Сдать ЕГЭ по физике? Это не так то просто!
статья по физике (11 класс)
Рассматриваются результаты сдачи ЕГЭ по физике как следствие существующего процесса обучения в современной школе и изменения окружающей социальной среды. Рассматриваются трудности усвоения учащимися предмета физики вследствие неумения «читать» так, чтобы понимать смысл прочитанного.
Успешность освоения физики связана со знаниями, получаемыми на других предметах – русском языке, литературе, чистописании, истории, математике, и т.д.
Введение ЕГЭ ослабило связи между предметами. Переключение технических ВУЗов на информатику в качестве приёмного экзамена также снижает мотивацию к изучению физики.
Предлагаются решения по выходу из создавшейся ситуации. Решения сводятся к фундаментальному изменению процесса обучения в школе: к обозначению иерархии предметов, к переоценке итогов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_fizika_2022_statya_skor.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.А.Смирнов
Учитель физики высшей категории с 1995.ГБОУ 114 СПб
Эксперт ЕГЭ по физике с 2010 г.
В.А. Комшилова
Учитель физики высшей категории с 1995. ГБОУ 114 СПб
Эксперт ЕГЭ по физике с 2009 г.
К.т.н. Старший научный сотрудник
Сдать ЕГЭ по физике? Это не так то просто!
Прошло более 10 лет с начала сдачи ЕГЭ по всем регионам России. Период с 2001 по 2009 –можно считатьстановлением системыЕГЭ.
Некоторые результаты сдачи экзамена по ФИЗИКЕ с 2010 года:
- Минимальный проходной балл почти не менялся – 36 итоговых баллов
- Минимальное количество первичных баллов уменьшилось до 11 - 12 (для набора итоговых «проходных» - 36)
- При проверке задач повышенной сложности (оставим старую терминологию - части «С»), учащиеся получали примерно 1 первичный балл из 30 возможных (0,5 первичных балла на одного сдающего !!!). Цифры получены в результате нашей работы по проверке задач части «С» с 2010 года по 2020 год. В последние 2 года (2021 и 2022) результат подрос до 1-1,5 первичных балла на одного сдающего.
Очевидные выводы из приведённых результатов:
- С каждым годом уровень знаний учащимися базовой части ЕГЭ по физике если и не падает, то качественного роста не наблюдается
- Уровень решения учащимися задач повышенной сложности (части «С») остаётся на очень низком уровне
Почему такие низкие результаты и что делать?
Наша субъективная точка зрения включает несколько очевидных основных причин столь грустных результатов.
- Физика – предмет, зависимый от других дисциплин.
Очевидно, что знание физики, в основном, зависит от знаний учащимися русского языка, литературы и математики. Кроме того, зависит от знания английского, немецкого, латыни, истории, географии, ОБЖ, музыки, физкультуры и т.д. Чтобы понимать физику нужно быть эрудированным человеком. Чтобы стать «эрудитом» и быть готовым хоть немного понимать физику, достаточно каждый день читать книги и всегда смотреть на мир широко открытыми глазами, а не тупо давить на клавиши в очередной компьютерно-телефонной игре.
Например, при изучении конвекции в 8 классе, изучается бриз дневной (к берегу) и бриз вечерний (от берега). Рекомендуем учителю вспомнить песню Э. Успенского «Лился сумрак голубой в паруса фрегата...» и задать вопрос: «почему пираты уплывали на разбой вечером?». Можно процитировать строки изромана А. Дюма «Граф Монте-Кристо»:"Фараон", - господин Моррель! Отдан сигнал, "Фараон" входит в порт…» задавая вопрос: «почему «Фараон» входил в порт днём?». Может после таких уроков и песню послушают, и роман прочитают, а заодно и тему конвекции лучше поймут. Плюс к этому улучшится чуть-чуть грамотность и подрастёт словарный запас.
Сегодня основная масса учащихся обладают малым словарным запасом, не понимают значения многих бытовых слов.
Например, в 7 классе, в задаче на расчёт давления, слова: «… двухосный прицеп…», были поняты однозначно и правильнотолько пятью учащимися из всей параллели (около 80 учеников). Большинство использовало в решении одно колесо, а их оказывается целых четыре.
Большинство не умеет читать учебники по физике (и не только их), в лучшем случае заглядывает в конспект уроков. Качество знаний в результате учёбы по конспекту стремится к нулю.
Малый запас слов, неумение работать с книгой и вообще неумение самостоятельно работать приобретаются в детстве. Причина – отсутствие правильного дошкольного воспитания, не приучение к чтению, к самостоятельной работе, хотя бы к уборке. Ребёнок до 1-го класса должен в себя вобрать не только определённый объём информации об окружающем мире, но и уже учиться её добывать . Задача родителей по воспитанию резко усложнилась. У родителей появился сильный конкурент – интернет. Очевидно, что чем больше труда ребёнка будет вложено в получение информации, тем более ценны конечные результаты. Конечная цель известна - вырастить человека умеющего «учиться» (учить себя).
