Коллективная деятельность - как один из путей активизации и формирования познавательных интересов учащихся на уроках физики.
статья по физике по теме
Статья, посвященная различным формам коллективной работы на уроке физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 173.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективная деятельность - как один из путей активизации и формирования познавательных интересов учащихся на
уроках физики.
План
Теоретические основы системы работы учителя физики по активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Приёмы пробуждения у учащихся интереса к физике:
а) использование школьного курса физики;
б) использование хрестоматийного материала;
в) использование художественной, научно-популярной и научно- фантастической литературы;
г) коллективная деятельность учащихся на уроках физики.
д) игровые технологии на уроках;
Наука вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив, имеет свое обаяние для каждого человеческого ума, обаяние точности, полноты
системы.
Лев Толстой.
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволит решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить ученика к активному участию в производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, осваивать новые специальности, дать высшим учебным заведениям страны хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение - ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности.
Применяя те или другие методы и приёмы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащихся, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.
Ещё К.Д. Ушинский писал: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы».
Развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач школы.
Долг учителя научить ученика удивляться обычным явлениям. «Внутренняя занимательность преподавания основана на том законе, что мы внимательны ко всему тому, что ново для нас, но не на столько ново, чтобы быть совершенно незнакомым и, поэтому, непонятным, новое должно дополнить, развивать или противоречить старому, словом быть интересным, благодаря чему оно может войти в любую ассоциацию с тем, что уже известно». К.Д. Ушинский.
Возможность в прежних знаниях видеть новое, более глубокие стороны связи и отношения является важнейшим стимулом развития интереса у учащихся к учебному процессу.
Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. - всё это является мощным средством развития познавательного интереса.
Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развёртывании на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемных ситуаций учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний и делает это в острой противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление понять суть, раскрыть противоречия. В этом случае активная поисковая деятельность учащихся поддерживается непосредственным, глубоким внутренним интересом.
Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учителем и учеником, которые складываются в процессе обучения. Воспитание познавательного интерес к предмету у школьников во многом зависит от личности учителя.
Умело используемая на уроке занимательность, не только пробуждает познавательный интерес, но служит средством запоминания особо трудного материала, средством переключения внимания и разрядки напряженной обстановки в классе, средством повышения эмоционального тонуса учебной деятельности. Она способствует доступности сообщаемых знаний, обостряет эмоциональное отношение к предмету познания и обеспечивает лучшее протекание познавательных процессов. Ученики должны не только слушать интересный рассказ учителя. Они должны активно участвовать в учебном поиске, работать самостоятельно с книгой, с раздаточным и дидактическим материалом, решать задачи и выполнять лабораторные опыты.
В преподавании физики есть немало возможностей показать красоту и лаконичность вывода, простоту, завершённость физической теории. Большое впечатление на учащихся производят ответы на вопросы из повседневной жизни: почему небо синее? Почему снег скрипит? Почему лёд скользкий? И др. На эти и другие бесчисленные «Почему?» физика дает точные и однозначные ответы. Подобные вопросы целесообразно использовать, чтобы привлечь внимание учащихся. Вопрос, поставленный вяло, без личной заинтересованности, в большинстве случаев оставит учащихся безучастными.
Для развития познавательного интереса на уроках физики большое значение имеет эксперимент. Демонстрация хорошо подготовленных и эстетически оформленных опытов всегда вызывает интерес учащихся. Наиболее эмоциональное воздействие оказывают занимательные опыты, поражающие учащихся своим неожиданным результатом или способом постановки.
Для развития интереса к физике учащимся 7-8 классов полезно задавать домашние опыты и экспериментальные работы, которые могут включать простейшие конструкторские задания, такие, как изготовление мензурки, калориметра, динамометра, весов, модели фонтана и т.д.
Большую познавательную и воспитательную ценность имеют опыты, предваряющие изучение материала на уроке, в которых учащиеся выступают как исследователи. При объяснении материала желательно, чтобы учитель ознакомил учащихся с биографиями некоторых ученых, с отрывками из их научных трудов. Умелое знакомство учащихся с историей науки поднимает в их глазах авторитет предмета, возбуждает в них желание самим делать открытия. «Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда ещё можно делать открытия... Это удивительное время, время волнений и восторгов». Р. Фейнман.
