а то, что мальчишка, ещё вчера убеждавший вас в том, что в этом мире нет места добру и ты в нём – лишь ненужная песчинка, завтра скажет, осознавая значимость собственного «я» в общем течении времени и пространства:
Пуще, время коней скок! Время – топотом в висок. Мнёт копытами года, Рвёт столетий повода.
И рассыпалась игриво Вещих звёзд ночная грива. Каждый луч – строка в странице. Время, нам ли торопиться?
Нам ли мчаться по годам? Знаю, Время, знаю – нам!
(Скрипачева Майя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая статья. Опыт работы одного инновационного учреждения.
ОПЫТ РАБОТЫ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ ГОРОДА САРАТОВА ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИ...
Методическая статья. Опыт работы учителя.
Научно-методическая статья "Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроках литературы. Из оыта работы."...
статья «Опыт работы учителя высшей категории средней школы 577 с углублённым изучением английского языка Соловей Л.Л. по использованию наглядного иллюстративного материала в работе с талантливыми детьми»
советы по использованию наглядности на уроках иностранных языков...
Методический семинар "Опыт работы" конкурс "Учитель года Дона - 2016"
Перезентация на тему методический семинар "Опыт работы"...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Методический портфолио учителя бурятского языка Показан опыт работы учителя бурятского языка по созданию методического портфолио.
Разработки уроков устного курса (1 цикл)...
Статья "Опыт работы учителей математики в формате дистанционного обучения"
В статье расскрыт опыт работы учителей математики в формате дистационного обучения...