Повышение познавательного интереса обучающихся на уроке физики в режиме информационных технологий
методическая разработка по физике на тему
Проектирование учебных занятий на основе современных образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_zhelninoyta_1.odt | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативный части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Проектирование учебных занятий на основе современных образовательных технологий»
по теме:
«Повышение познавательного интереса обучающихся на уроке физики в режиме информационных технологий»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 03 по 07.02.2014 года.
Выполнила: Желнина Татьяна Александровна
учитель физики ГБОУ СОШ с. Мусорка
2014 г.
Оглавление
1. Аналитический блок .
2. Характеристика выбранной технологии .
3. Описание педагогических действий в режиме информационных технологий .
3.1 Использование Microsoft Power Point при объяснении нового материала.
3.2 Технологическая карта урока физики.
4. Список источников информации
5. Приложения
- Предмет – познавательный интерес к уроку физики
- Созданная система рассчитана на учащихся 7 класса
- Содержание – тема «Механическое движение»
- Сроки – 1 месяц
- Предусматривает совместную работу учителя, администрации школы, родителей обучающихся.
Место реализации - ГБОУ СОШ с. Мусорка
1. Аналитический блок
Проанализировав уровень познавательной активности учеников 7 класса с помощью метода наблюдения и тестов, мы выяснили следующее:
- учащиеся способны выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умеют сотрудничать и работать в группе;
- но не способны работать с информационным потоком и самостоятельно заниматься своим обучением;
- низкий уровень познавательной активности.
- Новые требования ФГОС, предъявляемые к выпускникам основной школы, приходят в противоречия с теми знаниями и умениями, которыми владеют обучающиеся, поэтому возникла проблема выбора новой технологии в обучении физике. Выбор в пользу информационной технологии был сделан потому, что эта технология дает возможность формированию ключевых компетенций учащихся.
- В последние годы особое внимание обращено к проблеме формирования действенных знаний обучающихся, воспитания самостоятельного, творческого подхода к решению учебных и жизненных задач. Но традиционные методы деятельности педагога не позволяют решить эту проблему в полной мере.
- Реальности времени предъявляют новые повышенные требования к профессиональной компетентности учителя, а в системе образования преобразования происходят медленно и школьное образование отстает от требований нового времени, что приводит к низкой познавательной активности обучающихся.
- Проблема - Недостаточное развитие познавательного интереса у обучающихся по предмету физика
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий.
В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передачи информации.
Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью ученика. И реализовать это можно, используя различные образовательные технологии, адекватные поставленным задачам.
В своей работе на уроках физики я использую внедрение средств новых информационных технологий .
Мои мнения по применению информационных технологий:
Безусловно, это большие удобства: быстрый темп проведения урока, быстрота размножения раздаточного материала, наглядность, удобство редактирования слайдов, заданий, подготовка к ЕГЭ (использование тестов).
Самостоятельно подготавливаю мультимедийное пособие к уроку по предмету с минимальными временными затратами. При этом, не требуется глубокой компьютерной подготовки, т.к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.
- Цель - Недостаточное развитие познавательного интереса у обучающихся по предмету физика
- Задачи:
- - развить познавательный интерес, любознательность, мотивацию;
- -сформировать умение самостоятельно находить нужную информацию в сети Интернет;
- -научить навыкам составления презентаций;
- развить умение публичного выступления с презентацией;
- -научить эффективно использовать ИКТ на уроках физики.
2. Характеристика выбранной технологии
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Информационные технологии – это совокупность способов и методов, устройств и производственных процессов, используемых для сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, распространения информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств.
Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности обучающихся.
В методике преподавания физики вопросы применения компьютера в обучении учащихся средней школы являются актуальными.
Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.
Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
- При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
- При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
- При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным опросом визуальный контроль результатов.
- При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.
- При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, учитель получает возможность оснастить свой урок в компьютерном классе самостоятельно подготовленными мультимедийными пособиями.
Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности. Информационные технологии могут применяться на уроках физики различных типов, а также на различных этапах урока.
