Технологическая карта урока физики "Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Разработка технологической карты урока физики на тему "Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
Липецкой области «Институт развития образования»
Урок по физике 8 класс
«Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел»
Подготовила слушатель курсов
учитель Кузовлева Н.В.
2021
Технологическая карта урока
Класс: 8.
Тема урока: Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел.
Цели урока: изучить особенности поведения вещества при переходе из твёрдого состояния в жидкое и обратно; рассмотреть процессы плавления и отвердевания кристаллических тел.
Задачи урока:
- обучающие: сформировать знания о характере движения и взаимодействия молекул вещества в различных агрегатных состояниях, взаимных переходах вещества из одного агрегатного состояния в другое, о процессах плавления и кристаллизации; сформировать понятия о процессах плавления, отвердевания (кристаллизации), температуре плавления (кристаллизации);
- воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся и воспитанию эстетического вкуса;
- развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся и развитию умений анализировать, сравнивать, формулировать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Формируемые умения: анализировать графики, определять и объяснять понятия, делать вывод на основе полученной информации, оценивать свои достижения.
Планируемые результаты:
- Предметные: развитие устной речи; развитие умений отвечать на вопросы, высказывать своё мнение; активизация изученного материала;
- Метапредметные: формирование умения систематизировать ранее приобретённые знания; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умение работать индивидуально и в группах;
- Личностные: формирование мотивации к изучению математики и физики; развитие творческих способностей.
Оборудование и программное обеспечение: интерактивная доска либо компьютер и мультимедийный проектор, электронные таблицы, программное обеспечение Relab, цифровой датчик температуры Relab, нетбуки.
План урока
Этап 1. Мотивация к деятельности (2 мин).
Этап 2. Актуализация и обобщение знаний (8 мин).
Этап 3. Изучение нового материала (10 мин).
Этап 4. Применение полученных знаний (12 мин).
Этап 5. Контроль усвоения материала, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (7 мин).
Этап 6. Домашнее задание, рефлексия (6 мин).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация к деятельности — 2 мин. | Проверяет готовность к уроку; организует внимание класса к работе на уроке; создаёт положительный эмоциональный настрой у учащихся. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. |
2.Актуализация и обобщение знаний — 8мин. | Проводит фронтальную беседу; актуализирует имеющиеся знания у учащихся; проводит обобщение терминологического и понятийного аппарата, используемого для описания агрегатных состояний вещества; создаёт для учащихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о способе и средствах достижения поставленной цели. Вводная беседа Вода, лёд, водяной пар. Что общего и что различного? Какие состояния вещества вы уже знаете из 7 класса? Где в природе мы можем наблюдать переход из одного агрегатного состояния в другое? Приведете примеры использования человеком разных агрегатных состояний веществ. Наступает холодное время года, и мы будем наблюдать изменение агрегатного состояния. Какое? Как мы с вами сформулируем тему урока? Чем отличается вещество в разных агрегатных состояниях? | Отвечают на вопросы; высказывают свои предположения; Предлагают и согласовывают с учителем тему и цели урока; предлагают способы и средства достижения целей; выполняют тестирование |
3.Изучение нового материала — 10мин. | проводит фронтальную беседу; актуализирует имеющиеся знания у учащихся; проводит обобщение терминологического и понятийного аппарата, используемого для описания различных состояний вещества; создаёт для учащихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о способе и средствах достижения поставленной цели; организует обсуждение просмотренного видеофрагмента. Демонстрация опыта. В прозрачном сосуде с водой плавают кусочки льда, сосуд закрыт крышкой. У меня в сосуде находится вещество, которое может находиться в трех состояниях. О каком веществе идет речь? (о воде) В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?(твердом, жидком и газообразном) Отличаются ли друг от друга молекулы льда, воды и водяного пара? Почему же у этих трех агрегатных состояний разные свойства? Давайте вспомним особенности строения твердых тел, жидкостей и газов. Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого? Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел? Передавая телу энергию, можно перевести его из твердого состояния в жидкое, а из жидкого – в газообразное. Запишите новые для вас понятия. (плавление, кристаллизация) Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? Приведите примеры Рассмотрите, какие возможны переходы вещества из одного состояния в другое и как такие переходы называются К кристаллам относятся: металлы, лед, нафталин, снежинки, каменная соль, алмаз, гранат, кварц, турмалин, изумруд, кальцит Рассмотрим таблицу 3, стр 32 учебника. Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий? тугоплавкий? Если сосуд с водой поместить в среду, где температура меньше 0 , какой процесс можно наблюдать? | отвечают на вопросы; высказывают свои предположения, анализируют просмотренный видеофрагмент. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Записывают в тетради новые понятия |
