Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики
статья по физике по теме
Очень важно при обучении,чтобы ребенок любил ваш предмет.Тогда он будет учиться с увлечением , стремиться познать больше нового и интересного .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики.
Учитель: Голотина И.В.
Где только возможно изучение,
Должно стать переживанием.
А.Эйнштейн.
В течение нескольких лет работаю над проблемой Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики.
Оптимизация учебного процесса имеет большое значение в обеспечении эффективности обучения. Формирование познавательных интересов учащихся одна из самых значимых идей направленных на совершенствование учебного процесса.
На уроках я стараюсь создать положительную эмоциональную установку к труду и учению. Учение с интересом, с увлечением активизирует процессы мышления. Начиная с простейших опытов и решения качественных задач воспитываю творческое отношение к труду. Всегда стараюсь выбрать такую форму урока, которая в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач и проведения эксперимента.
Физика занимает особое место среди наук естественного цикла так, как она создает у учеников представление о научной картине мира, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение.
Если ребята работают с интересом, то повышается качество знаний , формируются положительные мотивы учения и активная жизненная позиция, что в конечном итоге способствует эффективности процесса обучения.
Стараюсь так организовать урок так, чтобы ученик, выступал активным участником деятельности и развивал свою личность. Эмоции играют большую роль в учебной деятельности школьников. Часто они побуждают ребят к высказываниям, активному участию в классных событиях, увеличивают напряжение их сил, положительно влияют на внимание.
Чтобы вызвать у ребят эмоции я применяю с этой целью описание физических явлений в виде коротких рассказов или сказок, также формулирую условие задачи.
Такой прием оживляет урок, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует закреплению полученных знаний и, что не менее важно, позволяет учить ребят красиво и образно выражать свои мысли , а воспринимая текст, осмысливать с научной точки зрения описанное в нем явление.
Приведу примеры:
Отрывок из сказки Страна маленьких эльфов.
В одной удивительной стране есть три города. Твердоград , Жидкоград, Газгород. Живут в них невероятно маленькие эльфы, которые зовутся молекулами. В каждом городе свои порядки, которые эльфы никогда не нарушают. Заглянем в к город Твердоград.
В Твердограде все домики построены строгими, правильными рядами, и эльфы живут там очень дружно по правилу: Один за всех и все за одного. В Твердограде все любят порядок и дисциплину. Каждый твердоградец настолько привязан к своему постоянному месту жительства, что почти никогда его не покидает. Поэтому в этом городе путешествуют очень редко и при особых обстоятельствах. Со своими соседями твердогадцы поддерживают тесные связи. Все это делает Твердоград в случае различных нападений очень стойким городом.
Хорошо зарекомендовало себя и составление условия физических задач в форме короткого рассказа:
Вчера пришел ко мне друг Женя. Я человек вежливый, предложил ему выпить чая. Поставив на стол, две одинаковые чашки положив в них разные ложечки стальную и алюминиевую, после чего налил кипяток. Женя меня спросил: А как ты думаешь, ложечки из чая не вынимать, у кого остынет быстрее.
Такого типа задачи стараются решить даже те учащиеся, у кого интерес к предмету по разным причинам снижен.
Очень любят ребята загадки с физическим содержанием: Было у царя две дочери. Одна старшая, другая младшая. Пришло время выдать их замуж. Старшая сестра хотела выйти замуж, а младшая нет. Приданное было одно. Царь-батюшка позвал их и сказал: Вот вам две кастрюли. Налейте одинаковое количество, поставьте их на одинаковый огонь и накройте крышками. У кого быстрее закипит вода, тот первый выйдет замуж. Вода в кастрюле закипела первой у младшей сестры .Почему.
Также я использую на уроках пословицы, поговорки, стихи, прозу и даже анекдоты с физическим содержанием.
Например:
Правда-что масло, везде наверх всплывает.
Шило в мешке не утаишь.
Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как ты плывешь по неподвижной реке.
С. А. Есенин
Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман …
(Как образуется вечерний туман).
Е. Н. Носов. (Как патефон петуха от смерти спас.)
Между тем мороз не сдавался. Он трещал в старых бревнах дома, проступал колючей солью на оконных ручках и шляпках дверных гвоздей.
(Почему мороз трещал в бревнах дома .Почему на оконных ручках и шляпках гвоздей проступал колючей солью).
На уроке.
Учитель спрашивает ученика:
Скажи, ты знаешь разницу между молнией и электричеством.
Да, молния- это бесплатное электричество.
( Оцените, сколько может стоить молния.)
Вдохновленные таким процессом деятельности ребята сами сочиняют стихи, сказки, рассказы, составляют тесты, готовят сообщение о новейших открытиях в области физики. Составляют кроссворды и условия физических задач. Конструируют приборы для физических опытов. Во время опроса домашнего задания, задают вопросы отвечающим, по всему ранее изученному материалу, показывая хорошее знание учебного материала и большую заинтересованность в его усвоении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...

Коллективная деятельность - как один из путей активизации и формирования познавательных интересов учащихся на уроках физики.
Статья, посвященная различным формам коллективной работы на уроке физики...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики".
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики на основе использования элементов современных образовательных технологий и нетрадиционных форм обучения...
Формирование познавательного интереса школьников на уроках физики
...избирательная направленность познавательного интереса всегда связана и с отношением его к предмету. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов дан...

Личный опыт формирования познавательного интереса учащихся к изучению физики
Существует необходимость в разработке мотивационного компонента процесса обучения физике,т.к.в существующей практике обучения занимательность занятий в классе способствует поддержанию интереса в обуче...

Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках физики
Формирование познавательного интереса на уроках физики - важная ступень в изучении предмета....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ"
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Альберт Эйнштейн. ...