3. Описание педагогических действий
в режиме информационных технологий
3.1 Использование Microsoft Power Point при объяснении нового материала.
На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока. Но урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока. Но я редко начинаю урок с объявления новой темы. Я считаю, что к новому ребят надо подготовить и очень часто они сами после этого называют тему урока. И здесь опять помогает компьютер, так как может содержать хорошо организованную информацию, обилие иллюстраций, анимацией.
Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения обучающего характера. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.
Особенностью применения компьютерных презентаций при изучении нового материала является сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд- фильма ,что позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
Закрепление, решение задач.
После изучения новой темы приходит следующий этап урока – закрепление. Здесь требуется подобрать задачи согласно требованиям дидактики. Сначала уместно решать так называемые «ключевые задачи», непосредственно на применение новых знаний. На этом этапе урока удобно использовать компьютерные программы учебного назначения, разработанные с помощью Microsoft Power Point , с помощью гипертекста и кнопок- ссылок
Если дети затрудняются ответить, то предусмотрена подсказка или ответ на вопрос.
Заключительный этап урока - итоги урока, задание на дом.
На заключительном этапе урока - при подведении его итогов - удобно предложить детям вопросы для самопроверки. Ведь наиболее эффективным способом передачи информации является сочетание зрительного и слухового. Поэтому целесообразно, чтобы предлагаемые учителем вопросы дети не только слышали, но видели. В своей практике в конце урока стараюсь всегда задавать конкретные вопросы, требующие конкретного ответа. В презентации я предлагаю следующие вопросы причем вопросы появляются на экране не все сразу, а по одному.
3.2 Технологическая карта урока физики.
Ф.И.О. учителя: Желнина Татьяна Александровна
Класс: 7. Предмет: физика.
Тема урока: Механическое движение
Тип урока: урок изучения нового материала
Педагогические технологии, применяемые на уроке: информационная технология.
Цель урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала.
Девиз урока:
Задачи:
- обучающие:
1. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий как механическое движение, траектория,
2. Продолжить формирование следующие общеучебные умения и навыки контроля и самоконтроля знаний.
-развивающие: развитие познавательной активности и любознательности учащихся, сенситивности для возникновения познавательного интереса; развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач.
-воспитательные: воспитание интереса к предмету; формирование научного мировоззрения;
Необходимое техническое оборудование: компьютер и мультимедийный проектор.
- Использование компьютера в демонстрационном режиме:
- проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;
- объяснении нового материала демонстрируется через мультимедиа-проектор
- закреплении нового материала.
Предпологаемый результат: ученики должны узнать
- Что называют механическим движением?
- Как определить, движется тело или нет?
- Какие физические понятия применяют для описания механического движения?
- Какие физические величины используют для изучения механического движения?
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | Цели учителя к каждому этапу |
Организационный момент | 2 мин | Приветствие. Настрой на работу (сообщение темы, цели урока) | Выстраивают свой порядок деятельности. | Учащиеся настроены на урок | Настроить учащихся на работу |
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний | 7 мин | Предлагает ответить на несколько вопросов в виде теста по пройденному материалу. (Приложение1) ответы. Проверка ответов 1. г 1.а 2. д 2.б 3. в 3.д 4. а 4.б 5. д 5.а Подсчет бал. | Отвечают на вопросы теста Считают баллы в бланках ответов. | Учащиеся заполняют карточки (Приложение2) | Подготовить учащихся к усвоению нового материала, опираясь на знание, полученные на предыдущих уроках. |