4.Применение полученных знаний — 12мин. | Формулирует задание; контролирует выполнение работы; организует работу в малых группах; организует обсуждение результатов исследования; наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между различными характеристиками звука, помогает выяснить причины допущенных инструментальных или статистических ошибок, определить способы их исправления. — А теперь давайте выполним работу по проверке сформулировнной ранее гипотезы. Для этого необходимо провести эксперимент и проанализировать полученные данные. Не забудьте также сформулировать выводы. Ход работы С помощью датчика и щупа температуры 1.Определите температуру воздуха в классе. Сбросьте значения датчика температуры. 2. Слегка касаясь датчиком температуры открытой ладони, определите максимальное значение температуры ладони (у каждого учащегося в группе). 3. Измерьте температуру воздуха внутри варежки, лежащей на столе. 4. Определите температуру ладони в варежках. | Отвечают на вопросы; анализируют график плавления льда и отвердевания воды; выполняют лабораторную работу по проверке гипотезы о том, греют ли варежки; работая в группах по инструкции, заполняют таблицу результатов; оформляют результаты измерений и расчёты в тетради. Учащиеся изучают график плавления и отвердевания и отвечают на вопросы. 1. Что происходит на каждом участке графика? Какие участки графика соответствуют нагреванию? (Ответ: АВ и CD.) 2. Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении? (Ответ: при нагревании температура вещества повышается, а при охлаждении — понижается.) 3. На каких участках графика температура вещества не меняется? Что это означает? (Ответ: ВС и EF; эти участки графика соответствуют процессам плавления льда и отвердевания воды.) 4. Почему участки ВС и EF графика параллельны оси времени? (Ответ: температура вещества на этих участках не изменяется.) Проводят эксперимент; знакомят учителя с результатами выполненной работы. Цель: определить, греют ли варежки. Гипотеза: отметьте ваше предположение: 1.варежки греют; 2.варежки сохраняют моё тепло. Полученные измерения заносят в таблицу Далее анализируют полученные данные, отвечая на вопросы: Что является источником тепла в этом эксперименте? Если варежки не выделяют тепло сами по себе, то почему в них тепло? В завершение этого этапа объясняют разницу между производством и сохранением тепла. |
5.Контроль усвоения материала, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция — 7мин. | Организует обсуждение результатов исследования; наводящими вопросами помогает учащимся сформулировать правильные выводы; отмечает противоречия между ожидаемыми и полученными результатами. | Сравнивают средние результаты своей группы с результатами, полученными другими группами; формулируют выводы и оформляют лабораторное исследование в тетради или на специальных бланках. |
6. Домашнее задание, рефлексия — 6мин. | Информирует учащихся о домашнем задании; даёт комментарий по его выполнению; предлагает анкету для рефлексии к уроку Демонстрирует формулировки проблемы и целей урока; спрашивает: «Как вы думаете, решена ли проблема, достигнуты ли цели?» Если проблема не решена и цели не достигнуты, даёт своё объяснение. Кроме того, предлагает учащимся в дополнение к домашнему заданию подумать над способами решения поставленной проблемы и достижения указанных целей. | Задают уточняющие вопросы о выполнении домашнего задания; рассчитывают индивидуальный индекс качества урока; определяют степень соответствия поставленных целей результатам деятельности, степень своего продвижения к целям; высказывают оценочные суждения и соотносят результаты своей деятельности с целями урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: « Агрегатное состояние вещества. График плавления и отвердевания».
Данный урок проводится по физике в 8 классе при изучении раздела " Тепловые явления". На уроке применяются различные технологии, что позволяет облегчить детям усвоение нового материала. Дети сами став...
Технологическая карта урока по теме "Компьютерная графика"
Цели урока:Ø Учебные:· акцентировать внимание на графических возможностях компьютера·...
Технологическая карта урока по теме "Компьютерная графика. Создание трехмерных моделей"
Технологическая карта по дисциплине Информатика для 10 класса по теме: "Компьютерная графика. Создание трехмерных моделей". (углубленный уровень)...
Технологическая карта урока в 5 классе «Графика. Алфавит».
Урок по вышеуказанной теме способствует достижению целей: 1.Дать понятие о графике и предмете ее изучения, кратко познакомить с историей графики. 2.Показать значение знания алфа...
Технологическая карта урока по алгебре "Построение графика квадратичной функции" (9 класс)
Урок алгебры в 9 классе.Дата проведения: 12.12.2019 г.Учитель: Оськина Ольга АлександровнаТИП УРОКА: Урок открытия нового знания (ОНЗ).Формы: парная, индивидуальная, коллективная.Оборудование: ин...
Технологическая карта урока "Линейная функция. Построение графиков в одной системе координат" Урок алгебры в 7 классе
Урок алгебры в 7 классе с применением программы "Живая математика" и разными формами работы...
Методическая разработка урока физики в 8 классе «Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел»
Методическая разработка урока физики в 8 классе «Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел» с использованием оборудования Точки Роста...