Очень большое значение имеет использование на уроках хрестоматийного материала, раскрывающего логику рассуждений ученых при установлении законов, приводимые ими способов доказательств, собственные оценки сделанных открытий. Рассказывая о научных трудах и открытиях ученых важно обрисовать время, в которое они жили и творили, и обязательно останавливаться на поступках, характеризующих их кА личность.
Определённый круг физических задач тоже может способствовать развитию интереса к предмету. Иногда учащихся привлекает само содержание задачи, заинтересованность в конечном её ответе. Например: как надо направить лодку, чтобы скорее переправиться на противоположный берег - перпендикулярно течению реки или под углом к нему? Интересны для учащихся задачи с неожиданным ответом. Например: если паутину протянуть от Земли до Солнца, то какой будет её масса?
Развитию интереса к физике способствует также использование на уроках художественной, научно-популярной и научно - фантастической литературы. Литературу можно использовать для развития критического мышления учащихся, предлагая им в процессе изучения того или иного материала соответствующие отрывки или вопросы. Например: мог ли барон Мюнхгаузен вытащить себя из болота за волосы? Можно ли совершить перелёт на Луну в снаряде, запущенной с помощью пушки?
«Если вы хотите узнать природу, оценить её красоту, то нужно понимать язык, на котором она разговаривает. Она дает информацию лишь в одной форме, и ты не вправе требовать от неё, чтобы она изменила свой язык, стараясь привлечь наше внимание». Р. Фейнман далее утверждает, что математика - это не просто язык физики, это язык и логика вместе, это орудие для размышления. Учителю необходимо обратить на это внимание учащихся. Именно язык науки дает нам возможность сконцентрировать в минимальном объеме огромную информацию об окружающем материальном мире. На уроках необходимо не просто констатировать факты существования замечательного языка науки, надо заставить ученика удивляться и радоваться наличию у него возможности пользоваться этим языком.
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть»: установить закон плавания тел, исследовать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления, определить фокусное расстояние линзы и т.д. В процессе выполнения опытов проявляется самостоятельная мыслительная деятельность школьников. Им приходится сравнивать, анализировать явления, делать выводы о наблюдаемых закономерностях. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познавательных интересов, выросших на базе их ситуативной заинтересованности. В этом случае интерес к цели, результату совпадает с интересом достичь этой цели, и учащийся вдохновлено работает в течение всего урока, проявляя непроизвольное внимание. При таком внимании деятельность привлекает сама по себе, тогда как при произвольном внимании они должны заставить себя заниматься данным предметом.
К.Д. Ушинский указывал, что приохотить учащихся к учению гораздо важнее, чем приневолить. В этом плане фронтальные опыты, представленные учащимися как их первые научные исследования, имеют особенно важное значение. Наслаждение самим трудом, процессом его выполнения приводит к сознательному выполнению данной работы.
Учение не должно быть забавой и содержать только интересные виды работы, но если в течение урока учащиеся поддерживают свое внимание только непрерывным рядом усилий, если все в уроке ему не интересно, то очень быстро наступает утомление, ребенок теряет внимание, отвлекается и присутствует на уроке просто так. Ученика надо приобщать к радости умственного труда, дать ему испытать удовлетворение от творчества, открытия, победы. Чем чаще учитель будет предоставлять ученику такие возможности, тем глубже будет его интерес к предмету. Ученику интересно, когда изучение физики представляется для него как решение конкретной задачи, как постоянная работа мысли.
Организация на уроке коллективной учебной деятельности имеет психологическое, социальное и дидактическое обоснование.
1.В процессе коллективного учебного труда на уроке могут быть созданы наиболее благоприятные возможности для интериоризации знаний и для наиболее полного психического развития каждого школьника. Кроме того, работа учащихся в группах учит школьников деловому общению. Общение начинается с социальной перцепции, т.е. восприятие других людей, далее происходит оценка и анализ того, что воспринято, а это приводит к пониманию целей и мотивов действий вначале других людей, а затем собственных действий. Все это неизменно ведет к активизации деятельности учащихся и развитию их личности.