Очень большое влияние на физику оказывает «чистописание» и черчение. В начальной школе детей заставляют фиксировать дату, тему урока, «красные» строки, поля, интервалы и пропуски. Их учат структурировать текст, соблюдать форму записи. Хорошо в начальной школе учат культуре записей. Но, после перехода в 5 класс, главное начинает уделяться «содержанию». При этом требования к культуре оформления (чёткому структурированию) снижаются. Чертежи, эскизы, графики – основа в записи условия физических задач. Однако, грамотно выполнить простейший эскиз к задаче: автомобиль на дороге, с указанием вектора скорости, действующих сил, координатных осей - это почти невозможно. Нарисовать спичечный коробок в трёх проекциях с указанием размеров, не говоря уже об его виде в аксонометрии – это очень сложно. Умение читать и изготавливать чертежи и эскизы, утрачено, благодаря исключению из школьной программы трудов (столярного, слесарного, станочного, кройки и шитья и т.д.).
- «Эпоха» ЕГЭ разделила все предметы высокими «заборами».
Русский язык и математика имеют статус обязательных предметов, а физика имеет статус «по выбору».
В 90-е и нулевые годы было очень просто «в рабочем порядке» синхронизировать программы по физике и математике (синусы, производные, графики и т.д.). До «эпохи» ЕГЭ учителя всем коллективом реально решали задачу единого образовательного пространства. Сегодня главная задача учителя – сдать свой экзамен по ЕГЭ и хорошо отчитаться по своему предмету. При этом проблемы других кафедр – это их проблемы.
Отсутствие простых математических навыков отпугивает от изучения физики уже в 7 классе. Учащиеся могут оперировать очень сложными (почти философскими) математическими понятиями, но не имеют навыков в устном счёте (дайте калькулятор), дроби – это что-то невозможное, чтение графиков – это какие-то абстракции, стандартная форма записи числа – нет, мы будем до 11 класса рисовать гирлянды из нулей. Приходится изучать математику на уроках физики, естественно за её счёт, т.к. выполнение предметных программ жёстко регламентируется и контролируется.
- Учащиеся и ВУЗы переключаются с физики на информатику
Понимание и знание физики всегда считалось признаком ума. Но есть и такой взгляд: «…если ты такой умный, то почему такой бедный…?». Желание «хорошо и сытно жить» и громадная трудоёмкость предмета (физики) заставляет учащихся выбирать более доступные им пути. Очень часто идёт выбор в пользу IT-направленности своей будущей деятельности. Выбор понятен. И этот выбор абсолютно правильный с точки зрения государственного бюджета. IT отрасль является третьей по важности для госбюджета после нефтегазовой и сельскохозяйственной. Дети с младенчества имеют дело с различными электронными устройствами и быстро осваивают новые технологии, особенно игровые. Смотреть по сторонам на окружающий мир, им просто некогда, а иногда и неинтересно. Однако, от ITспециалиста, вооруженного знаниями по физике пользы будет во много раз больше.
- Что же делать с обучением физики?
Вывод из предыдущего абзаца очень простой: нужно IT технологии внедрять в физику. При этом физика станет ещё более зависимой. К упомянутым ранее предметам, добавляется информатика.
Появляется очевидный вопрос и очевидный ответ. Как в обычной школе за 2 часа в неделю устранить нестыковки программ с математикой и добавить IT технологии? Ответ - никак! В обычном классе сегодня только 1-2 учащихся (штучный «товар») могут знать и понимать физику.
Появляется кощунственный для физиков вопрос. Нужна ли в школе физика в таком объёме?
Ответ, к сожалению, мало зависит от рядовых граждан. Он определяется только стратегической политикой нашего государства.
Если будем продолжать политику «глобализации» 90-х и добровольно уничтожать собственную промышленность, сельское хозяйство, армию («Запад нам поможет»), то физика, в принципе, лишний предмет.
Если стратегия созидательная, с упором на «производство средств производства», то физика один из главнейших предметов в школе и жизни. При созидательной стратегии автоматически появляются новые рабочие места, требующие квалифицированных инженеров и техников.
Придётся опять перестраивать учебные программы, выделять изучению физики необходимое количество часов, возвращаться к программам советского периода, но с учётом уже современных реалий.
- А что делать со школой?
Если мы хотим знать физику и, вообще, иметь хороших выпускников школы, пора начинать избавляться от школьных «потёмкинских деревень» в части «очень золотых» медалистов, динамики и процентовки обученности, средних баллов, запретов на двойки и т.д. Для этого необходимо:
- Сформулировать главную цель и задачи школы.
