Технологическая карта урока по алгебре "Построение графика квадратичной функции" (9 класс)
презентация к уроку по алгебре (9 класс)

Оськина Ольга Александровна

Урок алгебры в 9 классе.

Дата проведения: 12.12.2019 г.

Учитель: Оськина Ольга Александровна

ТИП УРОКА: Урок открытия нового знания (ОНЗ).

Формы: парная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, экран, передвижной компьютерный класс (3 ноутбука)

Информационное обеспечение: УМК "Алгебра 9", Мерзляк А.Г. и др., 2018.г., Программа "GeoGebra”

Цель: формирование умений и навыков построения графика квадратичной функции

Задачи:

  • Развивающая: формирование и развития аналитико-синтетического математического мышления
  • Образовательная: провести исследовательскую работу с учащимися по определению специфических свойств графика квадратичной функции
  • Воспитательная: обучать навыкам адекватной оценки результатов предметной деятельности на уроке, умения конструктивного сотрудничества в процессе парной или коллективной работы на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока алгебры по теме:

"Построение графика квадратичной функции "

Урок алгебры в 9 классе.

Дата проведения: 12.12.2019 г.

Учитель: Оськина Ольга Александровна

ТИП УРОКА: Урок открытия нового знания (ОНЗ).

Формы: парная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, экран, передвижной компьютерный класс (3 ноутбука)

Информационное обеспечение: УМК "Алгебра 9", Мерзляк А.Г. и др., 2018.г., Программа "GeoGebra”

Цель: формирование умений и навыков построения графика квадратичной функции

Задачи:

  • Развивающая: формирование и развития аналитико-синтетического математического мышления
  • Образовательная: провести исследовательскую работу с учащимися по определению специфических свойств графика квадратичной функции
  • Воспитательная: обучать навыкам адекватной оценки результатов предметной деятельности на уроке, умения конструктивного сотрудничества в процессе парной или коллективной работы на уроке

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Примечание

1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.





Приветствие учителя.



Просмотр слайд-шоу

Учащиеся отвечают, что парабола.

Учащиеся называют тему урока

Приветствие учащихся.

− Здравствуйте, ребята, рада всех вас видетьНаш урок хотелось бы начать словами Н.И.Лобачевского. О чём они? Наверно о том, что математику можно встретить повсюду, даже в самых неожиданных местах.

На экране написаны слова: (Слайд 1)

«Нет ни одной области математики,
как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется
применимой к явлениям действительного мира»

                       Н.И.Лобачевский


Мы сейчас посмотрим сдайд-шоу,в котором используется некоторый вам известный математический объект. Постарайтесь его узнать и после просмотра назвать.


(Слайды № 2-16)

Вопрос учителя по окончании просмотра:

 -Кто сможет сказать, какой математический объект увидел?

2. Актуализация знаний

- Хорошо, а теперь попробуйте отгадать тему нашего урока. (Слайд № 17)

Л.- сформированность ученической мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание

П. - формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

1 мин.

1-2 мин

1 мин

3. Постановка цели и задач урока.

Учащиеся называют цель

Учащиеся приходят к выводу, что по изученному алгоритму построить график данной функции не получается.

− Нужно остановиться и подумать.

− Составить алгоритм построения графика таких функций.

Учащиеся пересаживаются за компьютеры.

Формулируют цель работы на уроке для учащихся, исходя из личных затруднений:

Создать алгоритм и выработать у себя навыки построения графика квадратичной функции.

Учащиеся вместе с учителем приходят к выводу, что нужно привести квадратичную функцию к новому виду, чтобы можно было применить изученный алгоритм.

После ответа учащихся открывается Слайд № 18 :

«Построение графика квадратичной функции»

- Откройте тетради и запишите число и тему урока.

-Как вы думаете, каковы цель и задачи урока?

Открывается Слайд № 19, проверяем, насколько вы правы.

Учитель называет цели и задачи

(Слайд № 19)

Экран выключается.

           4. Постановка проблемы.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОБНОГО ДЕЙСТВИЯ:

Построить график функции: у = -2х²+8х-3

Время выполнения задания − 1 минута.

− Кто построил?

− Почему не смогли сделать?

5. Выявление причины затруднения.

− Что будете делать дальше?

− Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности

− Как вы можете достигнуть поставленной цели?

-Давайте вспомним, графики каких функций мы сможем построить с помощью изученного алгоритма:

y=кf(x)

y=f(x+n)

y=f(x)+m

Выполните построение этих графиков на компьютере в программе GeoGebra

Квадратичная функция в общем виде:

y=ax ² + bx + c     ?

Вывод формулы:

 y=a(x-  ) ² +   , где  = -

                                         =

М.- формирование УУД организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

Р – определяют цель учебной деятельности.

К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группе

2 мин.+ 5 мин (вывод формулы)

6. Реализация построенного проекта

План построения :

1. Описать функцию:

2. Найти координаты вершины параболы А (;  )

3. Записать функцию в виде

y=a(x-  ) ² +

4.Определить направление ветвей параболы по коэффициенту а.

5. Выполнить преобразования исходного графика у=х² согласно изученному алгоритму.