2. Социальное обоснование коллективной деятельности человека народная мудрость выразила в пословице: «Ум хорошо, а два лучше». Мысль человека по своему существу социальна. Она рождается и развивается в условиях усиленного сотрудничества членов коллектива. Поэтому необходимо на отдельных этапах урока предоставлять ученикам возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, вступать в спор, дополнять, исправлять, оценивать друг друга. Совместная работа в коллективе способствует сближению учащихся, улучшению их взаимоотношений. Создаются благоприятные предпосылки для развития как всего классного коллектива, так и личности каждого ученика.
3. Дидактические возможности коллективной работы учащихся на уроке заключаются прежде всего в активизации их познавательной деятельности. Причиной этого является выступление в качестве субъекта познавательной деятельности не только отдельного ученика, но и ученического коллектива в целом. Это приводит к изменению мотива деятельности членов коллектива, главным из которых становится чувство моральной ответственности перед коллективом.
У учащихся, даже слабоуспевающих, появляются успехи в учебе, так как в результате взаимопомощи восполняются пробелы в знаниях, развивается упорство и настойчивость в работе.
Коллектив учащихся, организованный и руководимый учителем, выступая в качестве субъекта познавательной деятельности, предоставляет всем его членам право и обязанность быть равноправными участниками достижения общих целей урока.
Коллективная познавательная деятельность предполагает вместо традиционной формы обучения «учитель-ученик» более сложное соотношение: «учитель – коллектив - ученик».
Учитель физики в процессе коллективной работы на уроке сможет лучше узнать как всех учеников, которые увлекаются физикой, способных к ней, так и тех, у кого этот предмет вызывает особые затруднения, или тех, кто учится хорошо, но занимается физикой без увлечения.
Среди коллективных форм работы наиболее эффективна групповая работа на уроке. Групповую форму характеризуют непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. Подобное общение вызывает интерес учащихся к самому процессу обучения.
Групповая работа на уроке способствует интенсификации умственной деятельности учеников. В группах создается творческая обстановка, повышается умственная активность каждого ученика. Наиболее сильные учатся формулировать вопросы, овладевая новыми умственными операциями, а слабые чаще дают ответы осмысленные. Усиливается интеллектуальное наполнение урока.
Групповую форму можно использовать в различных звеньях учебного процесса: при изучении нового материала, при его закреплении и при проверке знаний. Опыт показывает, что групповая работа является наиболее действенной при повторении и обобщении учебного материала. Здесь ученики могут вести эффективную работу, оказывая нужную помощь друг другу, осуществляя взаимный контроль.
Главный показатель успехов педагога - качество урока. Не случайно урок сравнивают иногда с магическим кристаллом: в нем тоже отражается всё - и личность учителя и его профессионализм, и его взаимоотношения с учениками, и уровень знаний школьников. И степень владения ими учебными навыками, и их воспитанность и прочее.
Каким же должен быть урок физики? Прежде всего, современным, т.е. соответствующим основным, имеющимся в настоящее время достижениям педагогики, дидактики, методики преподавания, а также самой науки физики. Его содержание и методика проведения должны быть направлены на решение актуальных задач, стоящих сейчас перед современной школой.
Большое значение для повышения качества уроков имеет сейчас соблюдение так называемого принципа триады - единства образования, воспитания и развития школьников. Он требует целенаправленного воспитательного и развивающего воздействия на учащихся.
Очень важен и принцип мотивации учебной деятельности. Его значение сильно возросло в наши дни благодаря введению общего обязательного среднего образования молодежи, когда встала задача прочного и полного усвоения главных вопросов курса всеми учащимися. Успешное решение этой задачи возможно лишь на основе мотивации учения, систематического возбуждения интереса учеников к изучаемому материалу, формирование их познавательных потребностей, повышения эмоциональности преподавания. Вспомним здесь афоризм А. Франса: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Пути мотивации обучения физике достаточно разнообразны: показ связи физики с техникой, производством, выявление её ведущей роли в научно-техническом прогрессе, подчеркивание необходимости физических знаний для правильного миропонимания, безошибочной ориентировки в явлениях природы, для уяснения причин и последствий природных и технологических процессов, что в совокупности делает знание физики неотъемлемым компонентом культуры человека нашего времени.