Цель: воспитание вместе с родителями подрастающего поколения, которое любит, уважает свою Родину, готово её защищать и работает на её благо.
Задачи: научить детей самостоятельно учить себя, детям осознанно выбрать свою профессиональную направленность, подготовить детей к самостоятельной жизни (в том числе и к зарабатыванию денег).
- Обязательно выстроить официальную иерархию изучаемых дисциплин.
Основные предметы:
- История и конституция России
- Этика человеческих отношений (религиозная, национальная и межгосударственная толерантность)
- Русский язык и литература
-Риторика, чистописание (машинопись), логика
- Физкультура (включающая танцы и этикет)
- Арифметика, элементарная информатика
- Труд
- Начала медицинской самопомощи и самозащиты
Специальные предметы:
- Иностранный язык
- Математика
- Информатика
- Физика, география, биология, химия, астрономия…
Все предметы должны иметь области взаимопроникновения и образовывать единое образовательное пространство.
- «Золотые» медалисты должны соответствовать своему званию, не должны «готовиться» по специальным «административным» технологиям. Наш производственный опыт, к сожалению, показал, что очень редко это «золото» настоящее. Ведущими на производстве раньше являлись и являются сегодня выпускники специализированных физико-математических школ.
- Оценки в аттестатах обязаны соответствовать приобретённым знаниям, при этом оценка 2 может и обязана быть (и перевод с 2-ми в следующий класс)
- Умерить «административный восторг» (синдром вахтёра) педагогическому руководству на всех уровнях.
- С конца 2018/2019, учебный процесс в IV четверти почти парализован директивными ВПР, репетициями ЕГЭ, погружениями в предмет и т.д.
- В конце 2019/2020, учебный процесс был переведён на режим дистанционного обучения. Это требует отдельного анализа. Все отличники на «дистанте» – знания почти на нуле.
- Не доводить до полного абсурда требования по подготовке помещений к сдаче ЕГЭ, когда снимаются портреты учёных, писателей, календари и т.д.
- Дать учителям возможность нормально работать. Работать, а не соответствовать хамскому термину «оказывать образовательные услуги (ИСО 9002)».
- Защитить учителей от определённого типа родителей: любителей писать в вышестоящие инстанции, скандалистов, поучающих работать, чиновников любых других структур…
- Чтобы родители несли материальную ответственность за своих детей. Типовые слова:
- мы на дачу
- мы едем в Финляндию открывать/закрывать визу
- уезжаем от войны
- ребёнок болел, и я разрешил/-а ему не идти в школу
- у нас отпуск и ребёнок с нами уехал/приехал (в разгар учёбы)
- ребёнок у нас гений, а Ваш предмет ему в жизни не пригодится.
Если у нас бюджетное образование, то пусть родители, позволяя детям прогуливать, в безусловном административном порядке, выплачивают стоимость невостребованных ими государственных «услуг» в двойном размере. Один раз за то, что пропустили, т.е. пустили бюджетные деньги на ветер, второй раз на оплату труда учителей по ликвидации у ребёнка пробелов в образовании. Очевидно, что за попустительство родителям в подобных ситуациях, необходимо очень жёстко наказывать школу.
- Если родители будут нести реальную ответственность за своих детей, то соответственно и учителя должны чётко соблюдать урочную и внеурочную дисциплину. На уроках должен быть учебный процесс, а все праздники и подготовка к ним только после уроков.
- Привлечь в школу молодёжь, особенно мужчин. Работа в школе должна быть престижной и защищённой.
Мечты…
«Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе»
Санкт-Петербург
2022
Стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».
Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...
Настоящее простое, будущее простое, прошедшее простое времена
УМК М.З. Биболетова “Enjoy English”, 4th grade.Подготовка к контрольной работе ”Времена английского глагола”.Present Simple, Past Simple, Future Simple.При изучении времен английского язык...
2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"
Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...
Программа по физике7 кл (1 час в неделю надомное обучение)
Программа по физике7 кл (1 час в неделю надомное обучение) к учебнику Перышкин...
А.А.Смирнов В.А.Комшилова Сдать ЕГЭ по физике? Это не так то просто!
Рассматриваются результаты сдачи ЕГЭ по физике как следствие существующего процесса обучения в современной школе и изменения окружающей социальной среды. Рассматриваются трудности усвоения учащимися п...
А.А.Смирнов В.А.Комшилова Сдать ЕГЭ по физике? Это не так просто!
Рассматриваются результаты сдачи ЕГЭ по физике как следствие существующего процесса обучения в современной школе и изменения окружающей социальной среды. Рассматриваются трудности усвоения учащимися п...
Рабочая программапо физике7-9 кл Конструктор
Рабочая программа составлена для 7-9 кл по учебнику Перышкина на 2023 /24 уч.год...