 6.Построить график функции

Учащиеся пересаживаются за компьютеры и выполняют проверку построения.

− Как вы думаете, теперь вы справитесь с пробным заданием? Выполните это задание еще раз.

у = -2х²+8х-3    - графиком является парабола, ветви которой направлены вниз

(т.к. а= - 2, а ˂ 0 );

Найдём координаты вершины параболы

 = - = 2

= 5

А ( 2; 5 ) – вершина параболы, тогда наша функция примет вид:

у= -2(х – 2)² + 5

Теперь применим изученный алгоритм:

1) график сдвинется вдоль оси ОХ вправо на 2 единичных отрезка

2) ветви направляем вниз и сжимаем график в 2 раза

3) график сдвигается вдоль оси ОУ вверх на 5 единичных отрезка

4) получаем график исходной функции

Проверьте себя, выполнив построение на компьютере 

Р.- работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации.

П.– передают содержание письменно в развёрнутом виде .

К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группе

10 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Описать функцию:

-что является графиком функции

-куда направлены ветви параболы

2. Найти координаты вершины параболы  по формулам

(ученики выходят к доске выполнять вычисления)

3. Записываем функцию в виде

у=(х – 1)² - 4

Выполняем построение в тетрадях:

 Сначала сдвигаем параболу у=х² вдоль оси ОХ вправо на 1 единичный отрезок,

Затем вдоль оси ОУ сдвигаем вниз на 4 единичных отрезка.

График исходной функции готов.

4. Учащиеся пересаживаются за компьютеры.

Пример: построить график функции

 у = х²-2х-3

-графиком является парабола,

-ветви которой направлены вверх (т.к. а=1, а ˃0)

(a=1, b= -2, c= -3)

Найдём координаты вершины параболы:

 = -https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/13/s_5cd9bf90f12d0/1157120_4.png=1;

  = 12-2-3=-4

A (1;-4)-вершина параболы

Функция принимает вид:

 у=(х – 1)² - 4

Проверяем себя на компьютере.


Р. – работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации (справочная литература, средства ИКТ).

П – записывают выводы в виде утверждений.

К – умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её.

6-7 мин.

Использование цифровых ресурсов по теме "Построение графика квадратичной функции" в классической интерпретации и с использованием ИКТ с помощью программы GeoGebra.

Дети работают по программе

GeoGebra используя цифровых ресурсов

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 

Учащиеся выполняют построение в тетрадях.

Построить графики функций:

1) у = х² + 6х + 5

2) у= - х² + 2х + 4

3) у = 3х² - 6х + 3

(Слайд № 18)

Проверка по образцу (Слайд № 19)

П – передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

К – умеют организовывать учебное взаимодействие с обучающимися.

5-10 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Задания «Решу ОГЭ» по математике.

В первой части по ОГЭ в 9 классах в задании 10 необходимо выяснить, насколько хорошо дети владеют базовыми знаниями и свойствами квадратичной функции. При подготовке к экзамену показать учащимся по программе GeoGebra:

Ссылка: https://math-oge.sdamgia.ru/problem?id=321919






П. - уметь ориентироваться в системе своих знаний, структурировать знания, использовать знако-символические средства.

Л. - уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности своей учебной деятельности.

1-2 мин.

9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

− Что нового вы узнали сегодня на уроке?

− Какова была цель вашей деятельности?

− Вы достигли цели?

− Как вы открывали новое?

Учащиеся выходят к доске и выбирают себе оценку.

Отвечают на вопросы учителя, тем самым проводя рефлексию своей деятельности на уроке

На доске вы видите оценки:

 «5»,  «4»,  «3»,  «2»

Оцените свою работу на уроке.

(Слайд № 20)

Встаньте рядом стой оценкой какую вы себе поставили.

Хорошо, садитесь.

2-3 мин

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Записывают в дневник домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Запишем домашнее задание:

Слайд № 21

Спасибо за урок (Слайд № 22)

2 мин.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики "Компьютерная графика"

Урок информатики в 6 классе, рассматривается вопрос кодирование графической информации. На уроке выполняется графическая работа в векторном графическом редакторе....

Технологическая карта урока на тему: "Строение и функции почек."

Почки - жизненно важный орган, сложный биологический фильтр, образующий мочу в два этапа, следовательно, почки поддерживают постоянство внутренней среды (гомеостаз...

Технологическая карта урока "Виды компьютерной графики"

Технологическая карта урока "Виды компьютерной графики" с использованием ЭОР...

Технологическая карта урока информатики "Компьютерная графика. Графический редактор" 5 класс

Цель: сформировать у учащихся умения работать в графическом редакторе Paint, научить создавать сложные графические изображения, научить составлять план для создания компьютерного изображения в графиче...

Технологическая карта урока "Взаимное расположение графиков линейной функции"

Технологическая карта урока "Взаимное расположение графиков линейной функции" в 7 классе по учебнику "Алгебра 7" Макарычев Ю.Н....

технологическая карта урока математики с презентацией, в 9 классе. "Функции и графики". итоговое повторение

Урок обобщения и систематизации знаний. Презентация содержит много наглядных заданий для повторения всех изученных за 7-9 классы  функций. Подробная технологическая карта урока. Материал может пр...