Объяснение нового материала | 17 | СЛАЙД 1. Сегодня мы с вами начинаем изучать новую тему: «Взаимодействие тел.». И первый параграф в этой теме называется «Механическое движение». СЛАЙД 2. Обратите внимание на экран. Давайте представим, что перед нами бескрайнее поле, на котором нет никаких ориентиров. Как мы сможем определить, что по этому полю движется автомобиль? А если на поле будет стоять ель? Что мы сможем сказать о движении автомобиля? Значит, чтоб судить о движении тела, что нужно? Давайте запишем это правило. СЛАЙД 3. Посмотрим следующий слайд. Как теперь движется автомобиль. То есть, говоря научным языком, что можно сказать? Такое изменение положения тела называется механическим движением. Давайте запишем определение механического движения. СЛАЙД 4. Представим теперь, что автомобиль выезжает из деревни (пункт А) в город (пункт В). При этом дорога, по которой он движется имеет следующий вид. Если бы машина чертила линию по мере своего движения, то мы с вами увидели бы линию изображенную на экране. Эта линия называется траекторией. А если мы измерим кратчайшее расстояние между двумя пунктами, то у нас получится перемещение. Вы видите, что перемещение обозначается буквой r. СЛАЙД 5. Если траекторию растянуть и измерить, то получится путь, который обозначается буквой S. И перемещение и путь измеряются в километрах | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Информация фиксируется в тетрадях. Нам будет сложно это сделать Что он двигался к ели. Нужно знать меняется ли его положение относительно других тел. От дома к дереву Что он изменяет свое положение относительно других тел. | Учащиеся знакомятся с понятием : механическим движением, поступательным, равномерным и неравномерным движением, траекторией и путем,перемещением | Объяснить новый материал, используя материалы презентации |
Закрепление материала | 10 мин | Глядя на рисунок, вы можете сравнить величину пути и перемещения. Скажите какая величина в нашем случае больше? СЛАЙД 6 Контрольные вопросы Как мы судим о перемещении тела? Что называется механическим движением тела? Что такое траектория? Если измерить траекторию, то получится…? Кратчайшее расстояние между начальной и конечной точкой пути – это…? | Путь больше перемещения Нужно знать меняется ли его положение относительно других тел. изменение с течением времени положения тела относительно других тел. линия, вдоль которой движется тело. Путь перемещение | Поддержание высокого уровня интереса и умственной активности учащихся. | |
Постановка домашнего задания | 2мин | Задаёт работу на дом: Для всех: п.13, 14 читать, отвечать на вопросы; упр.3 (стр.32); Для желающих: задание 4 (стр.32) | Записывают задание в дневник | Домашнее задание даётся с целью закрепления изученного материала или выявления проблем и трудностей в ходе решения для последующей их ликвидации. | Контролирует, чтобы все учащиеся записали домашнее задание. |
Итог урока | 2 мин | Формулирует выводы: что понравилось, что заинтересовало, какие трудности возникли. Ответы на вопросы обучающихся. | Фиксируют выводы | Обратная связь | Проверка результативности урока |
3.3 Система оценки результата
Для выявления у детей уровня развития познавательной активности, были выделены три уровня:
1.Высокий уровень. (Исполнительная активность.Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе её решения).
2.Средний уровень. (Ситуативная активность.Активность учащегося проявляется в определённых учебных ситуациях (интересное содержание урока); определяется в основном эмоциональным восприятием).
3.Низкий уровень. (Нулевая активность.Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога).
В таблице 1 представлено соотношение количества детей по уровням развития познавательной активности. Анкетирование проводилось в октябре 2013 года.
Таблица 1.
Уровень развития познавательной активности Показатель уровня познавательной активности Критерии оценивания
Высокий уровень Работает творчески и самостоятельно 5
Средний уровень Проявляет активно (50%) 4
Низкий уровень Проявляет частично(30%) 3
Нулевой уровень Не проявляет познавательную активность 2
- Считаю, что информационные технологии активизируют познавательную деятельность, укрепляет межпредметные связи
- С учетом информационных технологий было составлено календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса.
- Данная тема взята на изучение первый год. В наше время очень актуальна.
- Выводы
В целом вся система деятельности способствует формированию ключевых компетенций учащихся.
Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности. Информационные технологии могут применяться на уроках физики различных типов, а также на различных этапах урока.
4. Список источников информации
1.Педагогические технологии в образовательном процессе. О.М. Новрузова - Волгоград: Учитель, 2008.