Большая часть знаний передается школьникам экономным по времени путем: в виде уже сформулированных учеными выводов, законов, правил, формул и т.д. Для развития познавательных способностей учеников стало обязательным ознакомление их с доступными им методами физического исследования. Важно, чтобы в процессе обучения у учащихся формировался общий подход к изучаемому материалу, основанный на научной методологии развития физических знаний: от исходных фактов к ядру физической теории (понятия, модели, законы, принципы), от него к выводу следствий (теоретическое предвидение), затем от экспериментальной проверки выводов к уточнению теории и её практическому применению.
Успешное развитие мышления школьников, формирование у них практических умений и навыков, развитие потребности в непрерывном, систематическом пополнении знаний невозможны без активного участия самих учеников в познавательном процессе. Ученики - это дети разных возрастов. Дети всех возрастов любят играть. Поэтому игры на уроках можно и нужно применять как средство активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся.
1. Использование иллюстраций на слайдах при изучении физики на 1 ступени обучения.
Тема: Равномерное движение. Скорость в животном мире (в мире техники).
Закрепление формул: V=s\t, S=V* t, t=s\v.
На слайде показывают рисунок или фотографию животных,
рядом необходимые данные. Найти третью величину.
10 км
15 мин
V=?
2. Фронтальный опрос.
А) формулы на слайдах. Показывать их по очереди и заставлять прокомментировать. Работа идет в быстром темпе.
Б) Работа с круг - сигналами. Учитель на слайдах показывает задание, дети поднимают круг-сигналы с нужным ответом. Заранее изготавливаются по нужным темам:
на повторение нескольких формул по теме;
единицы измерения физических величин;
решение устных задач.
1 деталь 2 деталь, закрепляется гвоздиком на 1 детали
v=s/t
s=v*t t=s/v
v=v1+v2
3. Эстафеты формул или единиц измерений.
Каждый ряд получает листок с заданием. 5 заданий -5 парт в ряду. Какой ряд быстрее справится с заданием.
Эстафета формул: Эстафета единиц измерений:
A=I t 1м= см
= R см2= мм2
=U/ мм= дм
=I2 t м= мм
= IUt см2= м2
4. Игровые кубики - используются для закрепления основных законов
физики и формул по теме.
Кубик Георга Ома:
Кубик «Электричество- формулы»
5. «Морской бой» по теме «Закон Ома для участка цепи».
Каждая команда получает модели кораблей, которые закрепляют на поле с помощью магнитов. 2 команды по 3 экипажа в каждой команде. Экипажи получают карту задач. Снаряды — задачи. Ответы - число - номер квадрата, в который попадает снаряд. 20 минут экипажи решают задачи в тетради. Затем за 20 минут поочередно 1 человек из экипажа комментирует задачу: дано, найти, решение, ответ. Снимают убитые корабли. В конце подсчитывают количество сбитых кораблей. Победившая команда получает «5».
6. «Восхождение на пик знаний»
На уроках обобщения или повторения большого раздела. Класс делится на 6 команд, каждая из которых получает карту заданий. 6 привалов - 6 заданий. Задания могут быть разные: качественные задачи, расчетные задачи, практические (лабораторные), проверка формул, проверка единиц измерений, перевод единиц и т.д. Команда решает задачи и отвечает учителю. Учитель может спросить любого из команды. После правильного ответа команда передвигает свою фишку на следующий приют и готовит следующее задание. Команда, первая пришедшая на пик знаний получает «5», вторая - «4», последняя - «3».
7. Кроссворд по оптике (может быть одним из вопросов к предыдущему заданию или повторение в начале урока).
