Формирование познавательного интереса школьников на уроках физики
методическая разработка по физике по теме

...избирательная направленность познавательного интереса всегда связана и с отношением его к предмету. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов данной предметной области обязательно связано и с отношением к ней....Важно, чтобы учащиеся активно и эмоционально работали на уроке, поскольку их отношение к учению проявляется не только в умственной и предметной деятельности, но и в эмоциях... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnogo_interesa.docx13.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса школьников

на уроках физики

        Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования в учебном процессе познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса.

        В самом общем определении: познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

        Такие педагоги и деятели, как А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н Толстой, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, отводили ведущее место в учебном процессе именно интересу. В наше время проблемой активизации познавательной деятельности школьников занимались такие учёные, как Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С. Роботова, В.А. Филлипова, И.Г. Шапошникова, И.Я. Ланина. Эти учёные рассмотрели проблемы формирования познавательных интересов во взаимосвязи с процессом становления личности школьника и проблемами совершенствования урока, систематизировали основные достижения педагогики по данной проблеме. Неоценим вклад в эту область Я.И. Перельмана. Этот советский учёный посвятил свою научную деятельность популяризации точных наук, таких как физика и математика.

        В.Н. Липник пишет что "...избирательная направленность познавательного интереса всегда связана и с отношением его к предмету интереса. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов данной предметной области обязательно связано и с отношением к ней".

        А.И. Бугаев пишет: "Важно, чтобы учащиеся активно и эмоционально работали на уроке, поскольку их отношение к учению проявляется не только в умственной и предметной деятельности, но и в эмоциях".

        В этих высказываниях отражена актуальность проблемы формирования познавательного интереса, которую очень ясно и точно выразила И.Я. Ланина: "...главная функция учителя - это не передача знаний, а создание определённого отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное усвоение "К сожалению, многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому - ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее, и, соответственно интерес детей всё боле гаснет, ничем не поддерживаемый. Этому очень способствует и чрезмерно "охлаждённое", формализованное преподавание.

        Анализ дидактической и психологической литературы показал, что разработок, позволяющих развивать интерес, крайне мало. Кроме того, они рассчитаны на школьников того времени, когда выпускались эти книги. Нельзя не учитывать, что интересы современных школьников во многом изменились. А значит, следует творчески подходить к организации учебного процесса. И в отношении имеющихся старых разработок можно сказать, что следует опираться на основные, фундаментальные принципы, методы и способы, указанные в них, комбинируя, дополняя и творчески преобразовывая которые учитель сможет находить собственные, "фирменные" подходы для того, чтобы создать у учащихся интерес как предпосылку для появления более сложной его разновидности - интереса познавательного.

         Вообще, следует сказать, что нет одного единственно возможного подхода. Для формирования интереса у школьников следует применять самые различные подходы: и постановку проблемных ситуаций, и проведение беседы, применять игровой, коммуникативный, индивидуальный подходы, широко использовать наглядность и т.п. Но всегда на уроке должна быть нормальная ненапряжённая рабочая атмосфера. Разрушению такой атмосферы во многом способствует решение задач на уроках. Педагог В.И Елькин вместе со своим сыном проводил исследование задачников разных лет выпуска и пришёл к выводу, что ":год от года задачники теряли дополнительную познавательную информацию, которую раньше несли с собой условия задач. Задачи стали более академичными, сухими". Для решения этой проблемы он предлагает необычные задачи-рассказы с участием в них разных литературных героев: Шерлока Холмса, Робинзона Крузо и мальчика Почемучки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...

«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка».

«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках  английского языка». Развитие познавательного интереса одна из актуаль...

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики

Очень важно при обучении,чтобы ребенок любил ваш предмет.Тогда он будет учиться с увлечением , стремиться познать больше нового и интересного ....

«Формирование познавательного интереса школьников на уроках иностранного языка»

Отчет по теме самообразования учителя английского языка Едигаревой Л. Д.  с презентацией....

Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики

Формирование познавательного интереса на уроках физики - важная ступень в изучении предмета....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ"

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Альберт Эйнштейн. ...