Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики
методическая разработка по физике (7 класс)

Андреева Радмила Андреевна

Формирование познавательного интереса на уроках физики - важная ступень в изучении предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики

Учитель физики Андреева Р.А.

В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможность их объяснения; потом – глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более сложными и тонкими взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всем этом в каждый данный момент учитель все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник.

Для того чтобы успешно решать задачу воспитания и развития интереса к изучению физики, учителю нужно знать условия, способствующие пробуждению и развитию интереса к предмету. Решение проблемы зависит от многих факторов. Ведущими факторами в возникновении интереса к предмету, положительного к нему отношения для учащихся являются интересное преподавание предмета и личностные качества учителя. Под «интересным преподаванием» подразумевается совокупность факторов, определяющих уровень методики преподавания. Это высокая научность и строгая система в изложении материала, создание проблемных ситуаций на уроке и привлечение учащихся к решению выдвигаемых проблем, умение организовать самостоятельную работу учащихся на уроке, выполнение учениками заданий творческого характера, создание на уроке условий для того, чтобы ученики могли рассказать классу о заинтересовавших их вопросах в научно-популярной литературе, получить ответы на возникшие вопросы при чтении литературы, просмотре кино- и телевизионных фильмов, а также в результате самостоятельных наблюдений за явлениями природы и техники. Значительна роль познавательного процесса учащихся в функции развивающего обучения.

Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов. По уровню развития познавательного интереса можно судить об общем развитии личности школьника. При этом следует отметить, что познавательный интерес в общем развитии личности и в обеспечении развивающей функции обучения в одном случае является побудителем, мощным двигателем, в другом – результатом. Все функции обучения органично связаны с познавательным интересом. Под его влиянием все функции учебного процесса образуют единство деятельности учителя и учащихся, благодаря чему и обучение и учение протекают эффективно, плодотворно, без потерь. Воспитание интересов учащихся в русле проблемы развития личности рассматривали Л. С. Выготский, Г. И.Щукина. В триединой задаче обучения, умственного развития и воспитания личности — интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Доказано, что познавательный интерес не обособлен в своем развитии от общего развития личности, он подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом, является одной из движущих сил превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности, известный советский психолог А. Н. Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума». Итак, проблема формирования познавательного интереса — это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Познавательный интерес тесно связан со знаниями, приобретаемыми учащимися. Сам процесс получения знаний проходит три этапа: восприятие, осмысление и закрепление изучаемого материала. Для каждого из этих этапов существуют свои определенные приемы, способствующие развитию познавательного интереса.

Критериями сформированности познавательного интереса могут выступать:

  1. Активность учащихся в учебном процессе.
  2. Использование дополнительных источников информации.
  3. Уровень самостоятельности при выполнении учебных заданий.

А показателями в этом случае будут:

  1. Желание выполнять индивидуальные творческие задания, работать с дополнительной литературой, участие в диалоге с учителем на уроке.
  2. Использование дополнительных источников информации, при подготовке к ответу на уроке, при выполнении творческих индивидуальных заданий.
  3. Проявление интеллектуальной и практической инициативы, активности, воли, ответственности, контроля и сотрудничества.

Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются:

  1. Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.

Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного. Сведения должны вызывать не только удивление, но и восхищение.

  1. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.

Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае.

  1. Прием значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его высокой жизненной ценностью, практической значимостью для учащихся.

Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Стимуляция познавательных интересов с использованием приема значимости материала актуальна как для младших подростков, так и для старших школьников.

Однако занимательность и яркость изложения должны быть не самоцелью, а всецело подчинены возбуждению мыслительной активности учащихся.

Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов. На уроке создается своеобразная психологическая «ситуация ожидания» (установка), когда учащиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению изучаемого материала. Манера учителя детализировать и конкретизировать материал учебника побуждает школьников глубже вдумываться в усваиваемые знания, рождает множество вопросов.

Основными приемами развития познавательного интереса, используемые на этапе осмысления изучаемого материала, являются:

  1. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др.

В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала установлено, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.

  1. Исследовательский прием.

На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу.

  1. Эвристический прием.

Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.

На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:

  1. Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.

Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняются разнообразные задания.

  1. Прием моделирования.
  2. Составление схем, таблиц.

Развитию познавательного интереса способствует использование на уроках заданий по построению схем, работе с таблицами:

  1. Использование символов для выполнения заданий.

При выполнении учебных заданий учащимся могут быть предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект изучения.

Исходя из этого к учащимся разных групп, а также отдельным взятым личностям внутри этой группы следует подходить индивидуально. У каждого ученика фазы и уровни становления интересов различны.

Список литературы:

  1. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. //Физика в школе – 1987. - № 2 – с. 82-83.
  2. Ланина И.Я. Тряпицына А.П. Элементы занимательности на уроках физики. //Физика в школе – 1979. - № 1. – с. 42.
  3. Ланина, И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики [Текст]: кн. для учителя / И. Я. Ланина. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.
  4. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А.Кулько, Л.А.Чехмистова. - М.: Просвещение, 1981.
  5. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К.Марковой - М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики

Очень важно при обучении,чтобы ребенок любил ваш предмет.Тогда он будет учиться с увлечением , стремиться познать больше нового и интересного ....

Формирование познавательного интереса школьников на уроках физики

...избирательная направленность познавательного интереса всегда связана и с отношением его к предмету. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов дан...

Повышение познавательного интереса обучающихся на уроке физики в режиме информационных технологий

Проектирование учебных занятий на основе современных образовательных технологий...

презентация «Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках английского языка на основе использования ИКТ».

Данную презентацию я подготовила для выступления на методическом объединении в рамках участия в конкурсе "Учитель года-2016"...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ "

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ"...