При правильных ответах на все вопросы в выделенных горизонтальных клетках должно появиться название оптического явления. Проецируется на электронной доске. С каждым отгаданным словом проявляется слово на доске. Если класс поделен на команды – отвечают по очереди.
точка, в которой собираются все лучи, прошедшие через собирающую линзу; (фокус)
частично освещенное пространство; (полутень)
единица измерения оптической силы линзы; (диоптрий)
один из основных элементов оптических приборов; (линза)
вид предмета на экране; (изображение)
излучение, видимое глазом; (свет)
оптический прибор, позволяющий рассматривать предметы на большом расстоянии от наблюдателя; (телескоп)
раздел физики, в котором изучаются световые явления; (оптика)
оптический прибор, образующий изображение предмета путем отражения падающих на него лучей. (зеркало)
Ответ: ОТРАЖЕНИЕ
8. Физическое лото.
Листы из картона расчерчиваю на клетки, которые заполняются следующим образом:
№1: Выписываю тексты, которые нужно понимать как вопросы или задания (определения можно дать словами или символами)
№2: Ответы в виде правых частей формул и выражений или оси координат для графиков, может быть и формула целиком.
№3: левые части формул или выражений, графики, может быть и формула целиком.
Всех карт по 2 экземпляра. Один экземпляр разрезаю - образуются фишки. Фишки перемешиваются и образуются пакеты №1, №2, №3. Планшетки должны вмещать в себя фишки до или после знака равенства в нужной части клетки.
Для планшетки №1 - нужны фишки №2 и №3; Для №2- нужны №3; Для №3 - нужны №2.
Игра используется как повторение, допуск к зачету, опросник. Проверить можно предложить другому ученику и тоже поставить оценку.
№1:
Формула гидравлического пресса | Определение КПД | Формула силы тяжести | Формула работы через силу и путь | Уравнение равномерного движения |
Равнодействующая сил, если силы направлены в одну сторону | Определение мощности | Выражение объема через массу и плотность | Формула давления | Выигрыша в работе быть не может |
Выражение массы через объем | Формула веса | Формула давления столба жидкости | Единица мощности в СИ | Определение давления |
Выражение архимедовой силы | Выражение 1 Дж через 1Н и 1м | Выражение 1 Па через 1Н и Л 2 1 М | Формула работы | Формула мощности |
№2:
=s2/sl | =Апол/Азат | =mg | =сила*путь | =vt |
=F1+F2+... | =работа/время | =m\p | =F\S | Апол<Азат |
=pV | =mg | =Pжgh | =1Дж\с | =сила\площадь |
=PжgVT | =1Н*1м | =1Н\м2 | =Fs | =A\t |
№3:
F2\F1 = | ῃ= | Fm= | Работа= | S= |
R= | Мощность= | V= | p= | Апол\Азат< 1 |
m= | P= | p= | 1Вт= | Давление= |
Fapx- | 1Дж= | 1 Па= | A= | N= |
Литература:
«Формирование познавательных интересов учащихся на уроках
физики» И.Я. Панина, М. 1998г.
«Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении
физики» JI.A. Иванова, М. 1997г.
Собрание сочинений К.Д. Ушинский, т.5 с.27, 1969г.
Журнал «Физика в школе» подписка за 1999-2003г
Технологический учебник под редакцией А.И. Архиповой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики
Очень важно при обучении,чтобы ребенок любил ваш предмет.Тогда он будет учиться с увлечением , стремиться познать больше нового и интересного ....
Формирование познавательного интереса школьников на уроках физики
...избирательная направленность познавательного интереса всегда связана и с отношением его к предмету. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов дан...
Активизация познавательного интереса учащихся на уроках физики
Выступление на заседании учителей физики, математики, информатики...
Личный опыт формирования познавательного интереса учащихся к изучению физики
Существует необходимость в разработке мотивационного компонента процесса обучения физике,т.к.в существующей практике обучения занимательность занятий в классе способствует поддержанию интереса в обуче...
Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики
Формирование познавательного интереса на уроках физики - важная ступень в изучении предмета....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ"
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Альберт Эйнштейн. ...