2.Информационные технологии в образовании Рачевский, Е.Л.: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
3.Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Безрукова В.С. Москва.: Сентябрь, 2004 год.
4.http://festival.1september.ru/articles527
5.ФЗ « Об образовании в РФ» № 274// [http://www.fgosvpo.ru.] 30.10.2013..ФГОС второго поколения по физике//[ Электронный ресурс. ].http://standart.edu.ru/. 30.10.2013.
6.Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761
7.Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р)
8.Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 ― 2020 годы
9.Концепция социально-экономического развития образования до 2020 г.
10.Федеральная Целевая программа Российского образования (2011 – 2015гг.)
11.Национальная образовательная стратегия «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (утвержденная Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271)
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и комплексом мер по её реализации (концепция утверждена Президентом РФ от 03.04.2012г.); Комплекс мер (утвержденных заместителем Председателя Правительства РФ от 26 мая 2012 года № 2405п-П8)
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599
Приложение
Приложение1
тест -Проверка домашнего задания
Вариант 1
- Какое из пяти слов обозначает физическую величину?
А. часы. Б. алюминий. В. килограмм. Г. масса Д. Земля
- Какое из пяти слов обозначает физическое явление?
А. сила Б. килограмм В. атом Г. весы Д. испарение
- Как взаимодействуют между собой молекулы любого вещества?
А. Только отталкиваются. Б. Только протягиваются.
В. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы отталкивания больше сил притяжения.
Г. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы притяжения больше сил отталкивания.
4. При нагревании тела расширяются. Чем является процесс нагревания по отношению к процессу расширению тела?
А. Причиной. Б.Следствием. В. Физическим явлением. Г. Опытным фактом. Д.Независимым процессом.
5. В каких телах происходит диффузия?
А. Только в газах. Б. Только в жидкостях. В. Только в твёрдых телах.
Г. Только в газах и жидкостях. Д. В газах, жидкостях и твёрдых телах.
Вариант 2
- Какое из пяти слов обозначает физическое тело?
А. самолёт Б. звук В. метр Г. кипение Д. скорость
2.Какое из пяти слов обозначает единицу физической величины?
А. длина Б.секунда В. плавление Г. атом Д. элемент
3. Какое из пяти слов обозначает физическую величину?
А. часы. Б. алюминий. В. килограмм. Г. Плавление Д. объём
4. Какой научный вывод сделан учёными из наблюдений явлений расширения тел при нагревании, испарении жидкостей, распространения?
А. Свойства тел необъяснимы.
Б. Все тела состоят из очень маленьких частиц – атомов.
В. Каждое тело обладает своими особыми свойствами.
Г. Вещества обладают способностью возникать исчезать.
5. Изменяется ли скорость беспорядочного движения молекул при повышении температуры вещества?
А. Увеличивается с повышением температуры вещества в любом состоянии. Б. Уменьшается с повышением температуры вещества в любом состоянии. В. Не изменяется.
Г. Изменяется только у газов. Д. Изменяется только у газов и жидкостей.
Приложение 2
Для ответов на тест- проверку д/з
Ф.И. ученика _____________________________________________________
Класс ______ Вариант ____________________________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
отв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации и повышение познавательного интереса на уроках физики
Эта работа сделана на курсах повышения квалификации в МИОО....
Повышение познавательного интереса на уроках математики среди учащихся 9-х классов с помощью дифференцированного обучения
Перед общеобразовательной школой стоит цель обеспечить разностороннее развитие ребенка. Эффективности учебный процесс достигнет, если у детей будет сформирован познавательный интерес к учению.Развитие...
Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий
Доклад на метод объединение учителей естественно-математического цикла на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий."...
Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий
Метод объединение учителей естественно-математического цикла. Доклад на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий"...
ИКТ-технологии как средство повышения познавательного интереса на уроках математики
Методическая разработка с материалами открытого урока в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"...
Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».
Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ХИМИИ В 11 КЛАССЕ
Материалы из опыта работы по использованию стратегии "активной оценки" в процессе преподавания химии...